Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 ноября 2018 г. N 18-АПГ18-41
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Мачуляк Полины Сергеевны об оспаривании закона Краснодарского края от 5 мая 2004 г. N 696-КЗ "Об установлении границ муниципального образования Ленинградский район, наделении его статусом муниципального района, образовании в его составе муниципальных образований - сельских поселений - и установлении их границ"
по апелляционной жалобе административного истца на решение Краснодарского краевого суда от 2 июля 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Законодательным собранием Краснодарского края принят закон Краснодарского края от 5 мая 2004 г. N 696-КЗ (далее - Закон N 696-КЗ), которым муниципальное образование Ленинградский район наделено статусом муниципального района (статья 2) и установлены его границы (статья 1). В соответствии со статьей 3 названного нормативного правового акта в составе Ленинградского района образованы муниципальные образования - сельские поселения и установлены их границы согласно картам-схемам и описаниям.
Мачуляк Полина Сергеевна обратилась в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением о признании статьи 3 Закона N 696-КЗ не действующей в части образования в составе муниципального образования Ленинградский район других муниципальных образований - сельских поселений, ссылаясь на то, что данное положение является неопределенным по своему содержанию и вызывает неоднозначное толкование.
Административным истцом также заявлено требование внести в Закон N 696-КЗ изменения, согласно которым сельские поселения утрачивают статус муниципального образования.
В обоснование заявленных требований Мачуляк П.С. указала, что сельские поселения Ленинградского района наделены статусом муниципальных образований незаконно, поскольку нормы части 1 статьи 10 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), допускающие наделение муниципальных образований статусом в том числе сельского поселения введены в действие после принятия оспариваемого акта. Полагает свои права нарушенными, поскольку постановлением главы администрации муниципального образования Первомайское сельское поселение Ленинградского района Краснодарского края от 1 ноября 2017 г. N 1314 ее семья была снята с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по Первомайскому сельскому поселению, по основанию выезда на место жительства в муниципальное образование Первомайское сельское поселение, которое образовано в соответствии с оспариваемым актом.
Решением Краснодарского краевого суда от 2 июля 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Мачуляк П.С., ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, материалам дела, неправильное определение и недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить оспариваемый судебный акт и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Законодательное собрание Краснодарского края и администрация Краснодарского края представили возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления отнесены Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "н" части 1 статьи 72).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 184-ФЗ) деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется, в том числе, в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, названным федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации (часть 4).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов определения границ муниципальных образований в установленном порядке (подпункт 36 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ).
Специальным нормативным правовым актом, устанавливающим общие правовые, территориальные и организационные принципы местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления, является Федеральный закон N 131-ФЗ.
Федеральный закон N 131-ФЗ в части 1 статьи 2 под сельским поселением понимает один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления (абзац второй); под муниципальным районом - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (абзац пятый); под муниципальным образованием - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения (абзац десятый).
Согласно статье 10 Федерального закона N 131-ФЗ в редакции, действовавшей на момент принятия Закона N 696-КЗ, местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
В силу предписаний части 2 статьи 10 Федерального закона N 131-ФЗ границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11-13 названного федерального закона.
Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с приведенным федеральным законом (часть 1 статьи 12 Федерального закона N 131-ФЗ).
Статья 11 приведенного закона содержит перечень требований, в соответствии с которыми устанавливаются и изменяются границы муниципальных образований, предусматривая в качестве таковых указание в законах субъектов Российской Федерации, устанавливающих и изменяющих границы поселений, перечня населенных пунктов, входящих в состав территорий этих поселений, об обязательности вхождения территории населенного пункта полностью в состав территории поселения, а территории поселения - в состав территории муниципального района (пункты 6.1, 12 и 16 части 1 названной статьи).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 Федерального закона N 131-ФЗ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны были до 1 января 2005 г. установить в соответствии с требованиями поименованного федерального закона границы муниципальных образований и наделить соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
Законом Краснодарского края от 22 ноября 1995 г. N 18-КЗ "О местном самоуправлении в Краснодарском крае" (далее - Закон N 18-КЗ), действовавшим на момент принятия Закона N 696-КЗ в редакции от 1 ноября 2001 г., территории муниципальных образований устанавливаются в порядке, определенном законом Краснодарского края, с учетом исторических и иных местных традиций (часть 1 статьи 8). Территории муниципальных образований могут включать: внутригородские районы (округа), городские, сельские, поселковые, станичные округа (статья 37 Закона N 18-КЗ).
Из содержания приведенных норм следует, что органы государственной власти субъекта наделены полномочиями по установлению границ муниципального образования, наделению его статусом муниципального района, образованию в его составе муниципальных образований - сельских поселений и установлении их границ, которые осуществляются законами субъектов Российской Федерации, с соблюдением требований, установленных федеральным законодательством.
Таким образом, установление Законодательным собранием Краснодарского края границ муниципального образования Ленинградский район, наделение его статусом муниципального района, образование в его составе муниципальных образований - сельских поселений, и установление их границ, является правомерным.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Законодательным собранием Краснодарского края в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации, и положениям федерального законодательства не противоречит.
Фактически податель жалобы указывает на нарушение его прав в связи со снятием с учета нуждающихся в жилых помещениях при смене одного сельского поселения на другое. Между тем, оспариваемый нормативный правовой акт, определяя территориальную организацию местного самоуправления, вопросов гражданского законодательства не регулирует.
Указанные и иные доводы административного истца, изложенные в апелляционной жалобе, Судебная коллегия находит несостоятельными, они аналогичны административному исковому заявлению, являлись предметом проверки и оценки судом первой инстанции, должным образом мотивированы в решении суда.
С учетом изложенного Судебная коллегия считает, что обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Основания для отмены решения суда в апелляционном порядке, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Краснодарского краевого суда от 2 июля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Мачуляк Полины Сергеевны - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 ноября 2018 г. N 18-АПГ18-41
Текст определения официально опубликован не был