Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 декабря 2018 г. N 53-АПГ18-25
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Таир" о признании не действующими в части Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденных решением Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 г. N В-122,
по апелляционной жалобе Красноярского городского Совета депутатов на решение Красноярского краевого суда от 16 августа 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Таир" (далее также - ООО "Таир", Общество) обратилось в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующими Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденных решением Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 г. N В-122 (далее также - Правила землепользования и застройки), в части установления в границах арендуемого Обществом земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400067:48 двух территориальных зон - зоны Ж-4 (застройки многоэтажными жилыми домами) и зоны ИТ (территорий объектов автомобильного транспорта).
В обоснование требований административный истец указал на несоответствие оспариваемого нормативного правового акта положениям статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) и статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ).
Решением Красноярского краевого суда от 16 августа 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено: признано не действующим с момента вступления в силу судебного акта приложение N 1 к Правилам землепользования и застройки в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400067:48 к двум территориальным зонам - зоне застройки многоэтажными жилыми домами и зоне территорий объектов автомобильного транспорта.
В апелляционной жалобе Красноярский городской Совет депутатов, ссылаясь на неправильное определение и недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права, просит отменить судебный акт и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. По мнению административного ответчика, Правила землепользования и застройки соответствуют действующему законодательству. Доводы административного истца о нарушении его прав не подтверждены. Собственником указанного земельного участка является муниципальное образование, которое вправе отнести его часть к землям общего пользования. Судом не дана оценка факту установления красных линий проектом планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск, утвержденным постановлением администрации города Красноярска от 25 декабря 2015 г. N 833, и возможности изъятия земельного участка административного истца для муниципальных нужд.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, и ООО "Таир" представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
Муниципальное образование город Красноярск является городским округом (статья 1 Закона Красноярского края от 25 февраля 2005 г. N 13-3148 "О наделении муниципального образования город Красноярск статусом городского округа").
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 г. N В-122 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск, включающие карту градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ). Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1 ГрК РФ).
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемые Правила землепользования и застройки приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативного правового акта, порядка его принятия и утверждения, а также официального опубликования и по этим основаниям не обжалуются.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400067:48, вид разрешенного использования: для строительства комплекса надземной и подземной автостоянок с подземным гаражом и магазином, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Урванцева, поставлен на кадастровый учет 7 ноября 2007 г.
На основании договора аренды N 181 от 4 февраля 2008 г. с учетом дополнительного соглашения от 3 апреля 2015 г. указанный земельный участок передан Департаментом муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска в аренду ООО "Таир" на срок до 23 марта 2019 г. На земельном участке возведено нежилое здание и объект незавершенного строительства, право собственности на которые зарегистрировано за административным истцом 27 сентября 2011 г. и 11 марта 2012 г.
Из градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400067:48, утвержденного распоряжением заместителя Главы города Красноярска от 15 января 2008 г., следует, что этот участок при его предоставлении в аренду административному истцу относился к территориальной зоне жилой многоэтажной застройки высокой плотности (Ж-5).
В соответствии с картой градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск (приложение N 1 к Правилам землепользования и застройки) указанный участок отнесен к двум территориальным зонам - зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) и зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ).
Статьей 85 ЗК РФ предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Согласно части 2 статьи 36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
В соответствии с частью 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции руководствовался приведенными нормами градостроительного и земельного законодательства и обоснованно исходил из того, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта и определении границ территориальных зон не были учтены местоположение и границы земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100067:48, сведения о котором на момент утверждения Правил землепользования и застройки имелись в государственном кадастре недвижимости.
В ходе рассмотрения дела по существу административным ответчиком не оспаривалось, что земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100067:48, относящийся к категории земель: земли населенных пунктов, располагается в двух территориальных зонах.
При этом территориальная зона Ж-5 предназначена для многоэтажной жилой застройки (высотной застройки).
Зоны территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ) включают в себя участки территории города, предназначенные для размещения объектов автомобильного транспорта и установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов таких объектов, установления полос отвода автомобильных дорог, а также размещения объектов дорожного сервиса при условии соответствия требованиям законодательства о безопасности дорожного движения.
Судебная коллегия соглашается с суждением суда о том, что нахождение земельного участка в нескольких территориальных зонах в рамках действующего правового регулирования создает неопределенность его правового режима, в связи с чем не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы об отсутствии нарушения прав и законных интересов административного истца на использование земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд не принял во внимание установление красных линий проектом планировки и возможность изъятия земельного участка для муниципальных нужд, не может повлечь отмену решения суда, поскольку прохождение красных линий через указанный участок предполагает отнесение его части к территории общего пользования, что с учетом сформированных границ участка и его передачи в аренду противоречит действующему законодательству. Кроме того, проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск был утвержден постановлением администрации города Красноярска от 25 декабря 2015 г. N 833, то есть после принятия оспариваемых Правил землепользования и застройки, и фактически воспроизводит допущенный в них дефект территориального зонирования участка с кадастровым номером 24:50:0100067:48.
С учетом выявленного отнесения названного земельного участка к двум территориальным зонам без учета требований Градостроительного кодекса Российской Федерации и с нарушением названных выше принципов законодательства о градостроительной деятельности, Правила землепользования и застройки в этой части подлежат признанию не действующими.
Иные доводы апелляционной жалобы также не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права, и на вывод суда о противоречии муниципального правового акта федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, не влияют.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям; предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Красноярского краевого суда от 16 августа 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Красноярского городского Совета депутатов - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 декабря 2018 г. N 53-АПГ18-25
Текст определения официально опубликован не был