Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Королевства Испания Гонсало Лопес Алисии к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Королевства Испания Гонсало Лопес Алисия, осуществлявшая в период временного пребывания на территории Российской Федерации до 6 сентября 2011 года деятельность по трудовому договору, оспаривает конституционность:
пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в части определения круга застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование;
пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2011 года N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды", предусмотревшего внесение изменений в пункт 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в соответствии с которыми к числу застрахованных лиц отнесены иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев;
положений Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", закрепляющих основные понятия данного Федерального закона (статья 3) и периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж (часть 1 статьи 11).
По мнению заявительницы, примененные в ее деле судами общей юрисдикции оспариваемые законоположения не соответствуют Конституции Российской Федерации, в частности ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой они позволяют не включать в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости имевшие место до 1 января 2012 года периоды работы иностранных граждан, временно пребывавших на территории Российской Федерации, поскольку данные лица до указанной даты не относились к числу застрахованных лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение, осуществляемое в том числе в рамках обязательного пенсионного страхования, реализуемого в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию за счет страховых взносов и иных поступлений, перечисленных в статье 17 указанного Федерального закона, формируется финансовое обеспечение, предназначенное для осуществления страховщиком - Пенсионным фондом Российской Федерации гарантируемой государством выплаты застрахованным лицам обязательного страхового обеспечения при наступлении соответствующих страховых случаев (достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца).
Обязательным страховым обеспечением, предоставляемым застрахованным лицам, в соответствии со статьей 9 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" являются в том числе страховые (до 1 января 2015 года - трудовые) пенсии по старости (инвалидности, по случаю потери кормильца), установление и выплата которых осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" (до 1 января 2015 года - Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Право на страховую (до 1 января 2015 года - трудовую) пенсию предусмотрено как для граждан Российской Федерации, застрахованных в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных законодательством, так и для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации, наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (части 1 и 3 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях", части первая и третья статьи 3 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
В качестве одного из таких условий федеральный законодатель установил наличие у застрахованного лица страхового стажа, определяемого как суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях", абзац третий статьи 2 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). При этом, по общему правилу, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации застрахованными лицами, включаются в страховой стаж, если за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях", пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения. Установленное в Федеральном законе "О страховых пенсиях" правило о включении в страховой стаж застрахованных лиц периодов их работы при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, с соблюдением которого связывается реализация права на получение страховой (до 1 января 2015 года - трудовой) пенсии в надлежащем объеме и которому корреспондирует законодательно закрепленная обязанность страхователя своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, также призвано обеспечивать нормальное функционирование финансового механизма обязательного пенсионного страхования и в конечном счете - выплату пенсий застрахованным лицам в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам их труда.
Следовательно, часть 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" является необходимым элементом правового механизма пенсионного обеспечения в рамках обязательного пенсионного страхования, направлена на обеспечение нормального функционирования финансовой системы обязательного пенсионного страхования на основе страховых принципов и гарантированного исполнения обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами и сама по себе не может рассматриваться как нарушающая их права и вступающая в противоречие с конституционными предписаниями.
2.2. Исходя из установленного в статье 3 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" круга лиц, имеющих право на трудовую пенсию, являвшуюся страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию, Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" к застрахованным лицам были отнесены в том числе работающие по трудовому договору иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации (абзацы первый и второй пункта 1 статьи 7 в редакции Федерального закона от 20 июля 2004 года N 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации"). При этом в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и, соответственно, обеспечения возможности формирования пенсионных прав для физических лиц, на которых не распространялось обязательное пенсионное страхование, Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" было предусмотрено право добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (статья 29).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" абзац первый пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" был изложен в новой редакции, предусмотревшей с 1 января 2012 года возможность отнесения к застрахованным лицам также работающих по трудовому договору иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемые положения пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в том числе в редакции Федерального закона от 3 декабря 2011 года N 379-ФЗ, принятые в рамках дискреционных полномочий законодателя, и в системе действовавшего до 1 января 2012 года правового регулирования, предусматривавшего возможность вступления работающих по трудовому договору иностранных граждан, пребывавших на территории Российской Федерации, в отношения по обязательному пенсионному страхованию на добровольной основе, не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявительницы.
Как следует из содержания жалобы, оспаривая конституционность пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды", Гонсало Лопес Алисия настаивает на необходимости распространения пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 3 декабря 2011 года N 379-ФЗ) на отношения, возникшие до 1 января 2012 года. Между тем разрешение этого вопроса не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", поскольку общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 2005 года N 7-О, от 1 декабря 2009 года N 1549-О-П, от 13 мая 2010 года N 828-О-О и др.).
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Королевства Испания Гонсало Лопес Алисии, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 26 ноября 2018 г. N 2900-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Королевства Испания Гонсало Лопес Алисии на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды", а также статьей 3 и частью 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)