Письмо Минфина России от 28 декабря 2018 г. N 03-03-05/95911
Минфин России в связи с указанным обращением о порядке учета для целей налога на прибыль организаций субсидий, предоставленных на осуществление деятельности акционерного общества (далее - управляющая компания), сообщает следующее.
Порядок учета субсидий для целей налога на прибыль организаций, за исключением субсидий, полученных в рамках возмездных договоров, установлен пунктом 4.1 статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), согласно которому, субсидии, полученные на осуществление и (или) компенсацию тех расходов, которые признаются для целей налога на прибыль организаций, учитываются или по мере осуществления и признания данных расходов, или единовременно, если к моменту их получения данные расходы произведены и признаны в налоговом учете.
Кроме этого, с 2019 года вступает в силу норма, согласно которой те субсидии, которые получены на осуществление и (или) компенсацию расходов, которые не учитываются для целей налога на прибыль организаций (а это расходы, поименованные в статье 270 НК РФ, за исключением расходов по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходов, осуществленных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств), также не будут учитываться при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ в редакции Федерального закона Федеральный закон# от 27.11.2018 N 424-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах").
Таким образом, порядок учета субсидий, полученных организациями, в полной мере урегулирован главой 25 НК РФ.
При этом обращаем внимание, что согласно пунктам 3 и 4 статьи 270 НК РФ в составе расходов не учитываются взносы в уставный (складочный) капитал и затраты на уплату налога на прибыль организаций.
Следовательно, субсидии, полученные на осуществление указанных расходов, подлежат учету в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
В то же время на основании положений пункта 16 статьи 270 НК РФ в составе расходов не учитывается стоимость безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей.
Таким образом, если управляющая компания получает субсидию на оплату работ, услуг, результаты которых получают третьи лица (резиденты территории опережающего социально-экономического развития), то порядок учета подобных субсидий также регулируется подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
Что касается расходов, связанных с приобретением земельных участков, то учитывая, что согласно пункту 2 статьи 256 НК РФ земля амортизации не подлежит, указанные расходы при условии их соответствия требованиям статьи 252 НК РФ признаются в соответствии с пунктом 1 статьи 268 НК РФ в периоде реализации соответствующих земельных участков.
Таким образом, при осуществлении за счет субсидий расходов на приобретение земельных участков порядок учета подобных субсидий в составе доходов определен абзацем вторым пункта 4.1 статьи 271 НК РФ. Если по окончании трех налоговых периодов, включая период получения субсидии, указанные расходы не будут признаны для целей налогообложения, то суммы субсидий должны быть отражены в составе внереализационных доходов.
При этом Минфин России считает возможным внести изменения в пункт 4.1 статьи 271 НК РФ в части исключения условия о необходимости учета полученных субсидий в составе внереализационных доходов по окончании третьего налогового периода после их получения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.