Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина А.В. Кондратьева вопрос о возможности принятия его жалоб к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своих жалобах в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.В. Кондратьев оспаривает конституционность статьи 11 и пункта 7 приложения 20 Закона Курганской области от 28 ноября 2014 года N 87 "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона Курганской области от 30 ноября 2015 года N 96) в части приостановления в 2015 году действия пункта 1 статьи 2 и статьи 3 Закона Курганской области от 8 декабря 2010 года N 81 "О поддержке граждан, усыновивших (удочеривших) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Курганской области", а также Закона Курганской области от 2 июня 2015 года N 48 "О признании утратившими силу отдельных положений Закона Курганской области "О поддержке граждан, усыновивших (удочеривших) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Курганской области", в соответствии с которым признаны утратившими силу пункт 1 статьи 2 и статья 3 Закона Курганской области "О поддержке граждан, усыновивших (удочеривших) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Курганской области", предусматривавшие предоставление гражданам, усыновившим (удочерившим) детей-сирот, дополнительной меры поддержки в виде единовременного денежного пособия при усыновлении (удочерении) ребенка-сироты.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения, примененные в его деле судами общей юрисдикции, не соответствуют статьям 2, 4 (часть 2), 7 (часть 2), 15 (части 1 и 4), 19, 38 (часть 1), 54 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку придают закону обратную силу и лишают граждан права на получение единовременного денежного пособия при усыновлении (удочерении) ребенка-сироты, если решение суда об усыновлении ими детей-сирот было принято до 31 декабря 2014 года, но вступило в силу после указанной даты.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данных жалоб к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, обязывая в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), Российскую Федерацию к установлению гарантий социальной защиты и обеспечению поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2; статья 38, часть 1) и относя защиту семьи, материнства, отцовства и детства и социальную защиту к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), вместе с тем не определяет способы и объем предоставления соответствующих мер для тех или иных категорий граждан. Разрешение данных вопросов, в том числе установление конкретных гарантий и круга лиц, на которых они распространяются, является прерогативой законодателя.
2.1. Реализуя с учетом конституционных предписаний дискреционные полномочия в этой сфере, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной защиты граждан, имеющих детей, к числу которых относится выплата государственных пособий, в частности пособий в связи с рождением (усыновлением) и воспитанием детей. Единая система таких пособий, обеспечивающая гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и включает пособия, имеющие целью материальную поддержку в связи с рождением детей, а также в период их воспитания (пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, пособие на ребенка, единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву).
Наряду с этим в рамках государственной поддержки материнства, отцовства и детства для граждан, имеющих детей, установлены льготы и гарантии в сфере труда, цель которых - предотвращение возможной дискриминации в отношении лиц с семейными обязанностями, а также иные имеющие социальную направленность меры, в том числе предусмотренные законодательством Российской Федерации о социальной помощи, занятости, образовании, здравоохранении, налогах, позволяющие улучшить положение семей с детьми и обеспечить им приемлемый уровень материального благосостояния.
2.2. Учитывая, что защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации), федеральный законодатель при определении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты семей, имеющих детей, закрепил за ними право устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной помощи и социальной поддержки для отдельных категорий граждан (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3, часть 3 статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; часть 2 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей").
Следовательно, законодатель субъекта Российской Федерации, реализуя указанное полномочие, вправе определить форму и виды социальной помощи (поддержки), условия ее предоставления семьям с детьми за счет собственных средств. Поскольку данные меры устанавливаются дополнительно к льготам, гарантиям и иным социальным мерам, предусмотренным на федеральном уровне, он не лишен возможности изменять правовое регулирование в указанной сфере с учетом жизненной ситуации, в которой оказываются данные семьи, а также исходя из финансово-экономических возможностей субъекта Российской Федерации, соблюдая при этом баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Реализуя свои полномочия в указанной сфере, законодатель Курганской области в дополнение к гарантиям, установленным на федеральном уровне, в Законе Курганской области "О поддержке граждан, усыновивших (удочеривших) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Курганской области" предусмотрел для граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Курганской области и усыновивших (удочеривших) в 2011 - 2017 годах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительные меры социальной поддержки, предоставляемые за счет средств областного бюджета в виде единовременных пособий. В частности, указанные лица с момента вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления (удочерения) ребенка имели право на назначение и выплату единовременного денежного пособия при усыновлении (удочерении) ребенка-сироты (пункт 1 статьи 2 и статья 3).
По своей правовой природе данная выплата является дополнительной мерой социальной поддержки лиц, усыновивших (удочеривших) ребенка, право на которую непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, и носит временный характер, обусловленный как демографическими задачами, так и финансовыми возможностями субъекта Российской Федерации, а поэтому как само ее введение и определение оснований, круга лиц и условий предоставления, так и отмена относятся исключительно к компетенции законодателя.
Учитывая имеющиеся финансово-экономические возможности, законодатель Курганской области с 1 января 2015 года приостановил действие положений Закона Курганской области "О поддержке граждан, усыновивших (удочеривших) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Курганской области", предусматривавших предоставление единовременного денежного пособия при усыновлении (удочерении) ребенка-сироты (статья 11 и пункт 7 приложения 20 Закона Курганской области "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов").
С принятием Закона Курганской области от 2 июня 2015 года N 48 "О признании утратившими силу отдельных положений Закона Курганской области "О поддержке граждан, усыновивших (удочеривших) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Курганской области" указанное пособие было исключено из числа дополнительных мер социальной поддержки, предоставляемой лицам, усыновившим (удочерившим) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом было сохранено право указанных лиц на предоставление дополнительных мер поддержки в виде: единовременного денежного пособия по истечении трех лет после усыновления (удочерения) ребенка-сироты; единовременного денежного пособия при достижении усыновленным (удочеренным) ребенком 10-летнего возраста; единовременного денежного пособия при получении усыновленным (удочеренным) ребенком основного общего образования; единовременного денежного пособия при получении усыновленным (удочеренным) ребенком среднего общего образования; единовременного денежного пособия по окончании усыновленным (удочеренным) ребенком специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (школы-интерната) VIII вида, специального (коррекционного) класса общеобразовательной организации (статья 2 Закона Курганской области "О поддержке граждан, усыновивших (удочеривших) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Курганской области").
Кроме того, как следует из представленных материалов, при изменении правового регулирования право на единовременное денежное пособие, предоставлявшееся в соответствии с пунктом 1 статьи 2 и статьей 3 Закона Курганской области "О поддержке граждан, усыновивших (удочеривших) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Курганской области", было сохранено для лиц, которые в период действия указанных законоположений приобрели право на получение данной выплаты.
При таких обстоятельствах оспариваемые законоположения, принятые законодателем Курганской области в рамках его дискреционных полномочий, не могут расцениваться как не соответствующие конституционным предписаниям и нарушающие конституционные права граждан, в том числе заявителя.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Кондратьева Алексея Валерьевича, поскольку они не отвечают требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данным жалобам окончательно и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 26 ноября 2018 г. N 2929-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Кондратьева Алексея Валерьевича на нарушение его конституционных прав статьей 11 и пунктом 7 приложения 20 Закона Курганской области "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и Законом Курганской области "О признании утратившими силу отдельных положений Закона Курганской области "О поддержке граждан, усыновивших (удочеривших) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Курганской области"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)