Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Росстата
от 29.12.2018 N 794
Основные методологические и организационные положения по проведению выборочного обследования сельскохозяйственной деятельности личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан
6 марта 2019 г.
См. Основные методологические и организационные положения по проведению выборочного обследования сельскохозяйственной деятельности личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан, утвержденные приказом Росстата от 17 марта 2022 г. N 125
I. Цели и задачи обследования
Выборочное обследование сельскохозяйственной деятельности личных подсобных хозяйств и других индивидуальных хозяйств граждан (далее - личные подсобные хозяйства) организуется в целях получения официальной статистической информации о производстве сельскохозяйственной продукции (в натуральном выражении), расходе кормов скоту и птице, реализации продукции собственного производства, расходах на оплату услуг наемным работникам.
Выборочное обследование сельскохозяйственной деятельности личных подсобных проводится в соответствии с Производственным планом Росстата.
Задачей проведения выборочного обследования сельскохозяйственной деятельности личных подсобных хозяйств является получение официальной статистической информации о производстве продуктов растениеводства и животноводства, расходе кормов скоту и птице, продаже продукции собственного производства, расходах на оплату услуг наемным работникам.
Уровень представительности результатов обследования - в целом по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации.
Результаты выборочного обследования сельскохозяйственной деятельности личных подсобных хозяйств предназначены для получения полной информации о состоянии сельскохозяйственного производства, объемах реализации сельскохозяйственной продукции всеми сельхозпроизводителями; для разработки балансов продовольственных ресурсов, фондов личного потребления продуктов питания; использования при расчетах выпуска, промежуточного потребления и добавленной стоимости сельского хозяйства; использования в качестве информационного источника при формировании статистической информации о среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников.
Основные методологические и организационные положения по проведению выборочного обследования сельскохозяйственной деятельности личных подсобных хозяйств (далее - Основные методологические и организационные положения) являются основным документом по организации и проведению выборочного обследования, итоги которого используются при формировании официальной статистической информации по сельскому хозяйству.
Основные методологические и организационные положения включают:
программу обследования (форма федерального статистического наблюдения N 2 "Сведения о производстве сельскохозяйственной продукции в личных подсобных и других индивидуальных хозяйствах граждан") (далее - бланк формы N 2);
программу итогов выборочного обследования (макеты таблиц);
инструктивные материалы (в том числе инструкции, указания, разъяснения, инструктивные письма Росстата и Минэкономразвития России по вопросам выборочного обследования) по выполнению подготовительных мероприятий; по проведению выборочного обследования и заполнению бланка формы N 2; по контролю полноты и качества сбора данных; по обработке материалов обследования и подведению его итогов;
экономические описания для доработки программных средств автоматизации процессов подготовки, проведения выборочного обследования, обработки и подведения его итогов.
II. Основные методологические положения проведения обследования
2.1. Общие положения
Выборочное обследование сельскохозяйственной деятельности личных подсобных хозяйств основывается на непосредственном опросе (интервьюировании) членов личных подсобных хозяйств и строится на принципах добровольного участия в нем отобранных хозяйств.
В связи с увеличением, начиная с 2019 года, охвата числа обследуемых личных подсобных хозяйств сельской местности в среднем по Российской Федерации от общего числа личных подсобных хозяйств (81,7 тыс. хозяйств, дифференцировано по субъектам Российской Федерации), обследование осуществляется с периодичностью 7 раз в год.
Обследование проводится в соответствии с бланком формы N 2, утвержденным приказом Росстата.
Сбор первичных статистических данных осуществляется интервьюерами - физическими лицами, привлекаемыми для выполнения таких работ на контрактной основе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
2.2. Единица обследования
Единицей обследования при проведении выборочного статистического наблюдения является личное подсобное хозяйство.
Личное подсобное хозяйство*(1) - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрация личного подсобного хозяйства не требуется (статья 3 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве").
2.3. Применение выборочного метода
Выборочное обследование сельскохозяйственной деятельности личных подсобных хозяйств сельской местности осуществляется на основе выборочного метода наблюдения во всех субъектах Российской Федерации.
Основой формирования Генеральной совокупности личных подсобных хозяйств являются сведения, сформированные с использованием автоматизированной системы для подготовки, проведения, обработки материалов и получения итогов Всероссийской сельскохозяйственной переписи (АС ВСХП).
Генеральная совокупность является базой данных о личных подсобных хозяйствах сельской местности - объектах федерального статистического наблюдения, сформированных на основе информационного фонда Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года.
Основой для построения выборочной совокупности в ходе подготовки обследования служит массив данных - объекты, составляющие информационный фонд Генеральной совокупности, имеющие посевные площади и/или поголовье сельскохозяйственных животных и/или площади многолетних насаждений.
Объем выборочной совокупности устанавливается дифференцировано для каждого субъекта Российской Федерации. Определяется в зависимости от общего числа личных подсобных хозяйств в субъекте Российской Федерации.
При формировании выборочной совокупности конечной единицей отбора является личное подсобное хозяйство.
К личным подсобным и другим индивидуальным хозяйствам граждан относятся*(1): личные подсобные хозяйства; граждане, имеющие земельные участки для индивидуального жилищного строительства*(2); граждане, имеющие земельные участки (садовые, огородные, дачные и другие), не входящие в объединения; граждане, не имеющие земли, но имеющие сельскохозяйственных животных.
Формирование выборочной совокупности личных подсобных хозяйств осуществляется на основе принципов случайного отбора. Порядок отбора и распространения итогов обследования на генеральную совокупность определяется соответствующей научно-методологической разработкой и методическими указаниями по проведению выборочного статистического наблюдения за сельскохозяйственной деятельностью личных подсобных хозяйств.
При формировании итогов обследования его результаты распространяются на все личные подсобные хозяйства, согласно специально разработанной и утвержденной методологии.
2.4. Метод сбора сведений при проведении обследования
Обследование основывается на непосредственном опросе (интервьюировании) членов личных подсобных хозяйств*(3) и строится на принципах добровольного участия в нем отобранных хозяйств.
Настоящими Основными методологическими и организационными положениями определены следующие категории лиц, привлекаемые на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению работ, связанных с проведением выборочного обследования сельскохозяйственной деятельности личных подсобных хозяйств: инструктор территориального уровня, интервьюер, специалист территориального уровня.
Опросы респондентов проводятся специально обученными лицами - интервьюерами, на основании бланка формы N 2 (заполненном на бумажном носителе и/или в электронной форме), содержащем конкретные формулировки вопросов и указания по его заполнению.
Опросы респондентов и заполнение формы производятся интервьюерами со слов респондентов и без предъявления каких-либо документов, подтверждающих правильность ответов.
Первичные статистические данные, полученные от респондентов и записанные интервьюером, являются информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению (распространению и (или) предоставлению) и используются только в целях формирования официальной статистической информации.
2.5. Программа обследования (первичные статистические данные, собираемые от респондентов)
Программа выборочного обследования представлена формой N 2 (на бумажном носителе и в электронной форме), и состоит из вопросов позволяющих получить сведения о состоянии сельскохозяйственного производства, объемах реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства, расходах на оплату услуг наемным работникам.
По перечню единиц обследования (личных подсобных хозяйств), подлежащих опросу в ходе проведения обследования в соответствии с его целями и задачами, осуществляется сбор сведений (первичных статистических данных) по бланку формы N 2.
Бланк формы N 2 в электронной форме включает средства для заполнения ответов на вопросы Программы выборочного обследования и формально-логического контроля ответов, и содержит следующие первичные статистические данные, по которым собирается информация:
о земельных участках, находящихся в пользовании хозяйства: приусадебном, полевом, кормовых угодьях; об общей площади земли, в том числе по видам использования: под огород, сад, газон и декоративные насаждения, кормовые угодья, постройки, сооружения, дорожки и другие;
о посевных и убранных площадях (по видам сельскохозяйственных культур), сборе урожая сельскохозяйственных культур (по видам);
о площади, количестве и сборе урожая многолетних насаждений, ягодных культур и винограда (по видам);
о выходе продукции животноводства: поголовье сельскохозяйственных животных (по видам), производстве молока, шерсти, яиц, меда, забое и продаже скота (в головах), выходе мяса, сала, субпродуктов;
о расходе кормов скоту и птице: по видам сельскохозяйственных животных и видам кормов;
о продаже продукции собственного производства: по видам продукции (в натуральном выражении), направлениям продаж (всего; за пределы республики (в составе Российской Федерации), края, области, автономного округа; перерабатывающим предприятиям, потребкооперации, организациям оптовой торговли); объемах реализованной продукции в денежном выражении, запасах;
о движении скота, птицы и пчел (по видам сельскохозяйственных животных): наличие на начало и конец года, поступление скота (приплод, покупка, в том числе на сумму, рублей), выбытие скота (продажа, в том числе на сумму (рублей), пало, пропало, всего забито или продано для убоя);
о расходах на приобретение промышленных продуктов и оплату производственных услуг: по видам расходов в рублях;
о расходах на оплату услуг наемным лицам: по видам экономической деятельности, включая информацию о количестве привлекаемых лиц, продолжительности их работы и сумме оплаты.
Разработка и утверждение бланка формы N 2 с указаниями по заполнению осуществляются Росстатом в порядке, установленном для утверждения форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению.
2.6. Период проведения обследования
Период проведения обследования - период времени, в течение которого осуществляется сбор сведений от респондентов, включая по возможности предварительный обход хозяйств или их обзвон для установления контактов с респондентами (рекрутирование) и посещение хозяйств для опроса респондентов, и сдачу-приемку материалов, полученных в ходе обследования.
Проведение обследования осуществляется в сроки, предусмотренные ежегодно утверждаемым Календарным планом подготовки, проведения и обработки итогов выборочного обследования сельскохозяйственной деятельности личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан.
III. Основные организационные положения подготовки и проведения обследования
3.1. Распределение функций по уровням управления и организации работ
Организация, проведение и формирование итогов выборочного обследования сельскохозяйственной деятельности личных подсобных хозяйств осуществляется органами государственной статистики на федеральном, территориальном и полевом уровнях (пункт 2 приказа Росстата от 14 марта 2014 г. N 188 "О вопросах организации сбора первичных статистических данных, их обработки и формирования официальной статистической информации федеральных статистических наблюдений, проводимых путем опроса респондентов" (зарегистрирован Минюстом России 21 апреля 2014 г. N 32045).
Сроки и порядок проведения работ на всех уровнях регламентируются Производственным планом Росстата, приказами Росстата.
3.1.1. На федеральном уровне выполняются следующие функции:
3.1.1.1. Разработка официальной статистической методологии и руководство работами по подготовке, проведению обследования, обработке полученной информации, подведению итогов и их официальному опубликованию, и хранению материалов:
разработка методологических и организационных положений подготовки и проведения обследования;
организационное руководство работами по подготовке, проведению обследования, обработке полученной информации;
разработка статистического инструментария.
3.1.1.2. Координация, планирование работ по проведению обследования, контроль подготовки, проведения и подведения итогов обследования:
разработка календарного плана подготовки, проведения и обработки итогов обследования;
определение потребностей в кадровых и материально-технических ресурсах (канцелярских товарах и средствах материально-хозяйственного и технического назначения) на подготовку и проведение обследования на территориальном уровне;
подготовка предложений по распределению объемов финансирования и технического обеспечения на территориальном уровне;
оказание консультативной помощи специалистам управлений Федеральной службы государственной статистики по субъектам Российской Федерации и территориальных органов Федеральной службы государственной статистики по субъектам Российской Федерации (далее - территориальные органы Росстата);
участие в контрольных мероприятиях, выполняемых на территориальном и полевом уровнях.
3.1.1.3. Разработка технологии и организация автоматизированной обработки полученной информации обследования и подведения его итогов:
разработка технологии и специализированного программного обеспечения информационно-вычислительной системы Росстата для ввода, обработки, хранения и защиты информации, получения итогов обследования;
разработка инструктивных документов по подготовке, проведению и автоматизированной обработке итогов обследования; организация и проведение автоматизированной обработки итогов обследования.
3.1.1.4. Формирование официальной статистической информации, ее опубликование, хранение материалов:
хранение официальной статистической информации наблюдения - статистических таблиц (основных) по итогам обследования по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации и другим уровням представительности результатов обследования на бумажном носителе и в электронном виде.
3.1.1.5. Тематическое и организационное обеспечение проведения информационно-разъяснительной работы по вопросам обследования.
3.1.1.6. Организация обучения специалистов Федеральной службы государственной статистики, руководителей и специалистов территориальных органов Федеральной службы государственной статистики:
подготовка предложений по разработке обучающих материалов (программ) для всех категорий персонала;
участие в проведении обучающих семинаров по вопросам подготовки и проведения обследования, его материально-технического обеспечения, обработки его итогов.
3.1.1.7. Обеспечение взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, в том числе по вопросам безопасности проведения обследования.
3.1.1.8. Организация финансового и материально-технического обеспечения обследования:
централизованное тиражирование статистического инструментария и доведение его до территориального уровня;
централизованное изготовление и доведение до территориальных органов Росстата удостоверений для обеспечения ими лиц, привлекаемых к выполнению работ на территориальном и полевом уровнях (далее - привлекаемые лица);
централизованная закупка и доведение до территориального уровня принадлежностей для фиксации данных респондентами, принимающими участие в обследовании.
3.1.1.9. Мониторинг хода выполнения работ по проведению обследования.
3.1.2. На территориальном уровне при подготовке, проведении и формировании итогов обследования территориальными органами Федеральной службы государственной статистики выполняются следующие функции:
3.1.2.1. Подготовка и проведение в субъекте Российской Федерации обследования в соответствии с утверждённой официальной статистической методологией:
обеспечение работ по ведению сети обследуемых личных подсобных хозяйств в рамках общей концепции и схемы построения выборки;
разработка и утверждение Организационного плана-графика по подготовке и проведению обследования на территории соответствующего субъекта (соответствующих субъектов) Российской Федерации;
проведение информационно-разъяснительной работы среди респондентов по вопросам проведения обследования.
3.1.2.2. Координация и организация работ по подготовке и проведению обследования в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, контроль подготовки и проведения обследования:
подбор кандидатур и привлечение их на договорной основе для выполнения работ, связанных с проведением выборочного обследования сельскохозяйственной деятельности личных подсобных хозяйств, в соответствии с законодательством Российской Федерации, заключение контрактов по категориям привлекаемых лиц (инструкторы территориального уровня, интервьюеры, специалисты территориального уровня*(4));
подготовка планшетных компьютеров и их доставка на полевой уровень;
комплектование инструментария обследования, канцелярских товаров и средств материально-хозяйственного и технического назначения и обеспечение ими привлекаемых лиц территориального и полевого уровней (передача инструментария обследования, удостоверений, канцелярских принадлежностей, товаров для фиксации данных (с указанием их вида));
сбор и обобщение информации о проведении обследования, приемка результатов обследования;
обеспечение мер по контролю за качеством и достоверностью итогов обследования на этапах сбора и обработки информации;
обеспечение мер, направленных на сохранение конфиденциальности полученных первичных статистических данных и их защиту от несанкционированного доступа, с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных";
выплата вознаграждения привлекаемым лицам в соответствии с условиями контрактов на выполнение работ по подготовке и проведению обследования, обработке его итогов;
подготовка и представление на федеральный уровень отчета о заключении контрактов с физическими лицами на выполнение работ, связанных со сбором и обработкой первичных статистических данных при проведении обследования, в сроки, предусмотренные Календарным планом подготовки, проведения и обработки итогов обследования и иных инструктивных материалов;
подготовка итогового отчета (в составе Обзора о работе территориальных органов Росстата) о подготовке и проведении обследования на территории соответствующего субъекта (соответствующих субъектов) Российской Федерации и предложений по совершенствованию основных организационных положений обследования.
3.1.2.3. Организация на полевом уровне участков проведения обследования, подбор лиц, привлекаемых на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению работ, связанных с проведением обследования, контроль за их работой:
организация работ по проведению опросов респондентов и осуществление контрольных мероприятий, в том числе с непосредственным выездом в отобранные хозяйства;
разработка и утверждение графика проведения контрольных мероприятий;
разработка и утверждение графика сдачи-приемки материалов обследования от интервьюеров.
3.1.2.4. Взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по вопросам обследования, в том числе по безопасности проведения статистического наблюдения.
3.1.2.5. Взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в части привлечения граждан, проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, к сбору первичных статистических данных.
3.1.2.6. Обучение специалистов территориальных органов Росстата и привлекаемых лиц:
организация, проведение обучения, в том числе в дистанционной форме, привлекаемых лиц полевого уровня, обеспечение взаимодействия с ними на регулярной основе;
3.1.2.7. Подготовка полученных в ходе обследования первичных статистических данных к автоматизированной обработке:
обеспечение ввода, разработки и передачи итогов обследования на федеральный уровень на основе единого специализированного программного обеспечения в сроки, предусмотренные Производственным планом Росстата;
выполнение работ по подготовке к обработке и проведение обработки полученной информации (в том числе ввод и контроль информации, содержащейся в бланке формы N 2) либо загрузка информации с планшетных компьютеров на рабочую станцию.
3.1.2.8. Автоматизированная обработка полученной информации обследования на основе утвержденной технологии.
3.1.2.9. Опубликование итогов обследования, хранение его материалов:
подготовка публикационного материала с использованием данных обследования;
хранение материалов обследования.
На территориальном уровне ответственным за подготовку, проведение и обработку материалов обследования являются территориальные органы Росстата, в структуре которых выполнение работ и функций возлагается на соответствующие структурные подразделения, определяемые руководителем территориального органа (или лицом его замещающим).
Взаимодействие в части сбора и обработки информации осуществляется в соответствии с Типовой схемой сбора и обработки информации, на межрегиональном уровне по направлению "Обследования домашних хозяйств и населения" (только в части взаимодействия на региональном уровне), утвержденной руководителем Федеральной службы государственной статистики от 23 января 2017 г. N 6-у.
3.1.3. На полевом уровне обследование личных подсобных хозяйств предусматривает осуществление деятельности по сбору сведений от респондентов и передачу их на территориальный уровень. При подготовке и проведении обследования выполняются следующие функции:
3.1.3.1. Подготовка и проведение обследования в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации:
прохождение привлекаемыми лицами обучения по очной или дистанционной форме;
обеспечение подготовительных работ, связанных с проведением обследования (анализ списка хозяйств на предмет достижимости, формирование графика посещений отобранных домохозяйств для проведения опросов).
3.1.3.2. Организация работ по сбору первичных статистических данных наблюдения путём опроса респондентов, их контроль при проведении контрольных мероприятий:
передача хозяйствам, принимающим участие в обследовании, принадлежностей для фиксации данных;
сбор первичных статистических данных путем проведения личного опроса респондентов и заполнение бланка формы N 2 (на бумажном носителе или в электронном виде);
оказание содействия инструктору территориального уровня при проведении контрольных мероприятий.
3.1.3.3. Сдача-приёмка заполненных бланков формы N 2, контроль заполнения:
контроль заполненных бланков формы N 2, представление и сдача их (на бумажных носителях и/или в электронном виде) на территориальный (районный/межрайонный) уровень, инструктору территориального уровня в установленном порядке;
подготовка отчета интервьюера о выполненной работе (приложение N 7).
Работы (по подготовке и проведению обследования) на полевом уровне осуществляются экспедиционным способом и проводятся специально подготовленными лицами - интервьюерами.
3.2. Основные этапы подготовки и проведения обследования
Подпунктом 2.6 приказа Росстата от 14 марта 2014 г. N 188 устанавливаются следующие этапы статистического наблюдения:
подготовительный этап;
этап проведения статистического наблюдения, осуществление контрольных мероприятий и сдача-приемка материалов;
этап обработки полученной информации, подведения итогов, их официального опубликования, хранения материалов.
3.3. Подготовительный этап
Подготовительный этап включает выполнение следующих работ:
3.3.1. Разработка:
3.3.1.1. Планов организации и проведения обследования на федеральном, территориальном и полевом уровнях и контроль выполнения работ:
календарного плана подготовки, проведения и обработки итогов обследования;
организационного плана-графика по подготовке и проведению обследования, утверждаемого приказом территориального органа Росстата.
Организационный план-график по подготовке и проведению обследования на территориальном и полевом уровнях разрабатывается и утверждается территориальными органами Росстата в соответствии с перечнем работ, выполняемых на территориальном и полевом уровнях, и сроками, установленными для выполнения каждого этапа работ, определяемыми и утверждаемыми Росстатом (в зависимости от объемов выборки для проведения обследования в соответствующем субъекте Российской Федерации) в составе организационных документов по подготовке и проведению статистического наблюдения.
3.3.1.2. Доработка официальной статистической методологии, форм федерального статистического наблюдения и статистического инструментария:
Основных методологических и организационных положений статистического наблюдения;
утверждение инструментария наблюдения для последующего тиражирования и проведения опросов.
3.3.1.3. Технологии автоматизированной обработки первичных статистических данных и подведения итогов с учетом концепции развития информационно-вычислительной системы Федеральной службы государственной статистики на соответствующий период.
3.3.1.4. Программного обеспечения по формированию перечня изучаемых объектов, автоматизированной обработке первичных статистических данных.
3.3.1.5. Средней нормы нагрузки объектов изучаемой совокупности на одно привлекаемое лицо территориального и полевого уровней за весь период работы и сроков их привлечения, нормативов для закупки средств материально-технического обеспечения.
Сроки и порядок проведения работ на всех уровнях регламентируются Производственным планом Росстата.
3.3.2. Определение потребности в кадровом, финансовом и материально-хозяйственном обеспечении на территориальном и полевом уровнях
Определение потребности в кадровом, финансовом и материально-хозяйственном обеспечении на территориальном и полевом уровнях производится в зависимости от объема выборочной совокупности личных подсобных хозяйств (устанавливается дифференцировано для каждого субъекта Российской Федерации).
Количество и распределение по категориям привлекаемых лиц к подготовке, проведению и обработке первичных статистических данных на территориальном и полевом уровнях, по субъектам Российской Федерации производится в зависимости от объема выборочной совокупности личных подсобных хозяйств по каждому субъекту Российской Федерации.
3.3.3. Подбор, сроки работы и оформление договорных отношений с привлекаемыми лицами для выполнения работ на территориальном и полевом уровнях
На территориальном уровне предусмотрен подбор и привлечение физических лиц на договорной основе для выполнения работ, связанных с проведением обследования (инструкторы территориального уровня, интервьюеры, специалисты территориального уровня). Функции физических лиц, привлекаемых к выполнению работ, связанных со сбором и обработкой первичных статистических данных при проведении выборочного обследования сельскохозяйственной деятельности личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан, определены в приложении к настоящим Основным методологическим и организационным положениям обследования (приложение N 1).
Сроки привлечения, условия выплаты вознаграждения и количество привлекаемых лиц по субъектам Российской Федерации определяются соответствующими приказами Росстата.
Период привлечения и нормы нагрузки привлекаемых лиц при выполнении работ, связанных со сбором и обработкой первичных статистических данных при проведении выборочного обследования сельскохозяйственной деятельности личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан, приведены в приложении к настоящим Основным методологическим и организационным положениям (приложение N 2).
Привлечение указанных лиц осуществляется в соответствии с п. 42 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "от 5 апреля 2013 г."
3.3.4. Разработка, тиражирование и доведение до территориального и полевого уровней инструментария статистического наблюдения
Инструментарий федерального статистического наблюдения представлен бланком формы N 2 и указаниями по его заполнению, а также Записными книжками инструктора и интервьюера и иными документами, утверждаемыми приказами Росстата.
Реализация программы обследования проводится по окончании каждого периода опроса в хозяйствах, подлежащих обследованию, по программе, установленной вышеуказанной формой федерального статистического наблюдения.
Разработка инструментария обследования на Федеральном уровне завершается не позднее, чем за 3 месяца до начала обследования.
Инструментарий обследования поступает в территориальные органы Росстата в централизованном порядке. На этапе подготовительных работ инструментарий проверяется на соответствие необходимому количеству по числу обследуемых хозяйств и количеству обследований.
3.3.5. Организация обучения специалистов территориальных органов Росстата и привлекаемых лиц
Обучение специалистов территориальных органов Росстата и привлекаемых лиц территориального (инструкторы территориального уровня, специалисты территориального уровня) и полевого (интервьюеры) уровней проводится в несколько этапов.
На первом этапе специалистами Росстата из числа представителей управлений центрального аппарата, отвечающих за подготовку и проведение обследования, на федеральном уровне, может быть проведено обучение специалистов территориальных органов Росстата.
Обучение организуется централизованно с участием представителей от территориальных органов Росстата. Порядок и сроки организации обучающих семинаров, направление для участия в них специалистов Росстата и представителей территориальных органов Росстата определяются в установленном порядке. Обучение проводится в течение 2-3 рабочих дней.
На втором этапе проводится обучение инструкторов территориального уровня и специалистов территориального уровня и на третьем этапе - интервьюеров.
Возможно совмещение второго и третьего этапов обучения.
Обучение возлагается на специалистов структурного подразделения территориального органа Росстата, ответственных за подготовку и проведение статистического наблюдения на территориальном уровне и имеющих опыт работы. В обучении интервьюеров принимает участие инструктор территориального уровня согласно программе обучения.
Обучение может быть проведено в форме семинара или инструктажа (индивидуальный; интерактивный) с включением следующих вопросов:
разъяснение целей и задач обследования;
ознакомление с порядком отбора хозяйств для выборочного обследования;
изучение настоящих Основных методологических и организационных положений, разбор программы обследования и процедуры сбора данных (обращая особое внимание на необходимость сохранения конфиденциальности полученной информации);
проведение пробного (обучающего) опроса с последующим анализом техники заполнения бланка формы и разбором всех возникающих трудностей.
Обучение проводится в течение 1-2 рабочих дней и завершается обязательной проверкой правильности усвоения изученного материала, степени готовности обучающегося к работе.
При заключении контракта интервьюера знакомят с условиями договора (характер и время работы, условия оплаты труда, обязанности).
Пункт 3.3.6 изменен. - Приказ Росстата от 6 марта 2019 г. N 126
3.3.6. Обеспечение деятельности привлекаемых лиц территориального и полевого уровней
Лица, привлекаемые на территориальном и полевом уровнях, централизованно обеспечиваются необходимыми канцелярскими принадлежностями*.
Лицам, привлекаемым на территориальном (инструкторы территориального уровня) и полевом (интервьюеры) уровнях, выдается удостоверение, изготовленное в централизованном порядке Росстатом*.
Лица, привлекаемые на полевом уровне, централизованно обеспечиваются экипировкой (светоотражающие браслеты, фонарики)*.
Обеспечение канцелярскими принадлежностями, тиражом инструментария обследования, принадлежностями для фиксации данных, экипировкой интервьюера производится при наличии финансовых средств в объемах, установленных приказом Росстата*.
Территориальные органы Росстата при проведении обучения и в период проведения обследования (сбора первичных статистических данных, контрольных мероприятий, сдачи-приемки материалов обследования) возмещают, при наличии подтверждающих документов, привлекаемым лицам следующие расходы:
инструкторам территориального уровня и интервьюерам, работающим в городских и сельских населенных пунктах, расположенных за пределами административного центра субъекта Российской Федерации в котором проводится обучение: проезд до него и обратно, проживание по месту обучения.
инструкторам территориального уровня и интервьюерам, работающим в городских и сельских населенных пунктах и имеющим место проживания вне шаговой доступности от места расположения участка обследования, места расположения обследуемых хозяйств: проезд до места расположения обследуемых хозяйств (и обратно), проезд до места проведения контрольных мероприятий (и обратно).
инструкторам территориального уровня и интервьюерам, работающим в городских и сельских населенных пунктах и имеющим место проживания вне шаговой доступности от места получения и сдачи материалов: проезд до места сдачи-приемки материалов обследования и обратно, почтовые расходы для отправки материалов обследования в районные отделы или территориальные органы Росстата, проживание по месту сдачи-приемки материалов обследования (заполненных бланков, отчета о выполненной работе, отчета интервьюера о проведении опроса, удостоверений).
Общий объем затрат, связанных с обеспечением вышеуказанных мероприятий, не может превышать объем доведенных до территориальных органов Росстата лимитов бюджетных обязательств на эти цели.
Расчет вознаграждения лицам, привлекаемым к выполнению работ, связанных со сбором первичных статистических данных и их обработкой на территориальном и полевом уровнях, приведен в приложении к настоящим Основным методологическим и организационным положениям (приложение N 3).
______________________________
* Материальные ценности для обеспечения лиц, привлекаемых для проведения обследования, поставляются с учетом остатков на балансе ТОГС.
3.4. Проведение статистического наблюдения и сдача-приемка материалов
3.4.1. Организация опросов (сбора первичных статистических данных)
3.4.1.1. Инструментарий отбора объектов и формирование участков обследования.
Инструментарий отбора представляет собой список адресов личных подсобных хозяйств, включенных в состав выборочной совокупности, с указанием временного кода учета личных подсобных хозяйств. Список отобранных хозяйств формируется на территориальном уровне в соответствии с методическими указаниями по формированию выборочной совокупности на основе списков, сформированных на основе итогов сельскохозяйственной переписи.
Инструментарий отбора, планшетный компьютер передается интервьюеру в момент заключения контракта.
Формирование участка обследования производится территориальным органом Росстата. Личные подсобные хозяйства, отобранные в выборочную совокупность, подлежат опросу и включаются в список, выдаваемый интервьюеру. В целях сохранения представительности выборки эти хозяйства не могут быть произвольно заменены другими.
Подбор личных подсобных хозяйств для проведения замены осуществляется на территориальном уровне в ходе подготовки к проведению обследования в соответствии с методическими указаниями по формированию выборочной совокупности.
3.4.1.2. Планирование сбора первичных статистических данных по обследуемым хозяйствам.
Планирование посещений личных подсобных хозяйств осуществляется интервьюером. Конкретный график посещений согласовывается с респондентом в момент первого визита.
Интервьюеру необходимо в максимальной степени придерживаться дат проведения интервью, оговоренных с хозяйством.
В случае отсутствия членов обследуемого хозяйства при первом посещении, интервьюер должен еще 2 раза посетить хозяйство в различные дни и часы. Полностью недостижимым и подлежащим замене личное подсобное хозяйство считается после 3-х безрезультатных визитов.
3.4.2. Проведение опросов
Процедура сбора первичных статистических данных при проведении обследования в личных подсобных хозяйствах осуществляется путем проведения опроса респондентов с периодичностью 7 раз в год.
Опрос по программе, установленной соответствующими разделами бланка формы N 2, осуществляется по окончании каждого отчетного периода в первые 11 дней месяца следующего за отчетным периодом.
К работе по сбору сведений о сельскохозяйственной деятельности личных подсобных хозяйств сельской местности привлекаются физические лица, прошедшие обучение - интервьюеры, инструкторы территориального уровня (для руководства работой интервьюеров).
На время работы интервьюеру и инструктору территориального уровня выдается удостоверение, которое действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
При проведении опроса интервьюер должен соблюдать следующие правила:
не передавать бланки формы членам хозяйства ни для каких целей;
не оставлять без ответа ни один из пунктов, предусмотренных к заполнению на отчетную дату.
Интервьюеру запрещается:
проводить опрос в хозяйстве, если оно не представлено в выборке;
оказывать влияние на содержание ответов опрашиваемого лица;
разглашать ответы на вопросы и результаты обследования;
вносить исправления в формы обследования без ведома членов обследуемого хозяйства.
Бланки форм интервьюер должен заполнять и проверять, находясь в обследуемом хозяйстве. В отдельных случаях, где сбор сведений осуществляется с применением бланка формы N 2 в электронном виде, допускается заполнение бланка формы N 2 на бумажном носителе с последующим переносом информации в бланк формы N 2 в электронном виде.
Ответы на вопросы бланка формы N 2 могут быть получены как от самого респондента, так и со слов совместно проживающих членов (старше 18 лет) в случае отсутствия респондента в момент опроса.
Участие в обследовании является добровольным.
При проведении опроса интервьюеры последовательно зачитывают сформулированные в бланке формы N 2 вопросы. Изменение формулировки вопросов бланка формы N 2 не допускается.
Интервьюеры во время проведения опроса и инструкторы территориального уровня во время контрольных мероприятий проводят разъяснения респондентам о целях и задачах обследования. Респондентам разъясняют, что обследование - единственный объективный источник информации о состоянии сельскохозяйственного производства в хозяйствах населения.
При проведении опроса интервьюеры, при необходимости, дают пояснения респондентам к вопросам бланка формы N 2, руководствуясь указаниями по его заполнению.
После завершения опроса в домохозяйстве интервьюер должен просмотреть все заполненные бланки на предмет правильности заполнения и соблюдения правил логических переходов. Вся цифровая информация должна быть записана четко и разборчиво.
В случае пропусков вопросов или при обнаружении других неточностей интервьюеру необходимо вновь обратиться к респонденту, и получить недостающую информацию.
3.4.3. Взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления
В целях обеспечения выполнения работ по проведению выборочного обследования сельскохозяйственной деятельности личных подсобных хозяйств территориальные органы Росстата должны взаимодействовать с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления по следующим направлениям:
проведение информационно-разъяснительной работы среди населения;
обеспечение безопасности интервьюеров при проведении опросов респондентов.
Территориальные органы Росстата доводят до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления информацию, необходимую для оказания содействия в организации и проведении обследования, в том числе для подготовки ответов при обращениях граждан по возникающим вопросам в связи с проведением обследования.
3.4.4. Сдача-приемка результатов работ, выполненных на полевом уровне
По завершении сбора данных по программе бланка формы N 2 производится отправка заполненных форм на территориальный (районный) уровень в установленные сроки.
Сдача результатов работ производится интервьюерами с выездом в территориальные органы Росстата, инструктору территориального уровня или, в отдельных случаях, по почте через районные отделы статистики.
При сборе сведений по бланку формы N 2 путем заполнения интервьюерами электронной версии бланков на планшетных компьютерах предусмотрено несколько способов передачи сведений на территориальный (районный) уровень:
передача информации интервьюером на рабочую станцию с планшетного компьютера;
передача информации интервьюером на внешних носителях информации, с карт памяти.
При сдаче-приемке бланков формы N 2, заполненных на бумажных носителях или на планшетных компьютерах, на территориальном уровне (инструктором территориального уровня) производится проверка полноты и правильности их заполнения на основе предварительного арифметического и логического контроля.
По завершении сдачи-приемки на территориальном уровне информация, полученная в ходе обследования, подготавливается к передаче на федеральный уровень (визуальный контроль, дополнительное кодирование информации).
3.4.5. Обеспечение конфиденциальности данных, полученных в ходе обследования
Гарантии защиты содержащихся в бланке формы N 2 сведений определены в статье 9 "Гарантии защиты первичных статистических данных, содержащихся в формах федерального статистического наблюдения" Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".
Первичные статистические данные, содержащиеся в бланке формы N 2, признаются конфиденциальными, не подлежат разглашению или распространению и используются только в целях формирования официальной статистический информации.
Обязанность не разглашать конфиденциальные сведения, полученные в ходе проведения обследования, предусматривается договорами, заключаемыми с лицами, осуществляющими сбор и обработку первичных данных.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных осуществляется для целей официального статистического учета, при условии их обязательного обезличивания.
При обработке материалов обследования все технические и программно-технологические средства используются с соблюдением мер по защите информации от несанкционированного доступа.
3.5. Порядок проведения контрольных мероприятий для обеспечения полноты и правильности учета объектов и правильности заполнения бланка формы N 2
3.5.1. Общие положения
Для обеспечения полноты и правильности получаемой от населения информации на территориальном уровне проводятся контрольные мероприятия по проверке полноты и правильности заполнения.
Контроль работы интервьюеров осуществляется как специалистами территориальных органов Росстата, так и привлекаемыми лицами в период (или после) проведения опросов интервьюерами не реже одного раза в полугодие. Проведение контрольных проверок осуществляется с непосредственным выездом на участки обследования.
В ходе контрольных проверок производится:
проверка факта посещения интервьюером хозяйств, представленных в выборке, а также выполнения других требований, предусмотренных инструктивными материалами;
наблюдение за ходом проведения опроса (выборочно в 1-2 хозяйствах, в которых проводится опрос);
проведение контрольных опросов (выборочно в 1-2 хозяйствах), формы по которым уже заполнены;
проверка факта участия в обследовании (выборочно по отдельным хозяйствам, опрос в которых завершен) посредством краткого интервью по телефону.
Контроль за качеством работы интервьюера производится в несколько этапов:
базовый - визуальный контроль заполненного бланка формы N 2 (на стадии сдачи-приемки, а также в ходе контрольной проверки работы интервьюера в полевых условиях), проведение формально-логического контроля первичного информационного фонда данных (проверка логических связей) при первичной автоматизированной обработке, при передаче данных на федеральный уровень;
плановый - проведение контрольных проверок в полевых условиях;
Контрольные мероприятия проводятся в отношении каждого интервьюера. По итогам контрольных мероприятий составляется "Акт по результатам проверки работы интервьюера" (вариант формы Акта - приложение N 4).
3.5.2. Базовый (визуальный) контроль
В ходе сдачи-приемки заполненных бланков формы N 2 производится их проверка на полноту заполнения, логических увязок между показателями. Неточности (опечатки) при заполнении бланка формы в ходе проведения опроса могут приводить к серьезным проблемам в ходе обработки материалов обследования (получения распространенных итогов).
Визуальный контроль основывается на осуществлении регулярного анализа полноты и качества заполнения всех бланков формы выборочного обследования путем проверки форм, представленных интервьюером по каждому обследованному личному подсобному хозяйству, выявлении и своевременном устранении ошибок или искажений данных, принятии мер по предотвращению их в будущем. Проверке подлежит работа каждого интервьюера.
Базовый контроль работы интервьюеров осуществляется 7 раз в год во время приема бланков формы N 2, представленных интервьюерами территориальному органу Росстата.
При проведении базового контроля проверяется:
правильность заполнения всех реквизитов титульной части бланка формы N 2;
адекватность наличия показателей (проведения программными средствами арифметического и логического контроля показателей каждой анкеты);
соблюдение логических связей:
вопросы, на которые есть ответ, в то время как ответа на них быть не должно;
вопросы, оставленные без ответа, в то время как ответ на них может (должен) быть получен.
характер выявленных ошибок регистрации ответов респондентов, которые квалифицируются им или как случайные (вследствие опечатки, невнимательности), или как системные (вследствие неправильного понимания методологических требований относительно заполнения определенных показателей в бланка формы N 2);
частота ошибок одного и того же характера - систематичность ошибок;
наличие одинаковых тенденций в ответах разных респондентов, опрошенных одним и тем же интервьюером, и логическую обоснованность этих тенденций;
соблюдение интервьюером сроков представления заполненных бланков формы N 2 территориальному органу Росстата и, в случае их нарушения, выясняет причины нарушения.
Все замечания к работе интервьюера доводятся до его сведения с соответствующими разъяснениями.
В случае наличия пропусков вопросники должны быть доработаны, при необходимости с помощью уточнения ответов у респондентов.
Проведение визуального контроля в присутствии интервьюера (при доставке материалов или в ходе контрольной проверки интервьюера "в поле") обладает рядом преимуществ:
замечания и разъяснения по ним могут быть высказаны сразу;
личная беседа проверяющего с интервьюером дает информацию о степени освоения интервьюером вопросников и возможных его недоучетах в работе с респондентами в ходе проведения опросов, позволяет оценить профессиональный уровень подготовки интервьюера (знаний методологии и инструментария обследования).
Косвенным методом контроля может стать время, затраченное на интервью в разных по составу или, напротив, однотипных хозяйствах. Стабильность указанных временных периодов или вызывающие сомнение объемы работ, выполненные в один день, также позволяют оценить добросовестность выполнения интервьюером своих функций.
Результаты визуального контроля могут явиться основой в выборе проверяющим специалистом территориального органа Росстата стратегии в проведении контроля работы интервьюера непосредственно в хозяйствах.
В целях контроля за ходом практической работы интервьюера предусматривается ведение ими записей о датах и результатах каждого посещения.
3.5.2.1. Базовый контроль (планшетный компьютер)
Качество полученного информационного материала, как и качество работы отдельного интервьюера также оценивается при подготовке первичных статистических данных для последующей обработки и передачи на федеральный уровень.
При проверке логических связей, которые сложно полностью отследить при визуальном контроле, целесообразно использовать информацию, сформированную в автоматическом режиме при проведении опросов с использованием планшетного компьютера - мониторинг (отчет) о результатах интервью.
Задача отдела территориального органа Росстата, ответственного за организацию и проведение обследования, добиться полного отсутствия ошибок по "жестко" установленным правилам формально-логического контроля (строгие контроли) и минимального количества логических отступлений (предупредительные контроли), которые данными правилами допускаются. Содержание и объем протокола контроля, полученный на территориальном уровне по итогам обследования, является основным критерием оценки качества работы территориального уровня.
3.5.3. Плановый контроль на полевом уровне
Цель проведения контроля:
проверка соблюдения процедур проведения обследования на полевом уровне;
выявление возможных искажений и фальсификации информации (самостоятельное заполнение интервьюером вопросников без посещения домохозяйства, "улучшение" результатов опроса).
содействие устранению ошибок, в том числе систематических, если они были выявлены в ходе проверки.
Виды планового контроля, проводимого на полевом уровне:
проверка процесса проведения опросов интервьюером в хозяйствах;
контрольные опросы с посещением хозяйства (по ограниченному кругу вопросов);
телефонные (почтовые) контрольные интервью.
Контрольные проверки осуществляются как специалистами отдела территориального органа Росстата, ответственного за проведение обследования, так и привлекаемыми лицами (инструкторами территориального уровня) в период (или после) проведения опросов интервьюерами. План-график контрольных проверок (составляемый на территориальном уровне) должен предусматривать проведение проверок в отношении каждого интервьюера и должен быть распределен как на дни проведения опросов (начиная после первых дней проведения опросов), так и на дни после завершения опросов.
Период проведения опросов является наиболее насыщенным по выполнению интервьюерами различных видов работ, связанных с проведением обследования на полевом уровне, что может позволить проверяющим (специалистам отдела территориального органа Росстата или инструкторам территориального уровня) охватить во время проверки возможно большее число возникающих проблем.
Проведение контрольных проверок осуществляется с непосредственным выездом на участки обследования проверяющего лица или посредством телефонного контроля.
3.5.3.1. Проведение планового контроля с выездом на участок обследования
Перед выездом в хозяйство проверяющему (специалисту отдела территориального органа Росстата или инструктору территориального уровня) необходимо:
систематизировать все замечания, данные интервьюеру по представленным им ранее заполненным вопросникам (если таковые имеются);
наметить конкретные вопросы, которые необходимо специально рассмотреть с интервьюером в процессе предстоящей проверки;
согласовать (определить) с интервьюером дату и время посещения хозяйства.
В начале визита в личное подсобное хозяйство после приветствия проверяющий (специалист отдела территориального органа Росстата или инструктор территориального уровня) должен представиться, показать свое удостоверение и объяснить цель посещения хозяйства, подчеркнуть свою роль в данной ситуации, как роль наблюдателя и предоставить слово интервьюеру;
Данный вид контроля предусматривает:
визуальный контроль находящегося на момент контрольной проверки на руках у интервьюера статистического инструментария;
наблюдение за ходом проведения опроса выборочно в 1-2 хозяйствах, в которых проводится опрос (по случайно выбранным адресам из числа хозяйств, не посещенных интервьюером);
проведение контрольных опросов выборочно в 2-3 хозяйствах, в которых завершен опрос (по случайно выбранным адресам из числа хозяйств, опрос в которых уже проводился).
3.5.3.2. Проверка процесса проведения опросов
Проверка процесса проведения опросов применяется в целях контроля за деятельностью интервьюера, его способностью установить положительный контакт с респондентом и предусматривает присутствие проверяющего (специалиста отдела территориального органа Росстата или инструктора территориального уровня) во время проведения интервьюером опроса.
Задача проверяющего при проведении опроса состоит в том, чтобы оценить и улучшить работу интервьюера, выявить ошибки и неправильные представления, которые нельзя обнаружить посредством применения визуальных поверок.
Во время опроса проверяющий должен находиться достаточно близко, чтобы видеть какие записи делает интервьюер. Это позволит оценить правильность интерпретации интервьюером ответов респондента и соблюдение порядка перехода к другим вопросам или разделам бланка формы N 2. Проверяющий не должен вмешиваться в опрос во время его проведения, ему необходимо стараться вести себя таким образом, чтобы не нервировать и не смущать интервьюера или респондента. Вмешательство проверяющего возможно только в тех случаях, когда интервьюер совершает серьезные ошибки. Интервьюер должен быть предупрежден, что ему не разрешается обращаться к проверяющему за советом во время интервью.
Во время опроса интервьюером респондента проверяющий должен обратить внимание на следующее:
объяснил ли интервьюер цель визита;
довел ли интервьюер до сведения респондента информацию о конфиденциальности данных, полученных во время обследования;
ответил ли на возникшие вопросы респондента;
создал ли атмосферу доброжелательности и доверия для получения согласия респондента на проведение опроса (в случае отказа респондента от участия в обследовании, приложил ли максимум усилий, чтобы убедить принять участие в обследовании);
задавал ли вопросы так, как они сформулированы в бланке формы N 2 и в той же последовательности, как они там указаны;
в удобном ли для респондента темпе проводился опрос;
предоставил ли время для обдумывания ответа на заданный вопрос;
не отвлекался ли на посторонние темы;
не оказывал ли влияние на ответы респондента;
хорошо ли знает инструментарий (бланк формы N 2 и указания к ней);
соблюдал ли правила заполнения бланка формы N 2 (информация должна быть записана со слов опрашиваемого);
обратил ли интервьюер внимание на то, какие вопросы оказались наиболее трудными для респондента, проявил ли достаточно настойчивости, чтобы получить определенный ответ респондента на все вопросы;
убедился ли в полноте ответов, и возвращался ли к вопросам, если возникали сомнения (придерживался ли определенных установленных требований по регистрации ответов респондента, проверив их после завершения опроса, а при необходимости уточнил взаимосвязь между показателями);
поблагодарил респондента за сотрудничество;
был ли вежлив, приятен и уверен в себе, владел ли ситуацией.
Все вопросы и замечания, которые возникают у проверяющего, он фиксирует в произвольной форме. После окончания опроса проверяющий уточняет ответы у респондента, которые не были до конца выяснены интервьюером или неверно им трактованы. В случае необходимости ответы респондента исправляются с его разрешения.
Все замечания проверяющий (специалист отдела территориального органа Росстата или инструктор территориального уровня) заносит в "Отчет по результатам проверки хода проведения опроса интервьюером" непосредственно на месте ведения опроса (вариант формы Отчета - приложение N 5).
В конце отчета проверяющим должна быть проставлена общая оценка работы интервьюера по результатам проверки. Оценка определяется в зависимости от соотношения оценок "да" или "нет". Преобладание "да" означает удовлетворительную работу интервьюера, "нет" - говорит о том, что интервьюеру необходимо повысить качество своей работы. Решение о проведении дополнительного инструктажа интервьюера принимается на основе количественного значения оценки "нет" ответственным специалистом территориального уровня.
После каждого опроса проверяющий и интервьюер должны обсудить работу последнего.
3.5.3.3. Контрольное интервью
Контрольное опрашивание респондента путем посещения хозяйства или по телефону проводится проверяющим (специалистом отдела территориального органа Росстата или инструктором территориального уровня) самостоятельно без участия интервьюера.
Данный вид контроля работы интервьюера предполагает повторное посещение проверяющими тех хозяйств, опросы которых уже завершены. Повторное посещение респондентов должно носить случайный характер. Интервьюера необходимо поставить в известность о возможном проведении контрольных интервью. Во избежание подтасовки данных при проведении данного вида контроля согласование с интервьюером перечня хозяйств и вопросов не проводится.
В ходе контрольного интервью проверяющие выясняют, был ли интервьюер в хозяйстве, с кем именно велась беседа, задают несколько вопросов из вопросника.
Контрольные интервью должны быть краткими (до 15 минут). Возможно проведение данного контроля по телефону.
Вариант формы "Анкета контрольного интервью" приведен в приложении к настоящим Основным методологическим и организационным положениям обследования (приложение N 6). При подготовке к контрольному интервью проверяющий (специалист отдела территориального органа Росстата или инструктор территориального уровня) должен вписать в Анкету контрольного интервью из заполненных бланков несколько вопросов с вариантами ответа на них респондентов. При этом целесообразнее отбирать вопросы, вероятность изменения ответов на которые в период между опросом и контрольным интервью незначительна (посевная площадь, количество деревьев, поголовье сельскохозяйственных животных и так далее).
Разница в ответах во время контрольного и первоначального интервью еще не говорит о том, что интервьюер выполнил свои обязанности недобросовестно (возможны случаи проведения контрольного интервью с разными респондентами; в разное время одни и те же респонденты могут сообщать разную информацию). Однако наличие неоднократно выявленных расхождений указывает на то, что надо дополнительно поработать с интервьюером на предмет поиска возможных причин таких расхождений.
Во время визита в хозяйство проверяющий должен придерживаться следующих требований:
поздороваться с респондентом;
назвать свою фамилию, имя, отчество, и объяснить, что он является работником территориального органа Федеральной службы государственной статистики, и показать соответствующее удостоверение;
объяснить цель визита и попросить разрешения на проведение контрольного интервью;
в случае, когда респондент согласен ответить на вопрос (желательно, чтобы это был член хозяйства, который лично общался с интервьюером), провести его опрос по соответствующей анкете. При проведении опроса необходимо акцентировать внимание респондента на периоде времени, к которому относится вопрос. Он может совпадать с месяцем, когда интервьюер проводил опрос. Если во время опрашивания оказывается, что информация, которую сообщает респондент, не совпадает с данными, представленными интервьюером, проверяющему следует обратить внимание респондента на расхождение данных (без использования конкретных цифр или ответов, полученных интервьюером), попросить его более четко припомнить свой контакт с интервьюером и еще раз дать ответ;
поблагодарить респондента за сотрудничество и ответить на возможные его вопросы;
проститься с респондентом.
3.5.3.4. Контрольное интервью по телефону
Контроль качества работы интервьюера может быть проведен также по телефону. Преимуществами этого вида контроля является существенное сокращение потребности в затратах времени специалистов на выезды на места при увеличении охвата интервьюеров и хозяйств контрольными мероприятиями. При проведении контроля необходимо вести тщательный учет хозяйств, к которым обратились с контрольными вопросами, и полученных или неполученных от них ответов.
Охват данным видом проверок должен быть максимально возможным относительно хозяйств, которые ранее не были включены в контрольные мероприятия.
Проведение контроля качества работы интервьюера по телефону проводится выборочно в хозяйствах, опрос в которых завершен.
При проведении контрольного интервью по телефону проверяющему (специалисту отдела территориального органа Росстата или инструктору территориального уровня) необходимо придерживаться следующих требований:
поздороваться с респондентом;
назвать свою фамилию, имя, отчество и объяснить, что он является работником территориального органа Федеральной службы государственной статистики;
объяснить цель телефонного звонка и попросить разрешение на проведение контрольного интервью;
в случае, когда респондент не может в настоящее время разговаривать, необходимо извиниться и предложить другое время разговора;
в случае, когда респондент согласен ответить на вопросы (желательно, чтоб это был член личного подсобного хозяйства, который лично общался с интервьюером) - провести его опрос по соответствующей анкете. При проведении опроса необходимо акцентировать внимание респондента на периоде времени, к которому относятся вопросы. Он может совпадать с месяцем, когда интервьюер проводил опрос. Если во время опрашивания оказывается, что информация не совпадает с данными, представленными интервьюером, контролеру следует обратить внимание респондента на расхождение данных (без использования конкретных цифр или ответов, полученных интервьюером), попросить его более четко припомнить свой контакт с интервьюером и еще раз дать ответ;
поблагодарить респондента за сотрудничество и ответить на возможные его вопросы;
проститься с респондентом.
В случае явного несоответствия информационных данных респондента, полученных в ходе контрольного интервью (с выездом или по телефону), с начальными данными, представленными интервьюером, проверяющий (специалист отдела территориального органа Росстата или инструктор территориального уровня) обязан исправить начальные данные в вопросниках и считать достоверной ту информацию, которая была получена в результате контроля.
3.5.4. Оформление результатов проверки работы интервьюеров
По результатам планового контроля проверяющим (специалистом отдела территориального органа Росстата или инструктором территориального уровня) проводится соответствующий анализ работы интервьюера. Проверяющему необходимо указать интервьюеру на все имеющиеся в его работе недочеты и помочь разобраться во всех непонятных для интервьюера вопросах.
Результаты проверок оформляются Актом по результатам проверки работы интервьюера (далее - Акт), который составляется в присутствии интервьюера (вариант формы Акта - приложение N 4).
В ходе выполненной проверки проверяющий описывает объем работ, ее достоинства и недостатки. Отмечается, выполняет ли интервьюер все требования и задания территориального органа Росстата, а также записываются предложения по улучшению работы интервьюера.
При выявлении каких-либо существенных и многочисленных несоответствий в ответах респондентов с данными вопросников, вопросники возвращаются интервьюеру для уточнения информации (проведение повторных интервью).
Акт составляется в 2-х экземплярах: один экземпляр акта передается интервьюеру, второй представляется в территориальный орган Росстата. К акту могут быть приложены (при наличии): "Отчет по результатам проверки хода проведения опроса интервьюером" (вариант формы - приложение N 5), Анкеты контрольных интервью (вариант формы - приложение N 6), заполненные по результатам проверки.
Результаты контрольных мероприятий являются основанием для применения отдельных мер воздействия к интервьюерам, не справляющихся со своими обязанностями. По итогам проверок работы интервьюеров рекомендуется подготовка общего обзора по обнаруженным ошибкам и анализ причин их возникновения.
3.6. Обработка полученных первичных статистических данных, подведение итогов, их официальное опубликование, хранение материалов обследования
Этап обработки полученной информации, подведения итогов, хранения материалов включает выполнение следующих работ:
обработка полученной информации и подведение итогов обследования на основе утвержденной технологии;
защиту персональных данных и конфиденциальной информации;
формирование официальной статистической информации на основе итогов обследования.
Обработка выборочных данных и распространение их на генеральную совокупность осуществляется на территориальном уровне.
Обработка полученной информации производится в соответствии с экономическим описанием и эксплуатационной документацией, разработанной и утвержденной в рамках подготовки программного обеспечения на выполнение работ по автоматизированной обработке данных и получению итогов обследования.
Функции автоматизации обследования осуществляются в 2 этапа и распределены на территориальном и федеральном уровнях.
1 этап. На территориальном (районном) уровне, в том числе с привлечением физических лиц, осуществляется:
ввод первичных данных с бумажных (электронных) носителей;
загрузка данных с планшетного компьютера;
кодирование информации;
формальный и логический контроль первичных данных;
редактирование данных обследования;
проведение повторного формального и логического контроля первичных данных, формирование первичного информационного фонда данных обследования;
"передача" подготовленных с использованием предоставленного Росстатом программного обеспечения данных на сервер ЦОД ФУ.
2 этап. На федеральном уровне производится:
мониторинг хода автоматизированной обработки; проведение повторного формального и логического контроля данных, полученных с территориального уровня;
ведение нормативно-справочной информации;
формирование единой базы первичных данных (обобщенного информационного фонда), дополнительный контроль полученной информации;
проведение повторного формального и логического контроля распространенных данных;
расчет обобщающих показателей, ошибок выборки;
формирование итоговых (регламентных) и публикационных таблиц.
Полученные итоги обследования сельскохозяйственной деятельности личных подсобных хозяйств используются территориальными органами Росстата для дальнейшего выполнения работ, предусмотренных Производственным планом Росстата, а также представляются на Федеральный уровень в установленные сроки.
Срок хранения заполненных бланков формы N 2 на бумажных носителях - 1 год с даты подведения окончательных итогов обследования - в соответствии со статьей 478 "Перечня документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной службы государственной статистики, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения", утвержденного приказом Росстата от 5 сентября 2016 г. N 484.
Первичные данные, полученные с электронных носителей (планшетный компьютер) хранятся в заархивированном виде с соблюдением мер по защите информации от несанкционированного доступа - 1 год с даты подведения окончательных итогов обследования.
Место хранения заполненных бланков формы N 2 (на бумажном носителе и в электронном виде) до их уничтожения определяется руководством территориального органа Росстата с учетом требований сохранения конфиденциальности данных. Уничтожение бланков формы N 2 производится в установленном порядке.
IV. Материально-техническое и финансовое обеспечение обследования
Материально-техническое обеспечение выборочного обследования сельскохозяйственной деятельности личных подсобных хозяйств осуществляется централизованно в период его подготовки и проведения на основе нормативов для обеспечения работы всех лиц, привлекаемых к подготовке и проведению обследования, обработке его итогов, утверждаемых соответствующими приказами Росстата.
Финансирование выборочного обследования сельскохозяйственной деятельности личных подсобных хозяйств осуществляется в рамках лимитов бюджетных обязательств, выделенных на проведение выборочного обследования сельскохозяйственной деятельности личных подсобных хозяйств. Территориальным органам Росстата, принимающим участие в подготовке, проведении и обработке полученной информации, лимиты бюджетных обязательств доводятся в установленном порядке.
______________________________
*(1) Значение понятия приведено исключительно в целях настоящих Основных методологических и организационных положений.
*(2) Граждане, имеющие земельные участки для индивидуального жилищного строительства с площадью 4 и более соток и занимающиеся сельскохозяйственным производством.
*(3) Со слов владельца личного подсобного хозяйства или члена его семьи старше 18 лет.
*(4) Наименование категорий лиц, привлекаемых к выполнению работ на территориальном и полевом уровнях, приведено исключительно для целей проведения настоящего обследования.