Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 декабря 2018 г. N 83-АПГ18-17
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Калининой Л.А.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам управления имущественных отношений Брянской области, Трубчевского районного потребительского общества на решение Брянского областного суда от 16 августа 2018 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление Трубчевского районного потребительского общества о признании недействующими пунктов 20, 25, 34, 38, 51, 88, 251 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Трубчевского района Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2016 года N 1279.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителей административного истца Свиридовой В.И. и Толубаева Н.Н., представителя административного ответчика Савенко О.В., поддержавших доводы своих апелляционных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мухиной О.В., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
26 октября 2016 года управлением имущественных отношений Брянской области издан приказ N 1279, пунктом 1 которого утвержден перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Трубчевского района Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - перечень).
Текст приказа размещен на официальном интернет-портале правовой информации htpp://www.pravo.gov.ru 31 октября 2016 года.
В указанный перечень на 2017 год включены, в том числе, следующие объекты недвижимости:
здание с кадастровым номером 32:26:0360101:626, расположенное по адресу: Брянская область, Трубчевский район, с. Селец, ул. Трубчевская, 62 (пункт 20 перечня);
здание с кадастровым номером 32:26:0360503:84, расположенное по адресу: Брянская область, Трубчевский район, д. Сосновка, ул. Партизанская, 38 (пункт 25 перечня);
здание с кадастровым номером 32:26:0370304:184, расположенное по адресу: Брянская область, Трубчевский район, д. Кветунь (пункт 34 перечня);
здание с кадастровым номером 32:26:0390101:476, расположенное по адресу: Брянская область, Трубчевский район, д. Сагутьево, ул. Школьная, 39А (пункт 38 перечня);
здание с кадастровым номером 32:26:0920904:42, расположенное по адресу: Брянская область, Трубчевский район, г. Трубчевск, ул. Октябрьская, 86 (пункт 51 перечня);
здание с кадастровым номером 32:26:0921701:158, расположенное по адресу: Брянская область, Трубчевский район, г. Трубчевск, ул. Лесная, 22 (пункт 88 перечня);
здание с кадастровым номером 32:26:0360101:625, расположенное по адресу: Брянская область, Трубчевский район, с. Селец, ул. Трубчевская, 98 (пункт 251 перечня).
Трубчевское районное потребительское общество (далее - Трубчевское РайПО, административный истец) обратилось в Брянский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 20, 25, 34, 38, 51, 88, 251 перечня с 1 января 2017 года, ссылаясь на то, что объекты, включенные в перечень, не обладают предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из их кадастровой стоимости.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят без учета вида фактического использования зданий, осмотр объектов не проводился, здания не эксплуатируются. Включение зданий в перечень на 2017 год неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Решением Брянского областного суда от 16 августа 2018 года административное исковое заявление удовлетворено частично.
Пункт 251 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Трубчевского района Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2016 года N 1279, признан недействующим с 1 января 2017 года. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Трубчевское РайПО просит отменить решение в части отказа в удовлетворении заявленных требований, считая его постановленным с нарушением норм материального и процессуального права, принять в этой части новое решение об удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе управление имущественных отношений Брянской области просит отменить судебный акт в части удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Относительно поданных сторонами апелляционных жалоб прокурором Брянской области представлены возражения.
Кроме того, управлением имущественных отношений Брянской области представлены возражения относительно апелляционной жалобы Трубчевского РайПО.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что оспариваемый акт издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых нормативных правовых актов, правил введения в действие и опубликования.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент утверждения перечня) налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории Брянской области налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен Законом Брянской области от 27 ноября 2003 года N 79-З "О налоге на имущество организаций".
Так, статьей 1.1 Закона Брянской области "О налоге на имущество организаций", введенной в действие Законом Брянской области от 3 октября 2016 года N 76-З, установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. В частности, к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (пункт 1), а также нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (пункт 2).
Из приведенных выше правовых норм следует, что для признания отдельно стоящего нежилого здания объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, необходимо установление в отношении этого здания одного из условий, перечисленных в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Разрешая дело, суд установил, что объект с кадастровым номером 32:26:0360101:625 (пункт 251 перечня), расположенный по адресу: Брянская область, Трубчевский район, с. Селец, ул. Трубчевская, 98, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права и сведениями кадастрового учета является нежилым зданием с наименованием - хлебопекарня с магазином. Согласно техническому паспорту в здании пекарни, общей площадью 225,7 кв.м, имеется помещение торгового зала, площадью 30,2 кв.м, что составляет менее 20% от общей площади. Здание расположено на земельном участке с видом разрешенного использования - для эксплуатации магазина и хлебопекарни.
Суд пришел к выводу, что такой вид разрешенного использования земельного участка однозначно не свидетельствует о том, что на таком земельном участке возможно расположение исключительно торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Как следует из материалов дела, названный выше земельный участок имеет один вид разрешенного использования, исходя из наименования которого он допускает размещение на нем только одного объекта недвижимости, помещения в котором должны одновременно использоваться и для хлебопекарни и для торговой деятельности, то есть предусматривает использовать земельный участок для нахождения на нем здания смешанного назначения.
При таком положении нельзя сделать однозначный вывод о том, что вид разрешенного использования земельного участка со всей очевидностью предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Учитывая предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 НК РФ), спорное здание не могло быть включено в Перечень по виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно находится, следовательно, суд первой инстанции правильно признал несостоятельным утверждение административного ответчика о законности его включения в Перечень по виду разрешенного использования земельного участка.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен спорный объект, из буквального его прочтения однозначно не позволяет прийти к выводу о размещении на нем объекта исключительно в целях, соответствующих приведенному выше федеральному и региональному налоговому законодательству.
Из плана строения и экспликации к нему следует, что в здании расположены следующие помещения: цех, лаборатория, склады, подсобные помещения, кабинет, коридоры, котельная, бытовая, душ и торговый зал, площадью 30,2 кв.м. Из акта обследования здания следует, что помещения в здании используются для производства хлеба и хлебобулочных изделий, которые реализуются покупателям.
Из данных обстоятельств суд пришел к правильному выводу, что указанное здание не обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется из их кадастровой стоимости.
Судом также установлено, что объекты с кадастровыми номерами 32:26:0360503:84, 32:26:0370304:184, 32:26:0390101:476 , 32:26:0921701:158 являются нежилыми зданиями, имеющими наименование - магазин. Здания расположены на земельных участках с видами разрешенного использования - для торговли, для объектов торговли, для эксплуатации магазина, для объектов торговли и эксплуатации закусочной.
Отказывая в удовлетворении этой части заявленных требований, суд правомерно исходил из вида разрешенного использования земельных участков, предусматривающего размещение торговых объектов. Данное обстоятельство свидетельствует о наличии самостоятельного основания, достаточного для включения объектов недвижимости в оспариваемый перечень и отсутствии оснований для признания оспариваемых норм не действующими.
Кроме того, судом установлено, что объекты с кадастровыми номерами 32:26:0360101:626, 32:26:0920904:42 являются нежилыми зданиями с наименованием магазин. Здания расположены на земельных участках с видом разрешенного использования - для предпринимательской деятельности. Такой вид разрешенного использования земельных участков однозначно не предусматривает размещение торговых объектов.
Вместе с тем, из технической документации на здание магазина с кадастровым номером 32:26:0360101:626 следует, что площадь, предназначенная для осуществления торговли, составляет 76,5% от общей площади здания.
Из технической документации на здание магазина с кадастровым номером 32:26:0920904:42 видно, что площадь, предназначенная для осуществления торговли, составляет 51,8% от общей площади здания магазина.
Принимая во внимание приведенные обстоятельства, учитывая назначение зданий и превышение 20% торговой площади от общей площади объектов, суд пришел к верному выводу, что здания с кадастровыми номерами 32:26:0360101:626, 32:26:0920904:42 отвечали признакам объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база могла быть определена исходя из кадастровой стоимости, в связи с чем, данные здания подлежали включению в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества.
Кроме того, вид разрешенного использования земельных участков - для предпринимательской деятельности хотя и не предусматривает однозначно размещение на них торговых объектов, но предназначен для осуществления коммерческой деятельности, в данном случае - торговой, что подтверждено и документами технического учета.
Не имеют правового значения доводы апелляционной жалобы Трубчевского РайПО о том, что названные выше здания фактически не используются, в связи с чем они не подлежали включению в перечень, поскольку в данном случае объекты недвижимости включены в перечень по виду разрешенного использования земельных участков и по назначению объектов недвижимости, в которых площадь, предназначенная для торговли, превышает 20% от общей площади зданий, а не по фактическому их использованию.
Доводы апелляционной жалобы о том, что только определение вида фактического использования является обязательным условием для включения объектов в перечень, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах, когда нормы материального права применены судом правильно, нарушений процессуального законодательства судом не допущено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Брянского областного суда от 16 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы управления имущественных отношений Брянской области, Трубчевского районного потребительского общества - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 декабря 2018 г. N 83-АПГ18-17
Текст определения официально опубликован не был