Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 декабря 2018 г. N 81-АПГ18-22
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Зинченко И.Н.,
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Коллегии Администрации Кемеровской области на решение Кемеровского областного суда от 26 июля 2018 года о частичном удовлетворении административного искового заявления Анищенко Валентины Григорьевны о признании недействующим второго абзаца пункта 6 Положения о порядке и условиях предоставления жилых помещений в областных домах для ветеранов и порядке признания граждан нуждающимися в жилых помещениях в областных домах для ветеранов, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 29 ноября 2005 года N 147.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
согласно абзацу второму пункта 6 Положения о порядке и условиях предоставления жилых помещений в областных домах для ветеранов и порядке признания граждан нуждающимися в жилых помещениях в областных домах для ветеранов, утверждённого постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 29 ноября 2005 года N 147, к числу медицинских противопоказаний для проживания в областных домах для ветеранов относятся неспособность самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (полная или частичная утрата способности к самообслуживанию), наличие хронического алкоголизма, наркомании, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулёза, тяжёлых психических расстройств и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.
Анищенко В.Г., инвалид ... первой группы в связи с трудовым увечьем, признанная нуждающейся в постоянном постороннем уходе, не обеспеченная жилым помещением, обратилась в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением, в котором, с учётом его уточнения, просила признать приведённую норму не действующей в той части, в какой полная или частичная утрата способности к самообслуживанию является противопоказанием для проживания инвалидов в областных домах для ветеранов.
В обоснование заявленного требования ссылалась на противоречие оспариваемой нормы требованиям федерального законодательства о социальной защите инвалидов, нарушение её права как инвалида первой группы на предоставление жилого помещения в областном доме для ветеранов.
Решением Кемеровского областного суда от 26 июля 2018 года административное исковое заявление Анищенко В.Г. удовлетворено частично, признан не действующим с момента вступления решения суда в законную силу второй абзац пункта 6 Положения о порядке и условиях предоставления жилых помещений в областных домах для ветеранов и порядке признания граждан нуждающимися в жилых помещениях в областных домах для ветеранов, утверждённого постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 29 ноября 2005 года N 147, в той мере, в какой частичная утрата способности к самообслуживанию относится к противопоказаниям для проживания в областных домах для ветеранов; в остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Коллегия Администрации Кемеровской области просит решение суда отменить в части удовлетворённых требований, как постановленное с нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлены возражения участвующим в деле прокурором и Анищенко В.Г.
Изучив и проверив материалы административного дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, полагает не подлежащими удовлетворению доводы апелляционной жалобы.
Разрешая вопрос о законности оспариваемой нормы, суд посчитал, что реализация органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации полномочий по социальной поддержке и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, предоставленных субъекту Российской Федерации подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и финансируемых за счёт средств регионального бюджета, не может быть произвольной, указав в частности, в решении на то, что условия предоставления не должны безосновательно ограничивать возможность получения жилых помещений в специализированном жилом фонде субъекта Российской Федерации гражданами, нуждающимися в специальной защите. Предоставление указанным гражданам жилых помещений в областных домах для ветеранов в Кемеровской области имеет своей целью создать условия к преодолению ограничений жизнедеятельности граждан, в том числе частично утративших способность к самообслуживанию. Именно с этой целью построены и оборудованы пандусами, лифтами, поручнями, автоматической системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре областные дома ветеранов Кемеровской области. Граждане из числа инвалидов частично сохранившие способность к самообслуживанию могут себя обслуживать, но при более длительном затрачивании времени, дробности его выполнения, сокращении объёма с использованием при необходимости вспомогательных технических средств. Следовательно частичная утрата способности к самообслуживанию не может рассматриваться в качестве условия, с которым связывается невозможность проживания в областных домах инвалидов, как это установлено Коллегией Кемеровской области в оспариваемой норме.
Выводы суда в обжалуемой части судебного постановления, соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами права, регулирующими спорное правоотношение и подлежащими применению по настоящему делу.
Жилищный кодекс Российской Федерации, наделяя органы государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями по определению порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации (статья 13), гласит, что жилые помещения специализированного жилищного фонда предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите; категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации; предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации (статьи 98, 109).
Согласно статьям 1, 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидом признаётся лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты; ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Медико-социальная экспертиза - признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством организма.
Пунктом "а" части 6 приказа Минтруда России от 17 декабря 2015 года N 1024н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" установлены 3 степени выраженности ограничений способности к самообслуживанию. 1-я степень (способность к самообслуживанию при более длительном затрачивании времени, дробности его выполнения, сокращении объёма с использованием при необходимости вспомогательных технических средств) и 2-я степень (способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц, с использованием при необходимости вспомогательных технических средств) относятся к частичной утрате способности к самообслуживанию, а 3-я степень - к полной утрате.
Таким образом, утрата способности к самообслуживанию, в том числе частичная, является объективным критерием, с которым связывается инвалидность, а инвалиды нуждаются в специальной социальной защите государства, в том числе, в обеспечении жилыми помещениями в специализированном жилом фонде по договорам безвозмездного пользования.
Очевидно, из этого исходит и законодатель Кемеровской области, предусматривая Законом от 10 июня 2005 года N 73-ОЗ "Об областных домах для ветеранов" в системе мер социальной поддержки обеспечение отдельных категорий граждан жилыми помещениями в специализированном жилом фонде Кемеровской области, а именно в областных домах для ветеранов.
Областными домами для ветеранов для целей названного регионального закона признаются специализированные дома, расположенные на территории Кемеровской области, для проживания отдельных категорий граждан, предусмотренных статьёй 2 названного регионального Закона и нуждающихся в специальной социальной защите.
К категориям граждан, имеющим право на получение жилых помещений в областных домах для ветеранов, в силу прямого указания регионального законодателя относятся инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, имеющие право на обеспечение жильём в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (пункт 6 статьи 2 Закона).
При этом инвалидность рассматривается региональным законодателем в качестве объективного критерия, с которым связывается трудная жизненная ситуация, а инвалиды, попавшие в трудную жизненную ситуацию и нуждающиеся в жилых помещениях, выделяются в самостоятельную категорию граждан, имеющих право на получение жилых помещений в областных домах для ветеранов, как нуждающиеся в специальной защите (пункт 8 статьи 2 регионального Закона).
Порядок и условия предоставления жилых помещений в областных домах для ветеранов в части не урегулированной данным Законом, устанавливаются Коллегией Администрации Кемеровской области.
Положение о порядке и условиях предоставления жилых помещений в областных домах для ветеранов и порядке признания граждан нуждающимися в жилых помещениях в областных домах для ветеранов, утверждённое постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 29 ноября 2005 года N 147 (с последующими изменениями), отдельное положение которого оспаривается административным истцом, разработано в целях реализации Закона Кемеровской области от 10 июня 2005 года N 73-ФЗ "Об областных домах ветеранов" и, следовательно, оно не должно ему противоречить.
Как следует из содержания Положения, жилые помещения в областных домах для ветеранов предоставляются для проживания лицам, принятым на учёт в качестве нуждающихся в таких жилых помещениях в соответствии с данным Положением.
Для постановки на учёт на получение жилья в областных домах для ветеранов граждане представляют в органы местного самоуправления заявление и следующие копии документов (с предъявлением оригиналов): документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации и членов его семьи, документы, подтверждающие принадлежность к категориям граждан, определённым статьёй 2 Закона Кемеровской области от 10 июня 2005 года N 73-03 "Об областных домах для ветеранов", свидетельство о браке (о расторжении брака) свидетельство о рождении членов семьи. В течение 30 календарных дней со дня принятия документов уполномоченные органы местного самоуправления организуют обследование жилищных условий заявителя с составлением соответствующего акта.
В случае подтверждения нуждаемости заявителя в жилом помещении органы местного самоуправления информируют заявителя о необходимости представить медицинское заключение об отсутствии противопоказаний для проживания в областных домах для ветеранов.
Абзац второй пункта 6 Положения определяет самостоятельные медицинские противопоказания для проживания в областных домах для ветеранов.
В их числе названы не только наличие хронического алкоголизма, наркомании, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулёза, тяжёлых психических расстройств и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения, но и полная или частичная утрата способности к самообслуживанию в быту.
Анализ оспариваемой нормы во взаимосвязи с приведёнными выше нормами законодательства, регулирующими спорное правоотношение, позволяет сделать вывод о том, что Коллегия Администрации Кемеровской области, предусмотрев своим подзаконным нормативным правовым актом в качестве самостоятельного противопоказания проживания в областных домах ветеранов частичную утрату способности к самообслуживанию в быту безотносительно к медицинским противопоказаниям, безосновательно ограничило возможность получения жилых помещений в областных домах для ветеранов инвалидами, сохранившими частичную способность к самообслуживанию в быту.
Поскольку такое правовое регулирование не согласуется с предписаниями Закона Кемеровской области от 10 июня 2005 года N 73-ФЗ "Об областных домах ветеранов", суд справедливо признал его не действующим в части отнесения частичной утраты способности к самообслуживанию к противопоказаниям для проживания в областных домах для ветеранов.
Наличие домов-интернатов для инвалидов и престарелых в системе организаций социального обслуживания населения само по себе не может препятствовать лицам, частично утратившим способность к самообслуживанию, для проживания в областном доме ветеранов, на чём административный ответчик настаивает в апелляционной жалобе, поскольку, как верно отмечено судом, условия проживания в данных учреждениях различны.
Кроме того, судом достоверно установлено, что проживание граждан, частично утративших способность к самообслуживанию в быту, в областном доме ветеранов, не лишает их права заключить с организацией социального обслуживания договор на социальное обслуживание как в форме социального обслуживания на дому, так и в полустационарной или в стационарной формах. Инвалидам, нуждающимся в постороннем уходе и помощи, предоставляются медицинские и бытовые услуги на дому либо в стационарных организациях. Согласно номенклатуре организаций социального обслуживания в Кемеровской области, организацией, осуществляющей социальное обслуживание на дому, является центр социального обслуживания, в том числе комплексный и для граждан пожилого возраста и инвалидов (постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 12 августа 2014 года N 319).
С учётом изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения, в апелляционной жалобе не приводится, у Судебной коллегии нет поводов для отмены, правильного по существу решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Кемеровского областного суда от 26 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Коллегии Администрации Кемеровской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 декабря 2018 г. N 81-АПГ18-22
Текст определения официально опубликован не был