Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "АвтоСпецУслуги" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Аукционная комиссия) при проведении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Заказчик), Аукционной комиссией, АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуги по автотранспортному обслуживанию центрального аппарата Росреестра (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100010918000095) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, которая по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе приняла неправомерное решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям документации об Аукционе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя 25.12.2018 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 26.12.2018.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 23.11.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 79 000 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 3 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 3 заявки участников закупки;
6) дата проведения Аукциона - 21.12.2018;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника Аукциона;
8) требованиям документации об Аукционе соответствует 2 заявка участников закупки;
9) победителем признано ФГБУ "Дирекция по обеспечению деятельности федерального агентства по управлению государственным имуществом" с минимальным предложением о цене контракта 59 480 000 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Аукционной комиссией по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе неправомерно принято решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям документации об Аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Пунктом 9 раздела 3 "Информационная карта" документации об Аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе, копию документа, подтверждающего аттестацию специалиста выданную аттестационной комиссией, сформированной в соответствии с Приказом Минтранса России от 20.03.2017 N 106 "Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью" (далее - Аттестат) и состоящего в реестре аттестованных специалистов.
Также пунктом 2.1.9 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено следующее требование к исполнителю: "Гарантировать Заказчику наличие работника, имеющего соответствующую аттестацию за обеспечение безопасности дорожного движения, полученную аттестационной комиссией сформированной в соответствии с Приказом Минтранса России от 20.03.2017 N 106 "Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.08.2017 N 47698) и состоящего в реестре аттестованных специалистов. По требованию заказчика Исполнитель предоставляет документы, подтверждающие наличие данного работника".
Вместе с тем, учитывая, что законодательством Российской Федерации установлено требование о наличии Аттестата непосредственно у работника исполнителя при оказании услуг перевозки, а также, что частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень требований к составу заявки на участие в Аукционе в отношении участника закупки, Комиссия ФАС России приходит к выводу о наличии излишнего требования к составу заявки участника закупки.
На основании изложенного, действия Заказчика по установлению в документации об Аукционе требования к составу заявки о предоставлении копии Аттестата не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе и нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень требований, на основании на основании которых заявка признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 17.12.2018 N 0173100010918000095-3 (далее - Протокол) заявка участника закупки с идентификационным номером заявки "2" (Заявитель) признана не соответствующей требованиям документации об Аукционе на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, а именно: в заявке участника отсутствует копия документа, подтверждающего аттестацию полученную аттестационной комиссией, сформированной в соответствии с Приказом Минтранса России N 106 и состоящего в реестре аттестованных специалистов.
Учитывая, что требование о предоставлении в составе заявки Аттестата не соответствует положениям Закона о контрактной системе, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии, принявшей решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям документации об Аукционе, нарушают часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в рамках проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. В соответствии с пунктом 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).
Согласно части 52 статьи 112 Закона о контрактной системе по 30 июня 2019 года включительно обеспечение заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, в том числе указанную в извещении о проведении электронного аукциона.
В извещении о проведении Аукциона установлено, что порядок внесения и возврата денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе определяется в соответствии со статьей 44 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, пунктом 13 "Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе" информационной карты документации об Аукционе установлено в том числе следующее: "Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе может быть предоставлено Участником электронного аукциона только путем внесения в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в электронном аукционе осуществляется участником электронного аукциона".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик, неправомерно установил возможность внесения участниками закупки денежных средств в качестве обеспечения заявки в виде банковской гарантии.
Таким образом, действия Заказчика, установившего возможность внесения участниками закупки денежных средств в качестве обеспечения заявки в виде банковской гарантии, без учета положений части 52 статьи 112 Закона о контрактной системе не соответствуют пункту 7 статьи 42 Закона о контрактной системе, нарушают часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников Аукциона и сведений, подтверждающих невозможность подачи заявки на участие в Аукционе на момент рассмотрения жалобы, не поступало.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "АвтоСпецУслуги" обоснованной.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 64, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 26.12.2018 по делу N 18/44/105/2165 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.