Представление Счетной палаты РФ от 26 декабря 2017 г. N ПР 14-341/14-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка обоснованности и эффективности закупок работ (услуг) за 2015 - 2016 годы и первое полугодие 2017 года, осуществляемых органами власти, государственными учреждениями и связанных с исполнением установленных полномочий и предусмотренных государственными заданиями" в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации.
1. По результатам указанного контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1. В нарушение пункта 1.2 Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30, Минпромторгом России в проверяемом периоде не утвержден регламент федерального министерства.
1.2. В нарушение абзаца 4 пункта 1 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, абзаца 8 пункта 5.1 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452, Минпромторгом России за период 2015 - 2017 годов не утверждены планы подготовки нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и планы подготовки нормативных правовых актов ведомства.
1.3. В нарушение части 18 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) Минпромторгом России в отношении 5 закупок при обосновании начальных (максимальных) цен контрактов использовалась общедоступная информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в контрактах, которые на момент формирования начальных (максимальных) цен контрактов не могли быть исполнены, а также в отношении которых в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) отсутствовала информация об исполнении и взыскании неустоек (штрафов, пеней) (реестровые номера закупок 0173100009517000105, 0173100009516000259 (лоты N 1, 3), 0173100009516001029, 0173100009516000258, 0173100009516000301 (лот N 6).
1.4. В нарушение подпункта "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ дополнительными соглашениями в четыре заключенных Минпромторгом России государственных контракта, были включены работы, не предусмотренные государственным контрактом, а также увеличены объемы изначально предусмотренных в техническом задании работ без соблюдения условия их пропорционального увеличения (реестровые номера контрактов 1770559633916000314, 1770559633916001470, 1770559633916000344, 1770559633915000159).
1.5. В нарушение части 3 статьи 103 Федерального закона N 44-ФЗ Минпромторгом России не размещались в реестре контрактов, заключенных заказчиком, приложения к государственным контрактам, являющиеся их неотъемлемой частью. Указанные факты установлены в отношении 104 контрактов, сведения о которых приведены в приложении.
1.6. В нарушение части 3 статьи 103 Федерального закона N 44-ФЗ Минпромторгом России с нарушением установленных сроков (три рабочих дня с даты исполнения контракта) направлялись сведения об исполнении контракта в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (Федеральное казначейство). Указанные нарушения установлены в отношении 22 государственных контрактов*(1).
1.7. В нарушение части 9 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ и пункта 3 Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1093, Минпромторгом России в ЕИС по 27 контрактам*(2), находящимся в статусе "Исполнение завершено", не размещались отчеты об исполнении государственных контрактов и (или) о результатах отдельных этапов их исполнения.
1.8. В рамках проведения контрольного мероприятия также установлены случаи участия ФГАОУ НИУ ВШЭ (ИНН 7714030726), ЗАО "НИИ Экономики" (ИНН 7702624130), ФГУП "Крыловский государственный научный центр" (ИНН 7810213747) в закупках Минпромторга России, в которых данные организации фактически выполняли функции специализированной организации.
1.8.1. Так, в рамках исполнения государственных контрактов, заключенных между Минпромторгом России и ФГУП "Крыловский государственный научный центр"*(3), исполнителем выполнялись работы, связанные с обеспечением проведения закупок, в том числе по подготовке проектов расчетов-обоснований начальных (максимальных) цен контрактов, что не соответствует требованиям части 1 статьи 40 Федерального закона N 44-ФЗ.
В частности, ФГУП "Крыловский. государственный научный центр" оказало научно-методическую и информационную поддержку при проведении закупок, выразившуюся, в том числе в расчете начальной (максимальной) цены контракта, при проведении 14 закупок с реестровыми номерами 0173100009516000301 (лоты 3, 4, 6), 0173100009516000302 (лоты 1, 5, 6), 0173100009516000305 (лоты 1, 3, 6), 0173100009516000306 (лоты 3, 4, 5), 0173100009516000516 (лот 2), 0173100009516000706*(4).
При этом ФГУП "Крыловский государственный научный центр" также являлся участником вышеуказанных закупок, по результатам проведения которых с предприятием было заключено 13 государственных контрактов*(5).
Признание заявок ФГУП "Крыловский государственный научный центр" на участие в указанных конкурсах надлежащими противоречит требованиями части 2 статьи 53, части 5 статьи 40 и части 2 статьи 8 Федерального закона N 44-ФЗ.
1.8.2. В рамках исполнения государственного контракта, заключенного между Минпромторгом России и ФГАОУ НИУ ВШЭ*(6), исполнитель проводил экспертизу конкурсных документаций, а также обеспечивал присутствие квалифицированных экспертов в сфере закупок для оперативных экспертных консультаций по вопросам осуществления закупок.
Так, ФГАОУ НИУ ВШЭ проводило экспертизу конкурсной документации закупки с реестровым номером 0173100009517000115*(7) и при этом учреждение также являлось участником данной закупки и было признано победителем.
Признание заявки ФГАОУ НИУ ВШЭ на участие в данном конкурсе надлежащей противоречит требованиями части 2 статьи 53, части 5 статьи 40 и не соответствует части 2 статьи 8 Федерального закона N 44-ФЗ.
1.8.3. В рамках исполнения государственного контракта, заключенного между Минпромторгом России и ЗАО "НИИ Экономики"*(8), исполнителем выполнялись работы, связанные с обеспечением проведения закупок, в том числе по проведению экспертизы начальных (максимальных) цен государственных контрактов.
В частности, ЗАО "НИИ Экономики" проводило экспертизы начальных (максимальных) цен государственных контрактов по 4 лотам закупки с реестровым номером 0173100009516000033*(9), при этом ЗАО "НИИ Экономики" участвовало в трех лотах указанной закупки*(10), а по двум лотам*(11) было признано победителем.
Признание заявки ЗАО "НИИ Экономики" на участие в данном конкурсе надлежащей противоречит требованиями части 2 статьи 53, части 5 статьи 40 и не соответствует части 2 статьи 8 Федерального закона N 44-ФЗ.
1.9. В нарушение пункта 3 части 2 статьи 41 Федерального закона N 44-ФЗ Минпромторгом России с подведомственным ФГУП "Крыловский государственный научный центр" был заключен государственный контракт от 20 июля 2017 г. N 17412.1810490019.09.002, предусматривающий экспертное изучение интеллектуальных результатов НИОКР с целью оценки их соответствия требованиям контракта (реестровый номер закупки 0173100009517000089 (лот N 2).
При этом признание заявки ФГУП "Крыловский государственный научный центр" на участие в обозначенной закупке надлежащей противоречит требованиям части 2 статьи 53 Федерального закона N 44-ФЗ.
2. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие недостатки.
2.1. В проверяемом периоде Минпромторгом России осуществлены 38 закупок по разработке, корректировке, мониторингу документов стратегического планирования общим объемом 1 199 017,6 тыс. рублей.
По результатам анализа указанных закупок установлено, что Минпромторгом России не утверждены 12 документов стратегического планирования, несмотря на осуществление 12 закупок общей стоимостью 385 672,5 тыс. рублей, предусматривающих разработку (корректировку) отраслевых стратегий и концепций, в связи с чем не представляется возможным признать эффективным использование средств федерального бюджета на обозначенные закупки (реестровые номера закупок 0173100009516000290, 0173100009516000238 (лот N 3), 0173100009516000222, 0173100009515000140, 0173100009516000301 (лот N 6), 0173100009515000138, 0173100009516000269 (лот N 2), 0173100009516000231 (лот N 2), 0173100009516000231 (лот N 3), 0173100009516000181 (лот N 2), 0173100009515000121 (лот N 3), 0173100009515000042).
2.2. Минпромторгом России в 2015 году проводился анализ федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года" в рамках 2 закупок (реестровые номера закупок 0173100009515000019, 0173100009515000032).
При этом по закупке с реестровым номером 0173100009515000032 на сумму 110 000,0 тыс. рублей проводился анализ упомянутой федеральной целевой программы за весь период ее реализации, а по закупке с реестровым номером 0173100009515000019 на сумму 67 000,0 тыс. рублей - только за 2015 год.
Данные факты свидетельствуют о выполнении в рамках закупки с реестровым номером 0173100009515000019 дублирующих работ и услуг, в чем усматриваются признаки неэффективного использования бюджетных средств в размере 67 000 тыс. рублей.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Минпромторгу России надлежит выполнить следующие требования:
1. С учетом выявленных системных нарушений Федерального закона N 44-ФЗ проработать вопрос об изменении системы организации закупочной деятельности.
2. Провести проверки по каждому из выявленных фактов нарушений, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков, в том числе направленные на соблюдение законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 18 декабря 2017 г. N 71К (1216).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено в срок до 30 марта 2018 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Министру промышленности и торговли Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Приложение: на 1 л. в 1 экз.
_____________________________
*(1) Реестровые номера контрактов: 1770559633915000532, 1770559633915000220, 1770559633915000428, 1770559633915000881, 1770559633916000047, 1770559633915000353, 1770559633915000267, 1770559633915000159, 1770559633915000353, 1770559633915000267, 1770559633915000159, 1770559633916001470, 1770559633916000344, 1770559633916000179, 1770559633916000185, 1770559633916000314, 1770559633916000999, 177055963391600764, 1770559633916000448, 17710559633916000346, 1770559633916000348, 1770559633915000124.
*(2) Реестровые номера контрактов: 1770559633915000543, 1770559633915000541, 1770559633915000518, 1770559633915000496, 1770559633915000646, 1770559633915000539, 1770559633915000388, 1770559633915000353, 1770559633915000354, 1770559633915000344, 1770559633915000345, 1770559633915000364, 1770559633916000361, 1770559633916000301, 1770559633916000287, 1770559633916000245, 1770559633916000179, 1770559633916000039, 1770559633916000040, 1770559633915000137, 1770559633915000220, 1770559633916000999, 1770559633915000881, 1770559633916000764, 1770559633915000304, 1770559633915000176, 1770559633915000304.
*(3) Реестровый номер закупки 0173100009516000287.
*(4) В соответствии с информацией, представленной Минпромторгом России.
*(5) Кроме закупки с реестровым номером 0173100009516000516 (лот 2).
*(6) Реестровый номер закупки: 0173100009516001007.
*(7) В соответствии с информацией, представленной Минпромторгом России.
*(8) Реестровый номер закупки: 0173100009515000019.
*(9) Лоты 1, 2, 3, 4.
*(10) Лоты 1, 2, 4.
*(11) Лоты 1, 2.
Аудитор |
М.С. Рохмистров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.