Представление Счетной палаты РФ от 1 ноября 2017 г. N ПР 04-275/04-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Декрета Высшего Государственного Совета Союзного государства "О бюджете Союзного государства на 2016 год" и бюджетной отчетности об исполнении бюджета Союзного государства за 2016 год в целях подготовки заключения на отчет об исполнении бюджета Союзного государства за 2016 год" (совместно с Комитетом государственного контроля Республики Беларусь) в Постоянном Комитете Союзного государства (далее - Постоянный Комитет).
1. По результатам указанного контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1. В соответствии со статьями 36, 37, 77 Декрета Высшего Государственного Совета Союзного государства от 3 марта 2015 г. N 3 "О Порядке формирования и исполнения бюджета Союзного государства" (далее - Порядок формирования и исполнения бюджета) предусмотрено утверждение нормативных актов по исполнению бюджета Союзного государства, по вопросам бюджетного учета и отчетности, а также установление методологии ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности Союзного государства.
Проверкой установлено, что формирование бухгалтерской отчетности осуществляется органами и учреждениями Союзного государства в соответствии с Инструкцией о годовой и квартальной бухгалтерской отчетности учреждений, финансируемых из бюджета Союзного государства в соответствии со сводной бюджетной росписью, утвержденной приказом Постоянного Комитета Союзного государства от 30 августа 2002 г. N 22 (далее - Инструкция N 22), которая утратила актуальность.
В частности, баланс исполнения сметы доходов и расходов в Инструкции N 22 основывается на плане счетов, предусмотренном Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 107н, который утратил силу в Российской Федерации с 1 октября 2005 года, а для участников бюджетного процесса Союзного государства - с 1 января 2017 года в связи с принятием постановления Совета Министров Союзного государства от 22 декабря 2016 г. N 34 "О Временном порядке исполнения бюджета Союзного государства через органы Федерального казначейства и органы государственного казначейства Республики Беларусь".
Вместе с тем Постоянный Комитет как орган, осуществляющий функции финансового органа Союзного государства, который в соответствии со статьей 45 Порядка формирования и исполнения бюджета обязан осуществлять бюджетные полномочия, предусмотренные Порядком формирования и исполнения бюджета, до настоящего времени не утвердил (не актуализировал) инструкцию о годовой и квартальной бухгалтерской отчетности учреждений, финансируемых из бюджета Союзного государства, а также план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности органов (их аппаратов), государственных учреждений (бюджетных организаций) Союзного государства и инструкцию по его применению.
Кроме того, порядок составления и утверждения смет расходов на функционирование (содержание) органов и учреждений Союзного государства нормативными правовыми актами Союзного государства не регламентирован.
1.2. В нарушение статьи 68 Порядка формирования и исполнения бюджета, согласно которой финансовое обеспечение расходов бюджета Союзного государства в период временного управления бюджетом осуществляется в пределах не более одной двенадцатой бюджетных ассигнований предыдущего года в расчете на месяц, Постоянным Комитетом в 2016 году допущено превышение предельного объема помесячного финансового обеспечения по трем из 13 разделов (23,1 %) функциональной классификации расходов бюджета Союзного государства, в том числе в январе - по разделу 10 "Транспорт, связь и информатика" на 33 166,7 тыс. рублей (58,1 %), в марте - по разделу 01 "Органы Союзного государства" на 1 282,7 тыс. рублей (2,7 %) и по разделу 15 "Культура, искусство и кинематография" на 2 546,9 тыс. рублей (34,0 процента).
1.3. В нарушение Положения о бюджетной классификации Союзного государства, утвержденного постановлением Совета Министров Союзного государства от 29 июля 2015 г. N 6, бюджетные ассигнования Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России и Постоянному Комитету на реализацию мероприятия "Информационное обеспечение строительства Союзного государства" в общем объеме 59 141,0 тыс. рублей предусмотрены Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 25 февраля 2016 г. N 2 "О бюджете Союзного государства на 2016 год", уточненной сводной бюджетной росписью на 2016 год и отражены в отчете об исполнении бюджета Союзного государства за 2016 год по разделу 16 "Средства массовой информации" функциональной классификации расходов бюджета Союзного государства, подразделу 02 "Периодическая печать и издательства", целевой статье 003 "Расходы в области телерадиовещания, печати и издательской деятельности" вместо раздела 16 "Средства массовой информации", подраздела 03 "Прочие средства массовой информации", целевой статьи 042 "Прочие расходы, не отнесенные к другим целевым статьям".
1.4. В нарушение статьи 67 Порядка формирования и исполнения бюджета в 2016 году ежеквартальные и годовая сводные бюджетные росписи (после внесения в них изменений) (далее - уточненная сводная бюджетная роспись) не направлялись для сведения в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.
При этом указанные документы переданы Постоянным Комитетом только в Минфин Республики Беларусь и Федеральное казначейство в соответствии с пунктом 17 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи доходов и расходов бюджета Союзного государства на 2016 год, утвержденного распоряжением Государственного секретаря Союзного государства от 3 марта 2016 г. N 17-ргс (далее - Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи), который не предусматривал направление сводной бюджетной росписи после внесения в нее изменений для сведения в Парламентское Собрание.
1.5. В нарушение пункта 31 Порядка и условий командирования должностных лиц Постоянного Комитета Союзного государства, утвержденных приказом Постоянного Комитета от 14 апреля 2015 г. N 31 (далее - Порядок и условия командирования должностных лиц Постоянного Комитета), а также пункта 34 Порядка и условий командирования федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 г. N 813 (далее - Порядок и условия командирования федеральных государственных гражданских служащих), и пункта 10 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 749, должностным лицам Постоянного Комитета при направлении в 2016 году в служебные командировки не выдавались денежные авансы на оплату расходов по проезду, по найму жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), на общую сумму 77,7 тыс. рублей.
1.6. В нарушение пункта 22 Порядка и условий командирования должностных лиц Постоянного Комитета, а также пункта 26 Порядка и условий командирования федеральных государственных гражданских служащих при направлении в 2016 году должностных лиц Постоянного Комитета в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации суточные выплачивались в рублях вместо выплат в иностранной валюте.
1.7. В нарушение абзаца 1 пункта 32 Порядка и условий командирования должностных лиц Постоянного Комитета, а также подпункта "а" пункта 35 Порядка и условий командирования федеральных государственных гражданских служащих, устанавливающих форму авансового отчета (форма по ОКУД 0302001), установлены отдельные случаи отсутствия в авансовых отчетах должностных лиц Постоянного Комитета сведений о внесении остатка (в размере 0,8 тыс. рублей) / выдаче перерасхода (в размере 18,0 тыс. рублей) по командировочным расходам.
1.8. В нарушение пункта 2.13 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд Постоянного Комитета Союзного государства, утвержденного приказом Постоянного Комитета от 7 апреля 2014 г. N 24, согласно которому договор заключается на условиях, указанных в конкурсной документации, Регламент выполнения комплекса работ, услуг по программно-аппаратному обеспечению и обслуживанию копировально-множительной техники, являющийся приложением N 1 к договору от 30 ноября 2015 г. N 165, заключенному с ООО "ДИАР Групп" на выполнение комплекса работ, услуг по программно-аппаратному обеспечению и обслуживанию копировально-множительной техники Постоянного Комитета на 2016 год, не соответствовал конкурсной документации к открытому конкурсу на право заключения договора на выполнение указанных работ, утвержденной приказом Постоянного Комитета от 27 октября 2015 г. N 60, так как не содержал в составе работ и услуг выдачу актов технической экспертизы оргтехники, которая предусмотрена Техническим заданием (раздел IV Конкурсной документации).
1.9. В нарушение условий договора безвозмездного пользования капитальными строениями (зданиями, сооружениями), изолированными помещениями, их частями, находящимися в республиканской собственности, заключенного между Постоянным Комитетом и государственным учреждением "Главное хозяйственное управление" Управления делами Президента Республики Беларусь (г. Минск) (далее - ГУ "ГХУ") от 31 августа 2012 г. N 127/1100140 (раздел 4 "Платежи и расчеты по договору") (далее - договор N 1100140), возмещение расходов по текущему ремонту недвижимого имущества производилось Постоянным Комитетом исходя из курса национальной валюты Республики Беларусь на дату, указанную в счетах-фактурах ГУ "ГХУ", вместо даты подписания актов сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ (ф. С-2а).
В ходе проверки произведен контрольный расчет стоимости выполненных работ, подлежащей возмещению Постоянным Комитетом, исходя из курса национальной валюты Республики Беларусь на дату подписания актов сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ (ф. С-2а), как это предусмотрено условиями договора N 1100140. Расчетная величина недоплаты составила 26,6 тыс. рублей*, что свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля со стороны Постоянного Комитета за правильностью расчетов (оплаты сумм возмещения) за выполненные работы по договору N 1100140.
1.10. Проверкой установлены нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, инвентаризации активов и обязательств, предусмотренного Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухучете).
1.10.1. В нарушение пункта 42 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 107н (далее - Инструкция N 107н), на субсчете 019 "Прочие основные средства" Постоянным Комитетом учтены объекты основных средств (оборудование и хозяйственный инвентарь) общей балансовой стоимостью 584,7 тыс. рублей, не относящиеся к группам объектов, предусмотренным указанным пунктом**.
1.10.2. В нарушение пункта 37 Инструкции N 107н объекты основных средств Постоянного Комитета (оборудование) общей балансовой стоимостью 61,6 тыс. рублей учтены на субсчете 016 "Инструменты, производственный (включая принадлежности) и хозяйственный инвентарь", а также общей балансовой стоимостью 42,8 тыс. рублей - на субсчете 019 "Прочие основные средства" вместо субсчета 013 "Машины и оборудование".
1.10.3. В нарушение пункта 39 Инструкции N 107н на субсчете 019 "Прочие основные средства" учтены объекты основных средств Постоянного Комитета общей балансовой стоимостью 139,6 тыс. рублей (хозяйственный инвентарь) вместо субсчета 016 "Инструменты, производственный (включая принадлежности) и хозяйственный инвентарь".
1.10.4. В нарушение пункта 50 Инструкции N 107н, предусматривающего ведение аналитического учета основных средств на инвентарных карточках учета основных средств по установленной форме (форма ОС-6 бюдж.), в инвентарных карточках учета основных средств по объектам Постоянного Комитета "Аппаратура специальной связи "Кавказ-9", "Система охранного теленаблюдения здания", "Система охранной тревожной сигнализации здания" и "Электрооборудование Еропкинский пер., д. 5, стр. 1-3" общей балансовой стоимостью 6 147,7 тыс. рублей не содержатся сведения о материально ответственных лицах.
1.10.5. В нарушение статьи 11 Закона о бухучете и пункта 2.4 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49 (далее - Методические указания по инвентаризации), в документах, составленных по результатам проведенной в Постоянном Комитете инвентаризации (инвентаризационные описи основных средств от 9 декабря 2016 г. N 1 - 3 и инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей от 9 декабря 2016 г. N 4 (Представительство Постоянного Комитета, г. Минск), инвентаризационные описи товарно-материальных ценностей от 23 декабря 2016 г. N N 5 - 6 (Постоянный Комитет, г. Москва) отсутствуют расписки материально ответственных лиц о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на ответственное хранение, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
1.10.6. В нарушение статьи 11 Закона о бухучете, пункта 26 Инструкции N 107н, пункта 1.5 Методических указаний по инвентаризации, приказа Постоянного Комитета от 11 ноября 2016 г. N 48 "Об инвентаризации активов и обязательств Постоянного Комитета Союзного государства" в 2016 году перед составлением годовой бюджетной отчетности не проводилась инвентаризация расчетов Постоянного Комитета с подотчетными лицами, внебюджетными фондами Российской Федерации и Республики Беларусь, а также денежных документов и бланков документов строгой отчетности.
1.10.7. В нарушение статьи 11 Закона о бухучете, пункта 26 Инструкции N 107н результаты инвентаризации, проведенной в Постоянном Комитете в 2016 году в части основных средств, товарно-материальных ценностей, расчетов с поставщиками и подрядчиками, актом о результатах инвентаризации (форма 835) не оформлялись.
1.10.8. В нарушение части 1 статьи 13 Закона о бухучете, пункта 17 Инструкции N 22 входящий в состав годовой бухгалтерской отчетности баланс исполнения сметы доходов и расходов Постоянного Комитета (форма N 1-Союз) по состоянию на 1 января 2017 года составлен не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, так как не содержит сведений об объектах недвижимого имущества (зданиях), учтенных на забалансовом счете А01 "Арендованные основные средства" по общей балансовой стоимости 158 266,7 тыс. рублей:
комплекс зданий, расположенный по адресу: г. Москва, Еропкинский пер., д. 5, строения 1-3, относящийся к федеральной собственности и находящийся в хозяйственном ведении федерального государственного унитарного предприятия "Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел Российской Федерации" (ФГУП "ГлавУпДК при МИД России"), переданный Постоянному Комитету в безвозмездное бессрочное пользование на основе договора безвозмездного бессрочного пользования комплексом зданий, находящихся в хозяйственном ведении, заключенного между Постоянным Комитетом и ФГУП "ГлавУпДК при МИД России" от 26 октября 2012 г. NД-30/716 (153) (данный объект учтен, начиная с 2014 года, по балансовой стоимости 154 191,8 тыс. рублей);
здание, в котором расположено Представительство Постоянного Комитета, расположенное по адресу: г. Минск, проспект Победителей, д. 7, переданное Постоянному Комитету на основе договора безвозмездного временного пользования капитальными строениями (зданиями, сооружениями), изолированными помещениями, их частями, находящимися в республиканской собственности, заключенного между Постоянным Комитетом и государственным учреждением "Главное хозяйственное управление" Управления делами Президента Республики Беларусь" от 31 августа 2012 г. N 127/1100140 (далее - Договор безвозмездного временного пользования от 31 августа 2012 г. N 1100140), балансовой стоимостью 4 074,9 тыс. рублей.
1.10.9. В нарушение пункта 8 Инструкции N 22 пояснительная записка об исполнении сметы доходов и расходов по средствам бюджета Союзного государства за 2016 год, входящая в состав годовой отчетности Постоянного Комитета, не содержит данных о результатах проведенной инвентаризации.
1.10.10. В нарушение пункта 8 Инструкции N 22 в приложенных к пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности Постоянного Комитета расшифровках дебиторской и кредиторской задолженности отсутствует информация о задолженности на общую сумму 2 050,7 тыс. рублей, включая: дебиторскую задолженность в общем размере 2 042,4 тыс. рублей, в том числе задолженность Пенсионного фонда Российской Федерации (1,8 тыс. рублей), Фонда социальной защиты Республики Беларусь (1 416,1 тыс. рублей), Фонда социального страхования Российской Федерации (319,3 тыс. рублей), по расчетам с работниками по безналичным перечислениям (293,9 тыс. рублей) и с подотчетными лицами (11,3 тыс. рублей); кредиторскую задолженность по расчетам с четырьмя подотчетными лицами - должностными лицами Постоянного Комитета по командировочным расходам в общем размере 8,3 тыс. рублей.
2. По результатам указанного контрольного мероприятия выявлены следующие недостатки.
2.1. Согласно статье 67 Порядка формирования и исполнения бюджета сводная бюджетная роспись составляется на основе утвержденного бюджета Союзного государства.
Изменения и дополнения в бюджет Союзного государства на 2016 год приняты постановлением Парламентского Собрания от 26 декабря 2016 г. N LI - 3. На основе принятых изменений и дополнений 28 декабря 2016 года утверждена уточненная сводная бюджетная роспись на 2016 год.
Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства от 17 апреля 2017 г. N 1 "О внесении изменений и дополнений в Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства "О бюджете Союзного государства на 2016 год" (далее - Декрет N 1) утвержден спустя более чем 3,5 месяца после принятия Парламентским Собранием изменений и дополнений в бюджет Союзного государства на 2016 год, что не соответствует требованиям статьи 65 Порядка формирования и исполнения бюджета, предусматривающей утверждение декрета в течение 30 дней со дня поступления принятых Парламентским Собранием изменений и дополнений в бюджет Союзного государства.
Таким образом, в течение более чем 3,5 месяцев (в период с 28 декабря 2016 года по 17 апреля 2017 года) уточненная сводная бюджетная роспись соответствовала проекту Декрета N 1, но при этом основывалась не на утвержденном бюджете, как это предусмотрено статьей 67 Порядка формирования и исполнения бюджета.
2.2. Во временных бюджетных росписях на январь, февраль и март 2016 года, утвержденных в соответствии со статьей 68 Порядка формирования и исполнения бюджета Государственным секретарем Союзного государства 28 декабря 2015 года, 25 января 2016 года, 24 февраля 2016 года, соответственно, плановые объемы отчислений долевых взносов Республики Беларусь и Российской Федерации занижены на общую сумму 452 767,3 тыс. рублей, в том числе по отчислениям Республики Беларусь на 101 537,9 тыс. рублей, Российской Федерации - на 351 229,4 тыс. рублей по отношению к фактическому перечислению взносов государствами-участниками Союзного государства, что свидетельствует о недостатках в планировании доходов и фактическом отсутствии оперативного управления исполнением бюджета Союзного государства со стороны Постоянного Комитета.
2.3. В 2016 году в Постоянном Комитете допускались случаи выплаты премий по направлениям, не предусмотренным внутренними распорядительными документами. Так, во исполнение приказов Постоянного Комитета от 1 марта 2016 г. N 5 и от 21 марта 2016 г. N 11 выплачены премии на общую сумму 2 549,0 тыс. рублей по направлениям (в связи с Днем защитника Отечества и Международным женским днем и на материальное стимулирование работников), не соответствующим направлениям премирования, предусмотренным пунктом 2.2 раздела II "Порядок премирования должностных лиц Постоянного Комитета Союзного государства" Положения о системе оплаты труда должностных лиц Постоянного Комитета Союзного государства, утвержденного приказом Постоянного Комитета от 29 мая 2014 г. N 38/1.
2.4. В 2016 году по сравнению с 2015 годом общий объем выплат компенсации должностным лицам Постоянного Комитета (в размере фактической стоимости путевки (путевок) на санаторно-курортное лечение (оздоровление), в том числе с проживанием в номерах категории "люкс", с учетом стоимости дополнительных медицинских и оздоровительных услуг, но не свыше 80,0 тыс. рублей в год) вырос в 4,1 раза (с 555,8 тыс. рублей до 2 297,2 тыс. рублей), а число сотрудников Постоянного Комитета, получивших компенсацию, - в 2,2 раза (с 20 до 43 сотрудников). В отличие от 2015 года, когда право на компенсацию стоимости путевки могло быть использовано должностным лицом Постоянного Комитета один раз в год, количество обращений за компенсацией в 2016 году из расчета на одного сотрудника составило от одного до шести обращений.
Из 43 должностных лиц Постоянного Комитета, получивших в 2016 году компенсации расходов по санаторно-курортному лечению, 19 сотрудникам (44,2%) возмещена стоимость санаторно-курортного лечения в федеральных государственных бюджетных учреждениях, подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации, в сумме 686,7 тыс. рублей (29,9% общего объема выплаченной в 2016 году компенсации).
Таким образом, 19 должностным лицам Постоянного Комитета, а также членам их семей (в 2,1 раза больше, чем в 2015 году (9 должностных лиц) санаторно-курортное обслуживание предоставлено полностью бесплатно: основной объем расходов произведен из бюджета Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 13 Временного положения о правовом статусе и социальных гарантиях должностных лиц органов Союзного государства и их аппаратов, утвержденного постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 24 октября 2000 г. N 20, предусматривающей курортно-санаторное обслуживание на условиях, применяемых к соответствующим категориям федеральных государственных гражданских служащих Российской Федерации, а фиксированная (льготная) стоимость (686,7 тыс. рублей, или в 3,2 раза больше, чем в 2015 году (212,7 тыс. рублей) компенсирована за счет средств бюджета Союзного государства.
2.5. Постоянный Комитет как орган, осуществляющий функции финансового органа Союзного государства, который в соответствии со статьей 45 Порядка формирования и исполнения бюджета обязан осуществлять бюджетные полномочия, предусмотренные указанным порядком, не надлежащим образом осуществлял полномочия, установленные статьей 37 Порядка формирования и исполнения бюджета в части контроля исполнения программной части бюджета Союзного государства, а также контроля исполнения расходов бюджета на реализацию мероприятий Союзного государства.
2.5.1. В 2016 году государственными заказчиками-координаторами программ Российской Федерации представлялись статистические отчеты по форме N 1-Союз "Сведения о ходе выполнения программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства", содержание которых не соответствовало требованиям, установленным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 26 декабря 2003 г. N 115 "Об утверждении формы федерального государственного статистического наблюдения за ходом выполнения программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства".
Например, по программам "Разработка нового поколения электронных компонентов для систем управления и безопасности автотранспортных средств специального и двойного назначения" ("Автоэлектроника") и "Разработка критических стандартных технологий проектирования и изготовления изделий наноструктурной микро- и оптоэлектроники, приборов и систем на их основе и оборудования для их производства и испытаний" ("Луч") Минпромторгом России в разделе 2 "Ход выполнения программы" отчета по форме N 1-Союз за январь - декабрь 2016 года не отражена информация об использованных объемах финансирования в разрезе мероприятий.
На территории Республики Беларусь государственными заказчиками программ также допускались нарушения при составлении и представлении статистической отчетности по форме N 1-Союз.
Так, Национальной академией наук Беларуси по программе "Разработка комплексных технологий создания материалов, устройств и ключевых элементов космических средств и перспективной продукции других отраслей ("Технология-СГ") представлена отчетность по форме N 1-Союз за январь - декабрь 2016 года, содержание которой не соответствует требованиям, установленным постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 13 сентября 2011 г. N 252 "Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-Союз "Отчет о ходе выполнения программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства", а именно: в разделе 2 "Ход выполнения программы" отчета по форме N 1-Союз не указаны дата начала и завершения реализации этапов, предусмотренных программой, а также не отражена информация о причинах невыполнения в 2016 году части работ по заданию 2.2.1.2.
2.5.2. Неиспользованные остатки средств бюджета, выделенных на реализацию мероприятий Союзного государства, составили 11 478,1 тыс. рублей и образовались у Минздрава России по мероприятию "Оказание комплексной медицинской помощи отдельным категориям граждан Беларуси и России, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
По итогам реализации мероприятия фактическая медицинская помощь оказана 210 пациентам (80,8 % запланированного показателя), кассовые расходы произведены в объеме 38 045,3 тыс. рублей, что составило 76,8 % планового показателя.
При этом по информации Минздрава России "медицинская помощь по мероприятию в 2016 году была оказана не в полном объеме в связи с короткими сроками реализации Соглашения и медицинскими показаниями пациентов, выявленными в процессе госпитализации".
Таким образом, планирование расходов бюджета Союзного государства на рассматриваемое мероприятие Минздравом России произведено необоснованно, что создает риски отвлечения бюджетных средств.
2.6. Общий объем нераспределенных бюджетных средств, а также невостребованных распорядителями и получателями средств бюджета Союзного государства бюджетных ассигнований, предусмотренных в 2016 году на реализацию мероприятий, составил 12 287,1 тыс. рублей и приходится на 16 из 30 мероприятий (в разрезе мероприятий от 0,1% до 11,6% показателей уточненной бюджетной росписи).
Наибольший объем невостребованных средств (60,5%, или 7 428,5 тыс. рублей) приходится на новое мероприятие "Оказание комплексной медицинской помощи отдельным категориям граждан Беларуси и России, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". По другим мероприятиям показатели в абсолютном выражении варьируются от 1,3 тыс. рублей до 1 514,6 тыс. рублей.
Такая ситуация свидетельствует о недостатках в планировании расходов на мероприятия Союзного государства и фактическом отсутствии оперативного управления исполнением бюджета Союзного государства со стороны Постоянного Комитета.
2.7. По итогам 2016 года неисполненные Постоянным Комитетом назначения по мероприятию "Издательская деятельность" составили 3 955,5 тыс. рублей, или 26,5 % предусмотренных ассигнований (14 954,0 тыс. рублей), что обусловлено утверждением Плана издательской деятельности Постоянного Комитета Союзного государства на 2016 год со значительным объемом резерва (6 523,0 тыс. рублей, или 43,6 % предусмотренных бюджетных ассигнований) и свидетельствует о некачественном планировании расходов и риске отвлечения бюджетных средств.
2.8. По результатам проведения в 2016 году Постоянным Комитетом (Заказчик) мероприятия Союзного государства по изданию и распространению общественно-политического ежемесячного журнала "Союзное государство" (далее - Журнал) на основании заключенного с АО "Издательский дом "Комсомольская правда" (Исполнитель) договора от 4 февраля 2016 г. N 17 (далее - Договор) установлены следующие недостатки:
условие о предоставлении Исполнителем обеспечения исполнения обязательств, а также размер требуемого обеспечения, определяемого от начальной максимальной цены договора, в Договоре не предусмотрены, при этом авансирование стоимости планируемых расходов на каждый номер Журнала составляло 65 процентов;
проверка издания и распространения Журнала АО "Издательский дом "Комсомольская правда" Постоянным Комитетом в течение января - октября 2016 года не проводилась. Так, до (или во время) подписания актов сдачи- приемки выполненных работ не проведены проверки издания 8 выпусков Журнала (10 номеров, в том числе два сдвоенных) в предусмотренном Договором объеме 15 00 экземпляров;
Заказчиком до 22 декабря 2016 года не были определены единые подходы и порядок выделения экземпляров Журнала по территориям распространения и адресатам;
отсутствуют обоснования количества экземпляров, зарезервированных авторскому коллективу - 288 ед., не раскрывается позиция "Экземпляры на просчет", по которой зарезервировано 30 ед. Журнала;
в списках адресатов указаны неполные (или недействительные) наименования адресатов, не соответствующие юридическим наименованиям; отсутствуют почтовые адреса; указаны упраздненные должности получателей. Таким образом, идентификация адресатов либо невозможна, либо затруднительна;
в перечне списков допущены неоднократные повторения одних и тех же адресатов либо их отсутствие, что необоснованно увеличивает общее количество получателей;
при квотном распределении экземпляров Журнала по субъектам Российской Федерации в списках одних регионов значатся адресаты из других регионов;
при условии Заказчика распространять Журнал крупным предприятиям значительное количество адресатов представляют собой микро- или малые предприятия - до 5 человек;
установлены многочисленные случаи указания в составе адресатов (получателей) юридических лиц, которые в соответствии с официальными данными Системы анализа рынков и компаний СПАРК http://www.spark-interfax.ru ликвидированы.
Следует отметить, что аналогичные недостатки были установлены по итогам реализации Постоянным Комитетом в 2015 году мероприятия по изданию и распространению Журнала, которые отражены в итоговых документах контрольно-счетных органов России и Беларуси по результатам проверки исполнения бюджета Союзного государства за 2015 год.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Постоянному Комитету Союзного государства надлежит выполнить следующие требования:
1) в целях составления достоверной отчетности об исполнении бюджета Союзного государства актуализировать инструкцию о годовой и квартальной бухгалтерской отчетности учреждений, финансируемых из бюджета Союзного государства, план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности органов (их аппаратов), государственных учреждений (бюджетных организаций) Союзного государства и инструкцию по его применению;
2) разработать и представить на утверждение Совету Министров Союзного государства проект нормативного правового акта Союзного государства, регламентирующего порядок составления и утверждения смет расходов на функционирование (содержание) органов и учреждений Союзного государства;
3) при определении порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи доходов и расходов бюджета Союзного государства на 2018 год предусмотреть направление сводных бюджетных росписей после внесения в них изменений для сведения в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России в соответствии с требованиями статьи 67 Порядка формирования и исполнения бюджета.
Провести проверки по каждому из выявленных фактов нарушений, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших указанные нарушения, и принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Представление Счетной палаты Российской Федерации направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации и Коллегии Комитета государственного контроля Республики Беларусь (протокол от 24 октября 2017 г. N 58К (1203) / 11).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено в срок до 1 марта 2018 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 указанного Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Государственному секретарю Союзного государства или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
_____________________________
* Проанализированы акты, подписанные с указанием даты, которая при этом не совпадает с датой счета-фактуры.
** В соответствии с пунктом 42 Инструкции N 107н на субсчете 019 учитываются объекты, независимо от стоимости, с выделением следующих групп: многолетние насаждения; капитальные расходы по улучшению земель; музейные ценности, художественные ценности, предметы изобразительного и прикладного искусства учреждений; экспонаты животного мира в зоопарках и других аналогичных учреждениях независимо от их стоимости, наглядные пособия и экспонаты образовательных и научных учреждений: сценическо-постановочные средства; документация по типовому проектированию; кинофильмы; прочий инвентарь (детские игры и др.); прочие виды специальных (военных) основных средств.
Аудитор |
А.И. Жданьков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 1 ноября 2017 г. N ПР 04-275/04-02
Текст представления официально опубликован не был