I. Общие положения
1. Программа профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении МВД России мероприятий по контролю в рамках федерального государственного контроля (надзора) МВД России в сфере миграции (далее - Программа) разработана в соответствии со Стандартом комплексной профилактики нарушений обязательных требований, утверждённым протоколом заседания Проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 12 сентября 2017 N 61(11).
2. Программа разработана в целях реализации положений:
Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
основных направлений разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 г. N 934-р.
3. Для целей настоящей Программы используются следующие основные понятия:
а) "профилактическое мероприятие" - совокупность мер правового, организационного, информационного и иного характера, проводимых МВД России и (или) его территориальными органами в целях предупреждения возможного нарушения обязательных требований работодателем либо заказчиком работ (услуг) при привлечении (использовании) иностранных работников, прибывших на территорию Российской Федерации (далее - подконтрольные субъекты), направленных на снижение рисков причинения ущерба охраняемым законом ценностям и отвечающих следующим признакам:
реализация в отношении конкретных подконтрольных субъектов (объектов);
отсутствие принуждения и рекомендательный характер для подконтрольных субъектов;
отсутствие неблагоприятных последствий (взыскание ущерба, выдача предписаний, привлечение к ответственности) для подконтрольных субъектов, в отношении которых они реализуются;
направленность на выявление конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований;
отсутствие организационной связи с контрольно-надзорными мероприятиями;
б) "обязательные требования" - требования к деятельности подконтрольных субъектов, к их персоналу, имеющие обязательный характер и установленные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами и нормативными документами МВД России, а также иными нормативными документами (далее - акты, содержащие обязательные требования);
в) "охраняемые законом ценности" - обеспечение установленного порядка осуществления государственного управления, безопасность государства, свобода экономической деятельности;
г) "подконтрольная сфера" - состояние охраняемых законом ценностей в соответствующей сфере регулирования.
4. МВД России осуществляет профилактические мероприятия с учетом требований законодательства Российской Федерации в области защиты государственной тайны и иной охраняемой законом тайны.
II. Цели, задачи и принципы проведения профилактических мероприятий
1. Целями проведения профилактических мероприятий являются:
повышение прозрачности деятельности МВД России при осуществлении государственного контроля;
снижение административных и финансовых издержек МВД России и подконтрольных субъектов по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности исключительно путем проведения контрольно-надзорных мероприятий;
предупреждение нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
мотивация к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям;
разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований.
2. Проведение МВД России и (или) его территориальными органами профилактических мероприятий направлено на решение следующих задач:
формирование единого понимания обязательных требований в соответствующей сфере у всех участников контрольной деятельности;
инвентаризация состава и особенностей подконтрольных субъектов (объектов) и оценка состояния подконтрольной сферы;
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения.
3. Профилактические мероприятия МВД России планируются и осуществляются на основе соблюдения следующих базовых принципов:
принцип понятности - представление информации об обязательных требованиях в простой, понятной, исчерпывающей форме: описание, пояснение, приведение примеров самих обязательных требований, указание нормативных правовых актов их содержащих и административных последствий за нарушение обязательных требований и др.;
принцип информационной открытости - доступность для подконтрольных субъектов сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий (в том числе за счет использования информационно-телекоммуникационных технологий), за исключением информации, которая содержит сведения, составляющие государственную тайну и иную охраняемую законом тайну;
принцип вовлеченности - обеспечение включения подконтрольных субъектов посредством различных каналов и инструментов обратной связи в процесс взаимодействия с МВД России по поводу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности;
принцип полноты охвата - включение в программу профилактических мероприятий максимального числа подконтрольных субъектов;
принцип обязательности - обязательное проведение профилактических мероприятий всеми контрольно-надзорными органами по всем видам контроля (надзора);
принцип актуальности - регулярный анализ и обновление программы профилактических мероприятий, использование актуальных достижений науки и технологий при их проведении;
принцип релевантности - выбор набора видов и форм профилактических мероприятий, учитывающий особенности подконтрольных субъектов (специфика вида деятельности, размер организации, наиболее удобный способ коммуникации и др.) и объектов;
принцип периодичности - обеспечение регулярности проведения профилактических мероприятий.
III. Краткий анализ текущего состояния подконтрольной сферы
Подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России за 11 месяцев 2018 года проведено 391,4 тыс. мероприятий по выявлению фактов нарушения миграционного законодательства (-1,3%).
За 11 месяцев 2018 года по линии федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проведено 6 819 проверочных мероприятий, в которые вошли 855 (в аналогичном периоде предыдущего года - 984) плановых и 5 964 (в аналогичном периоде предыдущего года - 5 327) внеплановых проверок.
Общее количество проверок в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года увеличилось на 6% (2017 г. - 6 276 проверки).
Также отмечается увеличение количества направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения внеплановых выездных проверок. За 11 месяцев 2018 года количество таких заявлений составило 380, что на 52,6% больше аналогичного периода 2017 года, из них органами прокуратуры отказано в согласовании в 2018 году - 193, что на 30,4% более аналогичного периода 2017 года.
В ходе проведенных надзорных мероприятий в отношении более 1,1 тысячи юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выявлены правонарушения в сфере миграции.
В отчетном периоде составлено порядка 606 тыс. протоколов за административные правонарушения в сфере миграции (статьи 18.8, 18.9-18.10, 18.15-18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в том числе:
по ст. 18.8 КоАП РФ - 341,3 тыс. (+3,7%);
по ст. 18.9 КоАП РФ - 122,5 тыс. (+3,0%);
по ст. 18.10 КоАП РФ - 54,9 тыс. (-3,3%);
по ст. 18.15 КоАП РФ - 74,5 тыс. (+16,2%).
При установлении фактов фиктивной регистрации граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства в жилом помещении зарегистрировано 6,0 тыс. преступлений (+22,3%), по которым выявлено 4,0 тыс. лиц (+22,2%), их совершивших.
При установлении фактов фиктивной постановки на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации зарегистрировано 29,8 тыс. преступлений (+18,2%), привлечены к уголовной ответственности 16,2 тыс. лиц (+8,0%).
IV. Описание текущих и ожидаемых тенденций, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной сферы
В 2019 году с учетом проведенных МВД России мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности с детальной регламентацией вопросов подготовки, проведения контрольных мероприятий и оформления их результатов с использованием государственной информационной системы Единый реестр проверок ожидается повышение уровня информированности подконтрольных субъектов по вопросам подготовки и прохождения проверок.
V. Механизм оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий
1. Основным механизмом оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий является оценка удовлетворенности подконтрольных субъектов качеством мероприятий, которая осуществляется методами социологических исследований. Ключевыми направлениями социологических исследований являются:
информированность подконтрольных субъектов об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения проверок, правах подконтрольного субъекта в ходе проверки и др.;
понятность обязательных требований, обеспечивающая их однозначное толкование подконтрольными субъектами и МВД России;
вовлечение подконтрольных субъектов в регулярное взаимодействие с МВД России.
Ссылка на официальный сайт МВД России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://mvd.ru., на котором должна содержаться информация о текущих результатах профилактической работы, готовящихся и состоявшихся профилактических мероприятиях, а также размещаться Программа.
VI. Программные мероприятия
Нумерация пунктов в таблице приводится в соответствии с источником
11. |
Проведение консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований |
Ситуативно, в порядке рассмотрения обращений |
ГУВМ МВД России, территориальные органы МВД России на региональном уровне |
VII. Ресурсное обеспечение программы
Реализация программы профилактики рисков осуществляется в пределах, установленной Президентом Российской Федерации предельной численности сотрудников МВД России, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных МВД России, не требует выделения дополнительных средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и не приведет к повышению расходов юридических и физических лиц.
VIII. Механизм реализации программы
Статс-секретарь - заместитель |
И.Н. Зубов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции на 2019 год (утв. МВД России 21 декабря 2018 г.)
Текст программы официально опубликован не был