Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 декабря 2018 г. N 7-АПГ18-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия Приволжского муниципального района "Приволжское теплоэнергетическое предприятие" о признании не действующим в части постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 декабря 2017 г. N 177-к/2 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям Приволжского муниципального района" по апелляционной жалобе муниципального унитарного предприятия Приволжского муниципального района "Приволжское теплоэнергетическое предприятие" на решение Ивановского областного суда от 10 августа 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
пунктом 1 постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области (далее также - Департамент, тарифный орган) от 20 декабря 2016 г. N 124-к/8 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям Приволжского муниципального района" (далее также - Постановление N 124-к/8) установлены одноставочные тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям Приволжского муниципального района, с календарной разбивкой согласно приложению 1, в том числе для муниципального унитарного предприятия Приволжского муниципального района "Приволжское теплоэнергетическое предприятие" (далее - МУП "Приволжское ТЭП", Предприятие) в отношении потребителей Приволжского городского поселения, Плесского городского поселения, Ингарского сельского поселения, Новского сельского поселения и Рождественского сельского поселения.
Пунктом 3 постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 декабря 2017 г. N 177-к/2 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям Приволжского муниципального района" (далее также - Постановление N 177-к/2) с 1 января 2018 г. произведена корректировка установленных долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям Приволжского муниципального района, в связи с чем изложено в новой редакции приложение 1 к Постановлению N 124-к/8.
Предприятие обратилось в Ивановский областной суд с административным исковым заявлением о признании пункта 3 Постановления N 177-к/2 не действующим в части установления для МУП "Приволжское ТЭП" тарифов на питьевую воду и водоотведение для населения и для бюджетных и прочих потребителей на периоды с 1 января 2018 г. по 30 июня 2018 г. и с 1 июля 2018 г. по 31 декабря 2018 г., ссылаясь в обоснование заявленных требований на его несоответствие Федеральному закону от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее также - Закон о водоснабжении и водоотведении) и Правилам регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".
Требования мотивированы тем, что при корректировке тарифов Департаментом при определении необходимой валовой выручки (далее также - НВВ) не включены в полном объеме недополученные Предприятием доходы от регулируемых видов деятельности за 2014, 2016 гг.
Решением Ивановского областного суда от 10 августа 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе МУП "Приволжское ТЭП" просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, и принять новый судебный акт об удовлетворении административного иска. В обоснование указывает, что расчет выпадающих доходов за 2014 г. в разрезе поселений предоставлялся в тарифный орган в составе тарифных заявок для установления тарифов на 2016 г. и долгосрочных тарифов на 2017-2019 гг., из чего следует, что необходимые документы, подтверждающие суммы недополученных доходов за указанный период, имелись в распоряжении Департамента. Обращает внимание, что 2018 г. является последним годом для включения в тарифы суммы недополученных доходов за 2014 г. МУП "Приволжское ТЭП" также не соглашается с выводами суда о правильности исключения недополученных доходов за 2016 г. в тарифы на 2018 г., поскольку это повлечет резкое увеличение тарифов в последующем регулируемом периоде.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, и Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Департамент энергетики и тарифов Ивановской области является органом исполнительной власти Ивановской области, уполномоченным устанавливать тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения (пункты 1.1, 3.4 Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 25 декабря 2014 г. N 577-п).
Постановлением N 124-к/8 установлены долгосрочные параметры регулирования для формирования тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения с использованием метода индексации установленных тарифов для организаций, оказывающих услуги потребителям Приволжского муниципального района, в том числе для МУП "Приволжское ТЭП", согласно приложению 2, а также установлены одноставочные тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для указанного Предприятия в отношении потребителей Приволжского городского поселения, Плесского городского поселения, Ингарского сельского поселения, Новского сельского поселения и Рождественского сельского поселения согласно приложению 1.
Постановлением N 177-к/2 в связи с произведенной корректировкой установленных долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям Приволжского муниципального района, с 1 января 2018 г. приложение 1 к Постановлению N 124-к/8 изложено в новой редакции.
В обоснование заявленных требований об оспаривании откорректированных тарифов МУП "Приволжское ТЭП" сослалось на то, что органом регулирования необоснованно исключены недополученные доходы Предприятия от регулируемых видов деятельности за 2014 и 2016 гг.
Изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного требования, посчитав, что тарифный орган правомерно не включил вышеуказанные расходы за 2014 и 2016 гг. в тарифы на питьевую воду и водоотведение на 2018 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на правильном применении норм закона и соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Законом о водоснабжении и водоотведении.
В целях реализации положений вышеуказанного закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 г. принято постановление N 406, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).
В соответствии с положениями статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении в сфере холодного водоснабжения регулированию подлежат тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и тарифы на водоотведение.
Согласно пункту 33 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются методом доходности инвестиционного капитала и методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами "а"-"д" пункта 73, а также с учетом положений пункта 78 Основ ценообразования.
Как установлено судом и следует из материалов дела, МУП "Приволжское ТЭП" постановлением Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области от 13 июня 2013 г. N 487-п определено гарантирующей организацией, осуществляющей деятельность в сфере холодного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в границах муниципальных образований Приволжское городское поселение, Плесское городское поселение, Ингарское сельское поселение.
Постановлением Администрации Новского сельского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области от 13 июня 2013 г. N 39-п МУП "Приволжское ТЭП" определено гарантирующей организацией, осуществляющей деятельность в сфере холодного водоснабжения в границах муниципальных образований Новское сельское поселение и Рождественское сельское поселение.
28 апреля 2017 г. Предприятие обратилось в Департамент с заявлением о корректировке ранее установленных с применением метода индексации долгосрочных тарифов на водоснабжение и водоотведение на 2018 г. для потребителей вышеперечисленных муниципальных образований.
Специалистами тарифного органа проведена экспертиза представленных регулируемой организацией документов и в соответствии с требованиями Правил регулирования тарифов подготовлено экспертное заключение от 19 декабря 2017 г., согласно которому исключены из необходимой валовой выручки недополученные доходы за 2014, 2016 гг. При этом недополученные доходы за 2016 г. частично признаны экономически обоснованными, и в этой части принято решение включить их в тарифы последующих лет (2019, 2020 гг.) при соответствующей корректировке необходимой валовой выручки.
Экспертное заключение по своему содержанию отвечает требованиям пункта 26 Правил регулирования тарифов и содержит предусмотренные пунктом 29 этих Правил сведения об основных показателях расчета тарифов регулируемой организации на период регулирования, отраженные в приложениях к экспертному заключению.
Согласно пункту 2 Основ ценообразования под недополученными доходами понимаются доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации) объема поданной воды и (или) принятых сточных вод по сравнению с объемом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчета при установлении тарифов.
Пунктом 15 Основ ценообразования предусмотрено, что в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
Заявляемые Предприятием недополученные доходы, возникшие в связи со снижением фактического объема реализации услуг по сравнению с плановыми объемами, в размере 8 484,232 тыс. руб. (по водоснабжению за 2014 г.), 6 985,048 тыс. руб. (по водоотведению за 2014 г.), 12 218,968 тыс. руб. (по водоснабжению за 2016 г.), 12 192,522 тыс. руб. (по водоотведению за 2016 г.) не учтены тарифным органом при корректировке тарифов на 2018 г., поскольку заявленная величина за 2014 г. не подтверждена в установленном порядке.
Согласно подпункту "к" пункта 17 Правил регулирования тарифов расчет недополученных доходов, не учтенных при установлении тарифов для регулируемой организации в предыдущем периоде регулирования, представляется такой организацией в составе обосновывающих материалов, прилагаемых к заявлению об установлении тарифов.
Соответствующий расчет выпадающих доходов, подтвержденный данными бухгалтерской отчетности, в материалах тарифного дела отсутствует.
Предприятием не было представлено подтверждения того, что снижение поданного объема воды возникло по независящим от него причинам, в частности, в связи с установкой приборов учета коммунального ресурса.
Судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции, отклонившим доводы административного истца о том, что расчет недополученных доходов за 2014 г. с обосновывающими документами представлялся при тарифном регулировании на 2016 и 2017 гг. Как правильно указано в решении, выпадающие доходы относятся к неподконтрольным расходам, которые согласно Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания), подлежат ежегодной корректировке в составе необходимой валовой выручки, следовательно, регулируемая организация должна предоставлять скорректированный расчет неподконтрольных расходов.
Предоставленные Предприятием дополнительно по запросу тарифного органа журнал проводок по счету 90 "Продажи" и статистические формы N 22-ЖКХ "Сведения о работе предприятий жилищно-коммунального хозяйства", N 1-водопровод "Сведения о работе водопровода (отдельной водопроводной сети)", N 1-канализация "Сведения о работе канализации (отдельной канализационной сети)" за 2014 г. не связаны с расчетом выпадающих доходов. Фактически предоставленные в рамках тарифного производства документы не позволяли оценить экономическую обоснованность затрат за указанный период, в связи с чем только на их основании сделать выводы о подтвержденности выпадающих доходов не представлялось возможным.
Примененный МУП "Приволжское ТЭП" порядок расчета подлежащих возмещению недополученных доходов как разницы между объемом фактической реализации и плановыми объемами не основан на нормах пунктов 2 и 15 Основ ценообразования, поскольку не учитывает изменение экономически обоснованных расходов, необходимых для реализации меньшего объема воды.
Согласно пункту 85 Методических указаний расчет необходимой валовой выручки регулируемой организации при установлении тарифов с применением метода индексации осуществляется по формуле, учитывающей величину изменения необходимой валовой выручки, проводимого в целях сглаживания тарифов, рассчитанную в соответствии с приведенными в пункте 42 названных Методических указаний формулами, с учетом экономически обоснованной величины необходимой валовой выручки.
При определении величины изменения необходимой валовой выручки на 2018 г. в целях сглаживания тарифов эксперты органа регулирования, проанализировав представленные в материалы тарифного дела документы и признав частично экономически обоснованными выпадающие доходы за 2016 г., исходили из необходимости соблюдения предельно допустимой величины роста тарифа в размере 4,3% по отношению к ранее действующему (с 1 июля 2018 г.) тарифу, в связи с чем признали необходимым включить эти выпадающие доходы в тарифы последующих лет (2019, 2020 гг.).
Данные действия соответствуют пункту 15 Основ ценообразования, поскольку 3-м годовым периодом регулирования относительно 2016 г., в котором эти недополученные доходы были получены, является 2020 г.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, Судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал представленные документы и, оценив собранные доказательства в их совокупности, правомерно отказал в признании оспариваемого в части нормативного правового акта недействующим.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и не получили бы соответствующую оценку в решении. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ивановского областного суда от 10 августа 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия Приволжского муниципального района "Приволжское теплоэнергетическое предприятие" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 декабря 2018 г. N 7-АПГ18-10
Текст определения официально опубликован не был