Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение. Основные методологические и организационные положения Выборочного наблюдения использования суточного фонда времени населением

Приложение

 

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Росстата
от 22.01.2019 N 20

 

Основные методологические и организационные положения
Выборочного наблюдения использования суточного фонда времени населением

 

I. Цели и задачи наблюдения

 

Настоящие Основные методологические и организационные положения Выборочного наблюдения использования суточного фонда времени населением (далее - основные методологические и организационные положения) подготовлены в целях установления единых подходов к подготовке наблюдения, сбору первичных статистических данных, контролю и автоматизированной обработке полученной информации, подведению итогов и формированию официальной статистической информации.

Основные методологические и организационные положения распространяются только на Росстат и его территориальные органы и не затрагивают прав и интересов граждан и юридических лиц.

Выборочное наблюдение использования суточного фонда времени населением проводится во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946 "Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946).

Выборочное наблюдение использования суточного фонда времени населением (далее - Наблюдение) организуется в целях получения официальной статистической информации, характеризующей образ жизни населения, его участие в трудовом процессе, использование образовательного и культурного потенциала, степень занятости домашним трудом, воспитанием и развитием детей, проведение досуга и другие виды затрат времени.

Задачей проведения Наблюдения является получение официальной статистической информации о затратах времени на выполнение различной деятельности в процессе трудовой (оплачиваемой) занятости, участия в образовательных программах, выполнения домашних обязанностей, ухода за детьми и их воспитания, проведения досуга и обеспечения полноценного отдыха.

Уровень представительности результатов - в целом по Российской Федерации, городским и сельским поселениям с различной численностью населения, по субъектам Российской Федерации, по отдельным социально-демографическим группам населения с выделением занятых и безработных, работающих с семейными обязанностями, пенсионеров, инвалидов, учащихся, а также семей с детьми, молодых семей.

 

II. Основные методологические положения проведения наблюдения

 

2.1. Общие положения

 

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946, Наблюдение основано на выборочном опросе представителей различных групп и слоев населения, проживающих во всех субъектах Российской Федерации, с охватом 45 тысяч домашних хозяйств и проводится с периодичностью 1 раз в 5 лет.

 

2.2. Единица наблюдения

 

Единицей наблюдения при проведении Наблюдения является частное домашнее хозяйство (в дальнейшем - домохозяйство)*(1) и члены домохозяйства.

Домохозяйство*(2) представляет собой совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении (или его части), как связанных, так и не связанных отношениями родства, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, то есть полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства*(3).

Домохозяйство может состоять и из одного человека, живущего самостоятельно и обеспечивающего себя пищей и всем необходимым для жизни.

Членами домохозяйства являются лица, указанные в его составе согласно данному выше определению со слов наиболее осведомленного члена домохозяйства (в дальнейшем - ответственного лица). Состав домохозяйства устанавливается на момент проведения опроса.

В зависимости от места нахождения на момент опроса лица, учитываемые в составе домохозяйства, могут относиться к одной из следующих категорий:

лица, постоянно (обычно) проживающие в домохозяйстве*(4);

лица, продолжительно или временно отсутствующие в домохозяйстве:

отсутствующие продолжительные периоды времени или временно отсутствующие*(5), но имеющие родственные отношения с домохозяйством и продолжающие поддерживать тесную связь (или имеющие очевидные финансовые связи) с домохозяйством;

кратковременно отсутствующие, но обычно проживающие в домохозяйстве.

 

2.3. Применение выборочного метода

 

Наблюдение проводится выборочным методом во всех субъектах Российской Федерации.

План размещения выборочной совокупности домохозяйств по субъектам Российской Федерации разрабатывается в установленном порядке в соответствии с количеством обследуемых респондентов (домохозяйств), установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946, для каждого года проведения наблюдения с учетом необходимости обеспечения представительности итогов наблюдения по Российской Федерации, по городской и сельской местности, по субъектам Российской Федерации и по основным демографическим и социально-экономическим группам населения (исходя из приемлемого уровня ошибки выборки).

Генеральной совокупностью для построения выборочной совокупности при проведении наблюдения в соответствующих субъектах Российской Федерации является совокупность всех частных домохозяйств, проживающих на территории Российской Федерации.

Основой для формирования выборки в ходе подготовки наблюдения служит территориальная выборка многоцелевого назначения на базе информационного массива Всероссийской переписи населения 2010 года. Единицей отбора является счетный участок.

При формировании выборочной совокупности конечной единицей отбора является жилое помещение - индивидуальный дом, квартира, комната в коммунальной квартире, общежитии или в др. жилом строении.

Формирование выборочной совокупности домашних хозяйств осуществляется на основе принципов случайного отбора, то есть каждому домохозяйству в генеральной совокупности придается известная и ненулевая вероятность отбора.

При формировании итогов наблюдения его результаты распространяются на все частные домашние хозяйства и на все население, проживающее в них, согласно специально разрабатываемой методологии.

 

2.4. Программа наблюдения

 

Программа Наблюдения представляет собой перечень признаков единиц наблюдения (домохозяйств и лиц, входящих в состав домохозяйств - членов домохозяйств), подлежащих регистрации в процессе проведения опросов населения, в соответствии с его целями и задачами, а также включает в себя специально разработанный бланк - Дневник использования времени.

Перечень признаков единиц наблюдения содержит первичные статистические данные об условиях жизни домохозяйств и членов домохозяйств, относящихся к различным возрастным группам, по следующим тематическим блокам:

 

 

Информация, собираемая на уровне:

домохозяйства в целом

членов домохозяйств в возрасте

10-14 лет

15 пет и более

Демографические характеристики и семейные отношения (пол; возраст; состояние в браке; родственные отношения)

+

 

 

Жилищные условия, наличие предметов длительного пользования, социально-бытовая инфраструктура по месту проживания

+

 

 

Занятие растениеводством и животноводством в личных хозяйствах

+

 

 

Оценка финансового положения домохозяйства

+

 

 

Участие в образовательных программах

+

+

+

Участие в трудовой и общественной деятельности

 

 

+

Помощь и услуги другим лицам

 

 

+

Состояние здоровья

 

+

+

Отдых и проведение досуга

 

+

+

Затраты времени на занятия различными видами деятельности (Дневник использования времени)

 

+

+

 

Перечень учетных признаков по каждому тематическому блоку разрабатывается совместно с представителями научных организаций и специалистами профильных управлений Росстата (далее - эксперты).

В рамках Наблюдения обеспечивается получение информации о структуре затрат времени населением на различные виды деятельности в будние и выходные дни.

 

2.5. Метод сбора сведений при проведении наблюдения

 

Наблюдение осуществляется на основе личного опроса членов домохозяйств (респондентов) по месту их проживания в составе отобранного для наблюдения домохозяйства.

Сбор сведений и опросы респондентов проводятся специально обученными работниками - интервьюерами на условиях добровольного согласия респондентов принять участие в наблюдении.

Опросы респондентов проводятся на основании специальных форм федерального статистического наблюдения на бумажных носителях, содержащих конкретные формулировки вопросов для различных групп респондентов с указанием возможных вариантов ответов на них (далее - Вопросников), и указаний по их заполнению.

Опросы респондентов и заполнение Вопросников производятся интервьюерами со слов респондентов и без предъявления каких-либо документов, подтверждающих правильность ответов.

При проведении Наблюдения личному опросу подлежат респонденты в возрасте 15 лет*(6) и более, установленные в составе домохозяйства, за исключением лиц, отсутствующих на момент проведения опроса, и лиц, не имеющих возможности дать информацию за себя лично (например, по состоянию здоровья, в силу преклонного возраста). Сбор информации о детях в возрасте до 15 лет, производится со слов одного из их родителей (или опекуна).

Регистрация видов деятельности (занятий) и их продолжительности производится в Дневниках использования времени (далее - Дневники) на бумажных носителях, содержащих таблицу из 144 строк с разбивкой 24 часов суточного фонда времени по 10-минутным интервалам.

Дневник заполняется установленными в составе домохозяйства членами домохозяйства в возрасте 10 лет*(6) и более (самостоятельно или при содействии интервьюера на основе предварительно произведенных респондентами записей) за две даты - будний и выходной день.

Сбор сведений и заполнение Вопросников, содержащих информацию по домохозяйству в целом, производится со слов ответственного лица в возрасте 16 лет и более, которое более других осведомлено о жизнедеятельности домохозяйства и в дальнейшем сможет ответить на вопросы о домохозяйстве и временно отсутствующих членах домохозяйства (с соответствующей пометкой о лице, предоставившем эту информацию).

Сведения, полученные от респондентов и записанные интервьюером в Вопросники, являются информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению (распространению и (или) предоставлению) и используются только в целях формирования официальной статистической информации.

Разработка и утверждение Вопросников, Дневников и указаний по их заполнению производятся Росстатом в установленном порядке (в соответствии с пунктом 3.1.2 приказа Росстата от 14 марта 2014 г. N 188 "О вопросах организации сбора первичных статистических данных, их обработки и формирования официальной статистической информации федеральных статистических наблюдений, проводимых путем опроса респондентов" (зарегистрирован Минюстом России 21 апреля 2014 г. N 32045) (далее - приказ Росстата от 14 марта 2014 г. N 188).

 

2.6. Период проведения наблюдения

 

Периодом проведения наблюдения считается период времени, в течение которого осуществляется сбор сведений от населения, включая обход жилых помещений для установления контактов с респондентами (рекрутирование) и посещение домохозяйств для опросов респондентов.

Проведение Наблюдения осуществляется в сроки, предусмотренные Календарным планом подготовки, проведения и обработки итогов наблюдения, утверждаемым для каждого года проведения наблюдения.

 

III. Основные организационные положения подготовки и проведения наблюдения

 

Сбор первичных статистических данных, их обработка и формирование официальной статистической информации наблюдения, проводимого путем опроса респондентов, осуществляется на основании официальной статистической методологии.

 

3.1. Распределение функций по уровням управления и организации работ

 

Пунктом 2 приказа Росстата от 14 марта 2014 г. N 188 определены следующие уровни организации наблюдения: федеральный, территориальный и полевой.

На федеральном уровне выполняются следующие функции:

1. Разработка официальной статистической методологии и руководство работами по подготовке, проведению, обработке полученной информации, подведению итогов и их официальному опубликованию, хранению материалов наблюдения:

разработка методологических и организационных положений подготовки и проведения наблюдения;

организация работы с экспертами по вопросам программы наблюдения;

разработка статистического инструментария наблюдения;

разработка Плана размещения выборочной совокупности домохозяйств по субъектам Российской Федерации;

разработка Плана административно-территориального размещения выборки домохозяйств по субъектам Российской Федерации.

2. Координация, планирование работ по проведению наблюдения и контроль подготовки, проведения и подведения итогов наблюдения:

разработка Календарного плана подготовки, проведения и обработки итогов наблюдения;

определение потребностей в кадровых и материально-технических ресурсах на подготовку и проведение наблюдения на территориальном и полевом уровнях;

оказание консультативной помощи специалистам территориальных органов Федеральной службы государственной статистики межрегионального уровня и территориальных органов Федеральной службы государственной статистики по субъектам Российской Федерации (далее - территориальные органы Росстата) и физическим лицам, привлекаемым к выполнению работ, связанных со сбором и с обработкой первичных статистических данных при проведении на территории Российской Федерации федерального статистического наблюдения (далее - привлекаемые лица)*(7) в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

участие в контрольных мероприятиях, выполняемых на территориальном и полевом уровнях.

3. Разработка технологии и организация автоматизированной обработки полученной информации наблюдения и подведения его итогов:

организация разработки специализированного программного обеспечения информационно-вычислительной системы Росстата для автоматизированной обработки первичных статистических данных и подведения итогов наблюдения;

разработка инструктивных документов по подготовке, проведению и автоматизированной обработке итогов наблюдения;

организация и проведение автоматизированной обработки итогов наблюдения.

4. Формирование официальной статистической информации наблюдения, ее опубликование, хранение материалов:

официальное опубликование результатов наблюдения (агрегированных итогов и баз микроданных) в электронном виде в системе открытого доступа на официальном сайте Росстата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Интернет - сайт Росстата);

публикация по итогам наблюдения систематизированной статистической информации по использованию суточного фонда времени населением в тематическом сборнике в виде печатного издания и для размещения на Интернет-сайте Росстата;

хранение официальной статистической информации наблюдения - статистических таблиц (основных) по итогам наблюдения по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации и другим уровням представительности результатов наблюдения в электронном виде.

5. Тематическое и организационное обеспечение проведения информационно-разъяснительной работы по вопросам наблюдения.

6. Организация обучения специалистов Федеральной службы государственной статистики, руководителей и специалистов территориальных органов Росстата:

разработка обучающих программ для всех категорий персонала;

участие в проведении обучающих семинаров по вопросам подготовки и проведения наблюдения, его материально-технического обеспечения, обработки итогов.

7. Обеспечение взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, в том числе по вопросам безопасности проведения наблюдения.

8. Организация финансового и материально-технического обеспечения наблюдения:

обеспечение деятельности лиц, привлекаемых к выполнению работ на федеральном уровне;

централизованное тиражирование и доведение до территориального уровня инструментария наблюдения;

централизованное изготовление и доведение до территориального уровня удостоверений для обеспечения ими привлекаемых лиц территориального и полевого уровней;

централизованная закупка и доведение до территориального уровня принадлежностей для фиксации данных респондентами, принимающими участие в наблюдении.

9. Мониторинг хода выполнения работ по проведению наблюдения.

В центральном аппарате Федеральной службы государственной статистики ответственность за выполнение работ и функций определяется руководителем Федеральной службы государственной статистики.

Предусмотрено привлечение физических лиц на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации (аналитик, эксперт, специалист, статистик)*(8) к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением наблюдения, с обработкой полученной информации, подведением итогов и их официальным опубликованием, примерный перечень которых указан в Приложении N 1 к настоящим основным методологическим и организационным положениям.

На территориальном уровне территориальными органами Росстата выполняются следующие функции:

1. Подготовка и проведение в субъекте Российской Федерации наблюдения в соответствии с утвержденной официальной статистической методологией:

разработка и утверждение Организационного плана-графика по подготовке и проведению наблюдения на территории соответствующего субъекта (соответствующих субъектов) Российской Федерации;

организация и проведение информационно-разъяснительной работы среди респондентов.

2. Координация и организация работ по подготовке и проведению наблюдения в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, контроль подготовки и проведения наблюдения:

подбор кандидатур и заключение контрактов с привлекаемыми лицами на выполнение работ, связанных со сбором и с обработкой первичных статистических данных при проведении на территории Российской Федерации федерального статистического наблюдения, на территориальном и полевом уровнях (бригадиры-инструкторы территориального уровня, инструкторы территориального уровня, операторы формального и логического контроля, операторы ввода статистической информации, интервьюеры)*(9);

комплектование инструментария наблюдения, канцелярских товаров, принадлежностей для фиксации данных, средств материально-хозяйственного и технического назначения и обеспечение ими лиц, привлекаемых для выполнения работ на территориальном и полевом уровнях;

обеспечение деятельности лиц, привлекаемых для выполнения работ на территориальном и полевом уровнях;

разработка и утверждение графика сдачи-приемки материалов наблюдения от интервьюеров;

сбор и обобщение информации о проведении наблюдения, приемка материалов наблюдения от интервьюеров;

приемка результатов и выплата вознаграждения лицам, привлекаемым для выполнения работ на территориальном и полевом уровнях;

подготовка и представление на федеральный уровень информации из отчета интервьюера о выполненной работе, информации об участии домохозяйств в наблюдении, отчета о привлекаемых лицах;

подготовка итогового отчета о подготовке и проведении наблюдения на территории соответствующего субъекта (соответствующих субъектов) Российской Федерации и предложений по совершенствованию организационных положений наблюдения.

3. Организация на полевом уровне участков проведения наблюдения, подбор привлекаемых лиц, контроль их работы:

организация работ по натурному обходу отобранных для проведения наблюдения счетных участков;

формирование форм федерального статистического наблюдения N 3-отбор на основе программного комплекса по составлению списков адресов домохозяйств;

оказание содействия привлекаемым лицам полевого уровня по укомплектованию респондентской сети для проведения опросов;

организация работ по проведению опросов респондентов;

разработка и утверждение графика проведения контрольных мероприятий и осуществление контрольных мероприятий, в том числе с непосредственным выездом на отобранные счетные участки, закрепленные за интервьюерами (участки наблюдения).

4. Взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по вопросам организации и проведения наблюдения, в том числе по безопасности проведения наблюдения (по мере необходимости).

5. Взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и с органами местного самоуправления в части привлечения граждан, проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, к сбору первичных статистических данных (по мере необходимости).

6. Обучение специалистов территориальных органов Росстата и привлекаемых лиц:

организация, проведение и участие в работе кустовых семинаров по вопросам подготовки и проведения наблюдения;

проведение обучения привлекаемых лиц.

7. Подготовка полученной информации наблюдения к автоматизированной обработке, подготовка контрольного примера, тестирование программного обеспечения по вводу первичных статистических данных.

8. Автоматизированная обработка полученной информации наблюдения (ввод на сервер центра обработки данных федерального уровня (далее - ЦОД ФУ) первичных данных с бумажных носителей; проведение формально-логического контроля и получение протоколов контроля).

9. Опубликование итогов наблюдения, хранение его материалов, обеспечение мер, направленных на сохранение конфиденциальности полученных данных и их защиту от несанкционированного доступа.

На территориальном уровне ответственными за подготовку, проведение и обработку материалов наблюдения являются территориальные органы Росстата. Выполнение работ и функций возлагается на структурные подразделения, определяемые руководителем территориального органа Росстата (или лицом его замещающим).

Взаимодействие в части сбора и обработки информации осуществляется в соответствии с типовой схемой сбора и обработки информации на межрегиональном уровне по направлению "Обследования домашних хозяйств и населения", утвержденной руководителем Федеральной службы государственной статистики от 23 января 2017 г. N 6-у.

Привлекаемые лица (бригадиры-инструкторы территориального уровня, инструкторы территориального уровня, операторы формального и логического контроля, операторы ввода статистической информации, интервьюеры) выполняют работы, связанные со сбором и с обработкой первичных статистических данных при проведении на территории Российской Федерации федерального статистического наблюдения, примерный перечень которых указан в Приложении N 2 к настоящим основным методологическим и организационным положениям.

На полевом уровне выполняются следующие функции:

1. Подготовка и проведение наблюдения в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации:

прохождение привлекаемыми лицами обучения по очной форме (для привлекаемых лиц, по уважительным причинам, не принявшим участие в очном обучающем семинаре, возможно прохождение обучения по дистанционной форме);

формирование участка наблюдения и графика посещений отобранных домохозяйств для проведения опросов.

2. Организация работ по сбору первичных статистических данных наблюдения путем опроса респондентов, контроль полученной информации при проведении контрольных мероприятий:

передача домохозяйствам, принимающим участие в наблюдении, принадлежностей для фиксации данных;

сбор первичных статистических данных путем проведения личного опроса респондентов и заполнение Вопросников, установленных для всех групп респондентов;

сбор и проверка в домохозяйстве заполненных респондентами Дневников или содействие в заполнении Дневника по предварительным записям респондента;

оказание содействия бригадиру-инструктору территориального уровня и инструкторам территориального уровня при проведении контрольных мероприятий.

3. Сдача-приемка заполненных форм наблюдения, контроль заполнения форм наблюдения:

первичный контроль заполненных Вопросников и Дневников;

кодирование разделов Вопросников и Дневников с использованием Кодификатора видов занятий для выборочного наблюдения использования суточного фонда времени населением;

сдача Вопросников и Дневников на территориальный уровень в установленном порядке.

4. Подведение итогов наблюдения, формируемых на полевом уровне:

подготовка отчета о рекрутировании домохозяйств, отчета интервьюера о выполненной работе и передача их на территориальный уровень.

На полевом уровне работа по подготовке и проведению наблюдения выполняется интервьюерами.

 

3.2. Основные этапы подготовки и проведения наблюдения

 

Устанавливаются следующие этапы статистического наблюдения:

1. Подготовительный этап, который включает выполнение следующих работ:

1.1. Разработку:

1.1.1. Планов организации и проведения наблюдения на федеральном, территориальном и полевом уровнях и контроль выполнения работ:

календарного плана подготовки, проведения и обработки итогов наблюдения;

плана размещения выборочной совокупности домохозяйств для проведения наблюдения;

плана административно-территориального размещения выборки домохозяйств для проведения наблюдения;

организационного плана-графика по подготовке и проведению наблюдения, утверждаемого приказом территориального органа Росстата.

Организационный план-график по подготовке и проведению наблюдения на территориальном и полевом уровнях разрабатывается и утверждается территориальными органами Росстата в соответствии с перечнем работ, выполняемых на территориальном и полевом уровнях, сроками, установленными для выполнения каждого этапа работ, определяемыми и утверждаемыми в составе организационных документов по подготовке и проведению наблюдения.

1.1.2. Официальной статистической методологии, форм федерального статистического наблюдения и статистического инструментария:

разработка Положений по организации и проведению наблюдения;

разработка проектов Вопросников, Дневников и указаний по их заполнению, формируемых для групп опрашиваемых респондентов;

утверждение инструментария наблюдения для последующего тиражирования и проведения опросов.

Инструментарий наблюдения состоит из Указаний по подготовке и проведению наблюдения, Вопросников и Дневников.

1.1.3. Программ обучения специалистов Федеральной службы государственной статистики, территориальных органов Росстата и привлекаемых лиц территориального и полевого уровней, тестирования полученных знаний.

1.1.4. Технологии автоматизированной обработки первичных статистических данных наблюдения и подведения итогов с учетом концепции развития информационно-вычислительной системы Федеральной службы государственной статистики на соответствующий период.

1.1.5. Программного обеспечения по формированию выборочной совокупности, автоматизированной обработке первичных статистических данных, формированию официальной статистической информации наблюдения.

1.1.6. Средней нормы нагрузки объектов изучаемой совокупности на одно привлекаемое лицо территориального и полевого уровней за весь период работы и сроков их привлечения, нормативов для закупки средств материально-технического обеспечения:

определение потребности в кадровом, финансовом и материально-хозяйственном обеспечении территориального и полевого уровней;

подбор, сроки привлечения и оформление договорных отношений с привлекаемыми лицами территориального и полевого уровней.

Определение потребности в кадровом, финансовом и материально-хозяйственном обеспечении территориального и полевого уровней основывается на Плане размещения выборочной совокупности домохозяйств для проведения наблюдения на основе отбора населенных пунктов городской и сельской местности и определения числа обследуемых домохозяйств в каждом из них.

Количество и распределение по категориям привлекаемых лиц территориального и полевого уровней по субъектам Российской Федерации устанавливается в зависимости от объема выборочной совокупности домохозяйств по каждому субъекту Российской Федерации и средней нормы нагрузки*(10) соответствующей категории привлекаемых лиц;

Подбор привлекаемых лиц на территориальном и полевом уровнях и оформление договорных отношений с ними осуществляется территориальными органами Росстата. Перечень работ, выполняемый привлекаемыми лицами территориального и полевого уровней, определен в Приложении N 2 к настоящим основным методологическим и организационным положениям.

Продолжительность привлечения лиц для выполнения работ, связанных со сбором первичных статистических данных и их обработкой на территориальном и полевом уровнях, определена в Приложении N 3 к настоящим основным методологическим и организационным положениям.

Сроки привлечения, условия выплаты вознаграждения и количество привлекаемых лиц по субъектам Российской Федерации определяются приказами Росстата.

1.2. Составление списков изучаемых объектов наблюдения, переписное районирование.

1.3. Организацию проведения наблюдения на федеральном, территориальном и полевом уровнях и контроль выполнения работ.

1.4. Организацию автоматизированной обработки полученных первичных статистических данных и подведения итогов наблюдения.

1.5. Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами по вопросам наблюдения, в том числе по безопасности проведения наблюдения.

В целях обеспечения выполнения работ по проведению наблюдения территориальные органы Росстата, на основании пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946, взаимодействуют с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления по следующим направлениям:

проведение информационно-разъяснительной работы:

подготовка информационных статей в местных средствах массовой информации;

размещение информационных материалов о проведении наблюдения, его целях и задачах на сайте территориального органа Росстата;

подготовка информационных писем и листовок главам местных администраций, руководителям управляющих компаний УЖКХ и ТСЖ, председателям уличных комитетов, на территории которых осуществляется наблюдение, с информацией о целях и задачах наблюдения;

обеспечение безопасности интервьюеров при рекрутировании и проведении опросов респондентов.

Территориальные органы Росстата доводят до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления информацию, необходимую для оказания содействия в организации и проведении наблюдения, в том числе для подготовки ответов при обращениях граждан по возникающим вопросам в связи с проведением наблюдения.

1.6. Финансовое и материально-техническое обеспечение наблюдения.

Финансирование наблюдения осуществляется в рамках лимитов бюджетных обязательств, выделенных на эти работы. Лимиты бюджетных обязательств доводятся в территориальные органы Росстата в установленном порядке.

Материально-техническое обеспечение наблюдения осуществляется в период его подготовки и проведения на основе нормативов ресурсного обеспечения на 1 лицо расчетной численности, привлекаемое к подготовке и проведению наблюдения, обработке его итогов, утверждаемых приказами Росстата.

Лицам, привлекаемым на территориальном (бригадиры-инструкторы территориального уровня, инструкторы территориального уровня) и полевом (интервьюеры) уровнях выдается удостоверение, изготовленное в централизованном порядке Росстатом.

Лица, привлекаемые на территориальном и полевом уровнях, централизованно обеспечиваются необходимыми канцелярскими принадлежностями.

Обеспечение канцелярскими принадлежностями, тиражом инструментария наблюдения, принадлежностями для фиксации данных производится в объемах по нормативам, установленным приказом Росстата.

Территориальными органами Росстата при проведении обучения и в период проведения наблюдения (опросов домохозяйств, контрольных мероприятий, сдачи-приемки материалов наблюдения) проводится возмещение (компенсация) следующих расходов привлекаемым лицам:

а) бригадирам-инструкторам территориального уровня:

проезд до места проведения предварительного натурного обхода отобранных для проведения наблюдения счетных участков на предмет их достижимости и обратно;

б) бригадирам-инструкторам территориального уровня и инструкторам территориального уровня:

проезд до места обучения и обратно;

проезд до места проведения контрольных мероприятий и обратно;

проживание по месту проведения контрольных мероприятий (не более 2-х дней);

в случае привлечения бригадира-инструктора территориального уровня и инструктора территориального уровня за пределами административного центра субъекта Российской Федерации:

проживание по месту обучения и проезд до него и обратно;

в случае привлечения инструктора территориального уровня за пределами административного центра субъекта Российской Федерации:

проживание по месту сдачи материалов наблюдения (заполненных Вопросников и Дневников, отчета о выполненной работе, отчета интервьюера о проведении опроса, удостоверения) и проезд до него и обратно;

почтовые расходы для отправки материалов наблюдения в районные отделы или территориальные органы Росстата.

в) интервьюерам:

проживание по месту обучения, проезд до него и обратно;

проезд до места проживания обследуемых домохозяйств и обратно за весь период проведения опросов;

проживание по месту сдачи материалов наблюдения (заполненных Вопросников и Дневников, отчета о выполненной работе, отчета интервьюера о проведении опроса, удостоверения), проезд до него и обратно;

почтовые расходы для отправки материалов наблюдения в районные отделы или территориальные органы Росстата.

Территориальные органы Росстата в период подготовки и проведения наблюдения могут возмещать (компенсировать) расходы на погрузочно-разгрузочные работы, услуги связи.

Общий объем затрат, связанных с обеспечением вышеуказанных мероприятий, не может превышать объем доведенных территориальным органам Росстата лимитов бюджетных обязательств на эти цели.

Расчет вознаграждения привлекаемых лиц территориального и полевого уровней проводится согласно Приложению N 4 к настоящим основным методологическим и организационным положениям.

1.7. Организацию обучения специалистов территориальных органов Росстата и привлекаемых лиц.

Обучение специалистов территориальных органов Росстата и привлекаемых лиц территориального (бригадир-инструктор территориального уровня и инструкторы территориального уровня) и полевого (интервьюеры) уровней проводится в три этапа.

На первом этапе проводится обучение специалистов территориальных органов Росстата. Обучение проводится специалистами Росстата из числа представителей управлений центрального аппарата, отвечающих за подготовку и проведение наблюдения на федеральном уровне.

Обучение организуется централизованно с участием представителей от территориальных органов Росстата. Порядок и сроки организации обучающих семинаров, направление для участия в них специалистов Росстата и представителей территориальных органов Росстата определяются в установленном порядке. Обучение проводится в течение 3-х календарных дней.

На втором этапе проводится обучение бригадиров-инструкторов территориального уровня и инструкторов территориального уровня и на третьем этапе - интервьюеров. Обучение организуется каждым территориальным органом Росстата и проводится по очной форме (для привлекаемых лиц, по уважительным причинам, не принявшим участие в очном обучающем семинаре, возможно прохождение обучения по дистанционной форме). Возможно совмещение второго и третьего этапов обучения.

Обучение проводится в течение 3-х календарных дней в форме семинаров или индивидуально.

Обучение возлагается на специалистов структурного подразделения территориального органа Росстата, ответственных за подготовку и проведение наблюдения на территориальном уровне, прошедших соответствующую подготовку на обучающих семинарах. В обучении интервьюеров могут принимать участие бригадир-инструктор территориального уровня и инструкторы территориального уровня согласно программе обучения.

Обучение завершается обязательной проверкой правильности усвоения изученного материала и степени готовности обучающегося к работе.

2. Этап проведения наблюдения, осуществления контрольных мероприятий и сдачи-приемки материалов включает выполнение следующих работ:

2.1. Сбор первичных статистических данных наблюдения, проводимый путем опроса респондентов, заполнение интервьюерами форм федерального статистического наблюдения (форма N 1-бюджет времени, форма N 2-бюджет времени) и сбор Дневниковых записей (форма N 3-бюджет времени, форма N 4-бюджет времени).

В ходе подготовки к проведению наблюдения интервьюер посещает домохозяйства по адресам, указанным в доведенном до него Списке адресов, и договаривается о дате проведения опроса, вручает домохозяйствам письмо-обращение руководителя Федеральной службы государственной статистики к участникам обследования, в котором указаны наименование и контактный телефон территориального органа Росстата в данном субъекте Российской Федерации.

При отсутствии договоренности (отказе) или недостижимости домохозяйств по иным причинам интервьюер самостоятельно производит замену данного домохозяйства на другое из резервного списка домохозяйств.

Домохозяйствам, согласившимся принять участие в наблюдении, интервьюер предоставляет принадлежности для фиксации данных с логотипом Федеральной службы государственной статистики.

По результатам предварительного посещения домохозяйств (рекрутирования) интервьюер составляет график посещений домохозяйств для проведения опросов в соответствии с примерной схемой посещения домохозяйств интервьюером, разработанной с учетом необходимости сбора Дневниковых записей за две даты - будний и выходной день по каждому респонденту.

Интервьюер ежедневно фиксирует информацию по факту посещения домохозяйств (в том числе об отказах от участия в наблюдении) и о ходе проведения опросов в специальном бланке "Отчет интервьюера о рекрутировании домохозяйств". По завершении опросов указанный отчет передается интервьюером на территориальный уровень в порядке, установленном для сдачи-приемки результатов наблюдения.

Порядок проведения опросов на полевом уровне регламентируется Указаниями по подготовке и проведению наблюдения. Основными разделами данных Указаний являются: порядок заполнения Вопросников и Дневников; порядок подготовки материалов наблюдения к автоматизированной обработке (на полевом и территориальном уровнях); порядок проведения контрольных мероприятий; порядок сдачи-приемки материалов наблюдения.

2.2. Проведение контрольных мероприятий для обеспечения полноты и правильности учета объектов наблюдения и правильности заполнения Вопросников и Дневников.

На территориальном уровне проводятся мероприятия по оказанию консультативной и методологической помощи дистанционно и с непосредственным выездом в территориальные органы Росстата по следующим направлениям:

по порядку и срокам выполнения работ в соответствии с утвержденным Календарным планом подготовки, проведения и обработки итогов наблюдения;

по выполнению программы наблюдения, полноты и правильности заполнения и кодирования информации, содержащейся в Вопросниках и Дневниках;

по вопросам выполнения графиков проведения контрольных проверок интервьюеров и полноты их выполнения;

по порядку и срокам составления отчетов, предусмотренных Календарным планом подготовки, проведения и обработки итогов наблюдения.

На полевом уровне для обеспечения полноты и правильности получаемых от респондентов первичных статистических данных проводятся контрольные мероприятия по проверке полноты и правильности заполнения и кодирования Вопросников и Дневников.

Контрольные мероприятия осуществляются как специалистами территориальных органов Росстата, так и привлекаемыми лицами в период (или после) проведения опросов интервьюерами. Проведение контрольных мероприятий осуществляется с непосредственным выездом на участки наблюдения с компенсацией расходов привлекаемым лицам в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных на эти цели.

В ходе контрольных мероприятий производится:

сверка адресов фактически посещенных домохозяйств и адресов домохозяйств, направленных интервьюеру в качестве основного и резервного списков домохозяйств;

наблюдение за ходом проведения опроса (выборочно в 1-2 домохозяйствах, в которых проводится опрос);

проведение контрольных опросов (выборочно в 2-3 домохозяйствах, в которых завершен опрос) по ограниченному кругу информации;

выяснение факта участия в наблюдении (выборочно, в 8-10 домохозяйствах, в которых завершен опрос) по телефону.

Контрольные мероприятия проводятся в отношении каждого интервьюера.

По итогам контрольных мероприятий составляется "Акт по результатам проверки работы интервьюера".

2.3. Сдачу-приемку заполненных Вопросников и Дневников, контроль их заполнения.

Сдача-приемка результатов работ, выполненных на полевом уровне, производится после окончания контрольных мероприятий в соответствии с графиком сдачи-приемки работ, утверждаемым территориальным органом Росстата.

Сдача результатов работ производится интервьюерами с выездом в территориальный орган Росстата или по почте через районные отделы статистики.

При сдаче-приемке заполненных Вопросников и Дневников на территориальном уровне производится сплошная проверка полноты и правильности их заполнения и кодирования на основе предварительного логического контроля.

По завершении сдачи-приемки на территориальном уровне Вопросники и Дневники комплектуются и подготавливаются к автоматизированной обработке (визуальный контроль заполнения и кодирования информации в Вопросниках и Дневниках на бумажных носителях со 100% охватом).

3. Этап обработки полученных первичных статистических данных, подведения итогов, их официального опубликования, хранения материалов включает выполнение следующих работ:

автоматизированную обработку полученных первичных статистических данных и подведение итогов наблюдения с использованием программного обеспечения, разработанного в соответствии с экономическим описанием;

защиту первичных статистических данных и иной информации ограниченного доступа;

формирование официальной статистической информации на основе итогов наблюдения и их распространение.

Для автоматизированной обработки полученных первичных статистических данных и подведения итогов наблюдения используется предусмотренное подпунктом 3 пункта 3.1. настоящих основных методологических и организационных положений специализированное программное обеспечение информационно-вычислительной системы Росстата.

Автоматизированная обработка полученных первичных статистических данных производится в соответствии с экономическим описанием и эксплуатационной документацией, разработанной и утвержденной в рамках разработки (доработки) специализированного программного обеспечения информационно-вычислительной системы Росстата на выполнение работ по автоматизированной обработке первичных статистических данных и получению итогов наблюдения.

Функции автоматизированной обработки полученных первичных статистических данных наблюдения осуществляются на территориальном и федеральном уровнях.

На территориальном уровне осуществляется ввод на сервер ЦОД ФУ первичных статистических данных с бумажных носителей, формальный и логический контроль первичных статистических данных, мониторинг ввода первичных статистических данных с использованием предоставленного Росстатом специализированного программного обеспечения.

Работы по обработке первичных статистических данных на территориальном уровне выполняются привлекаемыми лицами (оператор формального и логического контроля, операторы ввода статистической информации).

На федеральном уровне производится:

мониторинг хода автоматизированной обработки;

проведение повторного формального и логического контроля первичных статистических данных, полученных с территориального уровня;

формирование первичного информационного фонда;

ведение нормативно-справочной информации;

редактирование и импутация данных наблюдения;

формирование единой базы первичных статистических данных (обобщенного информационного фонда), дополнительный контроль полученной информации;

расчет коэффициентов взвешивания данных, обобщающих показателей, ошибок выборки;

формирование итоговых (регламентных) и публикационных таблиц;

подготовка набора данных к размещению в системе открытого доступа на Интернет-сайте Росстата.

Гарантии защиты первичных статистических данных, содержащихся в Вопросниках, определены в статье 9 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".

При автоматизированной обработке материалов наблюдения соблюдаются меры по защите информации от несанкционированного доступа.

В целях формирования официальной статистической информации на основе итогов наблюдения, а также расширения форм взаимодействия с внешними пользователями статистической информации на федеральном уровне осуществляется:

описание набора данных наблюдения для размещения в системе открытого доступа на Интернет-сайте Росстата;

распространение данных (статистические таблицы, база микроданных, метаданные, тематический сборник в виде печатного издания и для размещения на Интернет-сайте Росстата).

При подготовке к публикации микроданные проходят дополнительные процедуры редактирования и импутации в автоматизированном режиме, а также в целях соблюдения принципов конфиденциальности - процедуры анонимизации, что исключает любую возможность не только прямой, но и косвенной идентификации домохозяйств и проживающих в них лиц.

В целях анонимизации публикуемых признаков домохозяйства и членов домохозяйства исключается ряд кодификационных признаков, производится изменение номеров домохозяйств по определенному алгоритму, исключаются из публикации показатели, количество наблюдаемых единиц по которым имеет низкую частотность.

Публикация микроданных сопровождается описанием метаданных, а также размещением на данной странице Интернет-сайта Росстата агрегированных данных (статистических таблиц по итогам наблюдения).

Метаданные*(11) представляют собой полную информацию о наблюдении (организационные документы, методика подготовки и проведения наблюдения, описание инструментария) и описание микроданных.

Микроданные*(11) представляют собой файлы данных, содержащие информацию по каждой единице наблюдения (домохозяйству и членам домохозяйства), исключая данные, позволяющие идентифицировать респондентов. Публикация микроданных совместно с метаданными наблюдения дает возможность пользователям воспроизводить публикуемые итоговые таблицы, а также получать любые итоговые показатели по данным наблюдения.

Статистические итоговые таблицы представляют собой таблицы, построенные на основе микроданных наблюдения с учетом распространения итогов на генеральную совокупность.

Опубликование итогов наблюдения в системе открытого доступа на Интернет-сайте Росстата осуществляется в следующем порядке:

публикация статистических таблиц с данными наблюдения в целом по Российской Федерации;

публикация статистических таблиц с данными по субъектам Российской Федерации;

публикация базы микроданных.

Срок хранения заполненных Вопросников на бумажных носителях - 1 год с даты подведения окончательных итогов наблюдения - в соответствии со статьей 478 Перечня документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной службы государственной статистики, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Росстата от 5 сентября 2016 г. N 484.

Место хранения Вопросников до их уничтожения определяется руководством территориального органа Росстата с учетом требований сохранения конфиденциальности данных. Уничтожение Вопросников производится в установленном порядке.

 

______________________________

*(1) За исключением коллективных домашних хозяйств (лиц, долговременно находящихся в больницах, домах-интернатах и других институциональных заведениях, монастырях, религиозных общинах и прочих коллективных жилых помещениях)

*(2) Понятие "домохозяйство" приведено для целей проведения выборочных наблюдений по социально-демографическим проблемам.

*(3) В том числе лица, чей фактический (или предполагаемый) период пребывания в домашнем хозяйстве длится более одного года

*(4) Для целей проведения выборочных наблюдений по социально-демографическим проблемам лицо считается "постоянно (обычно) проживающим" в домашнем хозяйстве, если оно проводит ежесуточно в этом домашнем хозяйстве большую часть своего ежедневного ночного отдыха.

*(5) Фактическое (или предполагаемое) отсутствие длится более одного года или не более одного года соответственно.

*(6) Опрос лиц недееспособного возраста производится в присутствии законного представителя, либо со слов ответственного лица (с соответствующей пометкой о лице, предоставившем эту информацию).

*(7) Значение понятия приведено исключительно для целей проведения выборочных наблюдений по социально-демографическим проблемам.

*(8) Наименование категорий лиц, привлекаемых к выполнению работ на федеральном уровне, приведено исключительно для целей проведения настоящего наблюдения.

*(9) Наименование категорий лиц, привлекаемых к выполнению работ на территориальном и полевом уровнях, приведено исключительно для целей проведения настоящего наблюдения.

*(10) Средние нормы нагрузки рассчитаны с учетом прогнозируемого среднего размера домохозяйства по каждому субъекту Российской Федерации на основе выборочного наблюдения использования суточного фонда времени населением 2014 года и Комплексного наблюдения условий жизни населения 2016 года о размере домохозяйств и количестве форм наблюдения, подлежащих автоматизированной обработке в каждом субъекте Российской Федерации.

*(11) Значение понятий "метаданные" и "микроданные" приведено исключительно для целей проведения выборочных наблюдений по социально-демографическим проблемам.