Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 18 января 2019 г. N 03-07-08/2317
Вопрос: В соответствии со ст. 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 13.10.2014 для целей настоящего Соглашения термин "постоянное представительство" означает фиксированное место деятельности, через которое предприятие полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность, в т.ч. строительную площадку, строительный, сборочный или монтажный объект, или надзорную деятельность, связанную с ними, но только в том случае, если такие площадка, объект или деятельность существуют более 18 месяцев.
Согласно ст. 143 Налогового кодекса РФ организации признаются налогоплательщиками НДС. При этом п. 2 ст. 11 НК РФ установлено, что в целях налогообложения к организациям относятся в том числе иностранные юридические лица, организации и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, филиалы и представительства указанных иностранных лиц, созданные на территории Российской Федерации.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ местом выполнения строительных, монтажных, строительно-монтажных работ является территория РФ.
Как установлено п.п. 1, 2 ст. 161 НК РФ, при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется налоговым агентом как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.
Руководствуясь пп. 2 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 34.2 НК РФ, прошу предоставить разъяснения по следующим вопросам:
1) В случае если контрактом с иностранной подрядной организацией (резидентом Китайской Народной Республики) предусмотрено выполнение строительно-монтажных работ в течение срока, превышающего 18 месяцев, то означает ли это, что такая деятельность иностранной организации создает на территории РФ постоянное представительство и она подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту осуществления ею деятельности на территории РФ и обязана исполнять обязанности по НДС в соответствии с гл. 21 НК РФ?
2) В случае если российская организация - заказчик по контракту с резидентом Китайской Народной Республики, предусматривающему выполнение строительно-монтажных работ в течение срока, превышающего 18 месяцев, определит налоговую базу и уплатит НДС в бюджет в порядке, предусмотренном п.п. 1, 2 ст. 161, п. 4 ст. 173 НК РФ для налоговых агентов, то вправе ли эта российская организация принять к вычету НДС в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 171 НК РФ для налоговых агентов?
Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость при выполнении иностранной организацией строительно-монтажных работ, местом реализации которых на основании статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) признается территория Российской Федерации, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает, что согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно сообщается, что на основании положений пункта 1 и пункта 2 статьи 161 Кодекса налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации.
В случае, если иностранная организация, состоит на учете в налоговом органе Российской Федерации, в том числе в связи с наличием представительства в Российской Федерации, то обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в отношении выполняемых иностранной организацией строительно-монтажных работ, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, должна исполняться иностранной организацией. При этом у российских покупателей услуг обязанности исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость в качестве налогового агента в данном случае не возникает.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Иностранная организация выполняет строительно-монтажные работы, местом реализации которых признается территория России.
В таких случаях она должна уплачивать НДС самостоятельно. Российские покупатели услуг агентами по НДС не признаются.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 18 января 2019 г. N 03-07-08/2317
Текст письма официально опубликован не был