Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 24 января 2019 г. N 03-07-08/3781
Вопрос: ООО просит в письменном виде разъяснить порядок применения действующего законодательства о налогах и сборах, а именно вопрос исчисления НДС и оформления документов (счетов-фактур) с учетом нижеизложенного.
Основной вид деятельности нашей организации - Деятельность железнодорожного транспорта: грузовые перевозки (49.20). Осуществляются следующие финансово-хозяйственные операции:
- оказание услуг на территории РФ по предоставлению ж/д состава по агентским договорам, ООО - принципал, ОАО - агент.
С 01.10.2018 г. внесены изменения в НК РФ. Согласно п. 5.1 ст. 161 НК РФ налоговыми агентами стали российские перевозчики на железнодорожном транспорте при осуществлении ими на территории РФ предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, предусматривающих оказание услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2.1 и 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Наша организация работает с ОАО по агентскому договору, где Агент за вознаграждение от своего имени, но за счет (Принципала) ООО заключает договоры по предоставлению ж/д подвижного состава на территории РФ.
1. Правильно ли мы понимаем, что наша организация ООО (Принципал) с 01.10.2018 г. по операциям по предоставлению ж/д составов, осуществляемым на территории РФ
- не выписывает счета-фактуры на реализацию,
- не отражает их в книге продаж и в декларации по НДС,
- все операции с НДС отражает агент (он же налоговый агент по НДС), в нашем случае ОАО.
2. Какую ставку НДС должен применять принципал по реализации, проводимой по агентским договорам с ОАО в описанном выше случае:
- НДС 18% (20% с 01.01.2019 г.)
- Без НДС
- иное (указать)
То есть данная реализация облагается НДС или не облагается НДС у принципала. Данная информация требуется для того, чтобы понять, имеет ли принципал право на вычет входящего НДС, который относится к такой реализации. Ведь одним из условий принятия НДС к вычету является:
- имущество (работы, услуги, имущественные права) приобретено для операций, признаваемых объектами налогообложения НДС, или для перепродажи (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).
Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость при оказании услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава для осуществления перевозок Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
На основании пункта 5.1 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при осуществлении российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте на территории Российской Федерации предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, предусматривающих оказание услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2.1 и 2.7 пункта 1 статьи 164 Кодекса), российские перевозчики на железнодорожном транспорте признаются налоговыми агентами. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость указанных услуг без включения в нее суммы налога на добавленную стоимость.
Учитывая изложенное, при оказании услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров счета-фактуры с указанием ставки налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов выставляются покупателям услуг российским перевозчиком на железнодорожном транспорте - налоговым агентом. Предъявленные покупателям суммы налога на добавленную стоимость отражаются налоговым агентом в книге продаж. При этом обязанности выставления счетов-фактур у принципала не возникает.
Согласно положениям пункта 2 статьи 172 и пункта 1 статьи 172 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, подлежат вычетам в случае использования этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, после их принятия на учет.
Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные принципалу по товарам (работам, услугам) подлежат вычету у принципала в порядке и на условиях, предусмотренных указанными статьями 171 и 172 Кодекса.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрена ситуация осуществления российскими ж/д перевозчиками на территории нашей страны деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, комиссии либо агентских договоров, предусматривающих оказание услуг по предоставлению ж/д подвижного состава и (или) контейнеров.
В таких случаях перевозчики по общему правилу признаются налоговыми агентами по НДС. Они определяют налоговую базу как стоимость указанных услуг без включения в нее НДС.
Предъявленные покупателям суммы НДС отражаются агентом в книге продаж. При этом обязанность выставлять счета-фактуры у принципала не возникает.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 24 января 2019 г. N 03-07-08/3781
Текст письма официально опубликован не был