Экономический совет Содружества Независимых Государств решил:
1. Утвердить Положение о системе мониторинга инновационной деятельности государств - участников СНГ в рамках Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года (прилагается).
2. Межгосударственному совету по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах осуществлять анализ практики применения настоящего Положения в государствах - участниках Межгосударственной программы и при необходимости вносить предложения по уточнению текста Положения и приложений к нему в установленном порядке.
От Азербайджанской Республики
-
От Республики Армения
Чрезвычайный и Полномочный Посол
Республики Армения в
Российской Федерации,
полномочный представитель
Республики Армения в Комиссии
по экономическим вопросам
при Экономическом совете СНГ
В. Тоганян
От Республики Беларусь
Заместитель Премьер-министра
И. Петришенко
От Республики Казахстан
Первый заместитель
Премьер-министра
А. Мамин
От Кыргызской Республики
Вице-премьер-министр
Ж. Разаков
От Республики Молдова
-
От Российской Федерации
Первый заместитель
Председателя Правительства -
Министр финансов
А. Силуанов
От Республики Таджикистан
Первый заместитель
Премьер-министра
Д. Саид
От Туркменистана
-
От Республики Узбекистан
-
От Украины
Положение
о системе мониторинга инновационной деятельности государств - участников СНГ в рамках Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о системе мониторинга инновационной деятельности государств - участников СНГ в рамках Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года (далее - Положение) подготовлено в целях реализации мероприятия 4.2.2 "Формирование и реализация системы мониторинга инновационной деятельности государств - участников СНГ" подпрограммы "Совместное использование и развитие инновационной инфраструктуры" ("Инфраструктура") Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 18 октября 2011 года (далее - Программа), а также мероприятия 1.4 Комплекса мероприятий на 2017-2020 годы по реализации Программы, утвержденного Решением Совета глав правительств СНГ от 26 мая 2017 года.
1.2. Положение регулирует сбор, анализ и представление информации, отображающей инновационное развитие в государствах - участниках Программы.
1.3. Система мониторинга инновационной деятельности государств - участников СНГ в рамках Программы (далее - система мониторинга) представляет собой совокупность методик для регулярного сбора, анализа и представления информации, отображающей инновационное развитие в государствах - участниках Программы, в соответствии с потребностями заинтересованных пользователей соответствующей информации.
1.4. Ключевые показатели мониторинга инновационного развития государств - участников Программы должны соответствовать современным международным статистическим стандартам статистического наблюдения инновационной деятельности в целях обеспечения проведения межстрановых сопоставлений в этой сфере.
1.5. Система мониторинга должна отвечать принципам объективности, системности, полноты и достаточности, а также доступности информации.
1.6. В настоящем Положении используются термины и определения, закрепленные в приложении 4 к Программе "Словарь терминов (глоссарий), необходимых для работы с Межгосударственной программой инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года", а также следующие понятия:
затраты на инновации - выраженные в денежной форме фактические расходы, связанные с осуществлением различных видов инновационной деятельности, выполняемой в масштабе предприятия (отрасли, региона, страны), в составе которых учитываются текущие и капитальные затраты;
индекс технологической специализации - индикатор, отражающий позиционирование страны в тех или иных областях науки и технологий и определяемый как отношение удельного веса заявок, поданных национальными заявителями в патентное ведомство, в общем числе патентных заявок в данном ведомстве по определенному разделу (группе, рубрике) Международной патентной классификации (International Patent Classification - IPC) к удельному весу страны в общем числе патентных заявок, поданных в данное патентное ведомство (анализ национальной технологической специализации на основе патентной статистики дает достаточно точное представление о структуре и динамике научно-технологического потенциала страны, ее позициях в мире по конкретным направлениям);
инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, производственного процесса, маркетингового или организационного метода ведения бизнеса, организации рабочих мест или внешних связей (различаются следующие виды инноваций: технологические, маркетинговые, организационные, экологические);
маркетинговые инновации - реализованные новые или значительно улучшенные маркетинговые методы, охватывающие существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий (маркетинговые инновации направлены на более полное удовлетворение потребностей и расширение состава потребителей продуктов и услуг, освоение новых рынков сбыта с целью повышения объемов продаж);
организационные инновации - реализованные новые методы ведения бизнеса, организации рабочих мест, внешних связей, направленные на повышение эффективности деятельности предприятия за счет снижения административных и транзакционных издержек, совершенствования организации рабочих мест (рабочего времени) и связанного с этим роста производительности труда, получения доступа к отсутствующим на рынке активам, снижения стоимости поставок;
технологические инновации - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового либо усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового либо усовершенствованного процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности (инновация считается осуществленной в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе).
II. Цель системы мониторинга
2.1. Целью системы мониторинга является оценка на регулярной основе динамики развития инновационной деятельности государств - участников Программы.
2.2. Предметом мониторинга являются ключевые показатели и результаты инновационного развития государств - участников Программы.
III. Задачи системы мониторинга
Задачами системы мониторинга являются:
оценка инновационного развития государств - участников Программы;
подготовка информационных и аналитических докладов, характеризующих инновационную деятельность государств - участников Программы;
оценка результатов программ, инициатив и других инструментов инновационного развития в государствах - участниках Программы;
оценка социальных, экономических и технологических эффектов инновационной деятельности;
обеспечение доступа к результатам мониторинга различных категорий пользователей.
IV. Участники системы мониторинга
4.1. Участниками системы мониторинга являются национальные контактные центры Программы, которые должны быть включены в национальные инновационные программы, национальные статистические органы, а также органы исполнительной власти государств - участников Программы, ответственные за развитие инноваций.
4.2. С целью подготовки материалов национальные контактные центры могут привлекать на национальном уровне другие организации, деятельность которых связана с созданием и (или) использованием инноваций, а также экспертное сообщество.
V. Ключевые показатели инновационного развития государств - участников Программы
5.1. Ключевые показатели инновационного развития государств - участников Программы должны позволять оценить:
объемы затрат на инновации в государствах - участниках Программы;
кадровое обеспечение инновационной деятельности в государствах - участниках Программы;
патентную активность;
объемы и основные формы коммерциализации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
социально-экономические эффекты от внедрения инноваций;
государственное стимулирование инновационной деятельности;
уровень цифровизации производственных процессов.
5.2. Система показателей инновационного развития государств - участников Программы позволяет проводить межстрановые сопоставления для определения уровня инновационного развития государств - участников Программы в мире.
5.3. В процессе мониторинга инновационного развития государств - участников Программы используется информация по следующим показателям:
затраты на исследования и разработки (в денежном выражении и процентах к ВВП) по секторам науки (в соответствии с приложением 1);
затраты на технологические, маркетинговые и организационные инновации;
доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте1 (в соответствии с приложением 2);
количество совместных выполненных проектов, в том числе по исследованиям и разработкам;
доля организаций, разрабатывающих инновации, в том числе по видам инноваций: технологические, маркетинговые, организационные, экологические (в соответствии с приложением 3);
объем отгруженной инновационной продукции;
объем экспорта инновационной продукции, в том числе в государства - участники Программы;
результаты инновационной деятельности (в соответствии с приложением 4);
численность персонала, занятого исследованиями и разработками;
численность персонала, занятого исследованиями и разработками, в расчете на 10 000 занятых в экономике;
число исследователей;
число исследователей в расчете на 10 000 занятых в экономике;
количество зарегистрированных результатов инновационной деятельности;
количество патентных заявок на изобретения (по стране изобретателя), в том числе поданных заявителями из нескольких государств - участников Программы;
количество патентных заявок, поданных по процедуре PCT (международная заявка в соответствии с Договором о патентной кооперации) (по стране изобретателя), в том числе поданных заявителями из нескольких государств - участников Программы;
количество патентных заявок, поданных в рамках Евразийской патентной процедуры (по стране изобретателя), в том числе поданных заявителями из нескольких государств - участников Программы;
количество патентов на изобретения (по стране изобретателя), в том числе полученных заявителями из нескольких государств - участников Программы;
доля страны в мировом числе патентов;
индекс технологической специализации;
поступления от экспорта технологий;
выплаты по импорту технологий;
факторы, препятствующие инновациям (в соответствии с приложением 5).
VI. Информационные источники и блоки системы мониторинга
6.1. Информационными источниками системы мониторинга являются:
информационно-аналитические материалы организаций - участников мониторинга;
результаты статистического наблюдения инновационного развития;
патентные и иные базы данных.
6.2. Информационно-аналитические материалы организаций - участников мониторинга должны содержать:
оценки социально-экономических эффектов инновационной деятельности, включая возможности для производителей занять ниши на новых рынках или в новых сегментах существующих рынков, заместить импорт особо важных технологий, оборудования, товаров, а также продукции массового спроса на внутреннем рынке;
оценки конкурентоспособности и качества продукции по сравнению с мировыми аналогами;
оценки влияния новых технологий на улучшение качества жизни населения, развитие человеческого потенциала и др.;
описание основных тенденций инновационного развития государств - участников Программы, включая перечень областей исследований и разработок, соответствующих мировому уровню развития или превышающих его, а также областей, по которым имеется заметное отставание, перечень ведущих организаций;
описание основных факторов и ограничений, препятствующих инновационному развитию государств - участников Программы;
примеры успешных инновационных проектов;
оценки уровня исследований и разработок в государствах - участниках Программы по сравнению с общемировым;
предложения и рекомендации по совершенствованию мер государственной поддержки инновационной деятельности в государствах - участниках Программы.
6.3. Сбор информации от организаций - участников мониторинга должен учитывать специфику их деятельности.
6.4. В рамках мониторинга должна использоваться информация, получаемая из действующих форм статистической отчетности национальных служб статистики государств - участников Программы.
6.5. На основе анализа патентных баз данных должна проводиться оценка:
динамики патентной активности заявителей из государств - участников Программы (в своей стране и за рубежом);
технологической специализации государств - участников Программы;
доли изобретений, права на которые принадлежат заявителям из государств - участников Программы, в общем числе запатентованных в мире;
масштабов внедрения и коммерциализации технологий.
6.6. В целях межстранового сопоставления анализ показателей патентной активности должен проводиться на основе международной патентной базы данных Евразийского патентного ведомства (пример расчета приведен в приложении 6).
VII. Результаты системы мониторинга
7.1. Основным результатом мониторинга должно явиться формирование информационной основы для оценки эффективности инновационной деятельности государств - участников Программы.
Данные, собираемые в рамках мониторинга, могут стать основой научно-технической и инновационной политики государств - участников Программы и способствовать повышению ее результативности.
7.2. В результате функционирования системы мониторинга будут подготовлены:
национальные информационные базы данных для проведения исследований и прогноза развития инновационной деятельности в государствах - участниках Программы;
ежегодные национальные доклады о результатах мониторинга инновационного развития в государствах - участниках Программы.
7.3. Ежегодные национальные доклады о результатах мониторинга инновационного развития в государствах - участниках Программы должны содержать:
описание общих тенденций инновационного развития;
общая характеристика затрат на инновации;
оценка кадрового потенциала инновационного развития;
характеристика организаций, занимающихся инновационной деятельностью;
ключевые результаты: число патентов, зарегистрированных результатов инновационной деятельности, объем отгруженной инновационной продукции;
характеристика наиболее значимых реализованных инновационных проектов;
оценка социально-экономических эффектов инновационного развития;
предложения и рекомендации по совершенствованию мер государственной поддержки инноваций.
На их основе заинтересованные организации государств - участников Программы могут проводить межстрановой сопоставительный анализ инновационного развития государств - участников Программы в целях определения текущих возможностей и потенциала каждого из них.
VIII. Порядок проведения мониторинга инновационного развития государств - участников Программы
8.1. Национальными контактными центрами Программы ежегодно направляется запрос другим участникам мониторинга о предоставлении информационно-аналитических материалов о результатах инновационной деятельности государств - участников Программы.
8.2. Национальными контактными центрами Программы ежегодно проводится анализ статистической информации, патентных и иных баз данных, характеризующих инновационное развитие государств - участников Программы.
8.3. Национальными контактными центрами Программы после анализа, обобщения и уточнения полученных в рамках проведения мониторинга данных готовятся ежегодные национальные доклады и не позднее 1 октября года, следующего за отчетным периодом, направляются национальным государственным заказчикам, заказчику - координатору Программы, а также в Исполнительный комитет СНГ для последующего их размещения на сайте и Интернет-портале Исполнительного комитета СНГ для открытого доступа заинтересованным пользователям.
IX. Финансирование мониторинга
Финансирование деятельности по проведению мониторинга инновационного развития государств - участников Программы осуществляется в соответствии с национальным законодательством в пределах средств, ежегодно предусматриваемых в национальных бюджетах соответствующим министерствам и ведомствам на обеспечение своих функций, а также за счет внебюджетных источников.
------------------------------
1 Для расчета указанного показателя используются данные, представляемые в соответствии с действующими национальными нормами формирования статистической информации.
------------------------------
Приложение 1
Типология секторов науки
Сектора |
Содержание |
Типы организаций |
Государственный сектор |
Организации министерств и ведомств, которые обеспечивают управление государством и удовлетворение потребностей общества в целом (государственное управление, оборона, общественный порядок; здравоохранение, культура, досуг, социальное обеспечение и т.д.), включая федеральные и местные органы; некоммерческие организации, полностью или в основном финансируемые и контролируемые правительством, за исключением организаций, относящихся к высшему образованию (обслуживают правительство и не ставят своей задачей получение прибыли, в основном вовлечены в исследовательскую деятельность, касающуюся общественных и административных функций) |
Научно-исследовательские институты; (национальные) академии наук, научно-исследовательские организации, национальные лаборатории; конструкторские, проектно-конструкторские, технологические организации; проектные и проектно-изыскательские организации строительства; опытные (экспериментальные) предприятия и др. |
Предпринимательский сектор |
Организации и предприятия, чья основная деятельность связана с производством продукции или услуг в целях продажи (отличных от услуг сектора высшего образования), в том числе находящиеся в собственности государства; частные некоммерческие организации, в основном обслуживающие указанные организации |
Научно-исследовательские институты; конструкторские, проектно-конструкторские, технологические организации; проектные и проектно-изыскательские организации строительства; промышленные предприятия; опытные (экспериментальные) предприятия и др. |
Сектор высшего профессионального образования |
Университеты и другие высшие учебные заведения, независимо от источников финансирования или правового статуса; научно-исследовательские институты, экспериментальные станции, клиники, находящиеся под непосредственным контролем или управлением либо ассоциированные с высшими учебными заведениями; организации, непосредственно обслуживающие высшее профессиональное образование |
Университеты и другие высшие учебные заведения; научно-исследовательские институты (центры), подведомственные высшим учебным заведениям; конструкторские, проектно-конструкторские, технологические организации, подведомственные высшим учебным заведениям; клиники, госпитали, другие медицинские учреждения при высших учебных заведениях; опытные (экспериментальные) предприятия, подведомственные высшим учебным заведениям и др. |
Сектор некоммерческих организаций |
Организации, не ставящие своей целью получение прибыли (профессиональные общества, союзы, ассоциации, общественные, благотворительные организации, фонды), кроме фондов, более чем наполовину финансируемых государством, которые относятся к государственному сектору; физические лица (частные домашние хозяйства) |
Добровольные научные и профессиональные общества и ассоциации; общественные организации; благотворительные фонды; научно-исследовательские институты и др. |
Приложение 2
Перечень
отраслей высокого технологичного уровня, среднего высокого технологичного уровня и наукоемких отраслей для расчета показателя "Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте"
Код ОКВЭД2 |
Наименование |
Высокотехнологичные отрасли | |
Отрасли высокого технологичного уровня | |
Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях |
|
Производство компьютеров, электронных и оптических изделий |
|
Производство летательных аппаратов, включая космические, и соответствующего оборудования |
|
Отрасли среднего высокого технологичного уровня | |
Производство химических веществ и химических продуктов |
|
Производство электрического оборудования |
|
Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки |
|
Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов |
|
30 без 30.3 |
Производство прочих транспортных средств и оборудования, исключая 30.3 (производство летательных аппаратов, включая космические, и соответствующего оборудования) |
Производство медицинских инструментов и оборудования |
|
Ремонт и монтаж машин и оборудования Наукоемкие отрасли |
|
Деятельность водного транспорта |
|
Деятельность воздушного и космического транспорта |
|
Деятельность в сфере телекоммуникаций |
|
Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги |
|
Деятельность в области информационных технологий |
|
Деятельность по предоставлению финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению |
|
Страхование, перестрахование; деятельность негосударственных пенсионных фондов |
|
Деятельность вспомогательная в сфере финансовых услуг и страхования |
|
Деятельность в области права и бухгалтерского учета |
|
Деятельность головных офисов; консультирование по вопросам управления |
|
Деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования; технических испытаний, исследований и анализа |
|
Научные исследования и разработки |
|
Деятельность ветеринарная |
|
Деятельность по трудоустройству и подбору персонала |
|
Образование |
|
Деятельность в области здравоохранения |
|
Деятельность по уходу с обеспечением проживания |
|
Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания |
Приложение 3
Типология технологических, организационных, маркетинговых и экологических инноваций
продуктовые инновации;
процессные инновации:
новые или значительно усовершенствованные методы производства товаров и услуг, ведения сельскохозяйственного производства;
новые или значительно усовершенствованные производственные методы материально-технического снабжения, поставки товаров и услуг;
новые или значительно усовершенствованные производственные методы во вспомогательных видах деятельности, таких как техническое обслуживание и ремонт, операции по закупкам, бухгалтерский учет и компьютерные услуги.
Организационные инновации:
разработка и реализация новой или значительно измененной корпоративной (акционерной) стратегии;
внедрение современных (на основе информационных технологий) методов управления организацией;
разработка и внедрение новых или значительно измененных организационных структур в организации;
нововведения в использовании сменного режима рабочего времени;
применение современных систем контроля качества, сертификации товаров, работ, услуг;
внедрение современных систем логистики и поставок сырья, материалов, комплектующих ("точно в срок" и др.);
создание специализированных подразделений по проведению научных исследований и разработок, практической реализации научно-технических достижений (технологические и инжиниринговые центры, малые инновационные предприятия);
внедрение корпоративных систем управления знаниями;
реализация мер по развитию персонала (организация корпоративного и/или индивидуального обучения, создание/развитие структур по обучению и повышению квалификации персонала);
реализация новых форм стратегических альянсов, партнерств и прочих видов кооперационных связей с потребителями продукции, поставщиками, российскими и зарубежными производителями;
передача ряда функций и бизнес-процессов специализированному подрядчику (аутсорсинг);
прочие организационные инновации.
Маркетинговые инновации:
внедрение значительных изменений в дизайн товаров и услуг (исключая рутинные/сезонные изменения);
внедрение значительных изменений в упаковку товаров;
реализация новой маркетинговой стратегии, ориентированной на расширение состава потребителей или рынков сбыта;
использование новых приемов по продвижению товаров (новые рекламные концепции, имидж бренда, методы индивидуализации маркетинга и др.);
использование новых каналов продаж (прямые продажи, интернет-торговля, лицензирование товаров и услуг);
введение новых концепций презентации товаров в торговле (например, демонстрационные салоны, веб-сайты и другие);
использование новых ценовых стратегий при продаже товаров и услуг;
прочие маркетинговые инновации.
Экологические инновации:
повышение экологической безопасности в процессе производства товаров, работ, услуг:
сокращение материальных затрат на производство единицы товаров, работ, услуг;
сокращение энергозатрат на производство единицы товаров, работ, услуг;
сокращение выброса в атмосферу диоксида углерода (СО2), в том числе за счет развития сектора возобновляемых источников энергии;
замена сырья и материалов на безопасные или менее опасные;
снижение загрязнения окружающей среды (атмосферного воздуха, земельных, водных ресурсов, уменьшение уровня шума);
осуществление вторичной переработки (рециркуляции) отходов производства, воды или материалов;
повышение экологической безопасности в результате использования потребителем инновационных товаров, работ, услуг:
сокращение энергопотребления (энергозатрат) или потерь энергетических ресурсов;
сокращение загрязнения атмосферного воздуха, земельных, водных ресурсов, уменьшение уровня шума;
улучшение возможностей вторичной переработки (рециркуляции) товаров после использования.
Приложение 4
Результаты инновационной деятельности
Расширение ассортимента товаров, работ, услуг;
сохранение традиционных рынков сбыта;
расширение рынков сбыта:
а) в своей стране;
б) государствах - участниках СНГ;
в) странах ЕС и других европейских странах;
г) США и Канаде;
д) других странах;
улучшение качества товаров, работ, услуг;
замена снятой с производства устаревшей продукции;
увеличение занятости;
повышение гибкости производства;
рост производственных мощностей;
повышение энергоэффективности производства (сокращение потребления или потери энергетических ресурсов);
улучшение условий и охраны труда;
сокращение времени на взаимодействие с клиентами или поставщиками;
повышение мотивации к осуществлению инновационной деятельности;
улучшение информационных связей внутри организации или с другими организациями;
снижение загрязнения окружающей среды;
обеспечение соответствия современным техническим регламентам, правилам и стандартам.
внедрение новых товаров, работ, услуг на новые рынки сбыта в новые группы потребителей;
внедрение новых товаров, работ, услуг на новые географические рынки.
Приложение 5
Факторы, препятствующие развитию инноваций
Экономические факторы:
недостаток собственных денежных средств;
недостаток финансовой поддержки со стороны государства;
низкий спрос на новые товары, работы, услуги;
высокая стоимость нововведений;
высокий экономический риск.
Внутренние факторы:
низкий инновационный потенциал организации;
недостаток квалифицированного персонала;
недостаток информации о новых технологиях;
недостаток информации о рынках сбыта;
неразвитость кооперационных связей.
Другие факторы:
недостаточность законодательных и нормативных правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность;
неразвитость инновационной инфраструктуры (посреднические, информационные, юридические, банковские, прочие услуги);
отсутствие достаточного уровня спроса на инновации со стороны предпринимательских кругов.
Приложение 6
Показатели
патентной активности
Показатели |
Правила расчета |
Число патентных заявок на изобретения, |
Число патентных заявок на изобретения (изобретатель из страны k), поданных по направлению j в году i |
Число патентов на изобретения, |
Число патентов на изобретения (изобретатель из страны k) по направлению j, выданных в году i |
Число патентных заявок на изобретения, поданных по процедуре PCT, |
Число патентных заявок на изобретения (изобретатель из страны k), поданных по процедуре РСТ по направлению j в году i |
Число патентов PCT на изобретения, |
Число патентов на изобретения (изобретатель из страны k), выданных по процедуре РСT в году i, по направлению j |
Доля страны в мировом числе патентов, |
,
где - общемировое число патентов на изобретения по направлению j, выданных в году i |
Индекс технологической специализации, |
,
где - общее число патентов изобретателей из страны k за год; - общемировое число патентов по направлению j за год; - общемировое число патентов за год |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Экономического совета СНГ от 7 декабря 2018 г. "О Положении о системе мониторинга инновационной деятельности государств - участников СНГ в рамках Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года"
Текст решения официально опубликован не был