Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 20
Пример заполнения паспорта оползня
МИНИСТЕРСТВО ЧЕРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ СССР трест "ОГНЕУПОРНЕРУД"
Часов-Ярский комбинат огнеупорных изделий, рудник "Южный"
УТВЕРЖДАЮ:
ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР
ДИКУН Л.А.
11 января 1968 г.
ПАСПОРТ ДЕФОРМАЦИИ N 2
1. Объект деформации: рабочий борт вскрышных пород западного участка между скв. N 603, 709.
2. Вид деформации: оползень.
3. Дата: начало 13.XII.67 г.; окончание - деформация борта продолжается.
4. Размеры оползня:
а) длина по фронту - 330 м;
б) глубина ср. 35 м, макс. 44 м;
в) величина смещений ср. 7 м, макс. 10 м;
г) объем 400 тыс. .
5. Параметры деформированного откоса:
проектные |
фактические |
высота 37 м |
до деформации 33,5 м |
угол наклона 30° |
25-30°. |
6. Время стояния откоса до оползня: май-декабрь 1967 года.
7. Скорость движения деформированных масс: с 22 по 27.XII - 0,9 м/сут., с 27 по 29.XII.67 г. - 1,75 м/сутки, с 29.XII по 8.I. г. - 0,2 м/сут.
8. Наблюдения, проводимые на участке: на оползне заложены реперы N 92 а, 103 а, производилось тригонометрическое нивелирование, сделана тахеометрическая съемка и составлен план, М 1:1000.
Результаты наблюдений за сдвижением реперов N 92 а, 103 а
Дата наблюдения |
Репер |
Горизонтальное смещение, м |
Вертикальное смещение, м |
22.XII.67 |
92 а |
0 |
0 |
27.XII.67 |
" |
+ 4,5 |
- 0,23 |
29.XII.67 |
" |
+ 8,0 |
- 0,23 |
8.I.68 |
" |
+ 10,0 |
- 0,03 |
11.XII.67 |
103 а |
0 |
0 |
13.XII.67 |
" |
0 |
0 |
29.XII.67 |
" |
+ 6,0 |
- 5,87 |
9. Ранее имевшиеся нарушения устойчивости на этом участке, горизонте: на 70 м на юго-запад от описываемого нарушения устойчивости 9 сентября 1967 г. произошел оползень трех вскрышных уступов объемом 280 тыс. м3 (деформация N 1); оползень продолжается; причины возникновения и характер развития деформации те же, что и деформации N 2 (см. п. 13).
10. Ущерб, причиненный оползнем:
а) перестройка высоковольтной и осветительной линий электропередач, длиной 400 м;
б) дополнительные внеплановые работы 1968 года по уборке оползня объемом 300 тыс. производятся экскаватором ЭКГ-4 на автотранспорт вместо экскаватора ЭРГ-350/1000 на конвейерный транспорт;
в) при деформации 2-го уступа рабочего борта карьера средняя часть вскрышного ленточного конвейера была сдвинута относительно своего рабочего положения на величину до 8 м;
г) в результате продолжающегося смещения оползающих масс происходит завалка вскрытых запасов огнеупорных глин, что ставит под угрозу срыва выполнение плана добычи (из вскрытых в районе оползня 100 тыс. т запасов огнеупорных глин на 8 января 1968 г. завалено 35 тыс. т).
11. Горнотехнические условия отработки участка: вскрышные работы осуществляются по транспортной системе разработки с размещением пород на внешнем отвале. 1-й уступ высотой 17 м, 2-й уступ 8-11 м разрабатываются экскаватором ЭРГ-350/1000 с транспортировкой пород ленточными конвейерами во внешний отвал; углы откосов уступов составляли до деформации 45-50° (по проекту 65°); результирующий угол наклона борта карьера составлял 25-30° (по проекту 30°); ширина бермы для конвейера составляла 18-20 м (по проекту 14 м); довскрыша верхнего пласта и выемка прослоев производится экскаватором ЭШ-4/40 с подвалкой к конвейеру или переэкскавацией в выработанное пространство.
12. Краткая инженерно-геологическая характеристика участка
Оползневой участок имеет следующее геолого-литологическое строение (сверху вниз):
а) растительный слой - 0,60 м;
б) суглинки слабые со столбчатой отдельностью (лессовидные), с большим количеством известковых включений по трещинам ("дутики") - 9-11 м;
в) суглинки плотные, тяжелые (красно-бурые глины), вязкие, влажные - 12-13 м;
г) глина огнеупорная переотложенная (некондиционная), залегающая отдельными линзами в центральной и юго-восточной частях карьерного поля - 1-2 м;
д) пески кварцевые мелкозернистые, надглиняные, с интенсивно размытой кровлей и непостоянной мощностью (в зависимости от рельефа кровли нижележащего пласта огнеупорной глины, 2-5 м в юго-восточной части карьерного поля - деформация N 1 и 8-14 м в северо-западной деформация N 2);
е) глина огнеупорная - верхний пласт, распространен в основном в центральной и северо-западной частях карьерного поля, сильно эродирован, местами размыт полностью - 0,4-3,0 м;
ж) пески кварцевые мелкозернистые глинистые, залегающие между верхним и нижним пластами огнеупорной глины; в этих песках встречаются прослои огнеупорной глины мощностью 0,20-0,90 м; мощность межглиняных песков, включая прослои глины, - 1,3-6,6 м;
з) глина огнеупорная - нижний пласт переменной мощности; максимальная мощность (2,0-3,8) приурочена к площади понижения пласта и нижней части склона гребня пермских отложений; минимальная (0,3-2,0 м) - к верхней части склона гребня;
и) пески кварцевые мелкозернистые глинистые, подглиняные - 8-12 м;
к) пески глауконитовые харьковского яруса мелкозернистые сильно глинистые, переходящие в глину ("зеленка"), - 1,5-3,0 м;
л) толща пермских гипсо-соленосных отложений - плотные сланцеватые глины с прослоями песков.
Средние мощности: вскрышных пород - от дневной поверхности до кровли верхнего пласта огнеупорной глины - 35,0 м, верхнего пласта огнеупорной глины - 1,7 м, межглиняных песков, включая маломощные прослои огнеупорной глины, - 4,0 м; нижнего пласта огнеупорной глины, включая нерабочую мощность (до 1,0 м), распространенную в верхней части склона гребня пермских отложений, - 2,20 м.
В толще отложений на участке развития оползня имеется три водоносных горизонта.
Первый - на кровле плотных суглинков (красно-бурых глин); здесь установлены незначительные местные скопления воды в основании лессовидных суглинков, в основном же этот водоносный горизонт представлен незначительными водопроявлениями, отрицательно влияющими на устойчивость вскрышных пород.
Второй - на кровле верхнего пласта огнеупорной глины, а там, где этот пласт отсутствует, - на кровле нижнего пласта; в пониженных частях пласта наблюдаются значительные скопления подземной воды в надглиняных мелкозернистых и межглиняных глинистых песках; благодаря слабым фильтрационным свойствам, эти пески приобретают характер плывунов; мощность водоносных песков достигает 4-6 м, уровень воды находится на отметке 200 м (деформация N 1) и 202-204 м (деформация N 2); дебит этого горизонта достигает 50 на 100 погонных метров протяженности борта.
Третий - на глауконитовых/глинистых песках и зеленых глинах (в подглиняных песках); в наиболее пониженных частях подошвы нижнего пласта огнеупорной глины воды этого горизонта обладают напором; при отработке пласта огнеупорных глин до подглиняных песков наблюдаются прорывы подземных вод, уровень воды при этом устанавливается на отметке 195 м.
Для защиты от затопления карьера в его подошве оставляется нижняя часть пласта огнеупорной глины мощностью до 0,5 м.
Физико-механические свойства горных пород вскрыши рудника "Южный" не изучались. Показатели прочности приняты по результатам исследований УкрНИИпроекта, проведенных в 1961-63 гг. по теме N 54-61/5: "Выбор оптимальных параметров бортов карьеров и откосов уступов в условиях неустойчивых пород Часов-Ярского и Ново-Райского месторождений огнеупорных глин", применительно к условиям Днепропетровского рудника Часов-Ярского комбината, находящегося в аналогичных условиях.
Усредненные характеристики прочности оползневого массива, определенные методом обратного расчета Ю.М. Николашиным и В.А. Жилка, соответственно равны: , K = 4,2 при объемном весе деформированных пород .
13. Причины оползня: Несоответствие параметров борта карьера инженерно-геологическим условиям. При установлении параметров борта не учитывались:
а) сложный рельеф пермских отложений, характеризующийся чередующимися поднятиями (гребнями, куполами) и резкими понижениями (на участке возникшего оползня), обусловленными карстовыми явлениями;
б) низкая прочность песчано-глинистых пород на контакте кровли огнеупорной глины и надглиняных песков, падающем под углом 16-20° в сторону выработанного пространства и являющемся поверхностью скольжения, а также высокая пластичность глин при естественной влажности 20-24%.
14. Меры, принятые для предупреждения и ликвидации оползня. Для ликвидации и предупреждения оползня борта необходимо:
а) разгрузить рабочий борт от оползших масс горных пород и вывезти их на внешний отвал автотранспортом на расстояние 30 км;
б) уменьшить результирующий угол наклона борта карьера до 20° путем увеличения ширины рабочей площадки между 1-м и 2-м уступами.
15. Дополнительные сведения: подземные и атмосферные воды, поступающие в карьер, откачиваются карьерным водоотливом.
16. Должностные лица, привлеченные к выяснению причин и разработке по ликвидации деформации.
Состав комиссии:
к.т.н. Бережной И.Н. |
- |
главный инженер треста "Огнеупорнеруд", |
Дикун Л.А. |
- |
главный инженер горного управления Часов-Ярского комбината, |
Моисеенко В.Я. |
- |
главный инженер проекта института "Южгипроруда", |
Пейхвассер Р.В. |
- |
руководитель геологической группы института "Южгипроруда", |
Пушко А.Т. |
- |
главный маркшейдер треста "Огнеупорнеруд", |
Кульбацкий А.Я. |
- |
главный геолог горного управления Часов-Ярского комбината, |
к.т.н. Шевченко И.П. |
- |
старший научный сотрудник ДонНИГРИ, |
к.т.н. Николашин Ю.М. |
- |
старший научный сотрудник ВИОГЕМ, |
Жилка В.А. |
- |
старший инженер ВИОГЕМ |
17. Графические приложения к паспорту деформации:
1. План участка (масштаб 1:1000), рис. 1 - 1 экз.
2. Разрезы (масштаб 1:500), рис. 2 - 1 экз.
3. Фотографии, рис. 3 - 1 экз.
ГЛ. МАРКШЕЙДЕР |
Прокофьев Е.М. |
ГЛ. ГЕОЛОГ |
Кульбацкий А.Я. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.