Представление Счетной палаты РФ от 8 сентября 2017 г. N ПР 12-198/12-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год" и отчета об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2016 год" в Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Самарской области (Самарская область, г. Самара)".
1. По результатам выявлены следующие нарушения.
1.1. В нарушение пункта 6 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 года N 157н (далее - Инструкция N 157н), в учетной политике Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области (далее - ТФОМС СО), утвержденной приказом ТФОМС СО от 31 декабря 2015 г. N 516, отсутствует порядок событий после отчетной даты, порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты.
1.2. В нарушение пункта 21 Инструкции N 157н, которым предусмотрено, что учреждением разрабатывается и утверждается рабочий план счетов бухгалтерского (бюджетного) учета, где номер счета плана счетов (Рабочего плана счетов) состоит из двадцати шести разрядов, в рабочем плане счетов ТФОМС СО, утвержденном приказом ТФОМС СО от 31 декабря 2015 г. N 516, номер счета плана состоит из двадцати трех разрядов.
1.3. В нарушение пункта 3 Инструкции N 157н, которым предусмотрено, что бухгалтерский учет активов, обязательств, источников финансирования их деятельности, операций, их изменяющих (фактов хозяйственной жизни), финансовых результатов осуществляется методом двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов, ТФОМС СО ведет бухгалтерский учет по счетам, которые отсутствуют в рабочем плане счетов, утвержденном приказом ТФОМС СО от 31 декабря 2015 г. N 516.
Так, в Главной книге ТФОМС СО (за 2016 год нарастающим итогом) отражены обороты по счету 00.302.12.000 на сумму 2 891,71 рубль (расчеты по принятым обязательствам), который рабочим планом счетов не предусмотрен.
Также в рабочем плане счетов отсутствуют счета, отраженные в балансе ТФОМС СО за 2016 год (форма 0503120):
010110000 - недвижимое имущество учреждения;
010120000, 010130000 - особо ценное и иное движимое имущество учреждения;
010410000, 10420000, 10430000 - амортизация недвижимого, особо ценного движимого и иного движимого имущества;
02050000 - расчеты по доходам;
02060000 - расчеты по выданным авансам;
02080000 - расчеты с подотчетными лицами;
02100000 - прочие расчеты с дебиторами;
03030000 - расчеты по платежам в бюджет;
03020000 - расчеты по принятым обязательствам;
03040000 - прочие расчеты с кредиторами;
все забалансовые счета.
1.4. В нарушение пункта 10 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 13 октября 2008 г. N 749, которым предусмотрена выдача работнику при направлении его в командировку денежного аванса на оплату расходов по проезду и найму жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), в 2016 году сотрудникам ТФОМС СО, направленным в командировку, аванс не выдавался, все расчеты производились после возвращения сотрудников из командировки (авансовый отчет от 19 февраля 2016 г. N 000000015, от 13 июля 2016 г. N 00000059, от 11 августа 2016 г. N 000000069, от 31 августа 2016 г. N 000000072, от 15 декабря 2016 г. N 000000106, от 26 декабря 2016 г. N 000000107).
1.5. Абзацами 22 и 23 раздела 4 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Самарской области медицинской помощи на 2016 год, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 24 декабря 2015 г. N 880 (далее - Территориальная ПГГ), в первоначальной редакции предусмотрено, что за счет средств обязательного медицинского страхования осуществляются денежные выплаты стимулирующего характера, в том числе специалистам со средним медицинским образованием за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях и медицинским работникам за оказанную медицинскую помощь в условиях стационара.
Указанные нормы были исключены из Территориальной ПГГ постановлением Правительства Самарской области от 5 мая 2016 г. и N 218 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 24 декабря 2015 г. N 880 "Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Самарской области медицинской помощи на 2016 год".
Кроме того, абзацем 21 раздела 4 Территориальной ПГГ установлено осуществление в 2016 году денежных выплат стимулирующего характера за счет средств обязательного медицинского страхования водителям и младшему медицинскому персоналу медицинских организаций и подразделений скорой медицинской помощи за участие в оказании медицинской помощи.
Вместе с тем базовой программой обязательного медицинского страхования, являющейся составной частью Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 г. N 1382 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год" (далее - Программа государственных гарантий на 2016 год) осуществление денежных выплат стимулирующего характера указанным категориям медицинских работников, а также водителям медицинских организаций и подразделений скорой медицинской помощи не предусмотрено.
Таким образом, согласно части 4 статьи 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) финансовое обеспечение денежных выплат специалистам со средним медицинским образованием за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях, медицинским работникам за оказанную медицинскую помощь в условиях стационара, водителям и младшему медицинскому персоналу медицинских организаций и подразделений скорой медицинской помощи должно было осуществляться за счет платежей Самарской области, уплачиваемых в бюджет ТФОМС СО, в размере разницы между нормативом финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования и нормативом финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования с учетом численности застрахованных лиц на территории субъекта Российской Федерации.
Однако межбюджетные трансферты из бюджета Самарской области бюджету ТФОМС СО на указанные цели в 2016 году не предоставлялись.
Как было выявлено в ходе проверки финансовое обеспечение данных денежных выплат осуществлено ТФОМС СО за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации (далее - субвенция) в объеме 1 068 780,4 тыс. рублей, в том числе 228 676,7 тыс. рублей на осуществление денежных выплат стимулирующего характера среднему и младшему медицинскую помощь за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях, 811 942,3 тыс. рублей - медицинским работникам за оказанную медицинскую помощь в условиях стационара, 28 161,4 тыс. рублей на денежные выплаты стимулирующего характера младшему медицинскому персоналу и водителям организаций и подразделений скорой медицинской помощи.
Следует отметить, что согласно Правилам распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 462, субвенции предоставляются в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Указанной статьей предусмотрено, что к полномочиям Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся в том числе утверждение территориальных программ обязательного медицинского страхования, соответствующих единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования, и реализация базовой программы обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в пределах и за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Между тем за счет субвенции, предоставленной из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, средства в объеме 1 068 780,4 тыс. рублей направлены ТФОМС СО на осуществление расходов, не входящих в базовую программу обязательного медицинского страхования.
1.6. В нарушение подпункта "г" пункта 5 Особенностей размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015 - 2016 годы", утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации и Федерального казначейства от 31 марта 2015 г. N 182/7н, в плане - графике ТФОМС СО на 2016 в столбце 4 отсутствует порядковый номер закупки (лота), осуществляемой в пределах календарного года, присваиваемый заказчиком последовательно с начала года вне зависимости от способа формирования плана-графика в соответствии со сквозной нумерацией, начинающейся с единицы.
2. Кроме того выявлены следующие недостатки.
2.1. В Положении об Отделе контрактных закупок ТФОМС СО, утвержденном приказом ТФОМС СО от 14 сентября 2015 г. N 360, в разделе "Функции и полномочия контрактной службы" отсутствуют функции и полномочия контрактной службы - организация и включение в реестр контрактов, заключенных заказчиками, информации о контрактах, заключенных заказчиками, что не соответствует подпункту "3" пункта 13 Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 631.
2.2. ТФОМС СО в 2016 году ненадлежащим образом осуществлялись полномочия, установленные пунктом 12 части 7 статьи 34 Федерального закона N 326-ФЗ в части осуществления контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями.
Так, выявлены расхождения данных формы N 10 (ОМС) "Сведения о поступлении и расходовании средств ОМС страховыми медицинскими организациями", утвержденной приказом Росстата от 21 июня 2013 г. N 221, и Раздела I "Использование средств обязательного медицинского страхования" формы N 2 "Отчет о деятельности страховой медицинской организации в сфере обязательного медицинского страхования" в части отражения страховыми медицинскими организациями расходов на ведение дела больше предусмотренных.
В форме N 2 в части поступления средств, предназначенных на ведение дела по ОМС, отражена сумма 268 425,6 тыс. рублей, в то время как в форме N 10 (ОМС) - сумма в размере 268 253,7 тыс. рублей (разница 171,9 тыс. рублей). Израсходовано средств на ведение дела по ОМС по форме N 2 в размере 313 754,7 тыс. рублей, по форме N 10 (ОМС) - в размере 268 247,60 тыс. рублей.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Самарской области необходимо выполнить следующие требования:
1) привести учетную политику ТФОМС СО в соответствие с Инструкцией N 157н в части ее дополнения порядком событий после отчетной даты, порядком признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты, приведения в соответствие номеров счета Рабочего плана счетов бухгалтерского учета, а также включения в рабочий план счетов бухгалтерского учета номеров счетов, по которым фактически осуществляется бухгалтерский учет;
2) провести проверки по каждому из выявленных фактов нарушений, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц ТФОМС СО в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 30 августа 2017 г. N 47К (1192)).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Директору Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 30 декабря 2017 года.
Аудитор |
А.В. Филипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 8 сентября 2017 г. N ПР 12-198/12-03
Текст представления официально опубликован не был