Представление Счетной палаты РФ от 19 октября 2017 г. N ПР 12-223/12-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка эффективности использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и средств внебюджетных источников при создании и функционировании туристско-рекреационных кластеров "Амур" (Амурская область), "Северная мозаика" (Республика Саха (Якутия), "Елец" (Липецкая область), "Тункинская долина" (Республика Бурятия)" в Администрации Липецкой области.
1. По результатам указанного контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения:
1.1. В нарушение подпункта "г" пункта 2 части 9 статьи 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации на картах, включаемых в состав материалов по обоснованию Схемы территориального планирования Липецкой области, территория исторического поселения федерального значения город Елец Липецкой области, не отображена, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении Администрацией Липецкой области полномочий в части подготовки и утверждении документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
1.2. В нарушение пункта 11 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования строительства (реконструкции) объектов обеспечивающей инфраструктуры с длительным сроком окупаемости, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 г. N 644 (в редакции до 11 июня 2016 года), Администрацией Липецкой области в целях получения в 2015 году субсидии в сумме 100 000,0 тыс. рублей заключенные на основе государственно-частного партнерства соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и потенциальными инвесторами об участии в реализации проектов в объемах, необходимых для достижения установленных значений показателей результативности предоставления субсидий, в установленный срок (ежегодно, не позднее 1 марта) в Ростуризм не представлялись.
1.3. В нарушение подпункта "е" пункта 3.1.1 Соглашения от 12 мая 2015 г. N 116-15-05-12-01 о предоставлении в 2015 году субсидии из федерального бюджета бюджету Липецкой области на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" (далее - Соглашение от 12 мая 2015 г. N 116-15-05-12-01), Администрацией Липецкой области не представлены в Ростуризм сведения о наличии выданных в установленном порядке разрешений на строительство. В частности, на момент заключения дополнительного соглашения по 2 объектам обеспечивающей инфраструктуры ТРК "Елец" "7 этап. Строительство парковок" и "7 этап. Строительство парковок. Корректировка (парковка N 10)", включенных в мероприятия на 2015 год, разрешения на строительство отсутствовали.
1.4. В нарушение пункта 3.1.2 Соглашения от 12 мая 2015 г. N 116-15-05-12-01 Администрацией Липецкой области (письмо от 1 июня 2015 г. N 1580/01-13) не направлены в Ростуризм документы, подтверждающие финансирование из внебюджетных источников в объеме, установленном Соглашением от 12 мая 2015 г. N 116-15-05-12-01 на сумму 512,8 млн. рублей. Так, Администрацией Липецкой области представлены копии паспортов по 11 объектам туристской инфраструктуры, по которым плановый объем финансирования на 2015 год составляет 122 000,0 тыс. рублей, что составляет 23,8 % от предусмотренного объема финансирования за счет внебюджетных источников.
1.5. Администрацией Липецкой области в 2014 и 2015 годах допущены бюджетные нарушения, выразившееся в несоблюдении условий предоставления субсидий на софинансирование мероприятий федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" по созданию туристско-рекреационного кластера "Елец" (Липецкая область).
1.5.1. В соответствии с соглашением от 23 июня 2014 г. N 116-14-06-23-01 объем софинансирования на 2014 год за счет субсидии из федерального бюджета составляет 245 500,0 тыс. рублей, или 16,6 %, объем финансирования за счет средств бюджета Липецкой области в сумме 147 000,0 тыс. рублей и внебюджетных источников в сумме 1 085 900,0 тыс. рублей.
Таким образом, Администрацией Липецкой области в соответствии с условиями соглашения приняты обязательства о финансировании мероприятий ФЦП по созданию туристско-рекреационного кластера "Елец" (Липецкая область) в 2014 году за счет средств бюджета Липецкой области и внебюджетных источников на общую сумму 1 232 900,0 тыс. рублей или 83,4 % (от общего объема финансирования по Соглашению).
В соответствии с отчетом Администрации Липецкой области о ходе выполнения ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)" за 2014 год по данному соглашению кассовое исполнение составило 459 176,3 тыс. рублей, из них за счет субсидии из федерального бюджета 145 388,1 тыс. рублей (31,7 % от общей суммы произведенных расходов), средств бюджета Липецкой области - 132 888,2 тыс. рублей и внебюджетных источников - 180 900,0 тыс. рублей.
Таким образом, обязательства по финансированию за счет средств бюджета Липецкой области и внебюджетных источников Администрацией Липецкой области выполнены на сумму 313 788,2 тыс. рублей (или 68,3 % от общей суммы произведенных расходов), что не соответствует объему финансирования, установленному соглашением от 23 июня 2014 г. N 116-14-06-23-01.
В результате Администрацией Липецкой области в 2014 году обязательства по финансированию в соответствии с соглашением от 23 июня 2014 г. N 116-14-06-23-01 не выполнены. Сумма средств федерального бюджета, использованных с нарушением обязательств, предусмотренных соглашением, расчетно составила 69 164,8 тыс. рублей.
1.5.2. В соответствии с соглашением от 12 мая 2015 г. N 116-15-05-12-01 объем софинансирования на 2015 год за счет субсидии из федерального бюджета составляет 100 000,0 тыс. рублей, или 14,8 %, объем финансирования за счет средств бюджета Липецкой области в сумме 62 500,0 тыс. рублей и внебюджетных источников в сумме 512 800,0 тыс. рублей.
Таким образом, Администрацией Липецкой области в соответствии с условиями соглашения приняты обязательства о финансировании мероприятий ФЦП по созданию туристско-рекреационного кластера "Елец" (Липецкая область) в 2015 году за счет средств бюджета Липецкой области и внебюджетных источников на общую сумму 575 300,0 тыс. рублей или 85,2 % (от общего объема финансирования по Соглашению).
В соответствии с отчетом Администрации Липецкой области о ходе выполнения ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" за 2015 год по данному соглашению профинансировано 226 903,8 тыс. рублей, из них за счет субсидии из федерального бюджета 75 687,6 тыс. рублей (33,4 % от общей суммы произведенных расходов), средств бюджета Липецкой области - 79 970,0 тыс. рублей и внебюджетных источников - 71 246,2 тыс. рублей.
Таким образом, обязательства по финансированию за счет средств бюджета Липецкой области и внебюджетных источников Администрацией Липецкой области выполнены на сумму 151 216,2 тыс. рублей (или 66,6 % от общей суммы произведенных расходов), что не соответствует объему финансирования, установленному соглашением от 12 мая 2015 г. N 116-15-05-12-01.
В результате Администрацией Липецкой области в 2015 году обязательства по финансированию в соответствии с соглашением от 12 мая 2015 г. N 116-15-05-12-01 не выполнены. Сумма средств федерального бюджета, использованных с нарушением обязательств, предусмотренных соглашением, расчетно составила 42 105,8 тыс. рублей.
2. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие недостатки:
2.1. Администрацией Липецкой области осуществлялся ненадлежащий контроль за ходом реализации мероприятий федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", по созданию ТРК "Елец", предусмотренный пунктами 3.1.5 Соглашений от 23 июня 2014 г. N 116-14-06-23-01 и от 12 мая 2015 г. N 116-15-05-12-01 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Липецкой области на реализацию мероприятий ФЦП.
Так, при строительстве объектов ТРК "Елец" в рамках заключенных областным казенным учреждением "Управление капитального строительства Липецкой области" (госзаказчик Липецкой области) с подрядчиками контрактов допущены следующие нарушения:
в нарушение статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации областное казенное учреждение "Управление капитального строительства Липецкой области" (далее - УКС Липецкой области) в установленном порядке разрешение на строительство (реконструкцию) водозабора "Ельчик" не получено, в отсутствие которого в течение 3 месяцев ООО "Елецспецстрой" осуществлялись работы по реконструкции водозабора "Ельчик" в рамках госконтракта от 25 августа 2014 г. N 0346200015614000109. Разрешение на строительство выдано Управлением строительства и архитектуры Липецкой области только 20 ноября 2014 года;
в нарушение части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ) и пункта 2.6 госконтракта от 25 августа 2014 г. N 0346200015614000109, УКС Липецкой области заключено дополнительное соглашение от 8 сентября 2015 г. N б/н, согласно которому цена контракта (объем выполненных работ) уменьшена на 26 578,3 тыс. рублей (на 22,5 % от первоначальной стоимости контракта - 117 979,7 тыс. рублей) при сохранении стоимости единицы работ;
в нарушение пункта 5.2 госконтракта от 25 августа 2014 г. N 0346200015614000109 ООО "Елецспецстрой" (подрядчик) работы в установленные графиком производства работ (приложение N 1 к госконтракту) сроки не были выполнены (этапы до 25 сентября и 25 октября 2015 года), при этом в нарушение части 6 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ и пункта 9.2 госконтракта от 25 августа 2014 г. N 0346200015614000109, требования об уплате неустоек УКС Липецкой области в адрес ООО "Елецспецстрой" не направлялись (данное нарушение устранено в ходе проведения контрольного мероприятия);
в нарушение пункта 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации ООО "Елецспецстрой" (подрядчик) в рамках государственного контракта от 27 октября 2015 г. N 0346200015615000110 выполнены работы по строительству автомобильных парковок с отклонениями от технической документации, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требованиям, произведена замена устройства твердого покрытия из тротуарной плитки на покрытие из асфальтобетона, выполнены работы по устройству проездов к парковкам (ограждения), при этом указанные отклонения осуществлялись в пределах объемов предусмотренного финансирования;
в нарушение части 9 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ и пункта 3 Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1093, в единой информационной системе в сфере закупок отчеты об исполнении государственных контрактов: от 8 августа 2014 г. N 0346200015614000099, от 1 сентября 2015 г. N 0346200015615000098, от 7 декабря 2015 г. N 0346200015615000169, от 27 октября 2015 г. N 0346200015615000110, от 25 августа 2014 г. N 0346200015614000109, от 12 августа 2016 г. N 034620001516000066 УКС Липецкой области не размещены.
2.2. Строительство надземного перехода в г. Ельце осуществлялось ООО "Елецспецстрой" в соответствии с государственным контрактом от 1 сентября 2015 г. N 03462000156150000 на сумму 13 396,6 тыс. рублей со сроком выполнения - 90 календарных дней с даты подписания контракта. Дополнительным соглашением от 4 июля 2016 года государственный контракт от 1 сентября 2015 г. N 03462000156150000 был расторгнут в связи с необходимостью корректировки проектно-сметной документации, стоимость выполненных работ по контракту составила 6 602,6 тыс. рублей.
В дальнейшем работы по завершению строительства надземного перехода в г. Ельце выполнены ООО "Елецспецстрой" и оплачены в полном объеме в рамках государственного контракта от 12 августа 2016 г. N 034620001516000066 на сумму 12 150,6 тыс. рублей (с учетом доп. соглашения). Управлением строительства и архитектуры Липецкой области выдано разрешение на ввод в эксплуатацию надземного перехода в г. Ельце 26 апреля 2017 года (N 48-000-52-2017).
Согласно Сводному плану ТРК "Елец" на 2016 год "строительство надземного пешеходного перехода должно было обеспечить доступ к торгово-развлекательному центру "Орловское шоссе, д. 2А". Вместе с тем по состоянию на 1 июля 2017 года в ходе визуального осмотра земельного участка по адресу: г. Елец, Орловское шоссе, д. 2а установлено, что работы по созданию объекта туристической инфраструктуры не начинались. Надземный переход построен с выходом в поле и в отсутствие объекта туристской инфраструктуры (торгово-развлекательного центра), не обеспечен полной проходной нагрузкой.
Указанные факты свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов, созданных в рамках ФЦП за счет бюджетных средств в объеме 18 212,4 тыс. рублей, из них 7 110,6 тыс. рублей средства федерального бюджета.
2.3. Генеральным планом города Ельца Липецкой области, утвержденным решением Совета депутатов г. Ельца от 30 декабря 2008 г. N 344, строительство 5 объектов обеспечивающей инфраструктуры ТРК "Елец" было предусмотрено начиная с 2008 года, то есть до начала реализации ФЦП (в том числе: "I этап. Реконструкция водозабора "Сазыкино"; "II этап. Район за трассой М-4 "Дон", участки N N 2, 3 и 4. Строительство инженерных сетей водоснабжения и канализации"; "V этап. Реконструкция водозабора "Ельчик"; "IV этап. Участок N 5. Строительство закольцовки водопровода по ул. Маяковского и ул. Дякина вокруг участка N 5, канализации по ул. Маяковского"; "III этап. Строительство и реконструкция сетей канализации").
Таким образом, из 12 объектов обеспечивающей инфраструктуры ТРК "Елец", созданных в период 2012 - 2016 годов 5 объектов, (41,7 % от всей обеспечивающей инфраструктуры кластера) были запланированы ранее Администрацией г. Ельца для обеспечения исполнения своих полномочий в жилищно-коммунальной сфере города Ельца.
Так, согласно Сводному плану ТРК "Елец" 2016 года "водозабор "Ельчик" обеспечивает подачу воды к реконструкции жилого дома с культурно-паломническим центром (ул. Слободская, д. 10), спортивно-туристскому комплексу и большинству объектов культурного наследия, расположенных в центре города", то есть обеспечивает подачу воды к туристским объектам ТРК "Елец".
При этом согласно Сводному плану ТРК "Елец" потребность в ресурсах водоснабжения по всем 55 туристским объектам ТРК "Елец" предусмотрена в объеме 153 542,0 , что составляет 5,8 % от предусмотренных мощностей водозабора "Ельчик" (2 664 500 ).
2.4. Уровень софинансирования за счет внебюджетных источников по ТРК "Елец" с 2012 года по I полугодие 2017 года не выполнен и составил 34,3 % от предусмотренных соглашениями, в результате общий объем недофинансирования за счет внебюджетных источников по данному кластеру составляет 1 905,6 млн. рублей.
2.5. В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 г. N 644 "О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано при принятии в 2011 - 2018 годах региональных целевых программ учитывать положения ФЦП.
Вместе с тем, мероприятие ТРК "Елец" в региональной государственной программе "Развитие культуры и туризма в Липецкой области", утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 29 ноября 2013 г. N 535, не соответствует положениям ФЦП в части объемов финансирования данного мероприятия и ожидаемых результатов.
2.6. В соответствии с протоколом совещания у Министра культуры Российской Федерации от 23 октября 2015 г. N П-94 в целях оперативной подготовки ежемесячной сводной информации по мониторингу реализации мероприятий федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" (далее - мониторинг), Ростуризмом направлялись запросы в субъекты Российской Федерации с прилагаемыми формами мониторинга.
Согласно данным мониторинга Администрации Липецкой области за 2016 год, направленным в Ростуризм, объем кассовых расходов внебюджетных средств составил 30,4 млн. рублей. При этом согласно таблице 3 "остатки прошлых лет" кассовое исполнение средств внебюджетных источников остатков прошлых лет составило 1 157,8 млн. рублей на основании отчетных форм (КС-3 и КС-2).
Следует отметить, что представленные в Ростуризм указанные данные по освоению остатков прошлых лет не подтверждены в ходе проведения контрольного мероприятия отчетными формами (КС-3 и КС-2) или иными первичными документами.
В ходе проверки Администрацией Липецкой области представлена информация о внебюджетных источниках в разрезе инвесторов с указанием оставшегося объема финансирования по состоянию на начало 2015 - 2017 годов, согласно которой данные по фактическим объемам финансирования объектов туристской инфраструктуры, создаваемых на основании соглашений о намерениях, выражающих совместную заинтересованность в результатах реализации проекта, в Администрации Липецкой области отсутствуют.
Документы и отчетные материалы инвесторов, подтверждающие фактическое финансирование данных объектов, Администрацией Липецкой области не представлены, в связи с их отсутствием, в результате чего достоверность представленной Администрацией Липецкой области в Ростуризм в рамках мониторинга за 2016 год, не подтверждается. Также указанные в мониторинге объемы финансирования по данным объектам не в полной мере соответствуют объемам, установленным в соглашениях о намерениях по реализации инвестиционного проекта в сфере туризма.
Так, в мониторинге указана общая стоимость созданного объекта "Реконструкция гостиницы "Интурист-Елец", г. Елец, ул. Коммунаров, д. 14" в размере 442 270,0 тыс. рублей. Однако, по условиям соглашения о намерениях по реализации инвестиционного проекта в сфере туризма от 7 сентября 2011 года (без номера), планируемый объем инвестиций по данному объекту составляет 60 000,0 тыс. рублей, что на 382 270 тыс. рублей меньше указанного в данных мониторинга, направленных в Ростуризм.
Таким образом, данные мониторинга Администрации Липецкой области, направленные в Ростуризм, не подтверждаются в полном объеме и могут привести к не объективной оценке состояния реализации ФЦП, а также к искажению результатов оценки эффективности реализации, как данного мероприятия, так и всей ФЦП.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Администрации Липецкой области надлежит выполнить следующие требования:
1. Обеспечить выполнение требований подпункта "г" пункта 2 части 9 статьи 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части отображения территории исторического поселения федерального значения город Елец Липецкой области на картах, включаемых в состав материалов по обоснованию Схемы территориального планирования Липецкой области.
2. Провести проверки по каждому выявленному факту нарушения законодательства Российской Федерации, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших указанные нарушения.
3. Принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 6 октября 2017 г. N 54К (1199)).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено в срок до 1 декабря 2017 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 указанного Федерального закона Главе Администрации Липецкой области или лицу, исполняющему его обязанности, уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением подтверждающих документов.
Аудитор |
А.В. Филипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 19 октября 2017 г. N ПР 12-223/12-02
Текст представления официально опубликован не был