Представление Счетной палаты РФ от 21 сентября 2017 г. N ПР 11-205/11-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета Российской Федерации, выделенных Федеральной службе по труду и занятости на капитальный ремонт, реставрацию и капитальные вложения в объекты государственной собственности для строительства здания для Государственной инспекции труда в Краснодарском крае" на объекте контрольного мероприятия Государственная инспекция труда в Краснодарском крае (далее - ГИТ, Инспекция).
В ходе проведения контрольного мероприятия установлены следующие нарушения:
1. В нарушение подпункта 2 пункта 1 статьи 162 и пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации Инспекцией принимались бюджетные обязательства сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств.
1.1. В 2014 году объем принятых ГИТ бюджетных обязательств по 5 договорам с единственным поставщиком (АО "НЭСК - электросети" - 1 договор, "Краснодар Водоканал" - 2 договора, Ростовский филиал ФАУ "Главгосэкспертиза России" - 2 договора) и государственному контракту с ОАО "Кубаньводпроект" на выполнение работ по разработке проектной документации превысил лимиты доведенных бюджетных обязательств на 1 021,0 тыс. рублей (или 25 процентов).
1.2. В 2015 году ГИТ заключен государственный контракт от 27 мая 2015 г. N 0118100006115000003-0220808-02 на выполнение строительных работ по строительству Объекта на сумму 45 520,1 тыс. рублей с превышением лимитов бюджетных обязательств на 647,8 тыс. рублей.
2. В нарушение пункта 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации Инспекцией в 2014 - 2015 годах в целях реализации строительства Объекта заключено 5 договоров с единственным поставщиком и 2 государственных контракта на общую сумму 5 039,92 тыс. рублей, которые не были включены в планы-графики размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных нужд.
3. В ходе проверки установлены факты нарушения законодательства о бухгалтерском учете.
3.1. В ходе проверки учета операций, связанных с использованием средств, направленных на строительство, установлено расхождение между данными баланса (синтетического и аналитического учета по счету 10600 "Вложения в нефинансовые активы") и данными оборотно-сальдовой ведомости по счету 10600, что свидетельствует о нарушении пункта 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н.
Так, по состоянию на 1 января 2016 года в балансе по счету 10600 "Вложения в нефинансовые активы" отражена сумма 22 339,2 тыс. рублей, тогда как по оборотно-сальдовой ведомости на указанную дату отражены расходы в сумме 21 779,4 тыс. рублей, расхождение составило 559,8 тыс. рублей.
По состоянию на 1 января 2017 года в балансе по счету 10600 "Вложения в нефинансовые активы" отражена сумма 73 148,5 тыс. рублей, тогда как по оборотно-сальдовой ведомости на указанную дату - 73 860,4 тыс. рублей, расхождение составило 711,9 тыс. рублей.
3.2. В нарушение пункта 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н, и пункта 1.5. Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина от 13 июня 1995 г. N 49, инвентаризация незавершенного строительства в 2016 году Инспекцией не проводилась. Достоверность бухгалтерской отчетности Инспекции в ходе проверки не подтверждена.
4. В ходе проверки установлены нарушения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
4.1. В нарушение части 1 статьи 34 и части 1 статьи 54 Федерального закона N 44-ФЗ государственный контракт от 23 июня 2014 г. N 6114/003/5005 на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации для строительства Объекта (далее - Госконтракт на проектирование) заключен на условиях, не соответствующих конкурсной документации.
Так, Госконтракт на проектирование заключен по результатам открытого конкурса между ГИТ и ОАО проектно-изыскательский институт "Кубаньводпроект" на сумму 3 005,0 тыс. рублей со сроком выполнения всех работ - 14 ноября 2014 года. При этом заданием на проектирование (приложение N 1 к Госконтракту на проектирование) установлены основные технико-экономические показатели Объекта, не соответствующие Конкурсной документации, в том числе число наземных этажей - 6 (по Конкурсной документации - 5), количество размещаемых в здании сотрудников - 71 единица (по Конкурсной документации - 110).
4.2. В нарушение части 2 статьи 34 и частей 1 и 1.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ ГИТ внесены изменения в части сроков действия и сроков выполнения работ (услуг) по следующим государственным контрактам:
1) от 23 июня 2014 г. N 6114/003/5005 на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации для строительства Объекта (дополнительными соглашениями от 14 ноября 2014 г. N 1 и от 20 ноября 2014 г. N 2);
2) от 27 мая 2015 г. N 0118100006115000003-0220808-02 на выполнение строительных работ для нужд заказчика по Объекту (дополнительным соглашением от 6 августа 2015 г. N 0118100006115000003/1);
3) от 10 сентября 2015 г. N 011810000611000005-0220808-02 на осуществление строительного контроля при выполнении строительных работ для нужд заказчика по Объекту (дополнительным соглашением от 23 декабря 2015 г. N 1);
4) от 18 июня 2015 г. N 10-4187-15\5215 на оказание услуг по теме: "Авторский надзор за строительством объекта капитального строительства "Строительство здания для Государственной инспекции труда в Краснодарском крае, г. Краснодар" (дополнительными соглашениями от 18 июня 2015 г. N 1 и от 30 апреля 2016 г. N 2).
При продлении сроков исполнения контрактов от 27 мая 2015 г. N 0118100006115000003-0220808-02 и от 10 сентября 2015 г. N 011810000611000005-0220808-02 обязательства по исполнению указанных контрактов не были обеспечены банковскими гарантиями в связи с истечением их сроков.
4.3. В нарушение пункта 1 части 1 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ и условий государственных контрактов ГИТ были приняты и оплачены в полном объеме ненадлежащим образом выполненные работы (услуги) по следующим контрактам:
1) от 10 сентября 2015 г. N 011810000611000005-0220808-02 и от 20 июня 2016 г. N 011810000611000004-0220808-01 на осуществление строительного контроля при выполнении строительных работ по Объекту на общую сумму 345,3 тыс. рублей. При этом предусмотренные пунктами 6.3 контрактов и пунктами 4.3. технических заданий отчетные документы, подлежащие представлению заказчику ежемесячно (в том числе перечень предписаний и замечаний службы строительного контроля, перечень документов, подтверждающих качество материалов и изделий, ведомость результатов испытаний строительных материалов, фотоотчет на электронных носителях), подтверждающие надлежащее выполнение работ, исполнителем не представлялись;
2) от 18 июня 2015 г. N 10-4187-15\5215 и от 11 июля 2016 г. N 116\5376 на оказание услуг по авторскому надзору за строительством Объекта на общую сумму 225,36 тыс. рублей. Предусмотренные пунктами 5.1.2, 5.1.14, 7.2. контрактов отчетные и иные документы (в том числе копия приказа о назначении руководителя авторского надзора и специалистов Исполнителя по осуществлению авторского надзора, подлежащие ежемесячному представлению заказчику актуальные копии Журнала авторского надзора установленной формы и Реестра изменений и внесенных корректировок в проектную (рабочую) документацию), подтверждающие надлежащее оказание услуг по контрактам, исполнителем не представлялись.
В нарушение частей 5 и 6 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ и условий указанных контрактов меры ответственности к исполнителям за ненадлежащее исполнение условий контрактов Инспекцией не применялись, требования о выплате штрафных санкций не направлялись.
4.4. В нарушение части 6 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ ГИТ не предъявлялось требование об уплате неустойки на общую сумму 2 049,98 тыс. рублей (расчетно) за нарушение сроков выполнения работ по следующим контрактам (договорам):
1) по договору от 5 сентября 2014 г. N 4-38-14-1016 между Инспекцией и АО "НЭСК - электросети" об осуществлении технологического присоединения к электросетям на сумму 2 673,3 тыс. рублей нарушены сроки выполнения работ более чем на 1 год и 8 месяцев, сумма неустойки составила (расчетно) 1 790,5 тыс. рублей;
2) по государственному контракту от 23 июня 2014 г. N 6114/003/5005 на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации для строительства Объекта, заключенному между Инспекцией и ОАО "Кубаньводпроект", нарушены сроки выполнения работ более чем на 6 месяцев, сумма неустойки составила 259,5 тыс. рублей (расчетно). Удержание суммы неустойки из денежных средств, перечисленных Инспекции в качестве обеспечения исполнения государственного контракта, не производилось.
4.5. В нарушение части 2 статьи 93, части 3 статьи 103 Федерального закона N 44-ФЗ в 2014 году информация ни по одному из 5 договоров, заключенных с единственным поставщиком (АО "НЭСК - электросети" - 1 договор, "Краснодар Водоканал" - 2 договора, Ростовский филиал ФАУ "Главгосэкспертиза России" - 2 договора), не была размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ra).
В нарушение части 26 статьи 95 Закона N 44-ФЗ дополнительное соглашение от 14 ноября 2014 г. N 1 к государственному контракту от 23 июня 2014 г. N 6114/003/5005 на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации для строительства Объекта также не было размещено на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru).
4.6. Инспекцией ненадлежащим образом осуществлялась претензионно-исковая работа в рамках государственного контракта от 23 мая 2016 г. N 0118100006116000001-0220808-01, заключенного с ООО "Вавилон" (подрядчик) на строительство Объекта в 2016 году. В связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, начиная с 20 января 2017 года в адрес ООО "Вавилон" направлено 8 претензий об уплате неустоек (штрафов, пеней). По состоянию на 30 июня 2017 года (дата подписания акта проверки) общая сумма неустоек (штрафов, пеней), предъявленных Инспекцией подрядчику, составила 5 940,98 тыс. рублей. Однако подрядчиком данные претензии оставлены без удовлетворения. Меры по удовлетворению имущественных претензий к подрядчику в судебном порядке Инспекцией не принимались.
5. В рамках контрольного мероприятия установлены риски нанесения ущерба государству, выразившиеся в приемке и оплате Инспекцией фактически не выполненных работ.
5.1. В нарушение пункта 1 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, и в порядке, который установлен законом или договором строительного подряда, а также условиями пунктов 13.2, 13.3 государственного контракта с ООО "Вавилон" от 23 мая 2016 г. N 0118100006116000001-0220808-01 на выполнение строительных работ для нужд заказчика по объекту: "Строительство здания Государственной инспекции труда в Краснодарском крае, г. Краснодар" (продолжение строительства), согласно которым оплате подлежат выполненные работы, Инспекцией приняты и оплачены за счет средств федерального бюджета фактически не выполненные подрядной организацией строительные работы на общую сумму 6 919,02 тыс. рублей, или 9,4 % от общей стоимости работ (в том числе приняты и оплачены работы по укладке покрытий пола в помещениях из линолеума площадью 591,03 кв. м и досок ламинированных площадью 691,65 кв. м, по устройству плитки керамической на лестничной клетке, по окраске водоэмульсионной краской лестничной клетки площадью 1 120,4 кв. м, по устройству плинтусов из керамической плитки площадью 200,55 кв. м, по ограждению лестниц из металлических труб в количестве 106,1 п/м на общую сумму 452,6 тыс. рублей, а также принято и оплачено автопарковочное оборудование системы ПАЗЛ 5x4 на 16 машино-мест с доставкой на площадку монтажа).
Действия ГИТ по приемке фактически невыполненных работ повлекли также нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" в связи с принятием к бухгалтерскому учету документов, которыми оформлены не имевшие места факты хозяйственной жизни.
5.2. Согласно условиям государственных контрактов от 20 июня 2016 г. N 011810000611000004-0220808-01 на осуществление строительного контроля (пункт 3.3.) и от 11 июля 2016 г. N 116\5376 на оказание услуг по авторскому надзору за строительством Объекта (пункт 3.1.) сроки окончания работ по строительному контролю определяются сроками фактического окончания строительных работ по Объекту, а авторский надзор осуществляется в течение всего периода выполнения строительных работ на Объекте.
При этом, несмотря на то, что на момент проведения контрольного мероприятия строительство Объекта не завершено (сдача и приемка законченного строительством Объекта в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации не произведена), государственные контракты на осуществление работ (оказание услуг) по строительному контролю и авторскому надзору за выполнением строительных работ по Объекту были завершены и оплачены Инспекцией в полном объеме. Таким образом, Инспекцией была осуществлена оплата фактически невыполненных работ (услуг) по строительному контролю и авторскому надзору за период до завершения строительства Объекта.
6. В нарушение положений приказа Роструда от 15 июля 2011 г. N 154 "Об осуществлении бюджетных инвестиций из федерального бюджета в проектирование, строительство объектов капитального строительства и приобретение объектов недвижимости территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости, не включенных в долгосрочные (федеральные) целевые программы, в 2014 - 2016 годах" и Федеральной адресной инвестиционной программы на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее - ФАИП) руководителем Инспекции Колосовым А.В. приказом от 11 марта 2014 г. N 41-П утверждена конкурсная документация на проведение открытого конкурса на право заключения государственного контракта на разработку проектно-сметной документации на строительство административного задания Государственной инспекции труда в Краснодарском крае (далее - Конкурсная документация), предусматривающая мощность Объекта - 2 300 кв. метров, что превышает мощность Объекта, предусмотренную приказом Роструда от 15 июля 2011 г. N 154 и ФАИП 2014, на 800 кв. метров.
Кроме того, в задании на проектирование (Приложение N 1 к Конкурсной документации) установлено, что Объект проектируется для размещения 110 федеральных государственных гражданских служащих, что на 24 единицы, или 27,9 %, превышало установленную для Инспекции приказом Роструда от 18 января 2013 г. N 14-рк предельную численность федеральных государственных гражданских служащих (86 человек).
Необоснованное утверждение Конкурсной документации, предусматривающей показатель мощности Объекта, превышающий установленный приказом Роструда N 154 и ФАИП, привело к увеличению стоимости строительства Объекта на сумму 12 045,09 тыс. рублей (расчетно).
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Государственной инспекции труда в Краснодарском крае надлежит выполнить следующие требования:
1) провести инвентаризацию незавершенного строительства и сопоставление данных по ее результатам с данными регистров бухгалтерского учета в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
2) принять меры по устранению выявленных нарушений при исполнении обязательств по контрактам (договорам), заключенным ГИГ в целях реализации строительства Объекта с АО "НЭСК - электросети", ОАО "Кубаньводпроект" и ООО "Вавилон", и предъявлению штрафных санкций к исполнителям (подрядчикам) за невыполненные (ненадлежащим образом выполненные) работы, а также за нарушение сроков исполнения предусмотренных контрактами (договорами) обязательств;
3) провести проверку по фактам выявленных нарушений, по результатам которой рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц Инспекции, допустивших данные нарушения, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) принять меры по устранению причин и условий выявленных нарушений.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 7 сентября 2017 г. N 49К (1194)).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю Государственной инспекции труда в Краснодарском крае или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 10 октября 2017 года.
Аудитор |
В.С. Катренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.