Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Исполкома ФНПР
от 30.01.2019 N 1-3
Информационно-аналитическая записка
о состоянии профсоюзного образования и перспективах его дальнейшего развития
Современная профсоюзная образовательная система сформировалась в результате целенаправленной реализации кадровой политики профсоюзов.
26 марта 1919 года Президиум Всероссийского Центрального Совета Профессиональных Союзов (ВЦСПС) принял решение об открытии Инструкторской школы для подготовки профсоюзных кадров. В 1920 году на базе Инструкторской школы ВЦСПС была открыта Высшая школа профсоюзного движения (ВШПД) ВЦСПС. В 1919 и 1920 годах стали открываться территориальные профсоюзные школы. В числе первых были школы в Новониколаевске (Сибирское бюро), Ростове-на-Дону (Юго-Восточное бюро), Симферополе (Крымское бюро профсоюзов), губернские профсоюзные школы (в Тюмени, Пензе), школы при некоторых центральных комитетах отраслевых профсоюзов. К 1934 году сеть профсоюзных школ охватывала до 10 тысяч обучающихся.
Развитие ВШПД в 30-е годы XX века позволило ей обрести статус учебно-научного учреждения, создать научные кафедры, развивать заочное и очное обучение руководящих профсоюзных работников, подготовку научно-педагогических кадров высшей квалификации в аспирантуре. С 1946 года ВШПД работала уже как полноценный вуз и готовила экономистов по труду. С возрастанием в СССР роли профсоюзов расширялись задачи, стоящие перед профсоюзным вузом, совершенствовалась учебная и научная работа.
В 1990 году Высшая школа профсоюзного движения была преобразована в Академию труда и социальных отношений (АТиСО), начался новый этап в истории вуза. Изменения политической и социально-экономической ситуации в стране повлекли за собой кардинальные изменения в деятельности профсоюзов по защите трудовых прав и законных интересов, обеспечению социальных гарантий работников, развитию социального партнерства, а также организационному и кадровому укреплению профсоюзов.
Одним из приоритетных направлений работы Федерации Независимых Профсоюзов России по организационному укреплению стала работа с профсоюзными кадрами, обеспечение их непрерывного профессионального развития. В феврале 2003 г. Генеральный Совет ФНПР утвердил Концепцию кадровой политики ФНПР и комплекс мер по ее реализации*. Концепция определила основную цель кадровой политики профсоюзов - создание системы формирования и развития кадрового потенциала профсоюзов, осуществление подготовки профсоюзных кадров таким образом, чтобы они могли профессионально, "на равных" вести диалог с социальными партнерами, в новых условиях грамотно и эффективно защищать трудовые права и социально-экономические интересы работников, членов профсоюзов. В Концепции подчеркнуто, что одним из определяющих условий развития кадрового потенциала профсоюзных работников является профсоюзное образование, которое рассматривается как комплексный непрерывный процесс, разнообразный по формам, методам и видам обучения; описаны принципы системы профсоюзного образования как многоуровневого и непрерывного обучения с применением передовых методов и технологий. В числе целей обучения профсоюзных кадров обозначено создание условий для постоянного профессионального и личностного роста, самореализации работников, повышения их конкурентоспособности.
В Концепции кадровой политики ФНПР заложена идея консолидации финансовых средств и повышения эффективности их использования для подготовки кадров: направление на обучение не менее 6% средств профсоюзных бюджетов каждого уровня профсоюзной структуры, привлечение средств региональных и местных бюджетов, а также (в соответствии с законодательством) средств работодателей.
В развитие Концепции кадровой политики ФНПР в декабре 2003 г. Исполком ФНПР утвердил Положение о профсоюзном образовании и Требования к содержанию дополнительных образовательных программ для профсоюзных кадров и актива**.
Положительную роль в развитии системы профсоюзного образования ФНПР сыграл конкурс "Активное обучение - эффективный профсоюз". Учрежденный Исполкомом ФНПР в 2003 г. конкурс проводился по номинациям: лучший общероссийский профсоюз, лучшее территориальное объединение организаций профсоюзов, лучший учебный центр профсоюзов, лучший профсоюзный преподаватель, лучшая методическая разработка. Он позволил изучить опыт членских организаций ФНПР и учебных центров профсоюзов, выявить лучших профсоюзных преподавателей.
В целях дальнейшего организационного и кадрового укрепления профсоюзов, обеспечения подготовки профсоюзных лидеров нового поколения на основе новейших педагогических технологий, современных форм и методов обучения в 2007 г. Исполком ФНПР утвердил Концепцию формирования единого образовательного пространства ФНПР***.
Идея Концепции - объединение ресурсов образовательных учреждений профсоюзов, установление стандартов подготовки профсоюзных лидеров, создание единых образовательных программ для профсоюзных работников и активистов, повышение мобильности профсоюзных работников и активистов при выборе образовательного учреждения и программ дополнительного образования, повышения квалификации или профессиональной переподготовки.
Единое образовательное пространство ФНПР означает возможность региональных учебных центров профсоюзов работать по лучшим дополнительным образовательным программам, приглашать для проведения занятий профсоюзных преподавателей, имеющих репутацию высоких профессионалов в своей области, как из Москвы и Санкт-Петербурга, так и из других регионов. Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки Института профсоюзного движения АТиСО реализуются в Учебном центре профсоюзов Федерации профсоюзов Приморского края (г. Владивосток), Восточно-Сибирском региональном учебном центре Федерации профсоюзов Красноярского края (г. Красноярск), Северо-Кавказском учебном центре Краснодарского краевого объединения организаций профсоюзов (г. Краснодар), Учебно-методических центрах Калининградского областного объединения организаций профсоюзов и других территориальных профобъединений.
Исполком ФНПР контролировал вопросы организации профсоюзного образования, деятельности образовательных учреждений профсоюзов, подготовки профсоюзных кадров, кадрового резерва ФНПР.
В настоящее время можно говорить о сформированной системе профсоюзного образования. Федерация Независимых Профсоюзов России имеет два образовательных учреждения профсоюзов высшего образования - это Академия труда и социальных отношений и Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, которые осуществляют подготовку профсоюзных кадров по программам высшего образования трёх уровней (бакалавриат, магистратура, аспирантура). Институт профсоюзного движения Академии труда и социальных отношений реализует программы профессиональной переподготовки, повышения квалификации и дополнительные профессиональные программы для профсоюзных кадров и актива, как в очной форме обучения, так и с применением дистанционных технологий, осуществляет реализацию проекта "Кадровый резерв ФНПР", является методическим центром для учреждений дополнительного образования профсоюзов.
Координацию деятельности членских организаций ФНПР по обучению профсоюзных кадров и актива осуществляет Методический совет ФНПР по вопросам профсоюзного образования и исследования проблем профсоюзного движения. В большинстве членских организаций ФНПР работают свои методические советы по вопросам профсоюзного образования, деятельность которых стала системообразующим фактором организации профсоюзного обучения.
Ряд членских организаций ФНПР имеет свои учреждения дополнительного образования: институты профсоюзного движения (в Волгограде и Самаре), учебно-исследовательские центры профсоюзов (в Казани и Москве), региональные учебные центры (в Перми, Красноярске, Краснодаре), зональный учебный центр в Санкт-Петербурге. Всего профсоюзы имеют 41 учреждение дополнительного образования.
Многие общероссийские профсоюзы рассматривают свою работу в сфере профсоюзного образования как залог успешной кадровой политики. Так, Горно-металлургическим профсоюзом России успешно реализуется концепция системы профсоюзного обучения, включающая в себя 4-х уровневую схему организации профсоюзного обучения. В 2012 году ЦС ГМПР принял решение о создании школ профсоюзного актива во всех первичных организациях численностью более 500 человек, а также об организации подготовки активистов и специалистов первичных профсоюзных организаций для ведения информационно-просветительской работы с членами профсоюза и более широком использовании возможностей профсоюзных преподавателей.
Система профсоюзного обучения в Российском профсоюзе железнодорожников и транспортных строителей функционирует на пяти уровнях профсоюзной структуры, в нескольких формах и предусматривает последовательное прохождение профсоюзными кадрами и активом четырех ступеней обучения. В ней ежегодно получают новые знания более 50 тысяч профсоюзных работников и активистов.
В Профсоюзе работников здравоохранения Российской Федерации разработан Единый тематический план обучения для впервые избранных председателей первичных организаций профсоюза. План состоит из трех разделов, каждый из которых включает в себя одну или несколько унифицированных программ, что позволяет не только обеспечить гибкость при организации обучения, но и максимально учесть образовательные потребности слушателей.
Общероссийский профессиональный союз работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства широко использует в своей деятельности все формы обучения профсоюзных кадров и актива, включая программы дистанционного обучения, разработанные совместно с Институтом профсоюзного движения АТиСО. Доля финансовых средств, направленных Нефтегазстройпрофсоюзом России на обучение кадров и актива в 2017 году, составила 8%.
По данным ежегодной статистической отчетности, все членские организации ФНПР организуют обучение профсоюзных кадров и актива, как в образовательных учреждениях профсоюзов, так и самостоятельно. Однако данные сводной статистической отчетности ФНПР свидетельствуют, что с 2010 года произошло значительное (на 44,3%) снижение количества профсоюзных работников и активистов, прошедших профсоюзное обучение.
В 2017 году всеми формами профсоюзного обучения было охвачено 43,4% от общей численности профсоюзных кадров и актива, в то время как в 2016 г. - 49,19%, в 2015 г. - 50,5%. По отношению к общему количеству членов профсоюза среди работающих и учащихся, это составляет 4,9% (в 2016 г. - 7%, в 2015 г. - 7,2%).
При организации обучения профсоюзных кадров и актива предпочтение отдается краткосрочным семинарам (в 2017 г. - 235,5 тыс. чел., в 2016 г. - 491,1 тыс. чел., в 2015 г. - 535,6 тыс. чел.) и школам профсоюзного актива (в 2017 и 2016 гг. - 643 тыс. чел., в 2015 - 673,7 тыс. чел.).
В учреждениях, специализирующихся на профсоюзном образовании, прошли обучение менее 10% профсоюзных работников и активистов, учитываемых в качестве обученных в статистических отчетах членских организаций ФНПР. Это говорит о недостаточном использовании возможностей профсоюзной системы образования.
В числе причин, ведущих к снижению активности профсоюзных организаций в обучении профсоюзных кадров и актива, следует отметить нежелание работодателей отпускать на учебу профсоюзных активистов, которые совмещают общественную нагрузку с основными трудовыми функциями.
Однако, по данным отчётности учреждений дополнительного образования профсоюзов, освобождённых профсоюзных работников в 2017 г. обучено 1184 чел., что составляет только 9,9% от общей численности освобожденных выборных профсоюзных работников членских организаций ФНПР.
С 2017 г. образовательные учреждения профсоюзов стали активнее применять дистанционные технологии и электронное обучение. По данным отчётности, с их помощью обучено 1103 чел. Тем не менее следует признать, что применение дистанционных технологий, несмотря на все преимущества, все ещё полноценно не востребовано в системе профсоюзного образования. К тому же в сводной статистической отчетности ФНПР данные о дистанционном обучении отдельной графой не выделены.
Средний показатель расходов на организацию обучения профсоюзных кадров и актива членских организаций ФНПР не достиг отметки 6% профсоюзного бюджета и колеблется последние три года на уровне 4-5%.
Необходимы новые подходы к организации обучения, включающие в себя возможности софинансирования профсоюзного образования через механизмы социального партнерства, а также использование информационных технологий и дистанционных форм обучения.
Московская Федерация профсоюзов имеет многолетний опыт финансирования своих учебных центров по условиям трехстороннего соглашения. Основанием для включения этого положения в Московское трехстороннее соглашение является наличие образовательных программ для обучения представителей сторон социального партнерства. Ряд региональных учебных центров профсоюзов имеют целевое финансирование под реализацию образовательных программ для молодежи, кадрового резерва, специалистов по информационной работе и т.п. от своих учредителей, принимают участие в конкурсах на получение грантов и заключение государственных контрактов на повышение квалификации государственных служащих, работников государственных внебюджетных фондов.
Социальное партнерство следует рассматривать как действенный механизм решения многих профсоюзных задач, в том числе и задач подготовки и повышения квалификации профсоюзных кадров. Отраслевые, межотраслевые и другие виды соглашений, коллективные договоры должны включать в себя положения об организации обучения профсоюзных активистов, финансировании отдельных образовательных программ, способствующих развитию социального партнерства, обеспечению охраны труда и экологической безопасности и т.п.
Требуется актуализация нормативных документов, регулирующих профсоюзное образование, в связи с изменением законодательства об образовании в Российской Федерации, принятием новых нормативных правовых актов в сфере дополнительного профессионального образования.
Методический совет ФНПР по вопросам профсоюзного образования и проблемам исследования профсоюзного движения должен стать площадкой для обсуждения стратегии непрерывного образования профсоюзных кадров, поиска и обсуждения новых идей, обмена опытом и аккумулирования лучших практик.
Учреждениям дополнительного образования профсоюзов следует обратить особое внимание на обеспечение качества образовательного процесса, совершенствование системы оценки знаний обучающихся.
Членским организациям ФНПР следует усилить взаимодействие с образовательными учреждениями профсоюзов, осуществлять совместную разработку образовательных программ подготовки профсоюзных работников и активистов.
______________________________
* Постановление Генерального совета ФНПР от 12.02.2003 года N 4-3
** Постановление Исполкома ФНПР от 17.12.2003 N 8-16
*** Постановление Исполкома ФНПР от 16.05.2007 N 2-6
<< Назад |
||
Содержание Постановление Исполнительного комитета Федерации Независимых Профсоюзов России от 30 января 2019 г. N 1-3 "Об объявлении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.