Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы ООО "ЕвроХим-ВолгаКалий" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. ООО "ЕвроХим-ВолгаКалий" оспаривает конституционность частей второй и седьмой статьи 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации (в жалобе ошибочно названных как абзацы второй и десятый), в соответствии с которыми для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам (часть вторая); налогоплательщики, численность работников которых составляет не менее 25 процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта и в состав которых входят структурные подразделения по эксплуатации объектов жилищного фонда, а также объектов, указанных в частях третьей и четвертой данной статьи, вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание указанных объектов (часть седьмая).
Как следует из представленных материалов, ООО "ЕвроХим-ВолгаКалий" осуществляло инвестиционную деятельность по строительству горно-обогатительного комбината, в том числе были созданы инфраструктурные объекты (жилые объекты, объекты бытового обслуживания, сети газо-, тепло-, электроснабжения, гостиница и т.п.). По мнению заявителя, указанные объекты не подпадают под определение обслуживающих производств и хозяйств, а следовательно, на них не распространяются особенности определения налоговой базы, установленные статьей 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации. В связи с этим убытки, связанные с использованием указанных объектов, были учтены им при исчислении и уплате налога на прибыль организаций в полном объеме, без учета ограничений, установленных оспариваемым законоположением.
По результатам проведения выездной налоговой проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что созданные налогоплательщиком инфраструктурные объекты относятся к обслуживающим производствам и хозяйствам и подлежит применению статья 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Решением налогового органа налогоплательщику уменьшены убытки для целей исчисления налога на прибыль организаций на соответствующие суммы. Актами арбитражных судов заявителю отказано в признании недействительным данного решения налогового органа. При этом налогоплательщик дополнительно указал, что в случае, если допустить применение к нему положений статьи 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации, т.е. специального порядка учета убытков от деятельности обслуживающих производств и хозяйств, то к нему следует применить и гарантию части седьмой данной статьи, поскольку численность его работников составляет более 25 процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта. Однако суды пришли к выводу, что для целей применения части седьмой статьи 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации численность работников налогоплательщика необходимо соотносить не с численностью населения в месте нахождения объектов обслуживающих производств и хозяйств, а в месте нахождения налогоплательщика.
По мнению ООО "ЕвроХим-ВолгаКалий", часть вторая статьи 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации позволяет относить инфраструктурные объекты, созданные исключительно для целей реализации инвестиционного проекта и не используемые налогоплательщиком для реализации товаров (работ, услуг), к обслуживающим производствам и хозяйствам и ограничивать тем самым право налогоплательщика на учет соответствующих убытков; а часть седьмая указанной статьи по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, не позволяет налогоплательщику, численность работников которого превышает 25 процентов численности работающего населения населенного пункта, в котором расположены объекты обслуживающих производств и хозяйств, воспользоваться предусмотренным в ней льготным положением. В связи с этим заявитель просит признать оспариваемые законоположения не соответствующими статьям 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 и 57 Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В силу данного конституционного предписания вводимый законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно - правомерный характер связанной с их взиманием деятельности уполномоченных органов и должностных лиц. В качестве элемента правового механизма, гарантирующего исполнение конституционной обязанности по уплате налогов в полном объеме, применительно к исполнению обязанности по уплате налога на прибыль организаций выступает специальный порядок определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств (статья 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
Указанный порядок предполагает, что он должен применяться в отношении обслуживающих производств и хозяйств, осуществляющих реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам (часть вторая статьи 275.1). Соответствующее регулирование принято федеральным законодателем в рамках предоставленной ему дискреции в сфере налогообложения и призвано исключить возможность злоупотреблений со стороны налогоплательщиков, которые выражаются в необоснованном уменьшении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций в связи с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, осуществляющих реализацию товаров, работ и услуг, в том числе своим работникам. Таким образом, оспариваемое законоположение призвано обеспечить возможность учета именно экономически обоснованных расходов при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств.
Кроме того, указанный порядок также предусматривает льготный по своей сути механизм, предусматривающий фактически освобождение отдельных налогоплательщиков от необходимости следования ограничениям статьи 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, когда численность работников налогоплательщика составляет не менее 25 процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта (часть седьмая). Данное законоположение направлено в том числе на поощрение деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств в тех населенных пунктах, где значительная часть населения является работниками налогоплательщика. Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, подобные объекты недвижимости жизненно необходимы для региона как объекты, которые используются не только в интересах работников этих организаций, но и в подлежащих защите со стороны государства интересах населения региона в целом; отношения, связанные с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения таких объектов, носят публично-правовой характер (Постановление от 16 мая 2000 года N 8-П; Определение от 19 мая 2009 года N 815-О-П).
Из этого же исходит и правоприменительная практика в толковании оспариваемого законоположения, о чем свидетельствуют в том числе разъяснения уполномоченных органов, в соответствии с которыми расчет процентного отношения работников организации к численности работающего населения определенного населенного пункта производится исходя из общего количества работников организации с учетом всех филиалов и иных обособленных подразделений и численности работающего населения того населенного пункта, в котором расположен объект обслуживающих производств и хозяйств (письма Министерства финансов Российской Федерации от 25 апреля 2018 года N 03-03-06/1/28207, от 18 октября 2018 года N 03-03-06/1/74849 и др.).
Таким образом, оспариваемое законодательное регулирование позволяет с учетом фактических обстоятельств дела установить возможность его применения к определенному налогоплательщику и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте. Проверка же обоснованности правоприменительных решений, вынесенных по итогам рассмотрения конкретного дела с участием ООО "ЕвроХим-ВолгаКалий", не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "ЕвроХим-ВолгаКалий", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2018 г. N 3114-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "ЕвроХим-ВолгаКалий" на нарушение конституционных прав и свобод частями второй и седьмой статьи 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)