Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
заслушав заключение судьи С.Д. Князева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы Б.К. Усманова,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Б.К. Усманов оспаривает конституционность частей первой и второй статьи 22 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", согласно которым, в частности, решение о приобретении российского гражданства подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений, при этом факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.
Как следует из жалобы и приложенных к ней материалов, 15 июля 2008 года Б.К. Усманов, являвшийся до того гражданином Республики Таджикистан, в соответствии с частью четвертой статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" решением Управления Федеральной миграционной службы по Новгородской области был принят в гражданство Российской Федерации. В 2017 году Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новгородской области обратилось в суд за установлением факта сообщения Б.К. Усмановым заведомо ложных сведений при приобретении им российского гражданства, ссылаясь на то, что в поданном заявлении о приеме в гражданство он не указал в числе близких родственников двух родных сестер и одного из родных братьев.
Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 20 ноября 2017 года, оставленным без изменения вышестоящими судебными инстанциями (апелляционное определение Новгородского областного суда от 14 марта 2018 года, определение судьи того же суда от 1 июня 2018 года об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции и определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 17 августа 2018 года об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации), обращение УМВД России по Новгородской области удовлетворено и установлен факт сообщения Б.К. Усмановым при обращении 16 мая 2018 года в УФМС России по Новгородской области с заявлением о приеме в российское гражданство заведомо ложных сведений: данный факт выразился в умолчании (что не оспаривалось им в судебном заседании) о некоторых из близких родственников. Одновременно, отклоняя доводы Б.К. Усманова об отсутствии у него цели ввести в заблуждение должностных лиц УФМС России по Новгородской области, а также о наличии сложившихся устойчивых социальных связей с Российской Федерацией, суд первой инстанции посчитал, что они не влияют на оценку совершенных действий в качестве установленного факта сообщения заведомо ложных сведений, но могут быть учтены при разрешении вопроса о том, является ли установление данного факта достаточным основанием для отмены решения о приеме Б.К. Усманова в российское гражданство.
5 апреля 2018 года начальник УМВД России по Новгородской области на основании вступившего в силу судебного решения об установлении факта сообщения в заявлении о приеме в гражданство Российской Федерации заведомо ложных сведений утвердил заключение об отмене решения УФМС России по Новгородской области от 15 июля 2008 года о приеме Б.К. Усманова в российское гражданство, признав его недействительным со дня вынесения. 25 мая 2018 года начальником Управления Федеральной службы безопасности по Новгородской области Б.К. Усманову в соответствии с пунктом 5 Правил принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2015 года N 12, направлено уведомление о принятии в его отношении решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию сроком до апреля 2053 года.
По мнению Б.К. Усманова, оспариваемые законоположения, допуская отмену решения о приобретении российского гражданства по такому основанию, как сообщение заведомо ложных сведений, в случае указания в заявлении о приеме в гражданство Российской Федерации неполных сведений о близких родственниках - без учета длительности легального нахождения лица в Российской Федерации после приобретения им российского гражданства, его материального и семейного положения, порождают угрозу произвольного лишения гражданства в нарушение статей 6 (часть 3) и 38 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
2. Согласно статье 6 Конституции Российской Федерации, в полной мере согласующейся со статьей 15 Всеобщей декларации прав человека, гарантирующей каждому право на гражданство и запрещающей произвольное лишение гражданства или права изменить его, гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения (часть 1), а гражданин Российской Федерации не может быть лишен российского гражданства или права изменить его (часть 3). Из этого следует, что определение оснований и условий как для приобретения, так и для прекращения российского гражданства относится к прерогативе федерального законодателя.
2.1. В настоящее время, как это прямо предусмотрено статьей 2 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", вопросы гражданства Российской Федерации, охватывающие собой принципы российского гражданства и правила, регулирующие отношения, связанные с ним, а также основания, условия и порядок его приобретения и прекращения (статья 1), регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, данным Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 11 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" российское гражданство может приобретаться по рождению, в результате приема в гражданство Российской Федерации или восстановления в нем и по иным основаниям, предусмотренным данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации. С заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии со статьями 13 и 14 данного Федерального закона вправе обратиться иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие восемнадцати лет и обладающие дееспособностью. Требования, предъявляемые к такому заявлению, установлены Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325, и, в частности, предусматривают обязательное указание заявителем сведений о близких родственниках (муж, жена, родители, дети, братья, сестры), которые согласно пункту 3 этого Положения должны быть исчерпывающими.
При заполнении заявления о приеме в гражданство Российской Федерации подающее его лицо собственноручно (личной подписью) подтверждает подлинность представленных им документов и достоверность изложенных в заявлении сведений, в том числе о близких родственниках, а также предупреждается о том, что в силу статей 22 и 41.8 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" решение о приеме в гражданство подлежит отмене, если оно принято на основании подложных документов или заведомо ложных сведений либо в случае отказа от принесения Присяги гражданина Российской Федерации. Рассматривая заявление, компетентные государственные органы обязаны осуществить проверку фактов и представленных для его обоснования документов, в том числе в случае необходимости запросить дополнительные сведения в соответствующих органах и организациях, а по результатам рассмотрения принять по каждому заявлению отдельное решение с обязательным указанием оснований его принятия, причем использование заявителем подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений служит одним из оснований для отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации (статьи 16, 30 и 35 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", пункты 29 и 37 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации).
2.2. Статья 22 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" предполагает, что представление подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений в заявлении о приеме в российское гражданство, выявленные после его приобретения, влекут отмену решения о приеме в гражданство лишь при установлении соответствующего факта в судебном порядке. Вместе с тем при ее применении необходимо иметь в виду, что такое установление само по себе не служит безусловным основанием для отмены решения о приеме в гражданство, поскольку, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 октября 2016 года N 2211-О, из содержания указанной нормы вытекает, что она распространяется только на случаи, когда отсутствовали законные основания для приобретения российского гражданства и возникновения устойчивой правовой связи лица с Российской Федерацией, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (статья 3 данного Федерального закона).
Что касается отсутствия в действующем законодательстве пресекательного срока для отмены решения о приобретении российского гражданства, то это обстоятельство, вопреки мнению Б.К. Усманова, не освобождает компетентных должностных лиц от учета при отмене такого решения в соответствии со статьей 41.8 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" всех конкретных обстоятельств, связанных с судебным установлением факта сообщения заведомо ложных сведений, и, в частности, не препятствует принять во внимание время, прошедшее со дня приобретения российского гражданства. В противном случае в Российской Федерации в нарушение принципов правового государства, справедливости и правовой безопасности не соблюдались бы предопределенные статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации требования необходимости, соразмерности и пропорциональности ограничения прав и свобод человека и гражданина, обращенные, по смыслу ее статьи 18, не только к федеральному законодателю, но и к органам исполнительной и судебной власти (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N 4-П, от 8 апреля 2014 года N 10-П, от 8 июня 2015 года N 14-П и др.).
2.3. Таким образом, оспариваемые законоположения не предполагают произвольной отмены решения о приобретении гражданства Российской Федерации в случае установления судом факта сообщения при приеме в российское гражданство заведомо ложных сведений, не исключают возможность судебного контроля за принятием решений об отмене решения о приеме в гражданство Российской Федерации (часть четвертая статьи 41.8 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"), а потому не могут расцениваться как нарушающие конституционные права Б.К. Усманова, тем более что отмена решения о приеме в российское гражданство в отношении лица, проживающего на территории Российской Федерации, сопровождается, по общему правилу, выдачей ему вида на жительство лица без гражданства или вида на жительство иностранного гражданина (пункт 55 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации), не выступает в качестве основания для запрета (неразрешения) въезда на территорию Российской Федерации (статьи 26 и 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию") и не препятствует возможности вновь обратиться с заявлением о приеме в российское гражданство по истечении одного года после принятия соответствующего решения (часть первая статьи 36 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации").
Проверка же законности и обоснованности состоявшихся в деле Б.К. Усманова правоприменительных актов, равно как и оценка того, является ли установленный в судебном порядке факт сообщения им заведомо ложных сведений о близких родственниках достаточным основанием для отмены решения о его приеме в гражданство Российской Федерации, в том числе с учетом времени, прошедшего после вынесения этого решения, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относятся.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы Усманова Бахтиера Касымжановича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 15 января 2019 г. N 2-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Усманова Бахтиера Касымжановича на нарушение его конституционных прав частями первой и второй статьи 22 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)