1. Заказчик должен установить критерии оценки заявок в составе конкурсной документации, которые позволяют определить победителя по наилучшему предложению в составе заявки.
Комиссия ФАС России, рассмотрев обращение о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), направленное заказчиком в соответствии с пунктом 7 Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на ОКР "Разработка программно-аппаратного комплекса "Погружная спектрометрическая система для определения радионуклидного состава воды и донных отложений" установила следующие обстоятельства.
1. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "г" пункта 4.1 части I Конкурсной документации заявка на участие в Конкурсе должна содержать декларацию о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с подпунктами 1-9 пункта 3.1 части I Конкурсной документации.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 3.1 части I Конкурсной документации к участнику закупки установлено требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
Кроме того, согласно пункту 5.8 части I Конкурсной документации формы документы, содержащихся в заявке на участие в открытом конкурсе, приведены в части III Конкурсной документации. При этом, пунктом 3 Формы 2 "Заявка на участие в Конкурсе" части III Конкурсной документации содержит следующее положение: "Участник закупки не является офшорной компанией".
Таким образом, действия Заявителя, неправомерно установившего требования о декларировании единого требования к участникам закупки о том, что участник закупки не является офшорной компанией в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок участников Конкурса:
1. Цена контракта - значимость критерия 20 %;
2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость критерия 40 % (далее - Критерий N 1);
3. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - значимость критерия 40 % (далее - Критерий N 2).
Оценка заявок по Критерию N 1 осуществляется, в том числе с учетом показателя: квалификация трудовых ресурсов - значимость 50% (далее - Показатель N 1).
Оценка заявок по Показателю N 1 Критерия N 1 осуществляется исходя из обеспеченности участника конкурса квалифицированными трудовыми ресурсами, имеющими ученые степени доктора или кандидата наук по специальностям, относящимся к предмету Конкурса. При наличии у участника закупки трудовых ресурсов, имеющих степени, в составе заявки предоставляется справка о количестве такого квалифицированного персонала в организации участника, которое подтверждается выпиской из штатного расписания или копиями трудовых договоров, с приложением соответствующих аттестатов, дипломов, удостоверений, подтверждающих присвоение ученых степеней.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки в отношении Показателя N 1 Критерия N 1, поскольку оценка специалистов, находящихся исключительно в штате участника закупки не свидетельствует о лучшем условии исполнения контракта, а также ограничивает количество участников закупки, исключая возможность предоставления сведений о специалистах, привлеченных на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера на оказание услуг. Кроме того, порядок оценки не содержит сведений о перечне специальностей трудовых ресурсов участников закупки, относящихся к предмету Конкурса.
Оценка заявок по Критерию N 2 осуществляется с учетом показателя: качество работ - значимость 100% (далее - Показатель N 2).
Оценка по Показателю N 2 Критерия N 2 осуществляется в соответствии со шкалой, приведенной в таблице.
N п/п |
Перечень значений шкалы оценки заявки (предложения) по показателю "Качество работ" |
Количество баллов, присуждаемых заявке (предложению) за определенное значение, предложенное участником открытого конкурса |
Предложение участника открытого конкурса по порядку выполнения работы для достижения целей и задач работы, установленных техническим заданием: | ||
1 |
1) направлено на достижение целей и задач работы, 2) из представленного описания очевидно достижение положительного результата: - предложение по выбранным вариантам решения задач и способам выполнения работы соответствует техническим требованиям на выполнение работ, оптимально с точки зрения достижения наилучшего результата, ожидаемые результаты выполнения работ описаны детально и в полном объеме |
100 баллов |
2 |
1) направлено на достижение целей и задач работы, 2) из представленного описания может быть сделан вывод о достижении положительного результата: - предложение по выбранным вариантам решения задач и способам выполнения работы соответствует техническим требованиям на выполнение работ, но его оптимальность с точки зрения достижения наилучшего результата не доказана, ожидаемые результаты выполнения работ описаны недостаточно детально и подробно |
60 баллов |
3 |
1) направлено на достижение целей и задач работы, 2) из представленного писания достижение положительного результата неочевидно |
20 баллов |
4 |
1) не направлено на достижение целей и задач работы, 2) либо из представленного описания невозможно сделать вывод о достижении положительного результат работы |
0 баллов |
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации не раскрыто содержание определений "очевидно", "может быть сделан вывод", "неочевидно", "оптимально", "детально" в соответствии с которыми производится оценка заявок участников Конкурсу по указанному критерию.
Таким образом, действия Заявителя, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
На заседании Комиссии установлено, что проект контракта не содержит условие об ответственности Заявителя за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Таким образом, указанные действия Заявителя нарушают часть 5 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 8 статьи 34 закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Правила).
Согласно пункту 8 Правил в случае если в соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа, штраф устанавливается в размере 5 процентов объема такого привлечения, установленного контрактом.
В соответствии с пунктом 20 информационной карты Конкурсной документации "Поставщик (исполнитель, подрядчик) обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства. Социально ориентированных некоммерческих организаций. Стоимость работ, для выполнения которых привлекаются такие организации. Должна составлять не менее 15% цены государственного контракта".
На заседании Комиссии установлено, что проект контракта не содержит условия об ответственности поставщика (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, указанные действия Заявителя нарушают часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
Согласно пункту 20 информационной карты Конкурсной документации "Поставщик (исполнитель, подрядчик) обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства. Социально ориентированных некоммерческих организаций. Стоимость работ, для выполнения которых привлекаются такие организации. Должна составлять не менее 15% цены государственного контракта".
На заседании Комиссии установлено, что проект контракта не содержит условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций с указанием конкретного объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
Таким образом, указанные действия Заявителя нарушают часть 6 статьи 30 закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В соответствии с частью 7 статьи 30 Закона о контрактной системе типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - Постановление Правительства N 1466) содержит условия об обязанностях поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства N 1466 в срок не более 5 рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком, соисполнителем представить заказчику:
а) декларацию о принадлежности субподрядчика, соисполнителя к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, составленную в простой письменной форме, подписанную руководителем (иным уполномоченным лицом) субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации и заверенную печатью (при наличии печати);
б) копию договора (договоров), заключенного с субподрядчиком, соисполнителем, заверенную поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно пункту 3.2 проекта контракта Конкурсной документации исполнитель обязан "уведомить Заказчика о привлечении субъектов малого предпринимательства, социальна ориентированных некоммерческих организаций для выполнения работ в рамках настоящего контракта, для этого Исполнитель направляет Заказчику копии заключенных договоров с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, с указанием затрат по работам. Выполненной этой организацией по государственному контракту с разбивкой по суммам и этапам, а также документацию, подтверждающую статью субъекта малого предпринимательства. Социально ориентированной некоммерческой организации в срок не позднее 10 календарных дней с момента подписания настоящего государственного контракта".
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что проект контракта не содержат положений, предусмотренных пунктами 3, 4, 5, 6 Постановления Правительства N 1466.
Таким образом, указанные действия Заявителя нарушают часть 7 статьи 30 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 20.12.2018 г. по делу N 18/44/93/215/АК1490-18)
2. Установление в документации о закупке требований к описанию участниками закупки в составе своих заявок, помимо конкретных показателей товаров, сведений о результатах испытаний таких товаров, а также сведений химического и компонентного состава товаров является нарушением части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса работ по строительству (реконструкции) объекта.
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей результатов испытаний товаров, а также сведения химического и компонентного состава товаров.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 25 информационной карты документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к составу первой части заявки на участие в Аукционе: "1. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1.1. согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
1.2. конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в Приложении N 1. Раздела 3. документации, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в Приложении N 1. Раздела 3. документации указания на товарный знак или в случае, если участник электронного аукциона предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в Приложении N 1. Раздела 3. Документации".
В приложении N 1 к разделу 3 "Техническое задание" документации об Аукционе установлены следующие требования к товарам, например, такие как: "Универсальный ремонтный состав. Полимерный композитный ремонтный материал, содержащий метиловый эфир метакриловой кислоты, кварцевый песок фракцией от 0,1 до 7 мм, микрокальциты фракцией от 0,1 до 12 мкр, дибутиловый эфир фталевой кислоты, диспербук, диоксид титана, гидрохинон, медь, пигментные красители, перекись бензоила, при следующем соотношении компонентов, мас. ч.: метиловый эфир метакриловой кислоты от 11,5 до 33, кварцевый песок от 25,5 до 76,5, микрокальциты от 11,5 до 37,5, дибутиловый эфир фталевой кислоты от 0,1 до 5, диспербук от 0,1 до 3,5, диоксид титана от 0,1 до 6, гидрохинон от 0,1 до 5, медь от 0,1 до 3, пигментные красители от 0,05 до 14, перекись бензоила от 0,5 до 6. Состав ремонтный толстослойный с низкой усадкой, армированный фиброй. Прочность на сжатие в возрасте 1\7\28 суток, не менее - 17/40/50 мПа. Прочность на изгиб в возрасте 28 суток не менее 8 мПа. Раствор. Глиносодержащих растворов - не менее 93%. Расслаиваемость свежеприготовленных смесей не должна превышать 10%" и другие.
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, сведения о результатах испытаний таких товаров, а также сведения химического и компонентного состава товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, используемый при выполнении работ, для представления подробных сведений химического и компонентного состава товаров, а также о результатах испытаний таких товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе указанные требования к составу заявки на участие в Аукционе нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 27.12.2018 г. по делу N 18/44/105/1013/АК1122-18)
3. Заказчик не вправе вносить изменения в документацию после истечения срока подачи заявок.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту изолятора временного содержания.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии со статьей 43 Закона о контрактной системе участник конкурса, участник аукциона, участник запроса котировок, участник запроса предложений вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок с учетом положений настоящего Федерального закона. В этом случае участник конкурса, участник аукциона не утрачивают право на внесенные в качестве обеспечения заявки денежные средства. Изменение заявки или уведомление о ее отзыве является действительным, если изменение осуществлено или уведомление получено заказчиком до истечения срока подачи заявок.
В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
На заседании Комиссии, согласно ЕИС установлено, что Заказчиком 14.05.2018 в 17:15 размещены изменения в документацию об Аукционе в ЕИС. Вместе с тем, согласно извещению о проведении Аукциона в редакции от 26.04.2018 размещенному в ЕИС, дата окончания подачи заявок 14.05.2018 в 10:00 (MSK+4 (UTC+7).
Оператор электронной площадки в письменных возражениях пояснил, что Оператору электронной площадки сведения о внесении изменений в извещение о проведении Аукциона поступили в 13:16. Оператором электронной площадки направлены заявки Заказчику 14.05.2018 06:00, в связи с чем, у Заявителя отсутствует возможность подать заявку на участие в Аукционе.
При этом на заседании Комиссии Заявитель явку представителей не обеспечил, а также не представил доказательства, подтверждающие обоснованность довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу, что Заказчиком внесены изменения в документацию об Аукционе после срока окончания подачи заявок, вследствие чего действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 18.12.2018 г. по делу N 18/44/105/639/АК1158-18)
4. Заказчик не вправе устанавливать ограничения по способам обеспечения заявок.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ.
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 24.1 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации утверждает перечень операторов электронных площадок, которые соответствуют требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, а также перечень операторов специализированных электронных площадок, которые соответствуют требованиям, установленным пунктам 1 и 3 части 2 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 9 единых требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 N 656 (далее - Постановление N 656), датой начала функционирования электронной площадки, является дата заключения соглашения о функционировании электронной площадки подписываемого Министерством финансов Российской Федерации и ФАС России.
При этом согласно пункту 4 Постановления N 656 Министерству финансов Российской Федерации и ФАС России поручено обеспечить заключение указанных соглашений до 1 октября 2018 года.
В соответствии с частью 10.1 статьи 112 Закона о контрактной системе до даты начала функционирования операторов электронных площадок, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронных процедур осуществляются на ранее прошедших отбор электронных площадках.
Согласно части 9 статьи 44 Закона о контрактной системе в редакции от 29.06.2018 N 43 для учета проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах на счете оператора электронной площадки открываются лицевые счета участников таких аукционов.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, предусмотренную частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).
Пунктами 1.1, 2 раздела "Условия финансового обеспечения" документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе возможно путем блокирования денежных средств при наличии на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере, предусмотренном документацией о закупке, либо путем предоставления банковской гарантии, информация о которой включена в реестры банковских гарантий, предусмотренные статьей 45 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки. (По 30 июня 2019 года включительно обеспечение заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств).
Внесение денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в электронном аукционе в соответствии с требованиями положений статьи 44 Закона о контрактной системе".
В извещении о проведении Аукциона установлено, что порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке осуществляется в соответствии с требованиями положений статьи 44 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших требование о внесении участниками закупки денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе, с учетом положений части 10.1 статьи 112 Закона о контрактной системе не соответствуют части 9 статьи 44 Закона о контрактной системе в редакции от 29.06.2018 N 43 и нарушают пункт 7 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 16.11.2018 г. по делу N 18/44/105/1008/АК1130-18)
5. Заказчик не вправе заключать контракт позднее даты окончания срока оказания услуг по такому контракту.
Заказчик проводил электронные аукционы на право заключения государственных контрактов на оказание транспортных услуг по перевозке сотрудников.
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении указанных закупок.
В соответствии с положением части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
На заседании Комиссии, установлено, что в пункте 2.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе N 1 Заказчиком установлена дата начала предоставления услуг по контракту: 01 февраля 2018 года. Вместе с тем, согласно сведениям, размещенным в ЕИС Заказчиком заключен контракт 07.02.2018.
Таким образом, действия Заказчика, заключившего государственный контракт по результатам проведения Аукциона N 1 позднее даты начала оказания услуг по контракту, нарушают часть 10 статьи 70 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 18.12.2018 г. по делу N П-80/18/АК1351-18)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.