Определение Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2018 г. N 3338-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Верещагина Михаила Анатольевича на нарушение его конституционных прав частями 17 и 18 статьи 33 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", частями 5, 6 и 9 статьи 10 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и положениями ряда нормативных правовых актов"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина М.А. Верещагина вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Гражданин М.А. Верещагин просит признать не соответствующими Конституции Российской Федерации положения следующих нормативных правовых актов:
части 17 и 18 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", согласно которым граждане Российской Федерации, уволенные со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля) с правом на пенсию и имеющие стаж службы (выслугу лет) 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении) в указанных органах, за исключением граждан, уволенных со службы в органах наркоконтроля по основаниям, установленным частью 8 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", имеют право на медицинское обеспечение, предусмотренное частью 1 статьи 10 указанного Федерального закона, а члены их семей и лица, находящиеся на их иждивении, имеют право на медицинское обеспечение, предусмотренное частью 3 статьи 10 указанного Федерального закона (в редакции Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции"); порядок медицинского обеспечения указанных граждан в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел устанавливается Правительством Российской Федерации; граждане Российской Федерации, уволенные со службы в органах наркоконтроля с правом на пенсию и имеющие стаж службы (выслугу лет) 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении) в указанных органах, за исключением граждан, уволенных со службы в органах наркоконтроля по основаниям, установленным частью 8 статьи 3 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также члены семей этих граждан и лица, находящиеся на иждивении указанных граждан, уволенных со службы в органах наркоконтроля, имеют право на приобретение один раз в год путевок на санаторно-курортное лечение в медицинские организации (санаторно-курортные организации) федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел за плату в размере соответственно 25 процентов и 50 процентов стоимости путевки, определяемой указанным федеральным органом, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
части 5, 6 и 9 статьи 10 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающие, что граждане Российской Федерации, уволенные со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждениях и органах) с правом на пенсию и имеющие стаж службы (выслугу лет) в учреждениях и органах 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением граждан, уволенных со службы в учреждениях и органах по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 данного Федерального закона, имеют право на медицинское обеспечение, предусмотренное частью 1 данной статьи, а члены их семей и лица, находящиеся на их иждивении, имеют право на медицинское обеспечение, предусмотренное частью 3 данной статьи; порядок организации медицинского обеспечения указанных граждан в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти устанавливается Правительством Российской Федерации; гражданин Российской Федерации, уволенный со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и имеющий стаж службы (выслугу лет) в учреждениях и органах 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением лиц, уволенных со службы в учреждениях и органах по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 данного Федерального закона, члены его семьи и лица, находящиеся на его иждивении, имеют право на приобретение один раз в год путевок на санаторно-курортное лечение в медицинскую организацию (санаторно-курортную организацию) уполномоченного федерального органа исполнительной власти за плату в размере соответственно 25 процентов и 50 процентов стоимости путевки, определяемой указанным органом, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в учреждениях и органах и имеющему стаж службы (выслугу лет) в учреждениях и органах 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением лиц, уволенных со службы в учреждениях и органах по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 данного Федерального закона, и одному из членов его семьи, а также гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в учреждениях и органах и ставшему инвалидом вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, выплачивается денежная компенсация расходов, связанных с оплатой проезда в санаторно-курортную организацию уполномоченного федерального органа исполнительной власти и обратно (один раз в год), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
абзац второй пункта 5 Правил возмещения расходов на проезд и провоз багажа к избранному месту жительства сотрудникам органов внутренних дел, выплаты денежной компенсации расходов на проезд в санаторно-курортные или оздоровительные организации гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, и членам их семей, а также проезда членов семьи и родителей погибшего (умершего) сотрудника органов внутренних дел к месту его погребения, находящемуся за пределами территории Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1229), закрепляющий, что денежная компенсация расходов гражданам Российской Федерации, указанным в подпункте "б" пункта 1 данных Правил, осуществляется пенсионными органами системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту пенсионного обслуживания этих граждан;
абзац второй пункта 2 Правил медицинского обслуживания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных категорий граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1232 "О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членам их семей медицинской помощи и их санаторно-курортного обеспечения" (утратили силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2018 года N 1563 "О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, медицинской помощи и обеспечения их санаторно-курортным лечением"), предусматривавший, что прикрепление граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, на медицинское обслуживание к медицинским организациям производится по направлению соответствующих пенсионных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации;
пункт 2 Правил предоставления бесплатных путевок в санаторно-курортные учреждения Министерства внутренних дел Российской Федерации сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1232 (утратили силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2018 года N 1563), которым было установлено, что предоставление пациентам путевок осуществляется на безвозмездной основе за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству внутренних дел Российской Федерации;
абзац второй пункта 2 Правил возмещения расходов на проезд и провоз багажа к избранному месту жительства сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, выплаты денежной компенсации расходов на проезд в санаторно-курортные организации гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, и членам их семей, а также проезда членов семей и родителей погибшего (умершего) сотрудника этих учреждений и органов к месту его погребения, находящемуся за пределами территории Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 года N 63), в соответствии с которым денежная компенсация расходов гражданам Российской Федерации, указанным в подпункте "б" пункта 1 данных Правил, осуществляется пенсионными (финансовыми) подразделениями по месту получения ими пенсии.
По мнению заявителя, оспариваемые нормы противоречат Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 37 (часть 5), 39 (часть 1) и 41 (часть 1), поскольку позволяют отказывать сотруднику, имеющему выслугу лет в органах налоговой полиции и наркоконтроля, в получении за счет средств федерального бюджета медицинского обеспечения и санаторно-курортного лечения, а также денежной компенсации расходов на проезд в санаторно-курортные организации в зависимости от того, в каком ведомстве он получает пенсию, притом что порядок организации медицинского обеспечения лиц, уволенных со службы в органах наркоконтроля с правом на пенсию, Правительством Российской Федерации установлен не был.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. Вопреки требованиям статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", представленными в Конституционный Суд Российской Федерации материалами не подтверждается применение в конкретном деле с участием заявителя абзаца второго пункта 5 Правил возмещения расходов на проезд и провоз багажа к избранному месту жительства сотрудникам органов внутренних дел, выплаты денежной компенсации расходов на проезд в санаторно-курортные или оздоровительные организации гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, и членам их семей, а также проезда членов семьи и родителей погибшего (умершего) сотрудника органов внутренних дел к месту его погребения, находящемуся за пределами территории Российской Федерации, и пункта 2 Правил предоставления бесплатных путевок в санаторно-курортные учреждения Министерства внутренних дел Российской Федерации сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, а потому жалоба М.А. Верещагина в этой части не может быть признана допустимой.
2.2. Оспариваемые положения статьи 33 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" распространяют социальные гарантии, предусмотренные статьей 10 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах наркоконтроля с правом на пенсию и имеющих стаж службы (выслугу лет) 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении) в указанных органах, и членов их семей и лиц, находящихся на их иждивении, и во взаимосвязи с названной статьей Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" имеют целью обеспечение реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь данных лиц.
Для достижения указанной цели Правительство Российской Федерации, действуя в рамках предоставленных ему полномочий, в пункте 2 Правил медицинского обслуживания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных категорий граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации (с 18 декабря 2018 года - в пункте 3 Правил медицинского обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных категорий граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации и медицинских организациях Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2018 года N 1563) и пункте 2 Правил возмещения расходов на проезд и провоз багажа к избранному месту жительства сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, выплаты денежной компенсации расходов на проезд в санаторно-курортные организации гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, и членам их семей, а также проезда членов семей и родителей погибшего (умершего) сотрудника этих учреждений и органов к месту его погребения, находящемуся за пределами территории Российской Федерации, возложило на пенсионные подразделения соответствующих федеральных органов исполнительной власти осуществление выплаты денежной компенсации и направление на прикрепление граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, на медицинское обслуживание к медицинским организациям. Такое правовое регулирование носит организационный характер и само по себе не может рассматриваться как нарушающее права граждан, не получающих пенсию за выслугу лет, выплачиваемую этими федеральными органами исполнительной власти.
Как следует из материалов жалобы, нарушение своих прав заявитель связывает с установленным действующим законодательством порядком предоставления медицинского обеспечения тем федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет пенсионное обеспечение гражданина, что лишает гражданина, являвшегося сотрудником различных федеральных органов исполнительной власти, права на получение пенсии как бывшего сотрудника одного федерального органа исполнительной власти, а права на медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение - как сотрудника другого.
Вместе с тем правовой статус лица, уволенного с государственной службы, связанной с осуществлением правоохранительной деятельности, и имеющего право на получение пенсии, а также иных видов социального обеспечения, является единым для предоставления ему всех социальных гарантий. Указанный статус производен от правового статуса сотрудника соответствующего федерального органа исполнительной власти, обусловлен спецификой его профессиональной деятельности, непосредственно предшествующей прекращению служебных отношений. Оспариваемое правовое регулирование в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших государственную службу различных видов, и не может расцениваться как нарушающее их права.
Кроме того, как было установлено судом, М.А. Верещагин, будучи пенсионером органов прокуратуры Российской Федерации, имеет право на медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение, предусмотренное статьей 44 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" и приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 3 декабря 2012 года N 439 "Об организации санаторно-курортного лечения в санаториях органов прокуратуры Российской Федерации".
Установление же иного порядка медицинского обеспечения и организации санаторно-курортного лечения связано с внесением изменений в действующее законодательство и в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не входит.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Верещагина Михаила Анатольевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2018 г. N 3338-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Верещагина Михаила Анатольевича на нарушение его конституционных прав частями 17 и 18 статьи 33 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", частями 5, 6 и 9 статьи 10 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и положениями ряда нормативных правовых актов"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)