Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 ноября 2018 г. N 29-АПГ18-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Борисовой Л.В., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сурскэнерго" об оспаривании в части приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 29 декабря 2014 г. N 180 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Пензенской области" по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Сурскэнерго" на решение Пензенского областного суда от 20 июня 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей ООО "Сурскэнерго" Гордеева Ю.Г. и Череповского С.Д., представителей Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Сагайдачного Д.И. и Суворова А.В., специалистов Федеральной антимонопольной службы Головановой Т.А. и Манучарян А.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Сурскэнерго" обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании в части приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 29 декабря 2014 г. N 180 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Пензенской области".
Решением Пензенского областного суда от 20 июня 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Согласно статье 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178.
При государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
При этом достигается баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечивающий доступность электрической энергии при возврате капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов), в полном объеме с учетом экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала при условии ведения для целей такого регулирования раздельного учета применяемых в указанных сферах деятельности активов и инвестированного и использованного для их создания капитала.
Согласно пунктам 16-18 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Из пункта 38 Основ ценообразования, пункта 8 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. N 98-э, следует, что на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования: базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами; индекс эффективности подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам; коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов, определяемый в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам; величина технологического расхода (потерь) электрической энергии (начиная с 2014 года для первого и (или) последующих долгосрочных периодов регулирования - уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям); уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг), устанавливаемый в соответствии с пунктом 8 настоящего документа и применяемый при регулировании тарифов с даты вступления в силу методических указаний по расчету уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг) (пункт 38 Основ в редакции, действовавшей на момент установления долгосрочных параметров регулирования).
Приказом Управления от 29 декабря 2014 г. N 180 установлены долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, согласно приложению N 1 (пункт 1), а также индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Пензенской области согласно приложению N 2 (пункт 2). Согласно пункту 5 приказ вступает в силу с момента его официального опубликования. Данный приказ действует в редакции приказов управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 31 декабря 2014 г. N 192, от 30 июня 2015 г. N 54, от 31 декабря 2015 г. N 198, от 3 мая 2018 г. N 17.
По мнению административного истца, при принятии оспариваемого нормативного правового акта Управление неправильно определило величину технологического расхода (потерь) электрической энергии (уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям).
Согласно пункту 38 Основ ценообразования (в редакции, действовавшей на момент установления долгосрочных параметров регулирования) величина технологического расхода (потерь) электрической энергии на 1-й год долгосрочного периода регулирования определяется на основании нормативных технологических потерь, утверждаемых Министерством энергетики Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми указанным Министерством, и учитывается Федеральной службой по тарифам в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утверждаемом Федеральной службой по тарифам.
Уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов перед началом долгосрочного периода регулирования и устанавливается на долгосрочный период регулирования как минимальное значение из норматива потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденного Министерством энергетики Российской Федерации, и уровня фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям соответствующей территориальной сетевой организации за последний истекший год.
Приказом Минэнерго России от 30 сентября 2014 г. N 674 утверждены нормативы потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций.
С учетом протяженности воздушных и кабельных линий электропередач административный ответчик определил для ООО "Сурскэнерго" нормативы потерь электрической энергии по уровням напряжения СН2 и НН, которые для административного истца составили 7,84% и 12,76% соответственно и являются максимально допустимыми в соответствии с приказом Минэнерго России от 30 сентября 2014 г. N 674.
Исходя из этих нормативов Управление рассчитало значения потерь электрической энергии от поступления электрической энергии в сеть. При этом орган регулирования руководствовался заявленным на плановый период регулирования (2015 год) объемом отпуска электрической энергии в электрическую сеть, а также проанализировал фактические данные за 2013 год по представленным обосновывающим материалам.
Расчеты административного ответчика имеются в материалах дела и административным истцом в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции не опровергнуты. Порядок определения названного долгосрочного параметра регулирования соответствует пункту 38 Основ ценообразования в указанной редакции.
Относительно расходов, с расчетом которых административный истец не был согласен первоначально, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка. При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции каких-либо доводов, опровергающих выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, ООО "Сурскэнерго" не приведено.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия считает, что необходимая валовая выручка ООО "Сурскэнерго" установлена в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области регулирования тарифов в сфере электроэнергетики.
Существенных нарушений процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта ни судом первой инстанции, ни судом апелляционной инстанции не установлено.
Формулировка резолютивной части решения суда первой инстанции соответствует заявленным требованиям административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Пензенского областного суда от 20 июня 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сурскэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 ноября 2018 г. N 29-АПГ18-7
Текст определения официально опубликован не был