1. Общая информация
Методические рекомендации об оснащении организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, материально-технической базой по приоритетным группам компетенций (далее - Методические рекомендации) разработаны во исполнение пункта 3 Плана мероприятий реализации федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)", утвержденного проектным комитетом по национальному проекту "Образование" от 7 декабря 2018 г. N 3, Паспорта национального проекта "Образование", утверждённого президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16), а также в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам рабочей поездки в Свердловскую область 6 марта 2018 г. N Пр-580 в целях реализации мер по обеспечению использования в системе среднего профессионального образования стандартов "Ворлдскиллс" применяются базовые принципы объективной оценки результатов подготовки рабочих кадров (приложение N 1), одобренные Координационным советом Министерства просвещения Российской Федерации по модернизации системы подготовки кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям среднего профессионального образования (протокол от 7 декабря 2018 г. N ИП-6/05пр).
Методические рекомендации разработаны в целях определения организационно-правовой, финансово-экономической и методологической основы для осуществления мероприятий по созданию и функционированию мастерских в субъектах Российской Федерации.
2. Термины и определения
Мастерская - структурное подразделение организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, оснащённое современной материально-технической базой по одной из компетенций для обеспечения практической подготовки обучающихся в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями, в том числе стандартами Ворлдскиллс Россия.
Перечень компетенций Ворлдскиллс Россия - перечень областей профессиональной деятельности, ежегодно утверждаемый Союзом "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" (далее - Союз) и публикуемый в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, по которым проводятся мероприятия по проверке и оценке способностей успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при решении профессиональных задач по стандартам Ворлдскиллс Россия (соревнования профессионального мастерства, демонстрационный экзамен и другие).
Направления создания мастерских - группа компетенций, объединенных по областям профессиональной деятельности и общности сквозных технологий.
Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам встречи с членами национальной сборной по профессиональному мастерству от 21 сентября 2015 г. N Пр-1921 (пункт 1 "д"), а также на основании экспертных оценок востребованности групп профессий и специальностей среднего профессионального образования с учетом мониторинга качества подготовки кадров в соответствии с приоритетами развития российской экономики мастерские создаются по следующим направлениям: промышленные и инженерные технологии, информационные и коммуникационные технологии, строительство, обслуживание транспорта и логистика, искусство и дизайн, сфера услуг, сельское хозяйство, социальная сфера.
Группа профессий и специальностей - укрупненные группы профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования", которые определены в субъекте Российской Федерации решением высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации для формирования количественной потребности в мастерских.
Техническое описание компетенции - документ, который включает в себя следующие обязательные составляющие:
1) перечень знаний, умений и навыков, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности и выполнения практических работ и заданий (спецификация стандарта компетенции Ворлдскиллс Россия);
2) описание практических работ и заданий, на основании которых проводится оценивание владения компетенцией;
3) критерии, аспекты и правила оценивания выполнения практических работ и заданий;
4) инфраструктурный лист Ворлдскиллс Россия по компетенции;
5) требования к организации рабочего места и технике безопасности при выполнении практических работ и заданий.
Инфраструктурный лист Ворлдскиллс Россия по компетенции - составная часть технического описания компетенции, включающая в себя перечень необходимого оборудования, инструментов, расходных материалов, мебели, вычислительной техники и лицензионного программного обеспечения, интерактивного и презентационного оборудования, офисных принадлежностей и других предметов, необходимых для оснащения рабочего места и проведения практической подготовки.
Рабочее место - место в мастерской, оснащённое в соответствии с инфраструктурным листом Ворлдскиллс Россия по компетенции для выполнения практических работ и заданий.
План застройки мастерской - документ, отражающий расположение оборудования, ограждений, а также требования по подключению к информационным, энергетическим и иным системам обеспечения функционирования рабочих мест.
Приоритетная группа компетенций - группа компетенций, соответствующая одному из направлений создания мастерских и определённая в качестве приоритетной для оснащения в целях решения задач социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
Демонстрационный экзамен - форма аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования, которая предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения практических задач профессиональной деятельности. Задания демонстрационного экзамена разрабатываются на основе профессиональных стандартов (при наличии) и с учетом оценочных материалов (при наличии), разработанных Союзом, проводится на базе центра проведения демонстрационного экзамена.
Центр проведения демонстрационного экзамена (ЦПДЭ) - организация, располагающая площадкой (мастерской), аккредитованной для проведения демонстрационного экзамена по соответствующей компетенции, материально-техническое оснащение, которой соответствует мировым стандартам, в том числе стандартам Ворлдскиллс Россия.
3. Организационно-правовая основа для осуществления мероприятий по созданию и функционированию мастерских в субъектах Российской Федерации
Создание мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по одной из компетенций, осуществляется во исполнение перечня поручения Президента Российской Федерации по итогам встречи с членами национальной сборной России по профессиональному мастерству от 21 сентября 2015 г. N Пр-1921 (пункт 1 "д") по следующим направлениям:
промышленные и инженерные технологии;
информационные и коммуникационные технологии;
строительство;
обслуживание транспорта и логистика;
искусство и дизайн;
сфера услуг.
На основании экспертных оценок востребованности групп профессий и специальностей среднего профессионального образования с учетом мониторинга качества подготовки кадров в соответствии с приоритетами развития российской экономики, определена следующая потребность в количестве мастерских по направлениям:
промышленные и инженерные технологии (специализация: "Машиностроение, управление сложными техническими системами, обработка материалов") - 300 мастерских;
информационные и коммуникационные технологии - 400 мастерских;
строительство - 600 мастерских;
обслуживание транспорта и логистика - 600 мастерских;
искусство, дизайн и сфера услуг - 500 мастерских;
промышленные и инженерные технологии (специализация: "Автоматизация, радиотехника и электроника") - 200 мастерских;
сельское хозяйство - 400 мастерских;
социальная сфера - 2000 мастерских.
Мастерские, оснащённые современной материально-технической базой по одной из компетенций, могут обеспечивать реализацию следующих функций:
образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам (программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки) на уровне, соответствующем мировым стандартам, в том числе стандартам Ворлдскиллс Россия, реализация дополнительных общеобразовательных программ для детей и взрослых;
обеспечение условий для оценки компетенций и квалификаций обучающихся и слушателей;
сопровождение профориентационных мероприятий обучающихся образовательных организаций, в том числе обучение первой профессии.
Материально-техническая база мастерской должна соответствовать требованиям инфраструктурных листов Ворлдскиллс Россия по соответствующей компетенции, размещенных на сайте Союза в информационно-коммуникационной сети Интернет на момент формирования заявки на получение гранта. В случае отсутствия инфраструктурных листов Ворлдскиллс Россия применяются требования федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) и примерных основных образовательных программ.
К 2024 году, в соответствии с федеральным проектом, планируется создание не менее 5 000 мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по одной из компетенций, что позволит:
выстроить систему эффективного дополнительного профессионального образования и профессионального обучения по профессиям, в том числе для сдачи демонстрационного экзамена с учетом опыта Союза;
обеспечить подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями, в том числе стандартами Ворлдскиллс Россия;
оказать влияние на рост конкурентоспособности среднего профессионального образования Российской Федерации на международном уровне.
Организационно-правовые основы создания мастерских в образовательных организациях определяет Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон). Статьей 27 Федерального закона предусмотрено, что образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами. Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся, в том числе, учебные и учебно-производственные мастерские и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения.
Структурные подразделения образовательной организации действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утверждены в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Каждая создаваемая мастерская является структурным подразделением образовательной организации, реализующей программы среднего профессионального образования. Руководитель образовательной организации утверждает положение о структурном подразделении - мастерской по одной из компетенций.
Сотрудники, привлекаемые к работе в мастерских, проходят повышение квалификации по соответствующей компетенции, в том числе с получением сертификата эксперта с правом оценки демонстрационного экзамена, в рамках исполнения пункта 25 плана мероприятий реализации федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)". В случае отсутствия в текущем календарном году возможности реализации дополнительной профессиональной программы по необходимой компетенции допускается реализация дополнительных профессиональных программ на иных площадках по соответствующим компетенциям.
4. Типовая экономическая модель оснащения образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, современной материально-технической базой по одной из компетенций
Мастерская создается по одной из компетенций из перечня компетенций Ворлдскиллс Россия и оснащается на основе требований инфраструктурного листа Ворлдскиллс Россия по компетенции, а также плана застройки мастерской с учетом планируемого количества рабочих мест. В случае, когда в соответствии с приоритетным социально-экономическим развитием субъекта Российской Федерации, появляется необходимость в создании мастерской по компетенции, не входящей в перечень компетенций Ворлдскиллс и, в силу этого, не имеющей технического описания, разработанного Ворлдскиллс, образовательная организация вправе самостоятельно разработать и утвердить локальным нормативным актом описание профессиональной компетенции, осваиваемой в рамках профессии/специальности среднего профессионального образования по направлению создания мастерской.
Мастерские могут создаваться организациями, реализующими образовательные программы среднего профессионального образования, как самостоятельно за счет собственных (привлеченных внебюджетных) средств, с привлечением средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также за счет поддержки из федерального бюджета.
В случае привлечения средств федерального бюджета экономическая модель оснащения мастерских образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, современной материально-технической базой по одной из компетенций предусматривает софинансирование мероприятий регионального проекта, направленного на обновление и модернизацию материально-технической базы образовательных организаций, из двух источников:
средств федерального бюджета;
средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Софинансирование из средств федерального бюджета осуществляется путем предоставления образовательной организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования, гранта в форме субсидии из федерального бюджета. Грант предоставляется по итогам конкурсного отбора, проводимого Министерством просвещения Российской Федерации (далее - Министерство) в соответствии с правилами предоставления грантов из федерального бюджета в форме субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в рамках реализации отдельных мероприятий национального проекта "Образование" и национального проекта "Цифровая экономика" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий юридическим лицам.
5. Основные требования к инфраструктуре и материально-техническому оснащению мастерских в соответствии с современными требованиями по одной из компетенций, в том числе для сдачи демонстрационного экзамена с учётом опыта Союза
Инфраструктура и материально-техническое оснащение мастерской по соответствующей компетенции должны соответствовать инфраструктурным листам Ворлдскиллс Россия по компетенциям и планам застройки мастерской. Инфраструктурные листы Ворлдскиллс Россия по компетенциям и планы застройки мастерских ежегодно актуализируются Союзом и размещаются на ресурсе "Единая система актуальных требований - ЕСАТ", расположенном по адресу esat.worldskills.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕСАТ). В случае отсутствия соответствующих инфраструктурных листов Ворлдскиллс Россия по компетенции используются требования ФГОС СПО и примерных основных образовательных программ.
Зонирование помещений мастерских осуществляется в соответствии с выбранной компетенцией, а также с учетом требований, предъявляемых к помещениям, в которых осуществляется образовательная деятельность, в соответствии с действующими нормативными документами.
Брендирование мастерских осуществляется в соответствии с концепцией по брендированию интерьеров мастерских по приоритетным группам компетенций, опубликованной на официальном сайте Министерства просвещения Российской Федерации (https://edu.gov.ru/).
Для оценки соответствия материально-технического оснащения мастерских условиям сдачи демонстрационного экзамена с учетом опыта Союза мастерская должна пройти аккредитацию в качестве ЦПДЭ по соответствующей компетенции.
Перечень компетенций Ворлдскиллс Россия, профессий/специальностей в соответствии с ФГОС СПО для оснащения мастерских по одной из компетенций представлен в приложении 2.
6. Механизмы создания условий для совместного использования образовательными организациями современной материально-технической базой по перспективным направлениям компетенций в субъекте Российской Федерации
Основным механизмом совместного использования образовательными организациями современной материально-технической базы по приоритетным направлениям компетенций в субъекте Российской Федерации являются сетевое взаимодействие (сетевая форма реализации образовательных программ), а также использование материально-технической базы в соответствии с гражданско-правовым законодательством Российской Федерации по договорам аренды или безвозмездного пользования.
Для эффективной организации сетевого взаимодействия определены основные условия совместного использования образовательными организациями современной материально-технической базы по приоритетным направлениям компетенций в субъекте Российской Федерации - нормативно-правовое регулирование в части заключения соглашений (договоров), в которых фиксируются отношения между участниками сети и требования к программам, в том числе с расширением требований к реализации образовательных программ: введение модульного подхода, интерактивности, конвертации результата и оценки образовательных достижений. Совместное использование образовательными организациями материально-технической базы мастерских осуществляется на основании:
Гражданского кодекса Российской Федерации;
Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях";
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в части положений, регламентирующих сетевую форму реализации образовательных программ);
ФГОС СПО по профессиям и специальностям;
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 464;
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 292.
Мастерская используется:
педагогическими работниками, обучающимися и слушателями в целях реализации образовательного процесса, проведения процедуры аттестации, а также иными лицами, вовлеченными в реализацию образовательной программы в сетевой форме;
физическими и юридическими лица - участниками взаимодействия, в том числе образовательными организациями, производственными предприятиями и организациями, коммерческими структурами и т.д.
При совместном использовании материально-технической базы образовательной организации в рамках договора о сетевой форме реализации образовательной программы, такой договор должен содержать сведения о характере и объеме ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы реализации образовательных программ.
Образовательным организациям необходимо согласовать каким образом и в каком объеме будет осуществляться финансовое обеспечение деятельности организации с использованием материально-технической базы, на которой будет осуществляться обучение:
прямое возмещение затрат по использованию материально-технической базы организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
финансирование использования материально-технической базы организации другими организациями посредством перерасчета нормативных затрат учредителем в рамках государственных заданий и выделение использования материально-технической базы организации другими организациями в отдельную услугу.
7. План первоочередных действий по организации в субъекте Российской Федерации оснащения образовательных организаций, реализующей программы среднего профессионального образования, современной материально-технической базой по одной из компетенций
N |
Действие |
Характеристика результата |
Примерный срок |
1. |
Определение субъектом Российской Федерации приоритетной группы компетенций и перечня компетенций для оснащения образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, современной материально-технической базой (мастерскими) |
Решение высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о перечне приоритетных для субъекта Российской Федерации групп компетенций и перечне компетенций для оснащения образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, современной материально-технической базой |
Февраль 2019 г. |
2. |
Определение субъектом Российской Федерации перечня образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, для оснащения современной материально-технической базой (мастерскими) |
Решение высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о перечне образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, для создания мастерских |
Февраль 2019 г. |
3.* |
Предоставление образовательными организациями, реализующими образовательные программы среднего профессионального образования, заявок в Министерство просвещения Российской Федерации на участие в конкурсном отборе на предоставление грантов в формате, определённом в конкурсной документации |
Заявки образовательных организаций, представленных для участия в конкурсном отборе |
Февраль 2019 г. |
4. |
Привлечение партнёров в целях обеспечения софинасирования из внебюджетных средств, а также участия в оснащении и функционировании мастерских |
Письмо со стороны партнёра в адрес руководителя образовательной организации о сотрудничестве/договор о сотрудничестве |
Февраль 2019 г. |
5.** |
Включение условий об исполнении настоящих методических рекомендаций в соглашение о реализации на территории субъекта Российской Федерации регионального проекта, обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта, заключенного в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288 |
Правовой акт высшего должностного лица субъекта Российской Федерации/высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации |
Март-апрель 2019 г. |
6. |
Подготовка проекта плана застройки мастерских по компетенциям в образовательных организациях |
Проекты плана застройки мастерских (в соответствии с инфраструктурным листом, планом застройки, количеством рабочих мест) |
Март-апрель 2019 г. |
7. |
Утверждение перечня закупаемого оборудования для оснащения мастерской по одной из компетенций в соответствии с утверждёнными инфраструктурными листами Ворлдскиллс Россия по компетенциям (в случае отсутствия инфраструктурных листов Ворлдскиллс Россия применяются требования федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) и примерных основных образовательных программ), планам застройки мастерской, количеству рабочих мест. |
Акт образовательной организации об утверждении перечня закупаемого оборудования для оснащения мастерской по одной из компетенций |
Февраль 2019 г. |
8. |
Формирование кадрового состава сотрудников, занятых в использовании и обслуживании материально-технической базы мастерских |
Должностные инструкции сотрудников, занятых в использовании и обслуживании материально-технической базы мастерских |
Март-апрель 2019 г. |
9. |
Утверждение положения о структурном подразделении образовательной организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования - мастерской по одной из компетенций |
Локальный нормативный акт образовательной организации об утверждении положения о мастерской |
Апрель-май 2019 г. |
10. |
Повышение квалификации сотрудников, занятых в использовании и обслуживании материально-технической базы мастерских и сертификация на присвоения статуса эксперта с правом оценки демонстрационного экзамена |
Удостоверения о повышении квалификации, сертификаты экспертов |
Декабрь 2019 г. |
11. |
Создание информационного раздела на сайте образовательной организации о мастерской по одной из компетенций, с обязательным размещением и поддержанием в актуальном состоянии графика доступности оборудования мастерской в целях организации совместного использования материально-технической базы организациями субъекта Российской Федерации |
Раздел на сайте образовательной организации |
Март 2019 г. |
12. |
Аккредитация мастерской в качестве центра проведения демонстрационного экзамена |
Свидетельство об аккредитации |
Декабрь 2019 г. |
13. |
Внесение изменений в программу развития образовательной организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования, предусматривающих использование современной материально-технической базы мастерских в соответствии с функциями, определенным в пункте 3 настоящих методических рекомендаций |
Локальный нормативный акт образовательной организации о внесении изменения в программу развития |
Февраль 2019 г. |
14. |
Подготовка помещений, в которых будет размещено оборудование мастерских |
Локальный нормативный акт образовательной организации о проведении ремонтных работ в мастерских |
Сентябрь 2019 г. |
15. |
Брендирование мастерских в соответствии с требованиями настоящих методических рекомендаций |
Отчет о проведении брендирования мастерских |
Сентябрь 2019 г. |
______________________________
* для участников конкурсного отбора
** для участников конкурсного отбора
8. Показатели результативности предоставления гранта
Наименование показателя |
Минимальное значение показателя |
2019 год | |
Количество созданных мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по заявленным компетенциям, ед. |
5 |
Заместитель Министра |
И.П. Потехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации об оснащении организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, материально-технической базой по приоритетным группам компетенций (утв. Министерством просвещения РФ 31 января 2019 г.)
Текст методических рекомендаций опубликован в журнале "Администратор образования", март 2019 г., N 5, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", март 2019 г., N 8