Представление Счетной палаты РФ от 2 июня 2017 г. N ПР 11-128/11-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 год" в Федеральной службе по труду и занятости.
1. По результатам выявлены следующие нарушения.
1.1. В нарушение пункта 5 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. N 36 (далее - Правила N 36), Рострудом принимались решения о выделении бюджетам субъектов Российской Федерации дополнительных средств нераспределенного резерва по обращениям, направленным в Роструд после 15 июля текущего финансового года. Всего с нарушением указанной нормы в 2016 году было принято решений на общую сумму 1 163 416,1 тыс. рублей.
Аналогичные нарушения на общую сумму 705 104,0 тыс. рублей были допущены Рострудом при реализации пунктов 9 и 10 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура субвенций на осуществление переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 1475 (далее - Правила N 1475).
1.2. При отсутствии в Правилах N 36 и в Правилах N 1475 положений, предусматривающих возможность перераспределения выделенных средств нераспределенного резерва, Рострудом систематически принимались решения о перераспределении средств между бюджетами субъектов Российской Федерации.
1.3. В нарушение пункта 34 Правил предоставления и распределения в 2016 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 155, Рострудом не были установлены сроки и порядок предоставления отчетности об исполнении условий предоставления субсидий.
1.4. В нарушение пункта 4.1.2 Соглашения от 7 июля 2016 года N 24/2016 (155), заключенного между Федеральной службой по труду и занятости и Правительством Республики Ингушетия о предоставлении субсидий из федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Ингушетия (далее - Соглашение), Роструд должным образом не осуществлял контроль за соблюдением Правительством Республики Ингушетия условий предоставления субсидии и других обязательств, предусмотренных Соглашением.
Роструд не обеспечил надлежащий контроль за соблюдением условий и обязательств по Соглашению, предусматривающему уровень софинансирования за счет средств федерального бюджета в размере 95% от общего объема расходов бюджета Республики Ингушетия, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия.
Согласно отчетным данным уровень софинансирования из федерального бюджета исходя из кассовых расходов за 2016 год (120 513,8 тыс. рублей) составил в отчетном периоде 97,9%, в связи с чем средства федерального бюджета в объеме 3 469,4 тыс. рублей израсходованы субъектом Российской Федерации необоснованно и подлежат возврату в федеральный бюджет.
1.5. В нарушение сроков, установленных правилами предоставления субвенций и субсидий*, установлен 161 случай непредставления и нарушения сроков представления квартальной и годовой отчетности о расходах субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета.
1.6. В нарушение пункта 27 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов" Рострудом в январе, феврале 2016 года заключено 11 государственных контрактов на общую сумму 119 528,9 тыс. рублей (28%) в отсутствие утвержденного Плана информатизации Роструда на 2016 год. План информатизации Федеральной службы по труду и занятости на 2016 год утвержден приказом Роструда от 22 марта 2016 г. N 79.
1.7. В нарушение положений статей 34 и 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ):
дополнительным соглашением от 28 ноября 2016 г. N 1 изменены существенные условия государственного контракта от 31 октября 2016 г. N 106-юр: увеличен объем услуг в связи с увеличением количества участников Всероссийской конференции для специалистов с 200 до 250 (25%), а также увеличена цена контракта на 345 тыс. рублей, в то время как пунктом 10.1 контракта предусматривалось право изменения существенных условий контракта только при снижении цены контракта без изменения объема или качества оказываемых услуг;
при исполнении государственного контракта от 8 февраля 2016 г. N 15-юр с ценой 2 449,4 тыс. рублей, предметом которого являлась подготовка и размещение не менее 25 информационных материалов в федеральных СМИ о деятельности Роструда, в день окончания 1 этапа заключено дополнительное соглашение от 31 марта 2016 г. N 1, которым вносится изменение в существенные условия исполнения контракта в части уменьшения объема оказываемых услуг 1 этапа (6 вместо 10 бегущих строк на канале), при отсутствии в контракте условия о праве заказчика изменять объем услуг не более чем на 10 процентов;
при исполнении государственного контракта от 20 февраля 2016 г. N 22-юр на оказание услуг по подготовке и размещению в эфире информационных материалов по обеспечению трудовых прав граждан дополнительным соглашением от 18 марта 2016 г. N 1 внесены изменения в части уменьшения объема услуг и сокращения перечня мероприятий при отсутствии в контракте условия о праве заказчика изменять объем услуг не более чем на 10 процентов.
1.8. В рамках исполнения государственного контракта от 5 февраля 2016 г. N 14-юр на проведение II Всероссийского форума государственных инспекторов труда Федеральной службы по труду и занятости на тему: "Развитие профессиональных компетенций с целью повышения эффективности деятельности при осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда на основе риск-ориентированного подхода" оказывались услуги, не соответствующие цели заключенного контракта, в том числе спортивные и танцевальные мероприятия (флешмоб), зарядки с разучиванием танца под руководством хореографа с участием ди-джея, организация мероприятия "Творческая мастерская", проведение межкомандных мероприятий (настольные игры "Мафия", латиноамериканские танцы, актерское мастерство - пантомимы "Крокодил") с участием группы аниматоров, хореографов и ряд других мероприятий, что не отвечает целям осуществления закупок, определенным статьей 13 Федерального закона N 44-ФЗ.
1.9. В нарушение статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществление внутреннего финансового аудита в Роструде организовано с нарушением требований Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193, и Положения о внутреннем финансовом аудите Федеральной службы по труду и занятости, утвержденного приказом Роструда от 8 сентября 2016 г. N 350.
Так, структурное подразделение, наделенное полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита на основе функциональной независимости, не определено, отчеты о результатах аудиторских проверок не составлялись, отчет о результатах осуществления внутреннего финансового аудита по итогам года не представлялся на рассмотрение руководителю Роструда.
2. Кроме того выявлены следующие недостатки.
2.1. Фактическое поступление доходов в федеральный бюджет, администрируемых Рострудом, составило 4 286 539,0 тыс. рублей, что выше показателя уточненного прогноза на 17,7% и большая часть поступлений в федеральный бюджет составляют денежные взыскания (штрафы) за нарушение трудового законодательства в сумме 3 314 374,5 тыс. рублей.
Значительное перевыполнение объема поступлений денежных штрафов за нарушение трудового законодательства свидетельствует о недостаточно качественном уровне планирования указанных доходов.
2.2. Не по всем выявленным Государственными инспекциями труда нарушениям трудового законодательства выносились постановления о назначении административного наказания в отношении юридических лиц при вынесении постановления в отношении должностных лиц.
Так, если в 2016 году это право использовалось бы в 28 224 случаях при вынесении постановлений о назначении административного наказания в отношении юридических лиц по минимальной сумме (30 тыс. рублей), то было бы дополнительно доначислено штрафов в сумме 846,7 млн. рублей, что могло являться в значительной мере резервом повышения доходов федерального бюджета.
2.3. Объем незавершенного строительства здания Государственной инспекции труда в Краснодарском крае по состоянию на 1 января 2017 года составил 73 148,5 тыс. рублей. Окончание работ предусмотрено в 2016 году. Однако выделенные средства федерального бюджета на строительство здания ГИТ Краснодарского края за 2016 год не освоены в объеме 49 828,7 тыс. рублей по причине неудовлетворительной работы "Исполнителя", а также недостаточного контроля со стороны Роструда.
2.4. Рострудом заключены договоры от 30 декабря 2015 г N 128-юр, от 30 марта 2016 г. N 29-юр, от 30 июня 2016 г. N 52-юр, от 30 сентября 2016 г. N 83-юр, от 30 декабря 2015 г. N 129-юр, от 30 марта 2016 г. N 30-юр, от 30 июня 2016 г. N 53-юр, от 30 сентября 2016 г. N 84-юр на оказание информационно-консультативной помощи гражданам по вопросам деятельности Федеральной службы по труду и занятости путем ответов на звонки, поступающие на телефон справочной службы Роструда. Учитывая, что оказание услуг по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в соответствии с пунктом 5.5.4 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 324, относится к непосредственным полномочиям Роструда и должно осуществляться штатными сотрудниками в пределах установленного фонда оплаты труда, оплата услуг по вышеуказанным договорам содержит признаки неэффективного использования бюджетных средств.
2.5. Рострудом был заключен государственный контракт от 5 августа 2016 г. N 58-юр, предусматривающий оказание консультационной поддержки сотрудников государственных инспекций труда по работе в Системе электронного документооборота в государственных инспекциях труда Федеральной службы по труду и занятости, второй этап исполнения которого предусматривал услуги по консультированию с оплатой в сумме 1 500 тыс. рублей в период с 1 октября 2016 года по 31 декабря 2016 года (64 рабочих дня). Отсутствие в контракте требований к объему оказываемых услуг привело к тому, что по результатам исполнения второго этапа контракта было проведено и оплачено 45 консультаций (стоимость 1 консультации составила 32,6 тыс. рублей), что содержит признаки неэффективного использования бюджетных средств.
2.6. Техническим заданием государственного контракта от 23 декабря 2015 г. N 113-юр, предметом которого являлась аренда транспортных средств, определены требования к оказываемым услугам, не относящиеся напрямую к предмету контракта, являющиеся избыточными и ведущие к удорожанию услуги. В числе таких требований: обеспечение автотранспорта гаражным помещением (отапливаемым и охраняемым); обеспечение сохранности вещей службами безопасности; установка системы спутникового мониторинга с собственным защищенным сервером, обеспечивающим контроль за автотранспортом в режиме реального времени, местоположением машины в реальном времени, направлением движения транспорта, скоростью, графиком контроля скоростного режима, пройденным километражем, формирование отчета в Excel или html и т.д.
В числе арендуемых по указанному контракту транспортных средств присутствует автомобиль БМВ представительского класса 2015 год выпуска с максимальной мощностью 245 л.с., с мультифункциональным спортивным кожаным рулем с подогревом, что свидетельствует о наличии избыточных потребительских свойств и неэффективном использовании средств федерального бюджета.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Роструду надлежит выполнить следующие требования:
1. Установить сроки и порядок представления отчетности об исполнении условий предоставления субсидий, в соответствии с пунктом 34 Правил предоставления и распределения в 2016 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 155.
2. Довести информацию о несоблюдении Правительством Республики Ингушетия условий предоставления межбюджетных трансфертов до Министерства финансов Российской Федерации в целях применении мер бюджетного принуждения в порядке, предусмотренном приказом Минфина России от 12 ноября 2007 г. N 105н "Об утверждении Порядка приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в случае несоблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации условий их предоставления".
3. Привести нормативные правовые акты и иные документы Роструда в соответствие с нормами действующего законодательства Российской Федерации в области осуществления внутреннего финансового аудита.
4. Провести проверки по фактам нарушений законодательства, допущенным в ходе исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год", и по результатам рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц их допустивших.
5. Принять меры по устранению недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 25 мая 2017 г. N 32К (1177)).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю Федеральной службы по труду и занятости необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в срок до 30 июня 2017 года.
_____________________________
* Пункт 6 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. N 36,
Пункт 6 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура субвенций на осуществление переданного, полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 1475.
Пункт 18 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов в рамках подпрограммы "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2015 года N 530 (утратил силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 30 марта 2017 г. N 364).
Аудитор |
B.C. Катренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 2 июня 2017 г. N ПР 11-128/11-03
Текст представления официально опубликован не был