Представление Счетной палаты РФ от 30 мая 2017 г. N ПР 12-101/12-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 год" в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" (далее - Университет, СПбГУ, бюджетное учреждение СПбГУ).
1. По результатам выявлены следующие нарушения:
1.1. Установлены факты недостоверности бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения СПбГУ за 2016 год, которые не повлияли на достоверность бюджетной отчетности Университета:
1.1.1. В нарушение положений пункта 127 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н), учет затрат по 2 объектам ("Дворец графов Бобринских, Санкт-Петербург, Галерная улица, д.58-60, лит. А" и "Блок А. 1-ый этап 2-ой очереди строительства зданий естественных факультетов, г. Петродворец, Университетский пр., д.35"), законченным капитальным строительством и принятым в эксплуатацию в 2003 - 2011 годах, на общую сумму 17 704,2 тыс. рублей осуществлялся СПбГУ на счете 010610000 "Вложения в нефинансовые активы", а следовало учитывать на счете 010110000 "Основные средства - недвижимое имущество учреждения".
1.1.2. В нарушение пунктов 56, 64 Инструкции N 157н и пункта 2.1. приказа СПбГУ от 10 декабря 2009 г. N 2172 "О бюджетном учете нематериальных активов СПбГУ" по состоянию на 1 января 2017 года 47 охранно-способных объекта, на которые получены патенты, СПбГУ к бухгалтерскому учету не приняты.
1.1.3. В нарушение пункта 69 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. N 33н (далее - Инструкция N 33н), в графе 11 "просроченная задолженность" раздела "Сведения о дебиторской (кредиторской) задолженности" (ф. 0503769 "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности" по виду деятельности "Субсидии на иные цели") и в разделе 2 "Аналитическая информация о просроченной задолженности" Приложения (ф. 0503769) не отражена просроченная дебиторская задолженность по договору с ООО "Меандр" на работы по реставрации и приспособлению для современного использования, по капитальному ремонту и техническому переоснащению объекта/ансамбля культурного наследия федерального значения "Усадьба Меншикова А.Д. (Первый кадетский корпус)" и "Здание студенческой столовой Санкт-Петербургского университета". Корпус 5 "Приемная комиссия" от 6 июня 2016 г. N 05/16/КО/44/ПМП в сумме 23 198,7 тыс. рублей.
1.1.4. В нарушение пункта 65.1 Инструкции N 33н в графе 2 формы 0503762 "Сведения о результатах деятельности учреждения по исполнению государственного (муниципального) задания" наименования государственных услуг и работ, не соответствуют услугам и работам, указанным в государственном задании СПбГУ на 2016 год, сведения представлены не по каждому виду услуги (160 ед.), а сгруппированы по трем позициям.
В результате бухгалтерская отчетность СПбГУ за 2016 год в части отражения стоимости основных средств - недвижимого имущества учреждения, вложений в нефинансовые активы и нематериальных активов, просроченной дебиторской задолженности, результатов деятельности учреждения по исполнению государственного (муниципального) задания не соответствовала общим требованиям, установленным частью 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ), а именно не давала достоверного представления о финансовом положении экономического субъекта, финансовых результатах его деятельности и движении денежных средств за отчетный период.
1.2. Кроме того, выявлены нарушения ведения бухгалтерского учета СПбГУ не повлиявшие на достоверность бюджетной и бухгалтерской отчетности:
1.2.1. В нарушение части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 14 Инструкции N 157н, СПбГУ не обеспечено хранение первичных (сводных) учетных документов на сумму 136 613,7 тыс. рублей, подтверждающих затраты СПбГУ на капитальные вложения по объекту "Здание бизнес-школы факультета менеджмента, Санкт-Петербург, Волховский пер., д. 3", осуществленные в 2005 - 2006 годы. Указанные документы в ходе проверки не представлены.
1.2.2. Инвентаризация незавершенного капитального строительства СПбГУ перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2016 год проведена СПбГУ с нарушением требований статьи 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н, пункта 9 Инструкции N 33н, а именно в описях не указаны наименование и объемы выполненных работ по отдельным видам работ, конструктивным элементам, оборудованию, на прекращенные строительством объекты не составлены описи, в которых приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости с указанием причин прекращения строительства, что не соответствует пунктам 3.32, 3.34 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49.
1.3. В нарушение требований части 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 2 Правил проведения консервации объекта капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. N 802, СПбГУ не обеспечена консервация объектов "Библиотека им. Горького, Университетская наб., д.7, 9, 11, литеры Ш, С" (работы не ведутся с 2009 года), "1-ый этап 2-ой очереди строительства зданий естественных факультетов (Блок Г)" (работы не ведутся с 2011 года), "1-ый этап 2-ой очереди строительства зданий естественных факультетов (Блок Д)" (работы не ведутся с 2010 года), заказчиком по которым выступал Университет. Объем незавершенного строительства по состоянию на 1 января 2017 года по указанным объектам составил 753 504,3 тыс. рублей, в том числе за счет целевых средств федерального бюджета - 743 758,4 тыс. рублей, за счет собственных (внебюджетных) средств - 9 745,9 тыс. рублей.
1.4, Функции по управлению имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за СПбГУ, осуществляются недостаточно эффективно.
1.4.1. В нарушение пункта 21 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества", СПбГУ при прекращении права оперативного управления по 25 объектам основных средств (сооружений), закрепленным за Университетом на праве оперативного управления, документы об их исключении из реестра федерального имущества в Росимущество не направлялись.
1.4.2. В нарушение пункта 19 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества", в 2016 году СПбГУ не направил в систему учета в установленные сроки (в 14-дневный срок со дня приобретения) документы на 91 ед. движимого имущества (лабораторное оборудование) общей стоимостью 384 063,6 тыс. рублей, приобретенного за счет средств федерального бюджета, для внесения сведений о них в реестр федерального имущества.
1.5. В нарушение требований статей 47.1 и 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" на 4 объекта культурного наследия федерального значения (Дом Штиглица A.Л. (дворец Великого князя Павла Александровича) Санкт-Петербург, Английская наб., д. 68, литера А, Келейные корпуса Смольного монастыря, Санкт-Петербург, Смольный проезд, д.1, литер Б, 34-Н (подъезд N 7), Келейные корпуса Смольного монастыря Санкт-Петербург, Смольный проезд, д.1, литер Б, пом.1-Н, 25-Н, 30-Н, 31-Н, 32-Н, Л-15 (подъезд N 9), Келейные корпуса Смольного монастыря Санкт-Петербург, Смольный проезд, д.1, литер Б, пом. 39-Н, 40-Н, 41-Н, 42-Н, 43-Н, 44-Н, Л-13, Л-14 (подъезд N 8), закрепленного за СПбГУ на праве оперативного управления, Университетом не оформлены охранные обязательства, что влечет риск их утраты.
1.6. В нарушение пункта 18 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденного приказом Минфина России от 30 ноября 2015 г. N 187н, порядок организации работ по составлению, утверждению и ведению бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств СПбГУ не установлен.
1.7. Университетом в 2016 году было заключено 5 договоров о сотрудничестве в области организации питания (с ООО "Триумф" от 1 октября 2016 года б/н, с ООО "Продмастер" от 1 октября 2016 года б/н, с ООО "Старт" от 10 октября 2016 года б/н, с ООО "Агросервис" от 1 октября 2016 года б/н и с ООО "Нева-СВ" от 1 октября 2016 года б/н).
При этом предоставление Университетом указанным юридическим лицам помещений, закрепленных за СПбГУ на праве оперативного управления в учебных корпусах по 33 адресам, для организации питания студентов и сотрудников СПбГУ осуществлялось без оформления правоустанавливающих документов, в нарушение пункта 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" без согласования с собственником.
Прекращение правоотношений сторон по указанным договорам предусмотрены в период с 1 января по 23 мая 2017 года. Однако аналогичная ситуация складывается и в 2017 году. Так, Университет заключил с ООО "Продмастер" договор о сотрудничестве от 1 марта 2017 года б/н на организацию 18 пунктов питания для студентов и сотрудников СПбГУ до 28 февраля 2018 года.
1.8. Университетом заключен контракт с ООО "СтройРеанимация" от 3 августа 2015 г. N 05/15/ОК/44 стоимостью 167 925,5 тыс. рублей на покупку магнитно-резонансного томографа Discovery MR750w30T и проведение пуско-наладочных работ.
Указанная закупка была осуществлена путем проведения открытого конкурса, что является нарушением части 2 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ), в соответствии с которой заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в Перечень, установленный Правительством Российской Федерации. В Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 г. N 471-р включена позиция по коду ОКВЭД 32.5 "Инструменты и оборудование медицинское", к которым относится магнитно-резонансный томограф Discovery MR750w30T.
1.9. СПбГУ не соблюдены положения пункта 1 статьи 179.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и подпункта "а" пункта 27 Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. N 716, при размещении заказа и заключении контрактов на строительство от 25 марта 2016 г. N 01/16/ОК/44 но ведению строительного контроля от 6 апреля 2016 г. N 11/16/ОАЭ/44 и по осуществлению авторского надзора за строительством. Осуществление закупок и заключение контрактов, финансируемых за счет бюджетных инвестиций, осуществлены до включения объекта "Здание общежития для бакалавров" в ФАИП на 2016 год (27 декабря 2016 года), а объекта "Внутриплощадочные и внеплощадочные инженерные сети" в отсутствии включения в ФАИП на 2016 год.
1.10. В нарушение пункта 4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 28 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193, в 2016 году СПбГУ внутренний финансовый аудит не был организован и не осуществлялся. Положение о Контрольно-ревизионном управлении Университета, наделяющее указанное управление полномочиями осуществления внутреннего аудита финансово-хозяйственной деятельности Университета утверждено в 2017 году приказом СПбГУ от 22 февраля 2017 г. N 1697/1.
2. Кроме того, выявлены следующие недостатки:
2.1. В ходе контрольного мероприятия установлено, что Университет составил и утвердил бюджетную смету в соответствии с Порядком составления, утверждения и ведения бюджетных смет Университета, утвержденного приказом СПбГУ от 8 февраля 2010 г. N 240/1, в то же время законодательством Российской Федерации, в том числе Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также Уставом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1241, не предусмотрена возможность составления смет бюджетным учреждением СПбГУ. Таким образом, приказ СПбГУ от 8 февраля 2010 г. N 240/1 "Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет" подлежит отмене.
2.2. Планирование расходов в СПбГУ осуществляется на низком уровне.
Так, в течение 2016 года в план-график закупок Университета было внесено 153 редакции с изменениями, по результатам которых плановый объем закупок увеличился с 4 до 923 закупки товаров, работ, услуг, суммарная начальная (максимальная) цена контрактов и договоров увеличилась с 1 353 351,0 тыс. рублей до 3 991 204,8 тыс. рублей.
2.3. По распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге от 30 июня 2015 г. N 248-р по акту приема-передачи от 27 октября 2015 году СПбГУ передал филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" по Северо-Западному федеральному округу (далее - Филиал ФГБУК АУИПИК по СЗФО) 5 объектов недвижимости, входящих в "Комплекс дворцово-паркового ансамбля "Михайловская дача".
Однако в составе незавершенного строительства СПбГУ по состоянию на 1 января 2017 года отражены затраты на капитальные вложения на общую сумму 749 574,1 тыс. рублей по 3 объектам из 5 указанных ("Дворец Великого Князя Михаила Николаевича - Центр подготовки руководителей", "Комплекс Оранжерей и дом садовника - Гостинично-учебный корпус Центра подготовки руководителей" и "Кухонный корпус - Гостиничный корпус центра подготовки руководителей"), которые переданы Университетом на баланс Филиалу ФГБУК АУИПИК по СЗФО. С октября 2015 года между СПбГУ и Филиалом ФГБУК АУИПИК по СЗФО ведется переписка о передаче затрат на капитальные вложения по 3 объектам. На момент проверки вопрос о принятии на баланс Филиала ФГБУК АУИПИК по СЗФО нефинансовых активов не решен.
2.4. В реестре расходных обязательств СПбГУ на 2016 год предусмотрены расходы без указания на нормативные правовые акты, устанавливающие бюджетное обязательство: в объеме 1 000 000,0 тыс. рублей на реализацию Программы развития федерального государственного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2010 г. N 1696-р, и в объеме 600 000,0 тыс. рублей на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.
2.5. Установлены факты неэффективного использования ресурсов, на создание (разработку) которых использованы средства федерального бюджета в объеме 553 689,1 тыс. рублей, из них:
175 797,9 тыс. рублей - разработана проектная документация на 5 объектов капитального строительства, строительно-монтажные работы на которые не предусмотрены в 2017 году и плановом периоде 2018 и 2019 годов. Кроме того, по 2 из 5 объектов на разработанную проектную документацию отсутствуют положительные заключения ФАУ "Главгосэкспертиза России";
377 891,2 - приобретенное медицинское оборудование не используется более 16 месяцев.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" СПбГУ надлежит выполнить следующие требования:
1. Обеспечить отражение затрат по 2 объектам, законченным капитальным строительством и принятым в эксплуатацию в 2003 - 2011 годах, на счете 010110000 "Основные средства - недвижимое имущество учреждения" в соответствии с Инструкцией N 157н.
2. Провести стоимостную оценку охранно-способных объектов, на которые получены патенты и свидетельства, обеспечить их принятие к бухгалтерскому учету, в качестве нематериальных активов, в соответствии с Инструкцией N 157н.
3. Внести изменения в бухгалтерскую отчетность Университета с представлением измененных форм отчетности в Федеральное казначейство и Счетную палату Российской Федерации.
4. Провести работу по восстановлению учетных документов на сумму 136 613,7 тыс. рублей, подтверждающих затраты на капитальные вложения по объекту "Здание бизнес-школы факультета менеджмента, Санкт-Петербург, Волховский пер., д. 3".
5. Привести инвентаризационные описи по незавершенному капитальному строительству в соответствие с положениями пунктов 3.32, 3.34 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49.
6. Принять решение о продолжении строительства или консервации объектов "Библиотека им. Горького, Университетская наб., д.7, 9, 11, литеры Ш, С", "1-ый этап 2-ой очереди строительства зданий естественных факультетов (Блок Г)", "1-ый этап 2-ой очереди строительства зданий естественных факультетов (Блок Д)" с учетом требований части 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 2 Правил проведения консервации объекта капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. N 802.
7. Обеспечить внесение изменений в реестр федерального имущества по 25 объектам основных средств (сооружений) в связи с прекращением на них права оперативного управления, в соответствии с требованиями пункта 21 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447.
8. В соответствии с пунктом 19 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" направить в систему учета сведения о 91 ед. движимого имущества (лабораторное оборудование),
9. Принять меры по оформлению охранных обязательства на 4 объекта культурного наследия федерального значения, закрепленного за СПбГУ на праве оперативного управления, в соответствии с требованиями статей 47.1 и 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
10. Установить порядок организации работ по составлению, утверждению и ведению бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств, в соответствии с пунктом 18 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденного приказом Минфина России от 30 ноября 2015 г. N 187н.
11. В соответствии с пунктом 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 10 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" обеспечить надлежащее использование помещений, предоставленных для организации питания студентов и сотрудников СПбГУ.
12. Провести проверку по фактам нарушений законодательства, допущенным в ходе исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год", и по результатам рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, их допустивших.
13. Принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 24 мая 2017 г. N 31К (1176).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" ректору федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов по пунктам 1 - 6, 9, 10, 12, 13 - до 30 июня 2017 года, по пунктам 7, 8, 11 - до 1 октября 2017 года.
Аудитор |
А.В. Филипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.