Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 ноября 2018 г. N 45-АПГ18-19
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Борисовой Л.В., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Белоусовой О.И., Лизунова Д.В., Вшивковой Н.Д. Юрченко С.А. о признании недействующими в части постановлений Правительства Свердловской области от 30 декабря 2011 г. N 1855-ПП и от 27 декабря 2013 г. N 1670-ПП "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы и ставок арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы и ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области" по апелляционному представлению прокурора Свердловской области, апелляционной жалобе Белоусовой О.И., Лизунова Д.В., Вшивковой Н.Д. и апелляционной жалобе Юрченко С.А. на решение Свердловского областного суда от 19 июня 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя администрации г. Екатеринбурга Жолобова А.Ю., представителя губернатора Свердловской области Кашина М.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Белоусова О.И., Лизунов Д.В., Вшивкова Н.Д. и Юрченко С.А. обратились в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими постановлений Правительства Свердловской области от 30 декабря 2011 г. N 1855-ПП и от 27 декабря 2013 г. N 1670-ПП "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы и ставок арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы и ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области" в части установления ставки на земельные участки, предоставленные для строительства, "на период до окончания срока действия разрешения на строительство".
Решением Свердловского областного суда от 19 июня 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, прокурор Свердловской области, Белоусова О.И., Лизунова Д.В., Вшивкова Н.Д. и Юрченко С.А. обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционным представлением и апелляционными жалобами, в которых просят указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права, регулирующих данные правоотношения, и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Правительством Свердловской области и администрацией г. Екатеринбурга представлены возражения и отзыв.
В судебное заседание административные истцы и их представители, а также представители Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, прокуратуры Свердловской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и апелляционных жалоб, и пояснения представителей заинтересованных лиц администрации г. Екатеринбурга и Губернатора Свердловской области, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 3 статьи 39.7 Земельного кодекса порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные без торгов устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Правительство Свердловской области в соответствии с Законом Свердловской области от 07 июля 2004 г. N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" устанавливает порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Постановлением Правительства Свердловской области от 30 декабря 2011 г. N 1855-ПП утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы и ставок арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы и ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области, которым для земельных участков расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" и предоставленных для строительства объектов (за исключением земельных участков, предоставленных для строительства метрополитена, жилищного фонда, индивидуальных жилых домов, индивидуальных и (или) кооперативных гаражей) на период до окончания срока действия разрешения на строительство, выданного уполномоченным органом, установлена ставка арендной платы в размере 1% от кадастровой стоимости земельного участка (пункт 68 постановления N 1855-ПП).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункт 68" имеется в виду "пункт 65"
Текст указанного постановления опубликован в "Областной газете" 28 января 2012 г., 31 января 2012 г., 01 февраля 2012 г.
Постановлением Правительства Свердловской области от 27 декабря 2013 г. N 1670-ПП ставки арендной платы за земельные, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории муниципального образования "город Екатеринбург" изложены в новой редакции, где размер ставки для земельных участков, предоставленных для строительства объектов, увеличен до 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, период действия ставки "до окончания срока действия разрешения на строительство" не изменился (пункт 65 приложения к постановлению N 1855-ПП в редакции постановления N 1670-ПП).
Текст постановления от 27 декабря 2013 г. N 1670-ПП опубликован в "Областной газете" 31 декабря 2013 г. N 487.
В настоящее время пункт 65 постановления Правительства N 1855-ПП действует в редакции постановления Правительства Свердловской области от 26 июня 2015 г. N 546-ПП для земельных участков, предоставленных для строительства и реконструкции объектов (за исключением земельных участков, предоставленных для строительства и реконструкции объектов (за исключением земельных участков, предоставленных для строительства метрополитена, жилищного фонда, индивидуальных жилых домов, индивидуальных и (или) кооперативных гаражей, объектов религии, многоквартирных домов, указанных в пункте 67) на период до окончания срока действия разрешения на строительств, выданного уполномоченным органом", ставка арендной платы составляет 1,5% от кадастровой стоимости.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным на дату его принятия органом местного самоуправления, в установленной форме, официально опубликованы для всеобщего сведения.
Согласно материалам дела с 2011 года Белоусова О.И., Лизунова Д.В., Вшивкова Н.Д. и Юрченко С.А. с 2015 года являются участниками общей долевой собственности на объект незавершенного строительства административного здания, площадью 1507, 5 кв.м, расположенного по адресу: г. ... что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Указанный объект незавершенного строительства расположен на земельном участке с кадастровым номером ..., площадью 19 550 кв.м, который предоставлен в аренду ООО "АСП-Стар" по договору аренды от 25 апреля 2002 г. N 5-715 для строительства торгового центра на срок с 01 июня 2000 г. по 31 мая 2010 г., возобновленного с 2012 года на неопределенный срок.
На основании судебных решений с Белоусовой О.И., Лизунова Д.В., Вшивковой Н.Д. и Юрченко С.А. в пользу администрации г. Екатеринбурга взыскана задолженность по арендной плате за использование земельного участка, где размер задолженности определен с применением ставки арендной платы, установленной для земельных участков, предназначенных для размещения административных, офисных зданий и иных объектов общественно-деловой застройки, отказав в применении ставки 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, установленной пунктом 65 постановления N 1855-ПП в редакции постановления 27 декабря 2013 г. N 1670-ПП для строящихся объектов.
Административные истцы, оспаривая нормативные правовые акты в части полагают, что неприменение к ним размера ставки, установленного пунктами 68 и 65 приложений к постановлениям соответственно N 1855-ПП и N 1670-ПП поставлено в зависимость от срока действия разрешения на строительство, что нарушает их права и законные интересы.
Экономическая обоснованность размера ставки арендной платы установленного оспариваемым пунктом постановления истцами не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582).
В связи с тем, что собственность на указанный земельный участок не разграничена, то расчет арендной платы должен быть произведен исходя из принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К числу таких принципов, содержащихся в Постановлении N 582, относится принцип экономической обоснованности, который предусматривает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке.
Исходя из указанного принципа, соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
При принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
В соответствии с пунктом 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) строительство - это создание зданий строений и сооружений.
Строительство объектов недвижимости осуществляется на основании выданного уполномоченным органом разрешения на строительство в соответствии с требованиями статьи 51 Градостроительного кодекса.
В силу части 19 указанной статьи разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации объекта капитального строительства, при этом частью 20 этой статьи предусмотрена возможность продления срока действия разрешения на строительство.
Согласно материалам дела на земельном участке расположен недостроенный объект капитального строительства, срок действия разрешения на строительство истек и истцами не продлевался.
В рассматриваемом случае уровень доходности земельного участка поставлен в зависимость от объектов, которые на нем расположены, от их фактического состояния, что не противоречит принципу экономической обоснованности.
Арендная ставка земельного участка в размере 1,5% от кадастровой стоимости применяется на весь период действия разрешения на строительство и в равной мере распространяется на всех застройщиков в период осуществления строительства.
Установление ставки арендной платы на земельные участки, предоставляемые для строительства на период до окончания срока действия разрешения на строительство направлено на стимулирование строительства объектов капитального строительства, в результате которого арендаторы земельных участков с видом разрешенного использования "под строительство" и осуществляющие строительство на основании выданного разрешения могут применять более низкие ставки.
Исключение из оспариваемых норм действие ставки арендной платы в размере 1% и 1,5% "на период до окончания срока действия разрешения на строительство" повлечет нарушение принципа экономической обоснованности, поскольку действие ставки будет распространяться на все предоставленные для строительства и реконструкции земельные участки по недостроенным объектам независимо от доходности и вида их разрешенного использования.
Иные доводы, изложенные в апелляционных жалобах основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и не содержат оснований для отмены судебного акта, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Свердловского областного суда от 19 июня 2018 г. оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Свердловской области, апелляционные жалобы Белоусовой О.И., Лизунова Д.В., Вшивковой Н.Д. и Юрченко С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 ноября 2018 г. N 45-АПГ18-19
Текст определения официально опубликован не был