Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 1 февраля 2019 г. N 03-04-05/5889
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц суммы компенсаций наймодателю нанимателем жилого помещения расходов по фактически потребляемым коммунальным услугам разъясняет следующее.
На основании статьи 209 Кодекса объектом обложения по налогу на доходы физических лиц является доход, полученный налогоплательщиком.
Пунктом 1 статьи 41 Кодекса определено, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 671 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Денежные средства, получаемые физическим лицом - наймодателем в виде платы за пользование жилым помещением, являются доходом указанного лица и подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
Пунктом 1 статьи 210 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой согласно статье 212 Кодекса.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Таким образом, уплата коммунальных платежей, является обязанностью собственника вне зависимости от факта использования помещения и от того, используется это помещение самим владельцем или сдается им в наем.
Вместе с тем, плата за коммунальные услуги включает в себя как не зависящие от использования помещения наймодателем или нанимателем услуги, так и зависящие от факта и объема их использования.
Следовательно, при компенсации наймодателю нанимателем жилого помещения суммы расходов на коммунальные услуги, размер которых не зависит от их фактического использования, у наймодателя возникает доход, подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц.
Компенсация нанимателем жилого помещения суммы расходов наймодателя на коммунальные услуги, размер которых зависит от их фактического потребления и фиксируется на основании показаний счетчиков, не образует экономической выгоды у наймодателя, поскольку такие расходы производятся нанимателем исключительно в своих интересах.
По вопросу применения писем Департамента сообщаем, что письма Департамента не содержат правовых норм, не конкретизируют нормативные предписания и не являются нормативными правовыми актами.
Разъяснения, данные в письмах, носят адресный характер и направлены конкретному заявителю.
Письменные разъяснения Департамента по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в таких письмах.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Если наниматель жилого помещения компенсирует расходы на коммунальные услуги, размер которых не зависит от их фактического потребления, то у наймодателя возникает облагаемый НДФЛ доход.
Если компенсируются расходы с учетом показаний счетчиков, то у наймодателя не возникает экономическая выгода, поскольку затраты наниматель производит в своих интересах.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 1 февраля 2019 г. N 03-04-05/5889
Текст письма официально опубликован не был