Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 21 ноября 2018 г. N 03-15-05/83813
Вопрос
Об НДФЛ и страховых взносах с выплат гражданину РФ, постоянно проживающему в Республике Беларусь, по трудовому договору о дистанционной работе с российской организацией.
Ответ
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение, поступившее на официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации, по вопросу уплаты налога на доходы физических лиц и страховых взносов с выплат гражданину Российской Федерации, постоянно проживающему на территории Республики Беларусь, который планирует заключить трудовой договор о выполнении дистанционных работ с организацией, которая является налоговым резидентом Российской Федерации, и сообщает следующее.
1. Налог на доходы физических лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, - только от источников в Российской Федерации.
Подпунктом 6 пункта 3 статьи 208 Налогового кодекса определено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.
Согласно статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации место работы является обязательным условием для включения в трудовой договор.
В случае если трудовой договор о дистанционной работе предусматривает определение места работы сотрудника как место нахождения его рабочего места в иностранном государстве, вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей за пределами Российской Федерации по такому договору, согласно подпункту 6 пункта 3 статьи 208 Кодекса, относится к доходам от источников за пределами Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 226 Налогового кодекса предусмотрено, что исчисление сумм и уплата налога в соответствии со статьей 226 Налогового кодекса производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент.
При этом особенности исчисления и (или) уплаты налога по отдельным видам доходов устанавливаются статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 214.7, 226.1, 227 и 228 Налогового кодекса.
В случае если сотрудник организации - получатель доходов в виде вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей по трудовому договору о дистанционной работе за пределами Российской Федерации признается налоговым резидентом Российской Федерации в соответствии со статьей 207 Налогового кодекса, применяются положения подпункта 3 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса, в соответствии с которыми физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц производят самостоятельно по завершении налогового периода.
Вышеупомянутые доходы сотрудника организации, не признаваемого налоговым резидентом Российской Федерации в соответствии со статьей 207 Кодекса, полученные от источников за пределами Российской Федерации, с учетом положений статьи 209 Налогового кодекса не являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации.
2. Страховые взносы.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Такими законами являются Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-Ф3 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
В соответствии с положениями указанных федеральных законов российские граждане, работающие по трудовому договору, являются застрахованными лицами в системе обязательного социального страхования Российской Федерации.
При этом статьей 2 Федерального закона N 167-ФЗ, статьей 2 Федерального закона N 326-Ф3, статьей 1.1 Федерального закона N 255-ФЗ и пунктом 1 статьи 7 Налогового кодекса предусмотрено, что в случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные данными федеральными законами и Налоговым кодексом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 98 международного Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор о ЕАЭС), участниками которого являются, в частности, Российская Федерация и Республика Беларусь, предусмотрено, что социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.
Согласно пункту 5 статьи 96 Договора о ЕАЭС к социальному обеспечению (социальному страхованию) относятся обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное медицинское страхование.
Учитывая положения Договора о ЕАЭС, постоянно проживающий в Республике Беларусь гражданин Российской Федерации является застрахованным в системе обязательного страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательного медицинского страхования Республики Беларусь наравне с гражданами Республики Беларусь.
В отношении обязательного пенсионного страхования сообщаем, что пунктом 3 статьи 98 Договора о ЕАЭС определено, что пенсионное обеспечение трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза и членов семьи регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами.
В частности, таким международным договором является Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 года о сотрудничестве в области социального обеспечения (далее - Договор).
Согласно пункту 1 статьи 5 Договора застрахованные, на которых распространяется действие Договора, подпадают исключительно под действие законодательства той Договаривающейся Стороны, на территории которой они выполняют работы.
При этом согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 5 на застрахованных, которые работают на территории той же Договаривающейся Стороны, где и проживают, а работодатель зарегистрирован на территории другой Договаривающейся Стороны, распространяется законодательство той Договаривающейся Стороны, на территории которой зарегистрирован работодатель, либо законодательство Договаривающейся Стороны по выбору застрахованного.
Одновременно исходя из положений подпунктов 4 и 6 пункта 1 статьи 1, статей 2 и 4 Договора к застрахованным лицам, на которых распространяется действие Договора, относятся, в частности, лица, являющиеся гражданами одной Договаривающейся Стороны, проживающие на территории другой Договаривающейся Стороны.
Учитывая изложенное, на гражданина Российской Федерации распространяются положения Договора, так как он является постоянно проживающим на территории Республики Беларусь.
В случае если гражданин не воспользуется своим правом выбора по международному Договору, он является застрахованным лицом по обязательному пенсионному и обязательному социальному страхованию в Российской Федерации.
Что же касается обязательного медицинского страхования, то, по мнению Департамента, учитывая положения Федерального закона N 326-Ф3, российский гражданин, работающий по трудовому договору с российской организацией, является застрахованным лицом по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством страны проживания.
Таким образом, если гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Республике Беларусь, не выберет законодательство Республики Беларусь в области социального страхования, то, соответственно, российская организация должна уплачивать с выплат в пользу данного лица страховые взносы в установленном законодательством Российской Федерации порядке, т. е. в соответствии с положениями главы 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса.
Заместитель |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.