Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению сессии
Совета депутатов
Искитимского района
от 7 июня 2011 г. N 103
Муниципальная программа
"Создание механизмов обеспечения жильем молодых семей в Искитимском районе Новосибирской области на 2006 - 2011 годы"
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Муниципальная программа "Создание механизмов обеспечения жильем молодых семей в Искитимском районе Новосибирской области на 2006 - 2011 годы" |
Государственный заказчик Программы |
Администрация Искитимского района Новосибирской области |
Исполнитель Программы |
Отдел строительства, архитектуры и дорожного строительства администрации Искитимского района (далее - отдел СА и ДС администрации Искитимского района), УФ и НП администрации Искитимского района |
Руководитель Программы |
Глава Искитимского района |
Основные разработчики Программы |
Отдел СА и ДС администрации Искитимского района |
Цели и задачи программы. Важнейшие целевые показатели |
Цель: Создание действенных механизмов системы муниципальной поддержки молодых семей по решению их жилищных вопросов; Задачи: Поддержка инициативы молодежи по обеспечению жильем молодых семей в рамках осуществления молодежной политики; Принятие муниципальных правовых актов, обеспечивающих активизацию решения жилищных вопросов молодежи; Создание механизма консолидации бюджетных и внебюджетных ресурсов необходимых для обеспечения жильем молодых семей в Искитимском районе, в том числе привлечение областной финансовой поддержки; Важнейшими целевыми показателями Программы являются: Количество построенного (приобретенного) жилья для молодых семей; Количество молодых семей, получивших бюджетную поддержку в решении своих жилищных вопросов. |
Сроки реализации Программы. Исполнители основных мероприятий Программы |
Сроки реализации: 2006 - 2011 годы. Исполнители основных мероприятий: Финансово-кредитные организации (на конкурсной основе); ОАО "Новосибирское областное агентство ипотечного кредитования" (ОАО "НОАИК"); Предприятия и организации, заинтересованные в обеспечении жильем своих молодых специалистов; - Общественные молодежные объединения и организации. |
Объемы финансирования Программы |
Объем финансирования программы - 13 571,687 тыс. рублей
Федеральный бюджет - 1 706,0 тыс. рублей, из них: 2006 г. - 0,0 тыс. рублей; 2007 г. - 100,8 тыс. рублей; 2008 г. - 736,2 тыс. рублей; 2009 г. - 696,6 тыс. рублей; 2010 г. - 172,4 тыс. рублей; 2011 г. - 0,0 тыс. рублей.
Областной бюджет - 3 884,4 тыс. рублей, из них: 2006 г. - 0,0 тыс. рублей; 2007 г. - 252,0 тыс. рублей; 2008 г. - 1 114,2 тыс. рублей; 2009 г. - 707,4 тыс. рублей; 2010 г. - 410,8 тыс. рублей; 2011 г. - 1 400,0 тыс. рублей.
Местный бюджет - 0 тыс. рублей на период 2006 - 2010 гг., на 2011 г. - 73,7 тыс. рублей.
Личные средства молодых семей - 953,987 тыс. рублей, из них: 2006 г. - 0,0 тыс. рублей; 2007 г. - 20,787 тыс. рублей; 2008 г. - 336,4 тыс. рублей; 2009 г. - 170, 0 тыс. рублей; 2010 г. - 376,8 тыс. рублей; 2011 г. - 50,0 тыс. рублей.
Кредитные организации, ОАО "НОАИК", предприятия и потребительские кооперативы - 6953,6 тыс. рублей в виде кредитов, займов и ссуд на приобретение и строительство жилья, из них: 2006 г. - 0,0 тыс. рублей; 2007 г. - 1410,0 тыс. рублей; 2008 г. - 2841,6 тыс. рублей; 2009 г. - 1530,0 тыс. рублей; 2010 г. - 672,0 тыс. рублей; 2011 г. - 500,0 тыс. рублей.
Суммы средств, выделяемые из местного, областного бюджетов, подлежат ежегодному уточнению, исходя из возможностей бюджетов всех уровней. |
Результаты реализации Программы |
Практическая реализация принятых механизмов Программы и обеспечение их финансированием за счет всех источников Программы за период с 2006 по 2010 годы включительно позволили: Улучшены социально-бытовые и жилищные условия 11 молодым семьям на общую сумму субсидии - 4 190,4 тыс. руб. от общего возможного количества участников Программы, в том числе: 1 781,6 тыс. руб. - федеральный бюджет, 10%; 2 408,8 тыс. руб. - областной бюджет, 25-30% и обеспечено строительство 1 индивидуального жилого дома, приобретение 1 индивидуального жилого дома, 1 комнаты в индивидуальном жилом доме и 8 квартир. |
1. Общие положения
Муниципальная программа "Создание механизмов обеспечения жильем молодых семей в Искитимском районе Новосибирской области на 2006 - 2011 годы" (далее программа) отвечает программным требованиям и условиям областной целевой программы "Создание механизмов обеспечения жильем молодых семей в Новосибирской области на 2004 - 2011 годы" (далее областная программа) и предусматривает создание системы бюджетной и внебюджетной поддержки в решении жилищных вопросов молодых семей, обеспечивающей стимулирование и закрепление положительных тенденций в изменении демографической ситуации в Искитимском районе Новосибирской области. Программа учитывает требования федеральной подпрограммы и областной программы для консолидации усилий федерального, регионального и местного уровней в достижении целей Программы.
Основным результатом программы будет являться практическая реализация принятых механизмов программы с обеспечением их финансирования за счет всех источников для достижения целей программы, областной программы и федеральной подпрограммы, а именно - обеспечение жильем молодых семей.
1.1. Объект, предмет регулирования, сфера действия Программы
Участником программы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей, нуждающаяся в улучшении жилищных условий и отвечающая следующим требованиям:
- брак зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (для полных семей);
- все члены семьи являются гражданами Российской Федерации;
- все члены семьи постоянно проживают на территории Искитимского района Новосибирской области (далее - молодая семья).
Для целей программы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также другие молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита или займа на рыночных условиях.
Основными принципами реализации программы являются:
добровольность участия в программе молодых семей;
признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств федерального бюджета, областного бюджета и местного бюджета при улучшении жилищных условий в рамках программы только один раз.
1.2. Понятия и термины, используемые в Программе
"Участник программы" - молодая семья, соответствующая требованиям Программы и претендующая на получение различных форм поддержки при
строительстве и приобретении жилья.
"Бюджетная финансовая помощь" ( "Бюджетная поддержка") - средства федерального бюджета, областного бюджета и средства местного бюджета, предоставляемые Участникам Программы при строительстве и приобретении жилья.
"Внебюджетная финансовая помощь" ( "Внебюджетная поддержка") - средства организаций, заинтересованных в решении жилищных вопросов молодых семей, предоставляемые как на возвратной, так и на безвозвратной основе, средства финансово-кредитных организаций, ОАО "НОАИК", паевых фондов потребительских кооперативов и других внебюджетных источников, направляемые на приобретение и строительство жилья для молодых семей.
"Исполнители основных мероприятий Программы" - строительные организации, финансово-кредитные организации, ОАО "НОАИК", потребительские жилищные и жилищно-строительные кооперативы, общественные молодежные объединения и организации, прошедшие в установленном порядке конкурсный отбор.
1.3. Нормативно-правовая база (обоснование разработки Программы)
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными актами:
- Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 "О Федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы";
- Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О Федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы";
- Закон Новосибирской области от 15.10.2007 N 149-ОЗ "О предоставлении отдельным категориям граждан субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в Новосибирской области";
- Закон Новосибирской области от 12.07.2004 N 207-ОЗ "О молодежной политике в Новосибирской области";
- Областная целевая программа "Создание механизмов обеспечения жильем молодых семей в Новосибирской области на 2004 - 2011 годы".
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Численность жителей Искитимского района на 01.01.2006 г. составляет 71,329 тыс. человек и на протяжении двух лет остается почти на одном уровне.
Население района прирастает за счет механического прироста (в 2005 году в Искитимский района приехало 1 989 человека, а выехало 1 079 чел. (+ 910 чел.).
В последние годы наблюдается повышения уровня рождаемости, который с 2001 года превышает уровень 1995 года.
|
2005 |
2004 |
2003 |
2002 |
2001 |
рождаемость |
710 |
705 |
714 |
786 |
741 |
смертность |
1136 |
1058 |
1096 |
1092 |
990 |
К сожалению, пока не удается снизить уровень смертности, которая превышает рождаемость на 300 - 400 человек ежегодно. Средняя продолжительность жизни по Искитимскому району в 2005 году составила:
У женщин - 69,1 года;
У мужчин - 57,8 лет.
Одним из важных социально - демографических последствий изменения возрастного состава населения является его старение, из-за низкой рождаемости и высокой смертности. Поэтому ускорился рост группы пожилых людей за 60 лет. В районе каждый шестой житель - пенсионер, и остается незначительной доля детей в возрасте до 16 лет.
Среди общей массы населения Искитимского района, доля молодежи (молодежью принято считать население в возрастном интервале от 14 до 30 лет) составляет 26%, а вместе с детьми и подростками- 42%. Из общей структуры молодежных когорт по численности выделяются подростки в возрасте от 10 до 14 лет (15,8% от всего числа молодежи, детей и подростков). Это свидетельствует о том, что в ближайшие годы будет увеличение числа молодежи впервые определяющих свою жизнь по свободному выбору.
В последние годы отчетливо прослеживается тенденция к ухудшению состояния здоровья детей, которая непременно отразится на ухудшении здоровья молодого поколения во всех последующих возрастных группах. Всего лишь 14% детей можно считать практически здоровыми. Ухудшается состояние здоровья учеников общеобразовательных школ.
Основными факторами, оказывающими негативное влияние на состояние здоровья детей, является ухудшение условий их жизни, отсутствие полноценного питания, ухудшающаяся экологическая обстановка.
Молодежь является объектом и потребителем большого количества социальных программ: образовательной программы, программы пособий на детей, системы здравоохранения и медицинского страхования и многих других. Изменения численности этой группы населения сказывается на социально- экономическом развитии района.
Молодая семья (один из супругов моложе 35 лет)- основа воспроизводства населения. В 2003 году началось снижение количества браков среди молодых людей в возрасте до 35 лет.
По данным статистики, доля малообеспеченных среди молодых семей в два раза выше, чем во всех остальных семьях. Сегодня большинство молодых семей живут фактически за чертой бедности. Возможность молодых семей содержать, обучать и воспитывать детей находится на пределе. При такой ситуации воспитательный потенциал молодой семьи неминуемо падает, ее внутренняя жизнь снизилась до простейших нужд. Положение усугубляется неблагоприятными жилищными условиями, в которых проживает большинство молодых семей, проблема быта, социальной инфраструктуры.
В современных условиях существования молодая семья переходит к стратегии выживания, при которой на первом месте оказалась простое воспроизводство жизни, а на последнем - культурные потребности, как молодых родителей, так и детей.
Неудовлетворительные жилищные условия оказывают особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи, потому что основная доля рождений приходится на первые брачные годы в возрасте до 30 лет. Вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей.
В результате, в Искитимском районе, как и в целом по Новосибирской области возрастает смертность, падает рождаемость, снижается общая продолжительность жизни, растет количество разводов, а количество браков снижается.
По оценкам Программы количество молодых семей в Искитимском районе Новосибирской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий и готовых участвовать в предложенных Программой рыночных механизмах ее реализации, при поддержке государства, составляет 100 семей.
Существующие до сегодняшнего времени программы решения жилищных проблем базировались на принципах достаточности рыночных механизмов и доходов населения для решения жилищной проблемы молодежи. Так как доходы ниже прожиточного минимума имеют около 69% молодых семей, ставка на возможность активного использования ценных бумаг, коммерческих кредитов, собственных средств граждан на начальном этапе финансирования жилищного строительства для молодежи не оправдала ожиданий. Задачи по привлечению бюджетных и внебюджетных финансовых средств, сформулированных в программах, оказались не соответствующими масштабу, сложности и остроте жилищной проблемы.
Основной путь улучшения жилищных условий молодых семей в современных условиях видится в создании механизмов, позволяющих на базе консолидации всех возможных бюджетных и внебюджетных ресурсов сделать более доступным процесс приобретения и строительства жилья.
Одним из самых эффективных механизмов консолидации указанных ресурсов является строительство молодежных жилых комплексов (МЖК), в том числе в Искитимском районе, с развитой инфраструктурой на основе самофинансирования строительства и содержания жилья при государственной и муниципальной поддержке Участников и Исполнителей основных мероприятий Программы. При этом средства, предоставляемые молодым семьям из различных источников (как бюджетных, так и внебюджетных) направляются на строительство комплексного жилья, что стимулирует развитие реального сектора экономики, позволяет оптимизировать затраты на подготовку инженерных сетей и коммуникаций, а также повышает уровень контроля над использованием целевых средств Программы.
Запуск механизма строительства МЖК позволит сделать доступным процесс приобретения жилья для молодых семей при комплексном использовании всех видов ресурсов, а также создаст предпосылки к дальнейшему развитию строительной отрасли Искитимского района.
В создании обоснованной системы по решению указанной задачи требуется участие и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, предприятий и организаций, заинтересованных в решении жилищных вопросов своих молодых специалистов, а также прочих организаций, связанных с процессом строительства и приобретения жилья, что, в конечном итоге, и обуславливает необходимость применения программных методов.
3. Основная цель и задачи Программы
Основной целью Программы является создание действенных механизмов системы муниципальной поддержки молодых семей по решению их жилищных вопросов для улучшения демографической ситуации в Искитимском районе Новосибирской области.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:
1. Поддержка и стимулирование инициативы молодежи по обеспечению жильем молодых семей, в рамках осуществления молодежной политики.
2. Формирование системы муниципальных правовых актов, обеспечивающих активизацию решения жилищных вопросов молодежи.
3. Создание механизма консолидации бюджетных и внебюджетных ресурсов необходимых для обеспечения жильем молодых семей в Искитимском районе, в том числе привлечение областной финансовой поддержки.
4. Практическая деятельность по обеспечению жильем молодых семей, через законодательное, организационное и финансовое обеспечение программы, для достижения указанных в настоящей программе результатов.
5. Создание эффективной системы управления реализацией программы, адекватной социальным масштабам.
6. Обеспечение взаимосвязи программы с подпрограммами федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и другими целевыми программами, областной целевой программой "Создание механизмов обеспечения жильем молодых семей в Новосибирской области на 2004 - 2011 годы".
4. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий подразделяется на мероприятия по двум основным направлениям:
1. Нормативно-правовое и методологическое обеспечение улучшения жилищных условий молодых семей;
2. Организационное обеспечение реализации программы, включая практическую деятельность по улучшению жилищных условий молодых семей.
4.1. Мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы
1. Определение порядка постановки на учет молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и порядка индивидуального определения видов бюджетной и внебюджетной поддержки;
2. Определение порядка предоставления семьям из средств местного бюджета субсидий на строительство или приобретение жилья;
4.2. Организационные мероприятия
Организационные мероприятия на муниципальном уровне предусматривают:
- признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- формирование списков молодых семей для участия в подпрограмме;
- определение ежегодно объема средств, выделяемых из местного бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы;
- выдача молодым семьям в установленном порядке свидетельств на приобретение жилья исходя из объемов финансирования, предусмотренных на эти цели в местном бюджете, а также объемов софинансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и федерального бюджета;
- проведение социологических и маркетинговых исследований, определяющих платежеспособный спрос на жилье и необходимые объемы бюджетных инвестиций;
- определение земельных участков под застройку молодежными жилищными комплексами (МЖК), проведение аукционов.
5. Финансовое обеспечение реализации программы
В рамках программы на период 2006 - 2010 предусмотрены следующие основные источники финансирования:
1. Средства участников Программы для частичной или полной оплаты стоимости строительства и приобретения жилья.
2. Средства федерального, областного и местного бюджетов.
Средства федерального бюджета, в том числе:
- Субсидии на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее - субсидии), в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Средства областного бюджета, в том числе:
- Субсидии на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее - субсидии), в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (софинансирование);
- Субсидии на погашение части процентной ставки по целевому кредиту, предоставленному банком молодой семье на приобретение или строительство жилья;
- Субсидии молодой семье на строительство жилья или на частичную оплату взносов при получении целевого кредита на строительство жилья;
- Долевое участие в подготовке инженерных сетей и коммуникаций при строительстве жилья для молодых семей.
Местный бюджет (возможные формы участия), в том числе:
- Субсидии на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее - субсидии), в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (софинансирование);
- Выделение земельных участков под строительство жилья для молодых семей, а также объектов социально-культурного назначения без взимания арендной платы на период строительства;
- Долевое участие в подготовке инженерных сетей и коммуникаций при строительстве жилья для молодых семей;
- Предоставление многодетным малообеспеченным семьям жилых помещений из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.
3. Средства юридических лиц (возможные формы участия), в том числе:
- Субсидии на погашение части процентной ставки по целевому ипотечному кредиту, предоставленному кредитной организацией молодой семье на приобретение или строительство жилья.
- Субсидии молодым семьям на частичную оплату взноса при строительстве и приобретении жилья.
- Займы на строительство и приобретение жилья для молодых семей.
- Предоставление материально-технических ресурсов на строительство жилья для молодых семей.
4. Средства ОАО "Новосибирского областного агентства ипотечного кредитования" (ОАО "НОАИК"), позволяющие предоставлять Участникам Программы ипотечные кредиты под залог приобретаемого, либо вводимого в эксплуатацию жилья.
5. Средства кредитных организаций, позволяющие предоставлять Участникам Программы кредиты на строительство и приобретение жилья на срок до 10 - 15 лет по рыночным ставкам.
6. Средства паевых фондов потребительских жилищных и жилищно-строительных кооперативов (ПК), позволяющие предоставлять Участникам программы ссуды на строительство и приобретение жилья.
7. Средства прочих юридических лиц, прошедших соответствующий конкурсный отбор.
На плановый период 2011 года, в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы), социальные выплаты используются:
а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья) (далее - договор на жилое помещение);
б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома;
в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив), после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи;
г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;
д) для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации.
6. Оценка эффективности реализации Программы
Социально-экономические последствия реализации Программы и оценка эффективности успешной реализации всех намеченных мероприятий Программы позволяют:
1. Улучшить жилищные условия 22% молодых семей от общего возможного количества участников Программы (53 чел. по всем спискам), в том числе обеспечить строительство (приобретение) не менее 1 отдельно стоящего жилого дома, 11 квартир (жилых помещений).
2. Создать условия для положительных демографических тенденций в Искитимском районе Новосибирской области, в том числе обеспечить государственной поддержкой в строительстве (приобретении) жилья не менее 12 молодых семей.
Оценку эффективности реализации Программы предполагается производить путем ежегодного предоставления информации о достигнутых результатах.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
8. Контроль над ходом реализации Программы
Общий контроль над ходом реализации программы осуществляет постоянная комиссия Совета депутатов по промышленности, транспорту, связи, ЖКХ, строительству и благоустройству (Величко Г.С.).
Система контроля эффективности реализации Программы состоит из следующих элементов:
- контроль целевого использования средств бюджетов, выделяемых на улучшение жилищных условий.
- контроль целевого использования средств молодых семей, направляемых исполнителям основных мероприятий программы на строительство и приобретение жилья.
- представление отчетности об использовании средств из различных источников на строительство и приобретение жилья и о полученных результатах в установленном порядке по согласованной форме.
- анализ хода реализации программы и эффективности использования средств.
Отчет о ходе исполнения по мероприятиям Программы ежегодно представляется в Совет депутатов одновременно с отчетом об исполнении бюджета.
<< Назад |
||
Содержание Решение Совета депутатов Искитимского района Новосибирской области от 7 июня 2011 г. N 103 "Об актуализации программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.