Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минвостокразвития России
от 28 августа 2018 г. N 160
Правила
цифровизации Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока
1. Общие положения
Правила цифровизации Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока (далее - Правила цифровизации) разработаны в целях повышения эффективности выполнения основных государственных полномочий, функций и услуг, связанных с информатизацией в Минвостокразвития России (далее - Министерство), выполнение организационно-распорядительных функций в сфере управления информатизацией Министерства и институтов развития, как единой организационной структуры, что возможно в рамках проектного управления, направленного в приоритетном порядке на обеспечение функционирования существующих информационных систем, их дальнейшее развитие, а также формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и обеспечения информационной безопасности, позволяющих предоставлять качественные информационно-коммуникационные услуги Министерству (далее - ИК-услуги).
Правила цифровизации включают в себя принципы построения цифровой экономики в деятельность Министерства, механизмы стратегического управления развития информационно-коммуникационных технологий, состав инструментов единого цифрового контура, принцип автоматизации реализации задач, правила создания информационных систем, этапы проектирования ИК-услуг, схемы реализации и организации предоставления ИК-услуг.
2. Внедрение принципов построения цифровой экономики в деятельность Министерства
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 N 1632-р "Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации" была утверждена программа "Цифровая экономика Российской Федерации", направленная на создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности и в которой обеспечено эффективное взаимодействие бизнеса, государства и граждан.
С учетом целей и задач развития цифровой экономики в Российской Федерации сформулированы принципы системы управления, которые должны быть внедрены в деятельность Министерства:
- включение представителей всех заинтересованных сторон в развитие цифровой экономики (органов государственной власти, бизнеса, гражданского общества и научно-образовательного сообщества);
- обеспечение прозрачности и подотчетности своей деятельности;
- реализация проектного подхода в организации управления;
- включение 3 уровней управления: стратегический, оперативный и тактический.
Построение цифровой экономики носит комплексный характер и включает в себя внешнюю и внутреннюю составляющие:
- внешняя - взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, граждан и юридических лиц при оказании услуг и осуществлении функций в электронной форме;
- внутренняя - единый цифровой контур, который представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных сетей и систем, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, граждан и юридических лиц, а также удовлетворения их информационных потребностей.
3. Механизмы стратегического управления развития информационно-коммуникационных технологий
Механизмы стратегического управления развитием информационно-# технологий (Рис. 1) составляют совокупность механизмов обеспечения согласованного взаимодействия Министерства и его сотрудников на основе принципов стратегического управления при осуществлении разработки и реализации документов стратегического управления, с использованием нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения, систему подходов, принципов и методов, на основе которых будут развиваться все компоненты как единого цифрового контура, так и процесса оказания ИК-услуг.
Достижение указанной цели позволит обеспечить:
- совершенствование системы государственного управления на основе использования ИКТ и решений по их реализации;
- предоставление ИК-услуг сотрудникам;
- формирование цифрового контура с учетом потребностей Министерства и его сотрудников в получении качественных услуг и информационного обмена.
Для реализации стратегического развития информационно-коммуникационных технологий в Министерстве формируется "дорожная карта" на среднесрочную перспективу - Первоочередные задачи по цифровизации Министерства (Приложение N 2 к настоящему приказу). Реализация выявленных в последующем потребностей Министерства осуществляется путем внесения соответствующих изменений в Приложение N 2 настоящего приказа.
4. Состав инструментов единого цифрового контура Министерства
В рамках единого цифрового контура (Рис. 2) ИК-услуги потребителям представляются посредством использования таких созданных инструментов как:
- комплексная информационная инфраструктура (КИИ), включающая в себя услуги по обеспечению потребителя техническими средствами;
- комплексная информационная система (КИС), предусматривающая в том числе, возможность присоединения потребителя к существующим информационным системам;
- комплексная информационная безопасность (КИБ) включающая в себя услуги по обеспечению потребителя средствами информационной защиты.
5. Принцип автоматизации реализации задач
Для автоматизации задач требуется формализация и однозначное описание обрабатываемой информации и системы хранения информации (базы данных), а также формализация системы управления, которая позволит описать административный процесс ("бизнес-процесс") (Рис. 3).
Данные сведения являются основой проекта информационной системы. Последующие работы по автоматизации позволяют разработать готовую информационную систему.
6. Правила создания информационных систем
Создание ИС разделяется на следующие основные стадии (Рис. 4):
1) определение требований к системе и их анализ - определение того, что должна делать система;
2) техническое проектирование и макетирование - выработка технического решения (проектирование это, прежде всего, спецификация подсистем, функциональных компонентов и способов их взаимодействия в системе);
3) рабочее проектирование (разработка) - реализация выработанных технических решений; воплощение функциональных компонентов и отдельных подсистем, соединение подсистем в единое целое;
4) подготовка к вводу в эксплуатацию.
В первую очередь это проведение предварительных испытаний, опытной эксплуатации и приемочных испытаний.
- предварительные испытания - проверка функционирования разработанной информационной системы;
- опытная эксплуатация - пользователи приступают к работе в системе и выдают замечания, разработчик производит доработку системы по замечаниям пользователей;
Приемочные испытания - итоговая проверка корректности функционирования ИС перед принятием в постоянную эксплуатацию. Издание приказа о вводе системы в эксплуатацию. Регистрация ИС в учетных системах.
7. Этапы проектирования ИК-услуг
Одной из проблем при организации предоставления ИК-услуг является отсутствие понимания у потребителя какие именно информационные системы, программные и технические средства, виды связи требуются пользователю. Отсутствие механизма, позволяющего сформировать полный перечень требований, приводит к неудовлетворенности пользователя получаемой ИК-услугой. Для упрощения формирования требований к ИК-услугам разработаны последовательные этапы проектирования ИК-услуг.
При заказе ИК услуги следует определить "какие информационные системы", будут использоваться для выполнения должностных обязанностей, "какое прикладное программное обеспечение" будет использоваться, "какие технические средства" будут применяться и "какие виды связи" потребуются. При этом пользователь не должен погружаться в технические особенности реализации ИК-услуг, совместимости используемых программ и технических средств, специфики работы связи и обеспечения информационной безопасности (Рис. 5).
Исходя из требуемых условий, пользователь по согласованию с ИТ-специалистами, формирует требования к запрашиваемой ИК-услуге, а из сформулированных требований ИТ-специалисты формируют и предоставляют запрашиваемую ИК-услугу. При этом учитывается совместимость программного и технического обеспечения, необходимые требования к каналам передачи данных и необходимые средства для защиты информации.
Разработанные последовательные этапы проектирования ИК-услуг позволяют не только формировать новые ИК-услуги, но и вносить изменения в существующие.
8. Общая схема реализации ИК-услуг
Реализация информационно-коммуникационных услуг для сотрудников Министерства осуществляется в рамках организационной и технической деятельности (Рис. 6).
В рамках организационной деятельности запрашиваемая ИК-услуга может быть реализована как сотрудниками отдела информационных технологий Министерства с использованием товаров, работ и услуг, так и путем привлечения внешних организаций, предоставляемых запрашиваемую ИК-услугу.
Организация технической деятельности по реализации ИК-услуг осуществляется сотрудниками отдела информационных технологий Министерства путем проведения технических работ по сопровождению единого цифрового контура Министерства или с привлечением сторонней организации путем развития единого цифрового контура Министерства по основным направлениям, таким как комплексная информационная инфраструктура, комплексная информационная система комплексная информационная безопасность.
Механизм реализации ИК-услуги может представлять собой совокупность мероприятий, осуществляемых собственными силами Министерства и с привлечением внешних организаций, и включающих как организационную, так и техническую деятельности.
9. Схема организации предоставления ИК-услуг в Министерстве
Схема организации предоставления ИК-услуг Министерства представлена в качестве линейного процесса (Рис. 7), включающего этапы, связанные с внешней информационно-коммуникационной деятельностью Министерства, а также ряд этапов, мероприятия по реализации которых относятся к внутренней информационно-коммуникационной деятельности Министерства и осуществляются непосредственно в рамках работы отдела информационных технологий Департамента управления делами Министерства.
На внешнем этапе в рамках выявленной потребности в ИК-услуге происходит непосредственное взаимодействие сотрудника Министерства ("пользователя") с начальником отдела информационных технологий Министерства, ответственным за Каталог ИК-услуг. От пользователя поступает заявка на ИК-услугу в соответствии с представленным в Каталоге ИК-услуг Министерства перечнем и происходит ее дальнейшая обработка.
Каталог ИК-услуг Министерства представляет собой закрепленный перечень как единый источник информации обо всех ИК-услугах, предоставляемых отделом информационных технологий Министерства, а также услугах, подготавливаемых к вводу в эксплуатацию. На каждую услугу, представленную в Каталоге ИК-услуг Министерства, существует подробная технологическая карта состава товаров, работ и услуг, включающая ее характеристику, состав, набор и порядок действий для предоставления услуги потребителю. Технологическая карта состава товаров, работ и услуг утверждается на заседании Комиссии по информатизации Министерства (приказ Министерства от 13 октября 2016 г. N 239 "О формировании комиссии по информатизации Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока").
В соответствии с указанной технологической картой руководитель проекта по информатизации (сотрудник отдела информационных технологий Министерства) определяет способ реализации запрашиваемой ИК-услуги посредством организационной деятельности, технического сопровождения, информационно-аналитической деятельности, технического развития или через возможные комбинации деятельности данных направлений и приступает к ее реализации.
По результатам выполненных мероприятий запрашиваемая ИК-услуга предоставляется сотруднику Министерства.
Регламенты взаимодействия между сотрудниками Министерства, у которых возникла необходимость в ИК-услуге, и отделом информационных технологий Министерства, а также образцы заявок на ИК-услуг представлены в утвержденном Порядке предоставления информационно-коммуникационных услуг сотрудникам Министерства (Приложение N 4 к настоящему приказу).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.