Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 января 2019 г. N 4-АПГ18-31
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям общества с ограниченной ответственностью "ОРТ авто", общества с ограниченной ответственностью "Радиан 2000", жилищно-строительного кооператива "Сосновый" о признании не действующим в части решения Совета депутатов городского округа Королев Московской области от 8 ноября 2017 г. N 409/88 "Об установлении при расчете арендной платы за земельные участки корректирующих коэффициентов (Пкд) и коэффициентов (Км), учитывающих местоположение земельного участка на территории муниципального образования "Городской округ Королев Московской области" по зонам градостроительной ценности" по апелляционной жалобе Совета депутатов городского округа Королев Московской области на решение Московского областного суда от 5 сентября 2018 г., которым административные исковые заявления удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя Совета депутатов городского округа Королев Московской области по доверенности Спивак З.Ю., возражения представителя общества с ограниченной ответственностью "ОРТ авто" по доверенности Селивановой Н.А., представителя жилищно-строительного кооператива "Сосновый" по доверенности Козловой С.А., председателя жилищно-строительного кооператива "Сосновый" Хузина В.К., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "ОРТ авто" (далее также - ООО "ОРТ авто"), общество с ограниченной ответственностью "Радиан 2000" (далее также - ООО "Радиан 2000"), жилищно-строительный кооператив "Сосновый" (далее также - ЖСК "Сосновый") обратились в Московский областной суд с административными исковыми заявлениями о признании не действующим решения Совета депутатов городского округа Королев Московской области от 8 ноября 2017 г. N 409/88 "Об установлении при расчете арендной платы за земельные участки корректирующих коэффициентов (Пкд) и коэффициентов (Км), учитывающих местоположение земельного участка на территории муниципального образования "Городской округ Королев Московской области" по зонам градостроительной ценности" (далее также - Решение N 409/88) в части значения коэффициента Км равного 3,2, установленного в подпункте 4 таблицы Приложения N 1 для кадастрового квартала 50:45:0040105; значения коэффициента Км равного 3,2, установленного в подпункте 100 таблицы Приложения N 1 для кадастрового квартала 50:45:0040829; значения коэффициента Км равного 2,6, установленного в подпункте 298 таблицы Приложения N 1 для кадастрового квартала 50:45:0010252.
В обоснование заявленных требований административные истцы ссылаются на установление оспариваемого коэффициента без учета принципа экономической обоснованности арендной платы, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582), что возлагает на них как арендаторов земельных участков обязанность осуществлять арендную плату в экономически необоснованном завышенном размере.
Определением Московского областного суда от 13 августа 2018 г. административные дела объединены в одно производство.
Решением Московского областного суда от 5 сентября 2018 г. административные исковые заявления удовлетворены.
В апелляционной жалобе Совет депутатов городского округа Королев Московской области просит отменить решение суда, полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят компетентным органом, не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. По мнению подателя жалобы, суд дал неверную оценку представленному экономическому обоснованию установления значений коэффициентов арендной платы Км, учитывающих местоположение земельного участка на территории муниципального образования. Оспариваемый нормативный правовой акт не нарушает прав административных истцов и не создает им препятствий для осуществления предпринимательской деятельности.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокуратурой Московской области и ООО "ОРТ авто" представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 7 и пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, относятся к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) также закрепил право органов местного самоуправления осуществлять управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 1 статьи 5, пункт 2 статьи 11).
Согласно статье 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ, если иное не установлено данным кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
На территории Московской области порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Московской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, урегулирован Законом Московской области от 7 июня 1996 г. N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" (далее - Закон N 23/96-ОЗ).
Как предусмотрено частью 6 статьи 14 Закона N 23/96-ОЗ, значения коэффициента Км могут устанавливаться представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, обладающего правом предоставления земельных участков.
С учетом приведенных норм федерального и регионального законодательства суд первой инстанции правомерно признал, что оспариваемый в части акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции, что не оспаривается в рамках настоящего дела, как и соблюдение порядка его обнародования.
Пунктом 3 части 1 статьи 14 Закона N 23/96-ОЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия Решения N 409/88) установлено, что размер годовой арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется по формуле (Апл = Аб х Кд х Пкд х Км х S), одной из составляющих которой является коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования - Км.
Пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Указанные принципы названы в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", в числе которых предусмотрен принцип экономической обоснованности, заключающийся в установлении размера арендной платы, соответствующего доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке.
Пунктом 2 "Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582", утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 710 (далее также - Методические рекомендации), в целях применения названного принципа рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции дал надлежащую оценку представленному административным ответчиком "Экономическому обоснованию установления корректирующих коэффициентов, учитывающих местоположение земельного участка (Км), на территории городского округа Королев Московской области" (далее также - Экономическое обоснование), составленному генеральным директором общества с ограниченной ответственностью "Генералов и партнеры" Генераловым А.В., и сделал обоснованный вывод, что названный документ не содержит анализа факторов, влияющих на доходность земельных участков, расчетов величины коэффициентов по арендной плате, а также выводов экономической обоснованности размеров коэффициентов.
Кроме того, судом установлено, что Экономическое обоснование не содержит: даты составления; сведений об использованных источниках; списка литературы; оглавления; информации об образовании, квалификации и опыте работы лица, его составившего. Допрошенный в судебном заседании свидетель Генералов А.В., подтвердил, что Экономическое обоснование выполнено исходя из личного, субъективного мнения и составленный им расчет коэффициентов носит рекомендательный характер.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации соглашается с выводами суда о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят административным ответчиком без надлежащего экономического обоснования, что противоречит принципу экономической обоснованности определения арендной платы, установленному Постановлением N 582.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, они аналогичны позиции административного ответчика в судебном заседании, которой суд дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Суд первой инстанции принял решение с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения, при правильном их толковании, произвел надлежащую оценку материалов дела и пояснений участников процесса.
Предусмотренных законом оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского областного суда от 5 сентября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов городского округа Королев Московской области без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 января 2019 г. N 4-АПГ18-31
Текст определения официально опубликован не был