Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 января 2019 г. N 30-АПГ18-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н., Горчаковой Е.В.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Правительства Карачаево-Черкесской Республики на решение Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 25 сентября 2018 года, которым удовлетворено административное исковое заявление заместителя прокурора Карачаево-Черкесской Республики о признании не действующими положений абзацев 4, 6, 7, 9, 25 и 26 раздела 7 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 и плановый период 2019 и 2020 годов в Карачаево-Черкесской Республике, утверждённой постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 28 декабря 2017 года N 372.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
28 декабря 2017 года Правительством Карачаево-Черкесской Республики издано постановление N 372, пунктом 1 которого утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 и плановый период 2019 и 2020 годов в Карачаево-Черкесской Республике (далее - Территориальная программа).
Данный нормативный правовой акт размещён на официальном интернет-портале правовой информации 28 декабря 2017 года (http://www.pravo.gov.ru).
29 марта 2018 года постановлением Правительством Карачаево-Черкесской Республики N 74, официально опубликованным в газете "День республики. Официальная среда" 10 апреля 2018 года N 8 (238) и размещённым на официальном интернет-портале правовой информации 3 апреля 2018 года (http://www.pravo.gov.ru), в Территориальную программу были внесены изменения.
Разделом 7 Территориальной программы установлены средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования.
Так, согласно названному разделу средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи для целей формирования Программы на 2018 год составляют:
- на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счёт средств соответствующих бюджетов в размере 637,81 рубля (абзац 4);
- на 1 случай лечения в условиях дневных стационаров за счёт средств соответствующих бюджетов в размере 3063,13 рубля (абзац 6);
- на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счёт средств соответствующих бюджетов, в размере 36813,3 рубля (абзац 7);
- на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая хосписы и больницы сестринского ухода), за счёт средств соответствующих бюджетов в размере 354,14 рубля (абзац 9);
- средний подушевой норматив финансирования за счёт средств бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (в расчёте на 1 жителя) на 2018 год в размере 1300,79 рубля (абзац 25);
- средний подушевой норматив финансирования за счёт средств обязательного медицинского страхования на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования (в расчёте на 1 застрахованное лицо) в размере 10719,26 рубля (абзац 26).
Заместитель прокурора Карачаево-Черкесской Республики обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не соответствующими федеральному законодательству и не действующими приведенных выше норм Территориальной программы, поскольку установленные ими нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования меньше соответствующих нормативов, предусмотренных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 года N 1492 (далее - Федеральная программа).
По мнению административного истца, Территориальная программа в оспариваемой части нарушает права жителей Карачаево-Черкесской Республики на получение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в объёме, установленном Правительством Российской Федерации, а также приводит к снижению качества и доступности оказываемой медицинской помощи.
Решением Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 25 сентября 2018 года административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Правительство Карачаево-Черкесской Республики просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и представленных возражений относительно её доводов, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Оспариваемый нормативный правовой акт, а также нормативный правовой акт, внесший в него изменения, изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых нормативных правовых актов, правил введения в действие и опубликования.
Координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан определяются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 1 поименованного закона, далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, предоставляемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).
Федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъекта Российской Федерации указанными выше полномочиями и включая законодательство субъектов Российской Федерации в систему правового регулирования в области охраны здоровья, одновременно установил объемы и границы осуществления нормотворческих полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой сфере, предусмотрев в частях 1 и 3 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ положения, согласно которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с Федеральной программой, а дополнительные виды и дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи, а также условия оказания медицинской помощи могут быть предусмотрены Территориальной программой при условии выполнения финансовых нормативов, установленных Федеральной программой.
Одновременно федеральный законодатель предусмотрел, что при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи субъект Российской Федерации должен учитывать наряду с порядком оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи, действие которых распространяется на всю территорию Российской Федерации, особенности половозрастного состава населения, уровень и структуру заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, основанные на данных медицинской статистики, климатические и географические особенности региона и транспортную доступность медицинских организаций, а также сбалансированность объема медицинской помощи и ее финансового обеспечения, в том числе уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 4 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323).
Предписание о необходимости принимать Территориальную программу в соответствии с Федеральной программой содержится в абзаце третьем раздела I (Общие положения) этой программы.
В разделе VII Федеральной программы установлены средние нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи и средние подушевые нормативы финансирования.
Так, положения раздела VII Федеральной программы предусматривают, что норматив на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями должен составлять - 1217,9 рубля (абзац 4); на 1 случай лечения в условиях дневных стационаров - 12442,1 рубля (абзац 6); на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях - 72081,3 рубля (абзац 7); на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях - 1929,9 рубля (абзац 9); подушевой норматив финансирования в расчёте на 1 жителя на 2018 год - 3488,6 рубля (абзац 22); подушевой норматив финансирования за счёт средств обязательного медицинского страхования в расчёте на 1 застрахованное лицо - 10812,7 рубля (абзац 23).
Сопоставление оспариваемых положений о нормативах объёма медицинской помощи, средних нормативах финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и средних подушевых нормативах финансирования Территориальной программы с аналогичными нормами Федеральной программы свидетельствует о том, что Правительством Карачаево-Черкесской Республики названные нормативы определены в меньшем объёме по сравнению с нормативами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что региональные нормы вступают в противоречие с федеральным правовым регулированием, поскольку нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, устанавливаемые Территориальной программой, должны соответствовать Федеральной программе, устанавливающей названные нормативы как средние показатели, являющиеся государственной гарантией равного права всех граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи, следовательно, не могут быть определены субъектами Российской Федерации в меньшем размере.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих указанные выводы суда.
То обстоятельство, что Правительство Карачаево-Черкесской Республики до обращения прокурора в суд удовлетворило его протест на оспариваемый нормативный правовой акт и готовило постановление о внесении изменений в Территориальную программу, не свидетельствует о том, что на момент рассмотрения административного дела в суде указанные выше положения Территориальной программы были приведены в соответствие с Федеральной программой.
Иные доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции также не опровергают, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права и аналогичны позиции в суде первой инстанции, которой в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах, когда нормы материального права применены судом правильно, нарушений процессуального законодательства судом не допущено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 25 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Карачаево-Черкесской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 января 2019 г. N 30-АПГ18-5
Текст определения официально опубликован не был