Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 9
к МР 3.1.0140-18
Порядок
организации и проведения дезинфекции в различных очагах
1. Организация и проведение текущей дезинфекции в квартирном (семейном) очаге
1.1. Участковый врач при установлении диагноза гриппа или ОРИ бактериальной, вирусной этиологии организует текущую дезинфекцию в очаге до госпитализации больного или в случае лечения его на дому до выздоровления.
1.2. Больного изолируют в отдельную комнату или размещают в отгороженной ее части.
1.3. Уход за больным поручают одному из членов семьи, не допуская других лиц, особенно детей, к контакту с больным и предметами, которых касался больной (посуда, игрушки, носовые платки, полотенца, дверные ручки, пульт телевизора, клавиатура и мышь компьютера и т.п.).
Ухаживающий за больным строго соблюдает правила личной гигиены и при необходимости контакта с больным, пользуется медицинской маской согласно приложению 7 (если использование медицинской маски больным невозможно).
1.4. Помещение, где находится больной, в течение дня несколько раз проветривают, проводят (ежедневную) не менее 2 раз в день влажную уборку пола отдельной тканевой салфеткой, которую после этого погружают в кипяток или раствор дезинфицирующего средства, а затем промывают водой и просушивают.
1.5. Больного обеспечивают отдельной посудой для приема пищи, лекарств и т.д., постельными принадлежностями, индивидуальным полотенцем, носовыми платками одноразового использования. Носовые платки одноразового использования сбрасывают в отдельный герметичный пакет и утилизируют вместе с бытовым мусором. При необходимости контакта со здоровыми членами семьи на время контакта больному следует использовать медицинскую маску (или самостоятельно изготовленную четырехслойную марлевую повязку) согласно приложению 7.
1.6. Посуду больного после каждого использования освобождают от остатков пищи, кипятят в растворе моющего средства в течение 5 минут с момента закипания. После дезинфекции посуду моют, прополаскивают под проточной водопроводной водой и высушивают в вертикальном положении. Не выдерживающую кипячения посуду и другие предметы погружают в дезинфицирующий раствор, рекомендованный для применения населением в быту, затем посуду моют разрешенными для этих целей моющими средствами, промывают водой и просушивают в вертикальном положении. Вместо кипячения можно проводить обработку столовой посуды и столовых приборов в посудомоечных машинах, имеющих режим "дезинфекция".
1.7. Для сбора грязного белья выделяют емкость с крышкой.
Многоразовые носовые платки и полотенца погружают в раствор любого моющего средства и кипятят 15 минут с момента закипания, а затем стирают.
1.8. Предметы ухода за больными и игрушки тщательно моют раствором моющего средства, после чего промывают горячей водой.
1.9. Медицинские маски (или самостоятельно изготовленные четырехслойные марлевые повязки) применяют согласно приложению 7, меняют через каждые 3 часа (или ранее - при их увлажнении). После использования медицинские маски сбрасывают в отдельный герметичный пакет и утилизируют с бытовым мусором. Самостоятельно изготовленные четырехслойные марлевые повязки при необходимости их повторного использования, обезвреживают путем погружения в раствор любого моющего средства с последующим кипячением в течение 15 минут с момента закипания (или стирают в стиральной машине в режиме кипячения при 95°С). Затем повязки прополаскивают, высушивают и проглаживают с двух сторон утюгом при температуре, рекомендованной для изделий из хлопка.
2. Организация и проведение очаговой дезинфекции в медицинских и других организациях
2.1. В медицинских организациях больных помещают в боксы, полубоксы или выделенные специально для них палаты, отделения, в которых вводят на это время режим инфекционного отделения. Помещать таких больных в общие палаты категорически запрещается.
2.2. Ответственными за правильное и своевременное выполнение дезинфекции является врач отделения, назначенный приказом главного врача больницы.
2.3. Текущую дезинфекцию проводят санитарки под контролем врача или медсестры в течение всего времени пребывания больного и заключительную - после его выздоровления или при перепрофилировании палаты, отделения.
2.4. Обеззараживанию подлежат: посуда больного, игрушки, предметы ухода и обстановки палат, кабинетов.
2.5. Посуду больного после каждого использования и игрушки один раз в конце дня либо кипятят в 1% содовом растворе 5 минут с момента закипания, либо погружают в раствор дезинфицирующего средства.
2.6. Влажную уборку палат, кабинетов и других помещений проводят не менее 2-х раз в день с применением дезинфицирующего средства.
2.7. Для обеззараживания воздуха применяют установки и приборы, предназначенные для этой цели.
2.8. Обслуживающий медицинский персонал и медицинские работники должны работать с использованием медицинских масок (или респираторов), согласно приложению 7.
2.9. Для сбора медицинских масок и респираторов выделяют емкость с крышкой.
2.10. Персонал обязан после обслуживания каждого пациента мыть руки теплой водой с мылом или обеззараживать кожным антисептиком.
3. Организация и проведение дезинфекции в детских образовательных организациях и организациях с длительным пребыванием детей и взрослых
3.1. Руководитель организации несет ответственность за выполнение комплекса санитарно-гигиенических и дезинфекционных мероприятий, направленных на профилактику и борьбу с ОРИ в коллективе.
3.2. Врач, медицинская сестра проводят инструктаж среднего, младшего медицинского персонала, воспитателей и др. по выполнению санитарно- гигиенических и дезинфекционных мероприятий, обеспечивают полноту и надлежащее качество их проведения.
3.3. В коллективе, где был выявлен больной, проводят заключительную дезинфекцию силами персонала данной организации с использованием средств и режимов, рекомендованных для конкретной инфекции (группе инфекций).
3.4. Больного изолируют в комнату - изолятор, где проводят текущую дезинфекцию в течение всего времени его пребывания там.
3.5. В период подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ проводят профилактическую дезинфекцию, которую осуществляют также, как текущую дезинфекцию.
3.6. В комнате для осмотра заболевших (или с подозрением на заболевание) термометры хранят в чистой емкости полностью погруженными в раствор дезинфицирующего средства, который готовят и меняют ежедневно. Перед использованием их протирают тканевой салфеткой.
3.7. Одноразовые деревянные шпатели после использования дезинфицируют и уничтожают; металлические - кипятят в течение 15 минут или обеззараживают в растворе дезинфицирующего средства, после чего моют и стерилизуют.
3.8. При выполнении дезинфекции особое внимание обращают на проветривание помещений, обработку посуды, предметов обстановки (игрушек в игровых, спальных комнатах в детских организациях).
3.9. При проведении профилактической дезинфекции посуду после использования сначала моют. Перед мытьем посуды персонал тщательно моет руки специально выделенным мылом и вытирает одноразовым полотенцем. Чайную посуду моют отдельно от столовой последовательно в двух емкостях с водой при температуре 50 - 60°С.
Столовую посуду и столовые приборы после механического удаления остатков пищи моют водой температуры не ниже 40°С с обезжиривающим средством (горчичный порошок, пищевая сода или специальные средства для мытья посуды) после чего промывают водой температуры не ниже 65°С во второй емкости.
Вымытую посуду и столовые приборы дезинфицируют кипячением в течение 5 минут с момента закипания или погружают в раствор дезинфицирующего средства, так, чтобы она была полностью покрыта раствором. После этого посуду промывают водой и просушивают в вертикальном положении на специальных сушилках, не вытирая полотенцем. Можно проводить обработку столовой посуды и столовых приборов в сухожаровом шкафу в режиме дезинфекции 160°С с экспозицией 30 минут или посудомоечных машинах, имеющих режим "дезинфекция".
При очаговой дезинфекции последовательность обработки посуды меняется. В этом случае посуду сначала дезинфицируют, а затем моют, прополаскивают и высушивают.
3.10. Столы, клеенки обеденных столов, пластмассовые скатерти после каждого приема пищи моют горячим мыльным или 2% раствором пищевой соды.
3.11. Дезинфекцию игрушек в группах для детей до 3-х лет проводят 2 раза в день (в послеобеденное время и в конце дня); в группах для детей старше 3-х лет - 1 раз в конце дня. Для дезинфекции используют дезинфицирующие средства, способом погружения или протирания, или орошения с помощью распыляющего устройства. После обработки игрушки ополаскивают водой.
Мягкие игрушки на время подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ исключают из применения.
3.12. Полы, стены, предметы обстановки протирают тканевыми салфетками, а мягкую мебель закрывают чехлами или чистят щетками, смоченными в одном из дезинфицирующих растворов. Использованные для обработки тканевые салфетки, чехлы для мебели обеззараживают в растворе дезинфицирующего средства, затем промывают проточной водой или стирают.
3.13. Персонал организации тщательно следит за чистотой своих рук и рук детей и взрослых. Руки тщательно моют теплой водой с мылом. После мытья руки вытирают одноразовыми или индивидуальными полотенцами.
3.14. В группах (отделениях) персонал, осуществляющий порционирование и раздачу готовых блюд (няня группы, буфетчица) должен иметь ежедневно два белых халата, один из которых надевают только при кормлении детей (обеспечиваемых).
3.15. В группе (отделении) при карантине исключают из обихода ковры, дорожки, мягкие игрушки.
3.16. Для обеззараживания воздуха при текущей дезинфекции применяют установки и приборы, предназначенные для этой цели.
3.17. В период подъема заболеваемости гриппом и ОРИ персонал должен работать в медицинских масках согласно приложению 7.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.