Распоряжение ОАО "РЖД" от 14 ноября 2018 г. N 2402р
"Об утверждении Технологии оформления и взыскания штрафов, предусмотренных Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации и подлежащих уплате ОАО "РЖД" с использованием автоматизированных систем"
В целях повышения эффективности функционирования железнодорожного транспорта и в соответствии пунктом 5.4 дорожной карты по переходу на цифровую модель обслуживания пользователей услуг железнодорожного транспорта, утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 19 марта 2018 года N 517/р:
1. Утвердить прилагаемую Технологию оформления и взыскания штрафов, предусмотренных Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации и подлежащих уплате ОАО "РЖД", с использованием автоматизированных систем (далее - Технология).
2. Главному инженеру Центра фирменного транспортного обслуживания Муреву Д.И.:
2.1. Направить Технологию в установленном порядке в департамент информатизации для дальнейшей реализации в автоматизированных системах.
Срок: 14 декабря 2018 года.
2.2. Предусмотреть в соглашениях между ОАО "РЖД" и пользователями услуг железнодорожного транспорта условия, предусматривающие возможность приема ОАО "РЖД" претензий и направления ответов в электронном виде через личный кабинет клиента в сфере грузовых перевозок на сайте ОАО "РЖД".
Срок: 1 марта 2019 года.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя начальника Центра фирменного транспортного обслуживания Колесникова С. М.
Директор ОАО "РЖД" по коммерческой деятельности - начальник Центра фирменного транспортного обслуживания |
А. Шило |
Технология оформления и взыскания штрафов, предусмотренных уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации и подлежащих уплате ОАО "РЖД", с использованием автоматизированных систем
Утверждена
распоряжением ОАО "РЖД"
N 2402/р от 14.11.2018 г.
1. Общие положения
1.1 Настоящая Технология разработана на основании положений федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18 июня 2003 года N 43, и определяет порядок оформления учетных документов для начисления штрафов, подлежащих уплате ОАО "РЖД" в соответствии с Уставом, порядок их акцепта клиентами, а также порядок дальнейшей исходящей претензионной работы в случае неакцепта с использованием автоматизированных систем.
1.2 Действие настоящей Технологии распространяется на случаи возникновения ответственности клиента перед ОАО "РЖД" об уплате штрафов в соответствии со статьями 94, 62, 99 Устава.
1.3 Оформление и взыскание причитающихся ОАО "РЖД" штрафов в соответствии со статьями 98, 102 Устава с использованием автоматизированных систем осуществляется в порядке, установленном распоряжением ОАО "РЖД" от 31 августа 2017 года N 1758р.
1.4 Положения настоящей Технологии распространяются на все случаи взаимодействия с клиентами вне зависимости от наличия у последних соглашения об оказании информационных услуг с ОАО "РЖД".
1.5 Подписание документов электронной подписью в ЕАСАПР СФТО осуществляется с использованием системы ПЭП ИСУЖТ и заверяется усиленной квалифицированной подписью ОАО "РЖД".
2. Термины и сокращения
АБД ПВ - Автоматизированный банк данных парка вагонов.
Акт общей формы - акт общей формы (форма ГУ-23) оформления перевозочных документов.
АСУ ПРАВО - автоматизированная система управления юридическим обеспечением железнодорожного транспорта.
Ведомость - ведомость подачи и уборки вагонов формы ГУ-46.
ЕАСАПР СФТО - единая автоматизированная система претензионной работы системы фирменного транспортного обслуживания.
ЕЛС - единый лицевой счет, открытый пользователю услуг железнодорожного транспорта на основании заключенного с ОАО "РЖД" договора или соглашения об организации расчетов.
АС ЭТРАН - автоматизированная система централизованной подготовки и оформления перевозочных документов на железнодорожные грузоперевозки.
Заявка - заявка на перевозку грузов железнодорожным транспортом формы ГУ-12.
Инструкция по ведению на станциях коммерческой отчетности - инструкция по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках ОАО "РЖД", утвержденная распоряжением ОАО "РЖД" от 1 марта 2007 года N 333р.
Клиент - пользователь услуг железнодорожного транспорта.
Личный кабинет - личный кабинет клиента в сфере грузовых перевозок на сайте ОАО "РЖД".
Накладная - транспортная железнодорожная накладная.
Накопительная ведомость - накопительная ведомость формы ФДУ-92ВЦ.
НЮ - юридическая служба железной дороги.
Памятка - памятка приемосдатчика на подачу и уборку вагонов формы ГУ-45 (ГУ-45а, ГУ-45ВЦ).
Положение об организации - Положение о порядке взаимодействия между ОАО "РЖД" и расчетов пользователем услуг железнодорожного транспорта при организации расчетов и оплате провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей с использованием ЕЛС клиента при перевозках грузов и/или порожних вагонов, утвержденное распоряжением ОАО "РЖД" от 5 августа 2013 года N 1685р.
Правила предъявления и рассмотрения претензий - правила предъявления и рассмотрения претензий при перевозке грузов, порожних грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику, железнодорожным транспортом, утвержденные приказом Минтранса России от 31 марта 2016 года N 84.
Правилами составления - Правила составления учетной карточки выполнения заявки на учетной карточки перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденные приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 16 июня 2003 года N 20.
Соглашение об оказании информационных услуг - соглашение об оказании информационных услуг в сфере грузовых перевозок, утвержденное распоряжением ОАО "РЖД" от 18 декабря 2017 года N 2633/р.
ТЦФТО - территориальный центр фирменного транспортного обслуживания - структурное подразделение Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД".
Устав - федеральный закон от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Учетная карточка - учетная карточка выполнения принятой заявки на перевозку груза формы ГУ-1.
ЦФТО - Центр фирменного транспортного обслуживания - филиал ОАО "РЖД".
ЭОД - электронный обмен данными.
ЭП - электронная подпись.
3. Порядок оформления и взыскания штрафов за невыполнение принятой заявки на перевозку грузов в соответствии со статьей 94 Устава
3.1 В соответствии со статьей 11 Устава для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет ОАО "РЖД" надлежащим образом оформленную и в необходимом количестве экземпляров заявку.
В случае принятия заявки ОАО "РЖД" учет выполнения заявки осуществляется в учетной карточке по окончании последней погрузки в соответствии с Правилами составления учетной карточки.
3.2 В случае полного или частичного невыполнения принятой и согласованной ОАО "РЖД" заявки по количеству тонн или контейнеров (в зависимости от признака отправки) после перевода заявки в состояние "Закрыта" в АС ЭТРАН автоматически формируется накопительная ведомость, подписывается уполномоченным лицом подразделения ОАО "РЖД", составившего накопительную ведомость, и направляется на подпись клиенту, указанному в заявке.
При наличии соглашения между ОАО "РЖД" и клиентом, предусматривающего электронный обмен накопительными ведомостями, она подписывается уполномоченным лицом подразделения ОАО "РЖД" с применением ЭП, после чего клиенту обеспечивается доступ к электронным данным накопительной ведомости.
При отсутствии соглашения между ОАО "РЖД" и клиентом, предусматривающего электронный обмен накопительными ведомостями, клиенту передается печатная форма накопительной ведомости из АС ЭТРАН, подписанная уполномоченным работником подразделения ОАО "РЖД" на бумажном носителе.
Клиент в соответствии с Положением об организации расчетов обеспечивает согласование и подписание накопительной ведомости в установленные сроки.
После согласования и подписания накопительная ведомость в автоматическом режиме передается в систему ЕК АСУФР в Реестр отработки первичной учетной документации, в бухгалтерском учете ТЦФТО автоматически моделируются бухгалтерские записи со ссылкой на файл накопительной ведомости с ЭП, сохраненный в системе хранения данных. Сотрудник ОЦОР выполняет проверку полученных документов и смоделированных бухгалтерских записей. В случае если данные в системе корректны, бухгалтерские записи акцептуются, на основании чего осуществляется списание с ЕЛС клиента суммы штрафа за полное либо частичное невыполнение принятой заявки.
3.3 В случае несогласия клиента с данными накопительной ведомости и отказа от ее подписания (при наличии соглашения, предусматривающего электронный обмен накопительными ведомостями, клиент осуществляет соответствующие операции в накопительной ведомости в АС ЭТРАН, при отсутствии указанного соглашения - направляет ОАО "РЖД" мотивированный отказ в письменном виде) в ЕАСАПР М формируется сотрудником ОАО "РЖД" и подписывается сторонами акт общей формы об отказе от подписания; информация по заявке и учетной карточке передается из АС ЭТРАН в ЕАСАПР СФТО. ЕАСАПР СФТО формирует в соответствии с действующим законодательством исходящую претензию с приложением необходимых документов:
- заявка;
- подписанная сторонами (в т. ч. с разногласиями) учетная карточка:
- при наличии введенного по заявке отказа от погрузки - отказ грузоотправителя от погрузки, введенный в АС ЭТРАН и подписанный грузоотправителем или его уполномоченным представителем с применением ЭП, либо письменное обращение грузоотправителя об отказе от погрузки с отметкой ОАО "РЖД" о дате поступления, подписанное грузоотправителем или его уполномоченным представителем и заверенное применяемой для финансовых операций печатью;
- соглашение об организации расчетов;
- соглашение об оказании информационных услуг (при наличии);
- накопительная ведомость;
- в случае отказа клиента от подписания накопительной ведомости - акт общей формы об отказе от подписи и мотивированный отказ клиента (при наличии);
- расчет суммы штрафа;
При отсутствии необходимых документов в электронном виде в автоматизированных системах ОАО "РЖД" ответственным сотрудникам ТЦФТО направляется соответствующее информационное сообщение и они имеют возможность загрузить в ЕАСАПР СФТО копии оригиналов бумажных документов, заверив их надлежащим образом с использованием электронной подписи. Ответственные за прикрепление документов сотрудники назначаются руководителем ТЦФТО.
3.4 Сформированная в ЕАСАПР СФТО претензия направляется в электронном виде на согласование НЮ в АСУ ПРАВО. После получения проекта претензии с прилагаемыми материалами и документами НЮ в течение десяти рабочих дней обеспечивает проверку предоставленных материалов, и при отсутствии замечаний, согласовывает претензию.
В случае наличия замечаний НЮ возвращает претензионный материал с указанием мотивированной причины возврата (документы не подписаны либо подписаны ненадлежащими лицами, не подтверждают те или иные обстоятельства, вину контрагента и т. д.).
При получении мотивированных замечаний ЦФТО или ТЦФТО в течение трех рабочих дней дорабатывает проект претензии и осуществляет его согласование в порядке, установленном настоящим пунктом.
3.5 Согласованная НЮ претензия подписывается с применением ЭП уполномоченным лицом ЦФТО или ТЦФТО и направляется для рассмотрения клиенту через личный кабинет (при условии наличия соответствующих условий в соглашении между ОАО "РЖД" и клиентом).
В случае отсутствия соответствующих условий в соглашении между ОАО "РЖД" и клиентом, предусматривающих возможность направления претензий клиенту в электронном виде через личный кабинет, претензия подписывается уполномоченным лицом ТЦФТО на бумажном носителе и направляется в адрес клиента заказным письмом.
Датой предъявления претензии считается дата отправки претензии клиенту в личном кабинете либо дата сдачи претензионной конверта в организацию, осуществляющую отправку почтовой корреспонденции. В последнем случае для подтверждения даты сдачи претензии в почтовое отделение квитанция о приемке почтовой корреспонденции приобщается к претензионному делу. В случае передачи претензии непосредственно ее получателю факт приема подтверждается календарным штампом, содержащим дату приема и фамилию лица, принявшего претензию.
4. Порядок оформления и взыскания штрафов за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих ОАО "РЖД", под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования в соответствии со статьями 62, 99 Устава
4.1 В соответствии с пунктом 6.2 Инструкции по ведению на станциях коммерческой отчетности при подаче и уборке вагонов составляется памятка. На основании сведений памятки составляется ведомость.
При наличии соглашения между ОАО "РЖД" и клиентом, предусматривающего электронный обмен ведомостями подачи и уборки вагонов, она подписывается ЭП уполномоченного работника ОАО "РЖД", составившего ведомость, и ЭП клиента. Ведомость подачи и уборки вагонов, подписанная ЭП, не печатается.
При отсутствии соглашения между ОАО "РЖД" и клиентом, предусматривающего электронный обмен ведомостями подачи и уборки вагонов, она подписывается уполномоченным работником ОАО "РЖД" и клиента на бумажном носителе.
4.2 При наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 99 Устава, составляются акты общей формы (типовая форма прилагается) для подтверждения возникновения ответственности за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих ОАО "РЖД", под погрузкой, выгрузкой в местах общего и необщего пользования. В ведомости автоматически указывается сумма штрафа за указанную задержку, рассчитанная в соответствии со статьями 100, 101 Устава.
В случае наличия актов общей формы, подтверждающих ответственность клиента в соответствии с частью 2 статьи 99 Устава за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих ОАО "РЖД", под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования в ведомости автоматически указывается сумма штрафа за указанную задержку, рассчитанная в соответствии со статьями 100, 101 Устава.
Клиент в соответствии с Положением об организации расчетов обеспечивает согласование и подписание ведомости в установленные сроки.
После согласования и подписания ведомость в автоматическом режиме передается в систему ЕК АСУФР в Реестр отработки первичных учетных документов, в бухгалтерском учете ТЦФТО автоматически моделируются бухгалтерские записи со ссылкой на файл ведомости с ЭП, сохраненный в системе хранения данных. Бухгалтер выполняет проверку полученных документов и смоделированных бухгалтерских записей.
В случае если данные в системе корректные, бухгалтер акцептует бухгалтерские записи.
На основании согласованной и подписанной клиентом ведомости с использованием автоматизированных систем осуществляется списание с ЕЛС клиента суммы штрафа за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих ОАО "РЖД", под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования.
4.3 В случае несогласия клиента с данными ведомости и отказа от ее подписания по данному факту в ЕАСАПР М формируется и подписывается сторонами акт общей формы. Информация по необходимым первичным документам из автоматизированных систем ОАО "РЖД" передается в ЕАСАПР СФТО. ЕАСАПР СФТО формирует в соответствии с действующим законодательством исходящую претензию с приложением оригиналов или надлежащим образом заверенных копий (в том числе с использованием электронной подписи) необходимых документов:
- памятка;
- уведомление о завершении грузовой операции и готовности вагона к уборке/о передаче вагонов на выставочный путь и готовности вагона к уборке формы ГУ-2б ВЦ/Э;
- выписка из книги уведомлений о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь формы ГУ-2а (ГУ-2а ВЦ);
- акты общей формы на начало и окончание задержки вагонов под грузовыми операциями (в случае отказа или уклонения клиента от подписания актов - акт общей формы, подтверждающий данный факт);
- ведомость;
- справка о вагоне из АБД ПВ;
- накладная;
- доверенность представителей клиента на право раскредитования перевозочных документов и подписания первичных документов;
- договор на подачу/уборку вагонов, договор на эксплуатацию пути необщего пользования либо договор на оказание услуг при организации работы по погрузке (выгрузке) на местах общего пользования;
- соглашение (договор) об организации расчетов;
- соглашение об оказании информационных услуг (при наличии);
- в случае отказа клиента от подписания ведомости - акт общей формы об отказе от подписи и мотивированный отказ клиента (при наличии);
- расчет суммы штрафа.
4.4 Сформированная в ЕАСАПР СФТО претензия направляется в электронном виде на согласование НЮ в АСУ ПРАВО. После получения проекта претензии с прилагаемыми материалами и документами НЮ в течение десяти рабочих дней обеспечивает проверку предоставленных материалов, и при отсутствии замечаний согласовывает претензию.
В случае наличия замечаний НЮ возвращает претензионный материал с указанием мотивированной причины возврата (документы не подписаны либо подписаны ненадлежащими лицами, не подтверждают те или иные обстоятельства, вину контрагента и т.д.).
При получении мотивированных замечаний ЦФТЭ или 7ЦФТО в течение трех рабочих дней дорабатывает проект претензии и осуществляет его согласование в порядке, установленном настоящим пунктом.
4.5 Согласованная НЮ претензия подписывается с применением ЭП уполномоченным лицом ЦФТО или ТЦФТО и направляется для рассмотрения клиенту через личный кабинет (при условии наличия соответствующих условий в соглашении между ОАО "РЖД" и клиентом).
В случае отсутствия соответствующих условий в соглашении между ОАО "РЖД" и клиентом, предусматривающих возможность направления претензий клиенту в электронном виде через личный кабинет, претензия подписывается уполномоченным лицом ТЦФТО на бумажном носителе и направляется в адрес клиента заказным письмом.
Датой предъявления претензии считается дата отправки претензии клиенту в личном кабинете либо дата сдачи претензионной конверта в организацию, осуществляющую отправку почтовой корреспонденции. В последнем случае для подтверждения даты сдачи претензии в почтовое отделение квитанция о приемке почтовой корреспонденции приобщается к претензионному делу. В случае передачи претензии непосредственно ее получателю факт приема подтверждается календарным штампом, содержащим дату приема и фамилию лица, принявшего претензию.
Приложение
к Технологии оформления и взыскания
штрафов, предусмотренных уставом
железнодорожного транспорта Российской
Федерации и подлежащих уплате
ОАО "РЖД", с использованием
автоматизированных систем
Типовая форма актов общей формы, удостоверяющих задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования
Акт на начало нахождения
Форма ГУ-23 ВЦ
Акт общей формы N
Станция, код
Поезд N индекс на перегоне
от " " 20 г. час. мин.
Настоящий акт составлен в присутствии следующих лиц:
Представитель перевозчика:
Должность ФИО
Представитель грузоотправителя (грузополучателя)
Должность ФИО
Перевозчик ОАО "РЖД"
Станция отправления
Станция назначения
Отправка N
Дата приема груза к перевозке
Вагон, контейнер N
Наименование груза
Описание обстоятельств, вызвавших составление акта:
На месте общего (необщего) пользования на пути N
продолжает(ют) находиться наименование
поданный(ые)" " 20 г. ч мин вагон(ы) под погрузкой
(выгрузкой) по окончании технологического времени по причине, зависящей от грузоотправителя (грузополучателя)
Технологическое время погрузки (выгрузки) ч мин
(договор N от " " 20 г.)
Начало нахождения на пути общего (необщего) пользования вагона при задержке под погрузкой (выгрузкой) свыше технологического времени " " 20 г. ч мин
Погрузка (выгрузка) груза обеспечивается силами грузоотправителя (грузополучателя)
Владелец инфраструктуры
N |
N вагона |
N отправки |
Дата приема к перевозке |
Груз |
Станция отправления |
Станция назначения |
|
|
|
|
|
|
|
Настоящий акт составлен в присутствии следующих лиц:
Представитель перевозчика:
Должность ФИО
Представитель грузоотправителя (грузополучателя)
Должность ФИО
Перевозчик ОАО "РЖД"
Станция отправления
Станция назначения
Отправка N
Дата приема груза к перевозке
Вагон, контейнер N
Акт на окончание нахождения
Акт общей формы N
Станция, код
Поезд N индекс
на перегоне
от " " 20 г. ч мин.
Наименование груза
Подписи:
Представитель перевозчика
Должность ФИО
Представитель грузоотправителя (грузополучателя)
Должность ФИО
(грузополучателя) о завершении грузовых операций по погрузке
наименование
(выгрузке) груза на пути N места общего пользования
наименование
Окончание нахождения на путях общего (необщего) пользования вагона при задержке под
погрузкой (выгрузкой) свыше технологического времени " " 20 г. в ч мин.
Общее время нахождения вагонов на путях общего (необщего) пользования под погрузкой (выгрузкой) свыше технологического времени ч мин.
Акт общей формы на начало N от " " 20 г.
Владелец инфраструктуры
Подписи:
Представитель перевозчика
Должность ФИО
Представитель грузоотправителя (грузополучателя)
Должность ФИО
Примечание: при погрузке груза в вагон графы "N отправки", "Дата приема к перевозке", "Станция отправления", "Станция назначения", "Груз" не заполняются.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.