Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы
1.1. Анализ текущего состояния подконтрольной среды
1.1.1. Федеральный государственный пожарный надзор
В соответствии с положением, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 290 федеральный государственный пожарный надзор (далее - ФГПН), за исключением ФГПН, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - органы государственного пожарного надзора), являющимися государственными инспекторами по пожарному надзору.
Органы государственного пожарного надзора осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
По итогам работы за 2017 год проведено 78 058 проверок плановых проверок - снижение на 32% по сравнению с прошлым годом (2016 год - 114 158); внеплановых проверок уменьшено на 26% с 131 972 в 2016 году до 98 038 проверок - в 2017.
Среднегодовая нагрузка по числу плановых проверок на одного государственного инспектора составила 10 единиц.
Количество привлечённых к административной ответственности юридических лиц сокращено на 43,4% (с 6 022 в 2016 году до 3 413 в 2017 году).
При проведении профилактических мероприятий вынесено 3,5 тыс. предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, направленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
Количество запланированных проверок на 2018 год снижено на 9,5% по сравнению с прошлым годом (2018 год - 73 002 проверок, 2017 год - 80 716 проверок).
На протяжении 2013-2017 годов обстановка с пожарами в Российской Федерации имеет устойчивую положительную динамику.
Табл. 1. Основные показатели, характеризующие обстановку с пожарами в 2013-2017 гг.
Показатели обстановки с пожарами |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Среднегодовая динамика |
|
абс. ед. |
% |
||||||
Кол-во пожаров, ед. |
153 466 |
152 695 |
145 942 |
139 475 |
132 406 |
-5 534,0 |
-3,6 |
Погибло людей, чел. |
10 612 |
10 237 |
9 405 |
8 749 |
7 782 |
-714,8 |
-7,4 |
Травмировано людей, чел. |
11 132 |
11 079 |
10 962 |
9 905 |
9 305 |
-482,8 |
-4,3 |
Прямой мат. ущерб в действующих ценах, млн руб. |
14 885 |
18 344 |
22 462 |
13 418 |
14 134 |
-642,9 |
2,7 |
Прямой мат. ущерб в ценах 2013 г., млн руб. |
14 885 |
16 473 |
17 864 |
10 127 |
10 405 |
-1 530,7 |
-5,4 |
Среднегодовые темпы снижения количества пожаров в течение 2013-2017 гг. составили 5 534 пожара в среднем за год (-3,6%), числа погибших людей на пожарах - 714 человек (-7,4%), числа травмированных людей - 482 человек (-4,3%). Динамика прямого материального ущерба от пожаров в сопоставимых ценах (с 2013 г.) имеет тенденцию к снижению, в среднем за год на 709,9 млн руб.
Табл. 2. Распределение и динамика изменения числа пожаров, произошедших в Российской Федерации в 2013-2017 гг., по объектам пожаров
Объект пожара |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Среднегодовой прирост за 2013-2017 гг. в: |
Доля за 5 лет, |
|
Кол-во пожаров, ед. |
абс. ед. |
% |
% |
|||||
Здания производственного назначения |
3 137 |
3 110 |
2 930 |
2 693 |
2 786 |
-111,9 |
-2,8 |
2,0 |
Складские здания |
1 422 |
1 402 |
1 317 |
1 351 |
1 442 |
-1,1 |
0,5 |
1,0 |
Места откр. хран. материалов, с/х угодья |
3 443 |
3 698 |
2 854 |
2 455 |
2 298 |
-353,3 |
-8,9 |
2,0 |
Здания жилого назначения |
104 592 |
104 779 |
100 498 |
96 813 |
93 001 |
-3 114,8 |
-2,9 |
69,0 |
Здания сельскохозяйственного назначения |
694 |
622 |
552 |
574 |
580 |
-27,6 |
-4,1 |
0,4 |
Строящиеся (реконструируемые) здания |
978 |
983 |
977 |
812 |
716 |
-69,5 |
-7,2 |
0,6 |
Сооружения, установки промышленного назначения |
1 098 |
943 |
896 |
953 |
781 |
-62,4 |
-7,7 |
0,6 |
Транспортные средства |
23 434 |
23 081 |
20 817 |
19 299 |
17 574 |
-1 550,2 |
-6,9 |
14,4 |
Торговые здания, сооружения, рынки (включая объекты общественного питания) |
4 077 |
3 811 |
3 496 |
3 363 |
3 189 |
-222,4 |
-5,9 |
2,5 |
Здания учебно-воспитательного назначения |
270 |
230 |
290 |
217 |
215 |
-12,3 |
-3,7 |
0,2 |
Здания здравоохранения и социального обслуживания населения |
222 |
196 |
204 |
186 |
195 |
-6,4 |
-2,9 |
0,1 |
Административные здания |
938 |
885 |
910 |
887 |
740 |
-39,4 |
-5,5 |
0,6 |
Здания сервисного обслуживания населения |
579 |
584 |
578 |
602 |
467 |
-20,6 |
-4,6 |
0,4 |
Здания для культурно-досуговой деятельности населения и проведения религиозных обрядов |
305 |
274 |
262 |
247 |
233 |
-17,1 |
-6,5 |
0,2 |
Здания и помещения для временного пребывания (проживания) людей (кроме санаториев) |
228 |
199 |
215 |
203 |
198 |
-5,6 |
-3,2 |
0,1 |
Другие объекты пожара* |
8 049 |
7 898 |
9 146 |
8 820 |
8 429 |
168,2 |
1,5 |
5,8 |
______________________________
* Другие объекты пожаров - неэксплуатируемое здание, носильные вещи (вещи на человеке), отдельно стоящая хозяйственная постройка (бытовка, вагончик, сарай, хозблок, будка и др.)
Наибольшее число пожаров зарегистрировано в зданиях жилого сектора - 69%; торговых зданиях, сооружениях, рынках (включая объекты общественного питания) - 2,5%; зданиях производственного назначения, местах открытого хранение материалов, с/х угодья - 2%; складских зданиях - 1%.
Табл. 3. Распределение и динамика изменения числа погибших людей на пожарах, произошедших в Российской Федерации в 2013-2017 гг., по объектам пожаров
Объект пожара |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Среднегодовой прирост за 2013-2017 гг. в: |
Доля за 5 лет, % |
|
Погибло людей, чел. |
абс. ед. |
% |
||||||
Здания производственного назначения |
95 |
113 |
95 |
122 |
59 |
-6,3 |
-5,1 |
1,0 |
Складские здания |
21 |
14 |
15 |
29 |
25 |
2,3 |
13,3 |
0,2 |
Места откр. хран. материалов, с/х угодья |
8 |
10 |
15 |
7 |
10 |
0,1 |
16,1 |
0,1 |
Здания жилого назначения |
9 670 |
9 433 |
8 515 |
7 982 |
7 211 |
-636,9 |
-7,0 |
91,4 |
Здания сельскохозяйственного назначения |
22 |
14 |
8 |
13 |
11 |
-2,3 |
-8,0 |
0,1 |
Строящиеся (реконструируемые) здания |
38 |
29 |
40 |
39 |
16 |
-3,4 |
-11,8 |
0,3 |
Сооружения, установки промышленного назначения |
63 |
57 |
38 |
46 |
30 |
-7,7 |
-14,1 |
0,5 |
Транспортные средства |
158 |
123 |
157 |
146 |
130 |
-3,3 |
-3,1 |
1,5 |
Торговые здания, сооружения, рынки (включая объекты общественного питания) |
20 |
20 |
33 |
5 |
19 |
-1,7 |
20,0 |
0,2 |
Здания учебно-воспитательного назначения |
4 |
1 |
2 |
2 |
0 |
-0,7 |
-18,8 |
0,0 |
Здания здравоохранения и социального обслуживания населения |
83 |
9 |
27 |
2 |
2 |
-16,9 |
-20,4 |
0,3 |
Административные здания |
14 |
20 |
13 |
18 |
12 |
-0,6 |
3,2 |
0,2 |
Здания сервисного обслуживания населения |
5 |
3 |
10 |
5 |
5 |
0,2 |
2,5 |
0,1 |
Здания для культурно-досуговой деятельности населения и проведения религиозных обрядов |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
0,4 |
25,0 |
0,0 |
Здания и помещения для временного пребывания (проживания) людей (кроме санаториев) |
20 |
16 |
16 |
23 |
19 |
0,5 |
1,6 |
0,2 |
Другие объекты пожара |
390 |
374 |
420 |
309 |
264 |
-31,7 |
-8,2 |
3,8 |
Наибольшее число погибших в среднем за 5 лет зарегистрировано в зданиях жилого сектора - 91,4%, зданиях производственного назначения - 1%.
Табл. 4. Распределение и динамика изменения числа травмированных людей на пожарах, произошедших в Российской Федерации в 2013-2017 гг., по объектам пожаров
Объект пожара |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Среднегодовой прирост за 2013-2017 гг. в: |
Доля за 5 лет, % |
|
Травмировано людей, чел. |
абс. ед. |
% |
||||||
Здания производственного назначения |
166 |
186 |
164 |
160 |
135 |
-8,8 |
-4,5 |
1,5 |
Складские здания |
57 |
27 |
38 |
54 |
57 |
2,7 |
8,9 |
0,4 |
Места откр. хран. материалов, с/х угодья |
33 |
48 |
47 |
39 |
48 |
2,1 |
12,4 |
0,4 |
Здания жилого назначения |
8 061 |
8 134 |
7 996 |
7 194 |
6 989 |
-308,4 |
-3,4 |
73,2 |
Здания сельскохозяйственного назначения |
17 |
7 |
20 |
9 |
9 |
-1,4 |
-3,5 |
0,1 |
Строящиеся (реконструируемые) здания |
56 |
50 |
42 |
30 |
19 |
-9,4 |
-23,0 |
0,4 |
Сооружения, установки промышленного назначения |
90 |
98 |
63 |
76 |
60 |
-8,2 |
-6,8 |
0,7 |
Транспортные средства |
455 |
403 |
373 |
344 |
338 |
-29,3 |
-7,1 |
3,6 |
Торговые здания, сооружения, рынки (включая объекты общественного питания) |
62 |
62 |
103 |
36 |
69 |
-1,2 |
23,2 |
0,6 |
Здания учебно-воспитательного назначения |
7 |
3 |
7 |
21 |
7 |
1,8 |
19,0 |
0,1 |
Здания здравоохранения и социального обслуживания населения |
18 |
8 |
39 |
20 |
15 |
0,6 |
-7,3 |
0,2 |
Административные здания |
22 |
38 |
30 |
54 |
25 |
2,2 |
19,5 |
0,3 |
Здания сервисного обслуживания населения |
14 |
14 |
22 |
13 |
12 |
-0,5 |
2,1 |
0,1 |
Здания для культурно-досуговой деятельности населения и проведения религиозных обрядов |
9 |
11 |
6 |
3 |
13 |
0,0 |
6,7 |
0,1 |
Здания и помещения для временного пребывания (проживания) людей (кроме санаториев)) |
29 |
27 |
77 |
31 |
25 |
-0,4 |
3,5 |
0,4 |
Другие объекты пожара |
2 036 |
1 963 |
1 935 |
1 821 |
1 534 |
-114,6 |
-6,7 |
17,7 |
Наибольшее число травмированных зарегистрировано в зданиях жилого сектора - 73,2%, зданиях производственного назначения - 1,5%.
Таблица 4#
Табл. 5. Распределение и динамика изменения прямого материального ущерба в сопоставимых ценах (ценах 2013 г.) от пожаров, произошедших в Российской Федерации в 2013-2017 гг., по объектам пожаров
Объект пожара |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Среднегодовой прирост за 2013-2017 гг. в: |
Доля за 5 лет, % |
|
Прямой ущерб в сопоставимых ценах, млн руб. |
абс. ед. |
% |
||||||
Здания производственного назначения |
924,2 |
1 117,6 |
2 280,8 |
1 211,7 |
717,3 |
-32,0 |
8,3 |
9,0 |
Складские здания |
3 273,9 |
3 442,6 |
4 100,2 |
1 044,8 |
2 025,8 |
-489,4 |
10,9 |
20,1 |
Места откр. хран. материалов, с/х угодья |
89,6 |
233,8 |
145,0 |
99,4 |
64,2 |
-18,5 |
-1,2 |
0,9 |
Здания жилого назначения |
4 450,8 |
4 682,8 |
3 888,0 |
3 648,2 |
3 581,2 |
-277,4 |
-4,9 |
29,2 |
Здания сельскохозяйственного назначения |
483,1 |
532,9 |
1 693,6 |
1 092,3 |
123,0 |
-16,1 |
-3,5 |
5,7 |
Строящиеся (реконструируемые) здания |
283,4 |
142,7 |
121,5 |
56,7 |
86,7 |
-47,9 |
-16,2 |
1,0 |
Сооружения, установки промышленного назначения |
236,7 |
1 079,8 |
249,9 |
104,8 |
69,3 |
-131,0 |
-17,2 |
2,5 |
Транспортные средства |
2 259,7 |
2 017,7 |
1 897,7 |
1 551,0 |
1 439,8 |
-210,7 |
-10,5 |
13,2 |
Торговые здания, сооружения, рынки (включая объекты общественного питания) |
2 343,7 |
2 288,1 |
2 293,8 |
637,9 |
1 419,1 |
-349,9 |
6,4 |
13,0 |
Здания учебно-воспитательного назначения |
39,0 |
50,6 |
99,6 |
26,4 |
18,8 |
-6,5 |
6,1 |
0,3 |
Здания здравоохранения и социального обслуживания населения |
35,2 |
18,4 |
32,9 |
113,6 |
150,0 |
32,5 |
40,8 |
0,5 |
Административные здания |
189,8 |
366,5 |
280,4 |
94,2 |
95,8 |
-46,0 |
1,2 |
1,5 |
Здания сервисного обслуживания населения |
57,6 |
102,8 |
58,9 |
47,2 |
61,0 |
-4,9 |
11,3 |
0,5 |
Здания для культурно-досуговой деятельности населения и проведения религиозных обрядов |
54,7 |
74,6 |
76,1 |
131,6 |
56,5 |
6,1 |
13,5 |
0,6 |
Здания и помещения для временного пребывания (проживания) людей (кроме санаториев) |
34,0 |
47,5 |
226,1 |
49,0 |
57,8 |
4,9 |
19,8 |
0,6 |
Другие объекты пожара |
129,9 |
186,9 |
339,7 |
139,4 |
168,7 |
3,0 |
21,9 |
1,4 |
Наибольший материальный ущерб от пожаров зарегистрирован в зданиях жилого сектора - 29,2%, складских зданиях - 20,1%, торговых зданиях, сооружениях, рынках (включая объекты общественного питания) - 13%, зданиях производственного назначения - 9%.
Среднегодовой рост числа травмированных на пожарах в абсолютных величинах зафиксирован в:
складских зданиях - 3 человека (+8,9%);
местах открытого хранения материалов с/х угодий - 2 человека (+13,0%);
зданиях учебно-воспитательного назначения - 2 человека (+19%);
торговых зданиях, сооружениях, рынках, включая объекты общественного питания и магазины со смешанным ассортиментом товаров - 4 человека (+34,6%);
административных зданиях, включая административное здание организации, предприятия, учреждения - 3 человека (+10,6%);
зданиях, сооружениях и помещениях общественного назначения - 6 человека (+8,3%).
Относительные показатели, характеризующие оперативную обстановку с пожарами в Российской Федерации за 2017 г., следующие:
уменьшение количества пожаров, приходящихся на 100 тыс. чел. населения, - на 4,9%, что составило 90,81 ед.;
увеличение среднего ущерба, приходящегося на один пожар, - на 4,19%, что составило 106,83 тыс. руб.;
уменьшение количества погибших при пожарах людей на 100 тыс. чел. населения, - на 10,9%, что составило 5,34 чел.;
уменьшение количества травмированных при пожарах людей на 100 тыс. чел. населения, - на 5,6%, что составило 6,39 чел.
Основными причинами возникновения пожаров являются нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования (40 528 пожаров - 30,5% от общего количества пожаров), неосторожное обращение с огнем (28,7% от общего количества пожаров), нарушение правил эксплуатации печного отопления (15,2% от общего количества).
Наибольшее количество людей 58,9% погибло от неосторожного обращения с огнём, от нарушения правил устройства и эксплуатации оборудования - 22,6% гибели людей, устройства и эксплуатации печных и дымовых труб - 9,1%.
На города пришлось 59,0% от общего количества пожаров, 48,6% от общего числа погибших при пожарах и 67,7% травмированных людей, 64,8% материального ущерба.
Наибольшее количество пожаров, погибших и травмированных в городах произошло в зданиях жилого назначения 64,4%, 89,4%, 74,7% соответственно от общего количества зарегистрированных случаев.
Помимо жилого сектора пожары произошли в торговых зданиях, сооружения, рынки (включая объекты общественного питания) - 3,2%; зданиях производственного назначения - 2,4%; складских зданиях - 1%.
Наибольшее количество погибших и травмированных зарегистрировано в зданиях производственного назначения - 1,4% и 1,8% соответственно.
Наибольший ущерб зарегистрирован при пожарах в складских зданиях - 27,7%, в жилье - 20,6%, в торговых зданиях, сооружениях, рынках (включая объекты общественного питания) - 16,0%, зданиях производственного назначения - 10,7%.
Массовые нарушения обязательных требований в области пожарной безопасности в складских зданиях связаны с:
несоблюдением правил устройства и эксплуатации электрооборудования;
несоблюдением правил при проведении электрогазосварочных и огневых работ;
неосторожного обращения с огнём.
Массовые нарушения обязательных требований в области пожарной безопасности в торговых зданиях, сооружениях, рынках (включая объекты общественного питания) связаны с:
несоблюдением правил устройства и эксплуатации электропроводки (кабелей) и электрооборудования;
несоблюдением правил устройства и эксплуатации теплогенерирующих агрегатов и установок;
работоспособностью автоматических систем обнаружения и тушения пожаров, дымоудаления;
неподготовленностью персонала организаций к действиям на случай пожара;
содержанием путей эвакуации;
наличием и исправностью первичных средств пожаротушения.
Массовые нарушения обязательных требований в области пожарной безопасности в зданиях производственного назначения связаны с:
несоблюдением правил устройства и эксплуатации электрооборудования;
неосторожного обращения с огнём;
несоблюдением правил при проведении электрогазосварочных и огневых работ.
Средний показатель по Российской Федерации в части устранения нарушений требований норм и правил в области пожарной безопасности составил 86,12%.
1.1.2. Лицензионный контроль при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений
Лицензионный контроль при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров
Предметом государственного контроля является проверка соответствия лицензиата лицензионным требованиям, сведений о деятельности лицензиата, содержащихся в его документах, состояния используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности технических средств, оборудования, соответствия работников лицензиата лицензионным требованиям, качества выполняемых работ, оказываемых услуг, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Государственные функции исполняются МЧС России в лице подразделений лицензирующего органа:
ДНПР;
ДГСП;
ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации;
специальных подразделений.
Лицензирование деятельности в области пожарной безопасности осуществляется применительно к видам деятельности, установленным пунктами 14 и 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности":
деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры - 1 вид деятельности;
деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (без внесения изменений в перечень работ и услуг, составляющих данный вид деятельности) - 2 вид деятельности.
Общее количество лицензий, выданных на 1 и 2 виды деятельности в области пожарной безопасности, действующих на территории Российской Федерации в 2017 году, составило 42 844 лицензий.
Всего в 2017 году в лицензирующие органы МЧС России поступило 5134 заявления (в том числе по 1 виду - 145, по 2 виду - 4989).
По результатам рассмотрения указанных заявлений лицензирующими органами:
предоставлено лицензий - 4892 (по 1 виду - 125, по 2 виду - 4767);
переоформлено лицензий - 1376 (по 1 виду - 76, по 2 виду - 1300);
отказано в предоставлении лицензий - 242 (по 1 виду - 20, по 2 виду - 222);
отказано в переоформлении лицензии - 53 (по 1 виду - 5, по 2 виду - 48);
выдано дубликатов лицензий - 45 (по 1 виду - 0, по 2 виду - 45);
прекращено действие лицензий - 174 (по 1 виду - 15, по 2 виду - 159).
Снижение административных барьеров и повышение доступности государственной услуги по лицензированию видов деятельности в области пожарной безопасности обеспечивается:
применением единого порядка лицензирования;
использованием форм электронного взаимодействия с соискателем лицензии;
внесением изменений в план проверок лицензиатов при осуществлении лицензионного контроля, на основании поданных ими заявлений (в части, касающейся малого бизнеса). Анализ показал, что в 2017 году количество действующих лицензий на виды деятельности в области пожарной безопасности увеличилось на 5548 лицензий, что характеризует положительную направленность развития предпринимательской деятельности в сфере обеспечения пожарной безопасности, а также позволяет сделать вывод о наличии оптимального режима регулирования указанной деятельности.
Заявители могут предоставлять заявления и прилагаемые к ним документы лично, направлять по почте или в электронном виде с использованием единого портала государственных услуг (ЕПГУ) и информационной системы "Госуслуги", обеспечивающей автоматизацию всех процессов оказания государственных услуг (функций) МЧС России в ЕПГУ, в том числе, лицензирования: от приема заявления до результата предоставления государственной услуги, формирование необходимых печатных форм, ведение реестров лицензий и централизованный учет всех внесенных данных, а также автоматизированное направление и обработку запросов по СМЭВ.
Кроме того, через ЕПГУ осуществляется информирование об исполнении государственной функции по лицензионному контролю:
по 1-му виду деятельности - проведение внеплановых выездных проверок, проведение внеплановых документарных проверок, проведение внеплановых проверок, проведение внеплановых проверок за соблюдением лицензионных требований по обращениям, проведение плановых выездных проверок, проведение плановых документарных проверок, проведение плановых проверок;
по 2-му виду деятельности - проведение внеплановых мероприятий по контролю за соблюдением лицензионных требований; проведение внеплановых мероприятий по контролю за соблюдением лицензионных требований по обращениям; проведение плановых мероприятий по контролю за соблюдением лицензионных требований).
Всего в 2017 году от соискателей лицензий и лицензиатов поступило 364 заявления в электронном виде:
17 заявлений по 1 виду деятельности;
347 заявлений по 2 виду деятельности.
Все основные законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормативные акты МЧС России, регулирующие лицензирование деятельности в области пожарной безопасности, размещены и находятся в свободном доступе на официальном интернет-сайте МЧС России в разделе "Законодательство" (http://www.mchs.gov.ru/law/).
В рамках реализации положений Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" при предоставлении государственной услуги по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности МЧС России осуществляет межведомственное электронное взаимодействие (по СМЭВ), заключающееся в обмене документами и информацией с Федеральной налоговой службой Российской Федерации (далее - ФНС России) и Федеральным казначейством.
Направление запросов по СМЭВ, при предоставлении государственной услуги по лицензированию отдельных видов деятельности в области пожарной безопасности, осуществляется с применением системы электронного обслуживания "Полтава".
С целью проверки полноты и достоверности сведений, представленных соискателем лицензии или лицензиатом, запросы автоматически формируются и направляются в федеральные органы исполнительной власти в день поступления заявления от соискателя лицензии (лицензиата):
в ФНС России - для получения сведений из ЕГРЮЛ (ЕГРИП);
в Федеральное казначейство - для получения сведений об уплате государственной пошлины.
Методическая работа с лицензиатами, направленная на предотвращение ими нарушений лицензионных требований в области пожарной безопасности, осуществляется (без разделения по видам деятельности) подразделениями МЧС России, отвечающими за предоставление государственной услуги по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности.
Методическая работа проводится в процессе консультирования по вопросам лицензирования в области пожарной безопасности в форме:
личной устной консультации;
посредством почтовой связи;
посредством телефонной связи;
по электронной почте.
Также методическая работа с лицензиатами, направленная на предотвращение нарушений ими лицензионных требований при осуществлении лицензируемых видов деятельности в области пожарной безопасности заключается в своевременном и полном информировании о порядке предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности и изменениях законодательной и нормативной правовой базы, регламентирующей лицензирование деятельности в области пожарной безопасности.
Информация размещается на информационных стендах в помещениях лицензирующего органа и в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, в том числе на официальном сайте МЧС России в сети "Интернет", и включает в себя:
номера телефонов для справок (консультаций) и адреса электронной почты;
порядок рассмотрения обращений и получения консультаций;
порядок обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц; план проведения плановых проверок на текущий год;
информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах;
формы документов;
график работы лицензирующего органа;
график приема граждан;
тексты административных регламентов предоставления государственной услуги;
тексты законодательных и иных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы лицензирования отдельных видов деятельности в области пожарной безопасности;
методическая и справочная информация по вопросам лицензирования.
Кроме того, в рамках проверок, проводимых при осуществлении лицензионного контроля, помимо мер административного воздействия, лицензиатам разъясняются требования нормативных правовых актов, регламентирующих лицензирование в области пожарной безопасности, а также доводятся изменения, внесенные в данные документы.
1.1.3. Федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ФГНЧС) осуществляется в соответствии с положением, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. N 1418 в целях обеспечения соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами (юридические лица), индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в пределах своих полномочий осуществляют:
организацию и проведение проверок выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований;
взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями по вопросам обеспечения выполнения обязательных требований;
производство по делам об административных правонарушениях;
рассмотрение обращений и жалоб организаций и граждан по вопросам обеспечения выполнения обязательных требований.
Надзорными органами МЧС России в 2017 году в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций запланировано 1224 проверки (2016 г. - 2619, уменьшение на 53,2%). Проверки, предусмотренные планом плановых проверок, проведены в полном объеме.
Всего проведено 1942 проверки (2016 г. - 4364, уменьшение на 55,4%), из них:
1224 - плановые (2016 г. - 2558, уменьшение на 52,1%);
718 - внеплановых (2016 г. - 1806, уменьшение на 60,2%).
Внеплановые проверки проводились в соответствии со следующими основаниями:
по проверке исполнения ранее выданных предписаний - 709 проверок;
по заявлениям и обращениям граждан, организаций и органов власти, информации из СМИ - 7 проверок;
по требованиям органов прокуратуры - 2 проверки.
По результатам надзорных мероприятий вручено 591 предписание по устранению выявленных нарушений требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (2016 г. - 1497, уменьшение на 60,5%).
В ходе проведенных проверок выявлено 2307 нарушений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (2016 г. - 7312, уменьшение 68%).
Средний показатель по Российской Федерации в части устранения нарушений требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций составил 78,6% (2016 г. - 82%, уменьшение на 3,4%).
Основными показателями, характеризующими обстановку с чрезвычайными ситуациями, являются:
- количество чрезвычайных ситуаций, единиц;
- количество погибших людей во время чрезвычайных ситуаций, человек;
- количество травмированных людей во время чрезвычайных ситуаций, человек;
- прямой материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций, млн рублей.
За период с 2013 по 2017 годы отмечается тенденция к снижению количества чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации.
Среднегодовые темпы снижения количества чрезвычайных ситуаций в течение 2013-2017 гг. составили 12 чрезвычайных ситуаций в среднем за год (-5,4% в процентном выражении), числа травмированных людей - 37 523 человека (-23,3%). В результате, в 2017 году количество зарегистрированных чрезвычайных ситуаций составило 257 ед., количество погибших людей - 556 чел., количество травмированных людей - 36 402 чел.
Отмечается незначительный среднегодовой темп роста числа погибших людей на 7 человек (+0,7%).
Наибольшее количество чрезвычайных ситуаций произошло в 2013 году (335 единиц), наименьшее, - в 2015 и 2017 годах (257 единиц) единиц. При этом, наименьшее количество погибших отмечено в 2017 году (556 человек), а наибольшее в 2016 (788 человек). Количество пострадавших наименьшее в 2015 году (20 821 человек), а наибольшее в 2013 году (218 177 человек).
Динамика прямого материального ущерба от пожаров в действующих ценах не имела выраженной тенденции к росту или снижению, в результате среднегодовое снижение за 5 лет составило 15025 млн руб. (-32,8%).
Табл. 6. Количество ЧС в Российской Федерации за 2016-2017 гг.
Вид ЧС |
Количество, ед |
Прирост Снижение % |
Материальный ущерб, млн руб. |
Прирост Снижение % |
||
2016 г. |
2017 г. |
2016 г. |
2017 г. |
|||
Техногенные |
178 |
176 |
1,1 |
1345,018 |
499,073 |
68,5% |
Крупные террористические акты |
0 |
1 |
100 |
0 |
0 |
0 |
Природные |
54 |
42 |
22,2 |
7117,017 |
9766,277 |
37 |
Биолого-социальные |
67 |
38 |
43,3 |
537,977 |
967,626 |
80 |
Итого |
299 |
257 |
14 |
9000,002 |
11 232,975 |
25 |
Количество ЧС в Российской Федерации уменьшилось на 14% по сравнению с 2016 г.
Количество погибших в результате ЧС людей за 2017 г. уменьшилось на 29,44% по сравнению с предыдущим годом.
Общее количество пострадавших за 2017 г. уменьшилось в 3,6 раза по сравнению с 2016 г.
В 2017 г. количество локальных ЧС уменьшилось на 18,3% по сравнению с предыдущим годом (2016 г. - 184). Число муниципальных ЧС увеличилось на 13,9% (2016 г. - 84).
Табл. 7. Распределение ЧС по масштабности в Российской Федерации в 2016 и 2017 гг.
Масштабность ЧС |
Структура показателей, % |
Прирост Снижение |
|
2016 г. |
2017 г. |
||
Локальные |
61,5 |
43,2 |
18,3 |
Муниципальные |
28,1 |
42 |
13,9 |
Межмуниципальные |
4 |
5 |
1,0 |
Региональные |
4,7 |
7 |
2,З |
Межрегиональные |
0 |
1,2 |
1,2 |
Федеральные |
1,7 |
1,6 |
0,1 |
Количество межмуниципальных ЧС увеличилось на 1,0% (2016 г. - 12), региональных ЧС увеличилось на 2,3% (2016 г. - 14), межрегиональных ЧС увеличилось на 1,2% (2016 г. - 0), федеральных ЧС уменьшилось на 0,1% (2016 г. - 5).
По характеру и виду источников возникновения техногенных ЧС в 2017 г. преобладали: крупные автомобильные катастрофы (108, в 2016 г. - 90), авиационные катастрофы (23, в 2016 г. - 39), взрывы и обрушения в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения (23, в 2016 - 15), аварии, крушения грузовых и пассажирских поездов (11, в 2016 - 7).
Типовыми и массовыми нарушениями обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выявляемыми в 2017 году должностными лицами, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, стали:
1. Вопросы создания органов управления, сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС):
не создан координационный орган РСЧС (комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности);
отсутствие утвержденных положений об органах управления РСЧС;
должностные лица органов управления объектовых звеньев РСЧС не прошли соответствующую подготовку в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2. Вопросы создания резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций:
отсутствие номенклатуры и требуемого объема резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
отсутствие резервов финансовых ресурсов;
не обеспечено создание, хранение и восполнение указанных резервов.
3. Вопросы подготовки руководителей, сотрудников органов власти и организаций, населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
нарушение сроков обучения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций или получения дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (в течение первого года работы);
нарушение сроков повышения квалификации соответствующих должностных лиц;
не проводятся учения и тренировки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций органами власти и организациями.
Таким образом, профилактическая работа надзорных органов МЧС России в 2018-2020 годах будет сосредоточена на силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также на объектах, представляющих потенциальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций по устранению типичных нарушений.
1.1.4. Государственный надзор в области гражданской обороны
В соответствии с Положением о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 305 "Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны" органы надзорной деятельности МЧС России:
организуют и проводят проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны, в том числе правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты и другой специальной техники и имущества гражданской обороны;
участвуют в информировании органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения о принимаемых и принятых мерах в области гражданской обороны;
рассматривают в установленном порядке обращения, жалобы граждан и юридических лиц;
осуществляют другие меры по государственному контролю (надзору) в области гражданской обороны, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Предметом ГНГО является проверка выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), а также должностными лицами и гражданами требований и мероприятий в области гражданской обороны, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Субъектами ГНГО являются все организации (юридические лица, индивидуальные предприниматели), независимо от расположения их на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне и организации, имеющие на своем балансе защитные сооружения гражданской обороны.
В рамках организации надзорных мероприятий в области гражданской обороны существуют следующие субъекты контроля (надзора):
Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации;
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
органы местного самоуправления;
территории, отнесенным к группам по гражданской обороне;
организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне;
организации, имеющие на своем балансе объекты гражданской обороны;
иные организации.
Надзорными органами МЧС России в 2017 году в области гражданской обороны запланировано 2539 проверок (2016 г. - 2741, уменьшение на 7,4%).
Проверки, предусмотренные планом плановых проверок, проведены в полном объеме.
Проведено 1606 внеплановых проверок (2016 г. - 2392, уменьшение на 32,8%).
Внеплановые проверки проводились в соответствии со следующими основаниями:
по проверке исполнения ранее выданных предписаний - 1565 проверок;
по заявлениям и обращениям граждан, организаций и органов власти, информации из СМИ - 29 проверок;
по требованиям органов прокуратуры - 12 проверок.
Предписания по результатам проверок в области гражданской обороны судами и вышестоящими должностными лицами не отменялись.
По результатам мероприятий по контролю вручено 1970 предписаний по устранению выявленных нарушений требований законодательства в области гражданской обороны (2016 г. - 2262, уменьшение на 13%).
В ходе проведенных проверок выявлено 17456 нарушений в области гражданской обороны (2016 г. - 19194, уменьшение на 9%).
Средний показатель по Российской Федерации в части устранения нарушений требований и мероприятий в области гражданской обороны составил 73,3% (2016 г. - 73,4%, уменьшение на 0,1%).
При осуществлении профилактических мероприятий в области гражданской обороны должностным лицом органа ГН проводится работа по разъяснению обязательных по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в рамках решения задач# Федеральном законе от 12.02.1998 N 28-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О гражданской обороне". Такими задачами являются:
подготовка населения в области гражданской обороны;
оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты;
проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
Типовыми и массовыми нарушениями обязательных требований и мероприятий в области гражданской обороны, выявляемыми в 2017 году должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного надзора в области гражданской обороны, стали:
1. Вопросы создания, содержания и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств:
не в полной мере создаются в целях гражданской обороны запасы средств;
сотрудники организаций не в полной мере обеспечены средствами индивидуальной защиты и медицинскими средствами индивидуальной защиты;
отсутствие условий и мест для хранения запасов.
2. Вопросы укрытия наибольшей работающей смены предприятий и населения в защитных сооружениях гражданской обороны (далее - ЗСГО), отсутствие ЗСГО при наличии его потребности:
укрытие работников наибольшей работающей смены организаций и населения, в ЗСГО, не имеющих статус ЗСГО (по факту - заглубленные помещения, на которые отсутствует паспорт ЗСГО);
отсутствие договоров с подрядчиками на строительство быстровозводимых ЗСГО, либо самих ЗСГО.
3. Вопросы содержания ЗСГО:
нарушение требований по эксплуатации ЗСГО в мирное время;
нарушение сохранности и технической готовности конструкций и оборудования ЗСГО;
отсутствие комплексной оценки технического состояния защитных сооружений гражданской обороны.
4. Вопросы подготовки руководителей, сотрудников органов власти и организаций, населения в области гражданской обороны:
нарушение сроков обучения в области гражданской обороны должностных лиц и работников гражданской обороны, впервые назначенных на должность (в течение первого года работы);
нарушение сроков повышение квалификации;
не создана и не поддерживается в рабочем состоянии учебно-материальная база для подготовки сотрудников в области гражданской обороны.
Таким образом, профилактическая работа надзорных органов МЧС России в 2018-2020 годах будет сосредоточена на объектах, обеспечивающих устойчивое функционирование экономики нашей страны и выживание населения в военное время, и (или) представляющих потенциальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций по устранению типичных нарушений.
1.1.5. Государственный надзор во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами (сооружениями) для их стоянок
Государственная инспекция по маломерным судам (далее - ГИМС) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. N 835 осуществляет свою деятельность в отношении принадлежащих юридическим и физическим лицам:
маломерных судов, используемых в некоммерческих целях (далее - маломерные суда);
баз (сооружений) для стоянок маломерных судов и иных плавучих объектов (средств), пляжей и других мест массового отдыха на водоемах (далее - пляжи), переправ (кроме паромных переправ), на которых используются маломерные суда, и ледовых переправ (далее - переправы), а также наплавных мостов на внутренних водах, не включенных в Перечень внутренних водных путей Российской Федерации (далее - наплавные мосты).
Основными задачами ГИМС являются:
осуществление государственного надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации (далее - водные объекты);
обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.
ГИМС осуществляет следующие функции:
1) организует в пределах своей компетенции надзор и контроль за выполнением требований по обеспечению безопасности людей и охраны жизни людей на базах (сооружениях) для стоянок маломерных судов, пляжах, переправах и наплавных мостах;
2) организует контроль за соблюдением правовых актов, регламентирующих порядок пользования маломерными судами, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами, переправами и наплавными мостами;
3) осуществляет в установленном порядке классификацию, освидетельствование, государственную регистрацию и учет маломерных судов, присвоение им идентификационных номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда;
4) разрабатывает типовые программы обучения и осуществляет прием экзаменов по судовождению, правилам пользования и навыкам практического управления маломерными судами, водными мотоциклами (гидроциклами), аттестацию судоводителей и выдачу им удостоверений на право управления маломерным судном;
5) осуществляет ведение реестра маломерных судов и государственный учет выдаваемых удостоверений на право управления маломерными судами, регистрационных и иных документов, необходимых для допуска маломерных судов и судоводителей к участию в плавании;
6) устанавливает в зависимости от конструкции судна и вносит в судовой билет обязательные условия, нормы и требования по количеству людей на маломерном судне, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой маломерное судно может плавать, осадке, минимальному надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием;
7) проводит в установленном порядке регулярные проверки маломерных судов на соответствие нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ;
8) осуществляет учет аварий и происшествий с маломерными судами, несчастных случаев с людьми на воде;
9) осуществляет учет, ежегодное освидетельствование баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, пляжей, переправ и наплавных мостов, выдачу разрешений на эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, переправ и наплавных мостов, а также разрешений на пользование пляжами;
10) осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников Государственной инспекции по маломерным судам по профилю их профессиональной деятельности;
11) проводит разъяснительную и профилактическую работу среди населения в целях предупреждения аварийности маломерных судов и снижения травматизма людей на водных объектах;
12) осуществляет в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции;
13) участвует в реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах;
14) участвует в формировании соответствующих технических регламентов и технических требований;
В течение 2017 года на водных объектах Российской Федерации зарегистрировано 4078 происшествий, что на 17,6% меньше чем в 2016 году (4951). Количество погибших людей на водных объектах в 2017 году составило 3725 человека, что на 748 человек меньше чем в 2016 году (4473). В целом за прошедшие 5 лет наблюдается значительное снижение числа погибших людей на водных объектах с 5242 человек в 2013 году до 3725 человек в 2017 году, таким образом, среднегодовые темпы снижения количества погибших людей на водных объектах составляют 379 человек (-8,0%).
В 2017 году на водных объектах при купании погибло 1788 человек, что составляет 48,0% от общего количества погибших (в 2016 году - 2363 чел., 52,8%). В течение 2017 года 104 человека погибло из-за несоблюдения мер безопасности на льду (в 2016 году - 125), гибель 38 человек связана с эксплуатацией маломерных судов (в 2016 году - 43), гибель остальных произошла по иным причинам (не организованный туризм, охота и т.д.).
Причиной гибели детей на водных объектах является отсутствие контроля со стороны родителей либо иных законных представителей за посещением детьми водных объектов во время отдыха или каникул.
При общем снижении числа происшествий на водных объектах Российской Федерации в 2017 г. отмечена динамика увеличения числа происшествий с маломерными судами.
Количество аварий маломерных судов в сравнении с 2016 годом увеличилось на 37,5% и составило 44 аварии (в 2016 году произошло 32 аварии). При этом количество людей, погибших при авариях маломерных судов, снизилось с 43 в 2016 году до 38 человек в 2017 г. В результате аварий 19 человек получили травмы (в 2016 году 3 человека).
Наибольшее количество аварий маломерных судов за 2017 год произошло в Самарской области - 5 аварий. В республиках Башкортостан и Татарстан, Краснодарском крае, Омской и Челябинской областях произошло по 3 аварии.
По состоянию на 1 января 2018 года в реестре маломерных судов зарегистрировано 1501 тыс. маломерных судна (на 1 января 2017 года - 1501 тыс. судов). Также на учете в подразделениях ГИМС МЧС России состоят, 2504 базы (сооружения) для стоянок маломерных судов (на 1 января 2017 года - 2574 базы) и 1262 тыс. судоводителей маломерных судов, имеющих удостоверения на право управления маломерным судном, выданных ГИМС МЧС России (на 1 января 2017 года - 1219 тыс. судоводителей).
Основные нарушения эксплуатации маломерных судов:
эксплуатация не зарегистрированных в установленном порядке в органах ГИМС МЧС России маломерных судов;
управление судами лицами, не имеющими права управления;
эксплуатация маломерных судов, не укомплектованных спасательными средствами.
1.2. Анализ достигнутого уровня профилактической работы
В рамках реализации комплексной профилактики нарушения обязательных требований в соответствии с паспортом реализации проекта "Совершенствование функции государственного надзора МЧС России в рамках реализации приоритетной программы "Реформа контрольного и надзорной деятельности" на основании Стандарта комплексной профилактики нарушения обязательных требований, в 2017 году в МЧС России:
проведен анализ правоприменительной практики, с последующей публикацией результатов на официальном сайте МЧС России обзор правоприменительной практики в соответствии с порядком, установленным приказом МЧС России от 24.11.2016 N 630;
подготовлены и размещены на Интернет-портале МЧС России ежеквартальные доклады по результатам правоприменительной практики, типовым и массовым нарушениям обязательных требований в подконтрольных областях;
разработан, утвержден и размещен на Интернет-портале МЧС России перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении федерального государственного надзора в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с приказом МЧС России от 14.04.2017 N 171;
разработаны и размещены на Интернет-портале МЧС России перечни контрольных вопросов ("чек-листы") в области ФГПН, ФГНЧС, ГНГО для внедрения механизма обучения подконтрольных субъектов, самостоятельного определениям ими перечней предъявляемых к ним требований;
разработан, утвержден, опубликован на Интернет-портале МЧС России и реализован план-график проведения публичных обсуждений правоприменительной практики в соответствии с приказом МЧС России от 14.06.2017 N 254 "Об организации публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органов надзорной деятельности МЧС России".
разработаны, утверждены, размещены на официальных сайтах и реализованы программы профилактики нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации на 2017 год.
Профилактические мероприятия, организованные и проведенные в соответствии с программами профилактики ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации в 2017 году
В целях формирования единого подхода к планированию, организации и проведению профилактических мероприятий, определению видов и форм профилактических мероприятий, а также организации работы с территориальными подразделениями контрольно-надзорных органов федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, бизнес-сообществами, общественными объединениями, гражданами, оказывающими содействия в рамках реализации своих прав в сфере профилактики нарушений обязательных требований разработано и направлено в территориальные органы МЧС России письмом МЧС России от 10.01.2018 N 43-104-19 Руководство по подготовке программы профилактики нарушения обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, которое содержит:
методику определения степени достижения прогнозных значений показателей паспорта реализации проекта "Совершенствование функции государственного надзора МЧС России в рамках реализации приоритетной программы "Реформа контрольно-надзорной деятельности" (предназначена для определения степени достижения прогнозных значений показателей Программы);
справочник типовых профилактических мероприятий для проведения профилактики нарушения обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах (позволяет обеспечить планирование профилактической работы на объектах на основе типового набора профилактических мероприятий, планирование профилактических мероприятий в зависимости от их трудозатрат для достижения целевых показателей, проведение оценки результативности и эффективности профилактической работы);
порядок оформления Программы профилактики нарушения обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах;
график подготовки, рассмотрения, согласования и утверждения Программы профилактики Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.
Табл. 8. Достижение целевых показателей профилактической работы в 2017 году
Наименование показателей |
Значения на 2017 год* |
Примечание |
|
план. |
факт. |
||
Показатели, введенные с 2017 года
| |||
Доля плановых проверок, проведённых на объектах контроля (надзора), отнесённых к категориям высокого риска, значительного риска и среднего риска, % |
85 |
85,2 |
Показатель в 2018 году исключён. Решением проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 13 февраля 2018 г. N 1 внесены изменения в паспорт приоритетного проекта "Совершенствование функции государственного надзора МЧС России в рамках реализации приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности", утвержденный решением от 21 февраля 2017 г. N 13. Скорректирован и дополнен ряд показателей. Так, из показателя "Доля плановых проверок, проведенных на объектах контроля (надзора), отнесенных к категориям высокого риска, значительного риска и среднего риска" исключены объекты категории среднего риска и внесена категория объектов чрезвычайно высокого риска. Наряду с этим, постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806) при осуществлении федерального государственного пожарного надзора категория чрезвычайно высокого риска не предусмотрена. В настоящее время ведётся работа по внесению соответствующих изменений в нормативный правовой акт. |
Рост доли профилактических мероприятий в общем объёме контрольно-надзорной деятельности МЧС России, не менее, % |
30 |
н.д. |
Разработана методика расчёта доли профилактических мероприятий в общем объёме контрольно-надзорной деятельности на основе расчёта трудозатрат на проведение этой работы главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации. В связи с тем, что данные за 2017 год отсутствуют, расчёт этого показателя будет вестись с 2018 года в рамках Программы комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2018-2020 годы. |
Увеличение доли организованных и (или) проведенных с участием МЧС России практических тренировок по эвакуации людей на объектах высокой и значительной категории риска, не менее, % |
30 |
42,7 |
В 2017 году проведено 435 646 практических отработок эвакуации людей из зданий, действий людей при получении сигналов оповещения ГО, угрозе возникновения (возникновении) чрезвычайной ситуации регламентов взаимодействия с администрациями объектов, обслуживающим и дежурным персоналом объектов оперативных планов (карточек) пожаротушения совместно с пожарно-спасательными подразделениями (Форма 6-ГПН, утверждённая приказом МЧС России от 8.02.2017 N 43). |
Рост количества профилактических плановых (рейдовых) осмотров (обследований) территорий, акваторий, не менее, % |
15 |
н/д |
В 2016 году профилактические плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий не проводились. В соответствии со статьёй 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" порядок оформления и содержания плановых (рейдовых) осмотров, обследований территорий по вопросам обеспечения пожарной безопасности, выполнения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера утверждён приказом МЧС России от 24.03.2017 N 132, как мероприятие по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. В течение 2017 года проведено 25 237 контрольных мероприятий. (Форма 24-ГПН, утверждённая приказом МЧС России от 8.02.2017 N 43). |
Информированность населения Российской Федерации в области комплексной безопасности жизнедеятельности, % |
30 |
42,8 |
Информированность населения в области комплексной безопасности в возрасте от 5 лет и старше составил 58 785,3 тыс. человек. (Форма 6-ГПН, утверждённая приказом МЧС России от 8.02.2017 N 43). Численность населения Российской Федерации в 2017 году в возрасте от 5 лет и старше составила 137 222,0 тыс. человек. |
Показатель, введенный с 2018 года
| |||
Доля охвата дифференцированных подконтрольных субъектов (объектов) профилактическими мероприятиями в общем объеме подконтрольных субъектов (объектов), % |
н/д |
н/д |
Значения показателя будут определены в течение двух недель после утверждения ведомственной программы профилактики (в соответствии со сноской [6] к паспорту реализации проекта "Совершенствование функции государственного надзора МЧС России в рамках реализации приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности", утвержденного протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности", утверждённого проектным комитетом 13 февраля 2018 г. протокол N 1. |
______________________________
* Утверждены паспортом приоритетного проекта "Совершенствование функции государственного надзора МЧС России в рамках реализации приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности" (протокол проектного комитета от 21 февраля 2017 г. N 13(1)).
Выводы
Проводимая органами надзорной деятельности МЧС России профилактическая работа ведётся планомерно и системно при взаимодействии с субъектами системы профилактики, о чём свидетельствуют показатели деятельности.
Одновременно, необходимо дальнейшие расширение взаимодействия с субъектами профилактической работы, обустройство её инфраструктуры, совершенствование содержания видов и форм профилактических мероприятий, алгоритмов расчёта показателей результативности, эффективности, направленных на повышение информированности населения по вопросам безопасности жизнедеятельности.
1.3. Дифференциация видов и форм профилактических мероприятий по видам контрольно-надзорной деятельности МЧС России
Дифференциация видов и форм профилактических мероприятий по группам риска - отдельным совокупностям подконтрольных субъектов (типовые решения для ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации) по видам контрольно-надзорной деятельности МЧС России приведена в приложении N 1 к Программе.
1.4. Постановка проблемы, на решение которой направлена Программа
1.4.1. В области пожарной безопасности
Анализ показателей, характеризующих обстановку с пожарами в Российской Федерации, определяет основные направления профилактической работы.
Во-первых. Основная направленность работы должна быть связана с повышением информированности населения в области безопасности жизнедеятельности, повышения культуры безопасного проживания населения в многоэтажных и одноэтажных домах. В жилом секторе происходит 70,2% от общего количества пожаров, 92,5% погибших, 75,0% получивших травмы. По вине человека в 2017 году произошло 75,8% от общего количества пожаров, из них по причине нарушения обязательных требований пожарной безопасности 45,7% от общего количества пожаров и по причине неосторожного обращения с огнем 30,1% от общего количества пожаров. Большая часть погибших приходится на пожары, причиной возникновения которых является неосторожное обращение с огнем (58,9% от общего числа погибших при пожарах).
Во-вторых. Приоритетом профилактической работы является комплексный подход при организации мероприятий на объектах с массовым пребыванием людей на основе адресности и всесторонности планируемых и реализуемых мер.
В-третьих. Должна быть продолжена работа на социально значимых объектах. Наиболее пристальное внимание уделяется общеобразовательным школам (24% пожаров от 465 пожаров на этой категории объектов), общежитиям (19%), объектам здравоохранения и социального обслуживания с компасным проживанием маломобильных групп престарелых и инвалидов.
В-четвёртых. Критерием качества системы противопожарной пропаганды и обучения мерам пожарной безопасности является планирование работы с учётом дифференциации объектов по функциональному признаку, с различными социально-демографическими группами населения, а также обучение человека в области пожарной безопасности на протяжении всей его жизни.
В-пятых. Отдельно выделяется блок профилактической работы с детьми. Доля детей (дошкольники и школьники) составляет 5% от общего количества погибших при пожарах.
В-шестых. Для уменьшения величины ущерба от пожаров необходимо предусмотреть меры воздействия, адекватные функциональному назначению объектов защиты. Наибольшая величина ущерба от общего ущерба по Российской Федерации - 28,9% приходится на здания, сооружения жилого сектора. В складских зданиях, сооружениях доля прямого ущерба составляет 19,1%, существенная доля ущерба - 12,4% приходится на пожары в торговых зданиях, сооружениях, на рынках. Последствия пожаров на этих категориях объектов наиболее ощутимы для малого бизнеса и связаны с невосполнимой утратой материальных и финансовых средств, приводящих к их ликвидации. Пожары в производственных зданиях (величина ущерба - 9%) от общего объёма ущерба, особенно на градообразующих предприятиях, наносят существенный вред экономике страны.
На основе анализа подконтрольной среды определены основные направления деятельности надзорных органов МЧС России по профилактике рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, а также формы профилактических мероприятий, дифференцированные в зависимости от вида и категории риска подконтрольного объекта и целевой аудитории - социальной группы, воздействие на которую обеспечит ожидаемый эффект по определенной проблеме.
На устранение причин и условий нарушения обязательных требований пожарной безопасности направлена дифференциация видов и периодичности профилактических мероприятий Программы в зависимости от категории рисков подконтрольных объектов защиты: чем ниже категория риска подконтрольного объекта, тем интенсивнее будет проводиться профилактическая работа.
1.4.2. В области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Анализ показателей, характеризующих состояние подконтрольной среды в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера выявил, что типовыми и массовыми нарушениями обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выявляемыми в 2017 году должностными лицами, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, стали:
вопросы создания органов управления, сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС);
вопросы создания резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
вопросы подготовки руководителей, сотрудников органов власти и организаций, населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
вопросы оценки готовности организаций, эксплуатирующих опасные объекты к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий в случае аварии;
вопросы обучения населения правилам поведения в случае затопления.
Таким образом, профилактическая работа в 2018-2020 годах будет сосредоточена на совершенствовании функционирования органов власти, а также организаций путем осуществления профилактических мероприятий, направленных на предупреждение типичных нарушений обязательных требований.
Кроме этого будет продолжена работа по оказанию помощи органам местного самоуправления по доведению до граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, выплат всех видов пособий за счёт средств бюджетной системы Российской Федерации, в том числе путем:
своевременного доведения до населения информации об имеющихся правах пострадавших граждан на компенсационные выплаты, установленном порядке и сроках их получения, а также списке необходимых для этого документов;
доведения информации о местах размещения приемных комиссий и центров помощи восстановления, утраченных документов, а также порядке и времени их работы;
информирования о порядке работы комиссий по оценке полученного ущерба, утраченного жилого имущества и имущества первой необходимости;
представления данных о местах размещения пострадавших граждан и их контактной информации для организации обратной связи.
1.4.3. В области гражданской обороны
Анализ показателей, характеризующих состояние подконтрольной среды в области гражданской обороны, выявил, что типовыми и массовыми нарушениями обязательных требований и мероприятий в области гражданской обороны, выявляемыми в 2017 году должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного надзора в области гражданской обороны, стали:
вопросы создания, содержания и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
вопросы укрытия наибольшей работающей смены предприятий и населения в защитных сооружениях гражданской обороны (далее - ЗСГО), отсутствие ЗСГО при наличии его потребности:
вопросы содержания ЗСГО;
вопросы подготовки руководителей, сотрудников органов власти и организаций, населения в области гражданской обороны.
Средний показатель по Российской Федерации в части устранения нарушений требований и мероприятий в области гражданской обороны составил 73,3%.
Таким образом, профилактическая работа надзорных органов МЧС России в 2018-2020 годах будет сосредоточена на объектах, обеспечивающих устойчивое функционирование экономики нашей страны и выживание населения в военное время, и (или) представляющих потенциальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций по устранению типичных нарушений.
1.4.4. В области обеспечения безопасности людей на водных объектах
Анализ показателей, характеризующих состояние подконтрольной среды в области обеспечения безопасности людей на водных объектах, выявил, что типовыми и массовыми нарушениями обязательных требований в этой сфере являются нарушения эксплуатации маломерных судов, к которым относятся:
эксплуатация не зарегистрированных в установленном порядке в органах ГИМС МЧС России маломерных судов;
управление судами лицами, не имеющими права управления;
эксплуатация маломерных судов, не укомплектованных спасательными средствами.
Выводы
В ходе анализа профилактической работы установлены следующие проблемные зоны:
повышение уровня информированности и правовой грамотности подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований;
совершенствование способов информирования подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований по группам риска (отдельным совокупностям подконтрольных субъектов) для их эффективного восприятия;
обеспечение доступности сведений о применении обязательных требований, основных ошибках, способах их предотвращения;
создание системы обратной связи с подконтрольными субъектами по вопросам применения обязательных требований, правового регулирования, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий;
осуществление превентивного разъяснения подконтрольным субъектам системы обязательных требований, в том числе в случае изменения обязательных требований;
совершенствование системы оказания консультативной помощи подконтрольным субъектам по вопросам применения обязательных требований и практики правоприменения;
обеспечение устойчивого диалогового взаимодействия с подконтрольными субъектами и повышение уровня доверия подконтрольных субъектов к органам надзорной деятельности МЧС России;
осуществление мер по мотивации подконтрольных субъектов к добросовестному поведению и сознательному соблюдению обязательных требований.
Виды и формы профилактических мероприятий, направленные на устранение причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований в подведомственных областях, а также дифференциация профилактических мероприятий по объектам защиты (надзора) приведены в разделе 3 Программы.
1.5. Оценка внешних условий и рисков реализации Программы
Табл. 9. Оценка внешних условий и рисков реализации программы
N |
Наименование риска/возможности |
Мероприятия по предупреждению риска/реализации возможности |
1. |
Увеличение погибших и травмированных в чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, вследствие ежегодных сезонных рисков (весенне-летний, а также осенне-зимний пожароопасный период, связанный с эксплуатацией систем отопления и теплогенерирующих установок, период майских, новогодних и рождественских праздников), а также вследствие природных и техногенных чрезвычайных ситуациях, которые невозможно спрогнозировать, а именно: паводки, наводнения и маловодье; биолого-социальные угрозы; опасные гидрометеорологические и геологические явления, включая сели, оползни, лавины и иные природные риски. |
Реализация перечня типовых мероприятий сезонных профилактических операций в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных пожарами, на объектах защиты и территориях (типовых превентивных мер, направленных на предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных пожарами, ограничение их последствий, а также создание условий для их ликвидации и проведение аварийно-спасательных работ). Профилактические операции планируются и проводятся территориальными органами МЧС России во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации. При планировании мероприятий учитываются демографические, географические, климатические различия для каждого субъекта Российской Федерации. Формы и методы совместной работы при проведении типовых мероприятий сезонных профилактических операций определяются и утверждаются на заседаниях комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. |
2. |
Увеличение погибших и травмированных при чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, вследствие повышения пожарной опасности на соответствующих территориях, вызванных неблагоприятными погодными явлениями (аномально холодная, либо жаркая погода). |
Принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления или руководством организаций решения об установлении на соответствующих территориях особого противопожарного режима или режима чрезвычайной ситуации. На период действия особого противопожарного режима нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности на соответствующих территориях устанавливаются дополнительные требования и реализуются меры пожарной безопасности, направленные на снижение негативных последствий, вызванных погодными явлениями, в том числе, препятствующие распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов. В период действия режима чрезвычайной ситуации осуществляется оповещение и проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, включая жизнеобеспечение населения, организуются работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннее обеспечение действий сил и средств РСЧС, поддержание общественного порядка в ходе их проведения, а также непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий. |
3. |
Увеличение погибших и травмированных при чрезвычайных ситуациях, в том числе, вызванных пожарами, на объектах категорий умеренного и низкого риска вследствие значительного сокращения присутствия органов надзорных подразделений МЧС России. |
Повышение роли профилактики нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Предварительная проработка с представителями бизнес-сообществ условий обеспечения пожарной безопасности соответствующих объектов защиты и территорий (выдача рекомендаций). |
4. |
Увеличение размера ущерба, причинённого в результате пожаров и ЧС. |
Страхование имущества (добровольное и обязательное). Вовлечение страховых организаций в профилактическую работу. |
5. |
Высокая стоимость информатизации надзорной деятельности и, как следствие, невозможность в полном объеме реализовать информатизацию всех профилактических мероприятий. |
Определение приоритетов при построении систем управления рисками, выделение дополнительного бюджетного финансирования. Проработка вопроса о внебюджетных источниках финансирования профилактических мероприятий Проработка вопроса о расширении возможностей для расходования средств на проект по иным кодам бюджетной классификации |
6. |
Иное толкование прокуратурой содержания профилактических мероприятий, что в значительной мере обесценивает работу органа контроля (надзора) по разъяснению положений законодательства |
Обеспечение возможности участия соответствующих контролирующих органов в разъяснении обязательных требований, проведении публичных мероприятий. Законодательное закрепление возможности органам власти давать официальные разъяснения обязательных требований (с последующим закреплением в положениях о них). |
<< Назад |
Раздел 2. >> Цели и задачи профилактической работы |
|
Содержание Программа комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в области гражданской обороны, защиты... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.