Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 19 февраля 2019 г. N 03-07-13/1/10369
Вопрос: Акционерное общество (далее - Общество) обращается с просьбой разъяснить порядок применения изменений в Налоговый кодекс РФ, вступающих в силу с 01.01.2019.
Письмом Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 13 сентября 2018 г. N 03-07-05/65680 "О применении НДС при оказании после 1 января 2019 г. иностранными организациями услуг в электронной форме российским организациям" было разъяснено, что с 1 января 2019 года утрачивает силу пункт 9 статьи 174.2 Налогового кодекса Российской Федерации и у российских организаций и индивидуальных предпринимателей после 1 января 2019 года будет отсутствовать обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость в отношении услуг в электронной форме, оказанных иностранными организациями.
Просим дополнительно разъяснить:
1. Применимы ли к налогообложению электронных услуг в значении ст. 174.2 Налогового кодекса РФ, оказываемых иностранными организациями - членами ЕАЭС, положения ст. 72 и Приложения 18 Договора о Евразийском экономическом союзе?
2. Применимо ли требование пункта 4.6. ст. 83 НК РФ о постановке на учёт к иностранными организациям - членам ЕАЭС?
3. Подлежат ли налогообложению в порядке ст. 174.2 Налогового кодекса РФ следующие услуги (просим пояснить отдельно по каждому виду услуг):
a. услуги по удалённой технической поддержке программ для ЭВМ с использованием сети Интернет;
b. услуги по технической поддержке программ для ЭВМ с выездом специалиста в место установки программ для ЭВМ;
c. услуги по предоставлению конечному пользователю возможности загрузить обновлённые версии программ для ЭВМ посредством сети Интернет с официального Интернет-сайта правообладателя программ для ЭВМ;
d. услуги по удалённой технической поддержке программ для ЭВМ с использованием сети Интернет и услуги по предоставлению конечному пользователю возможности загрузить обновлённые версии программ для ЭВМ посредством сети Интернет с официального Интернет-сайта правообладателя программ для ЭВМ;
e. работы по разработке программ для ЭВМ;
f. работы по доработке программ для ЭВМ (внесению изменений в существующий функционал и добавление новых функций).
4. Предусмотрена ли действующим законодательством РФ ответственность за невыполнение иностранной организацией требований пункта 4.6 статьи 83 Налогового кодекса? Если да, то в каком порядке иностранная организация будет привлекаться к ответственности?
Ответ: В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость в отношении оказываемых российским организациям хозяйствующими субъектами государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) услуг в электронной форме, поименованных в пункте 1 статьи 174.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
Пунктом 2 статьи 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года определено, что взимание косвенных налогов, в том числе налога на добавленную стоимость, при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся приложением N 18 к Договору.
На основании положений пунктов 1 и 28 Протокола взимание налога на добавленную стоимость при выполнении работ, оказании услуг производится в соответствии с налоговым законодательством государства - члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ (услуг).
Место реализации для целей исчисления налога на добавленную стоимость определяется согласно пункту 19 раздела IV "Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" Протокола.
Поскольку услуги, оказываемые в электронной форме, не поименованы в подпунктах 1-4 пункта 29 Протокола, место реализации этих услуг для целей исчисления налога на добавленную стоимость определяется согласно подпункту 5 пункта 29 Протокола по месту нахождения исполнителя услуг.
Учитывая изложенное, местом реализации услуг в электронной форме, оказываемых хозяйствующими субъектами государств - членов ЕАЭС российским организациям, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не облагаются.
Пунктом 4.6 статьи 83 Кодекса предусмотрена постановка на учет в налоговом органе иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, место реализации которых признается территория Российской Федерации, и осуществляющей расчеты непосредственно с покупателями указанных услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Кодекса если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Таким образом, хозяйствующие субъекты государств - членов ЕАЭС, оказывающие услуги в электронной форме российским организациям, не подлежат постановке на учет в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 19 февраля 2019 г. N 03-07-13/1/10369
Текст письма официально опубликован не был