Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 февраля 2019 г. N 75-АПГ18-12
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Калинина Юрия Юрьевича, Рожнова Павла Юрьевича на решение Верховного Суда Республики Карелия от 8 октября 2018 года об отказе административным истцам в удовлетворении административного искового заявления о признании решения Совета Кондопожского городского поселения 31 сессии III созыва от 25 июня 2018 года N 176 "Об Уставе Кондопожского городского поселения" недействующим.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
в соответствии со статьей 22 Устава Кондопожского городского поселения, принятого Решением Совета Кондопожского городского поселения Кондопожского муниципального района от 24 марта 2011 года N 1, в редакции от 26 октября 2017 года, структуру органов местного самоуправления составляли Совет Кондопожского городского поселения, Глава Кондопожского городского поселения, администрация Кондопожского городского поселения. В силу пункта 5 статьи 60 Устава Кондопожского городского поселения Устав, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Решением Совета Кондопожского городского поселения от 25 июня 2018 года N 176 принят Устав Кондопожского городского поселения в новой редакции, ранее принятый Устав с внесёнными в него изменениями и дополнениями признан утратившим силу. В статье 23 Устава определена структура органов местного самоуправления муниципального образования "Кондопожское городское поселение", которую составляют Совет Кондопожского городского поселения, Глава Кондопожского городского поселения. Исполнительно-распорядительный орган Кондопожского городского поселения не образуется. Исполнение полномочий исполнительно-распорядительного органа поселения в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" возлагается на администрацию Кондопожского муниципального района. Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что решение Совета Кондопожского городского поселения об изменении структуры органов местного самоуправления Совета Кондопожского городского поселения вступает в силу не ранее, чем по истечении срока полномочий Совета Кондопожского городского поселения, принявшего указанное решение, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Данное решение зарегистрировано в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия и опубликовано в печатном издании - газете "Новая Кондопога" 27 июня 2018 года, N 26.
Жители Кондопожского городского поселения Калинин Ю.Ю. и Рожнов П.Ю. обратились в Верховный Суд Республики Карелия с административным исковым заявлением о признании незаконным и недействующим решения 31 сессии III созыва Совета Кондопожского городского поселения от 25 июня 2018 года N 176 "Об Уставе Кондопожского городского поселения", ссылаясь на противоречие части 1 статьи 34, абзацу второму части 8 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Заявление мотивировано тем, что новый Устав не содержит в структуре органов местного самоуправления администрацию Кондопожского городского поселения, порядок вступления в силу отдельных положений Устава Кондопожского городского поселения не соответствует требованиям части 10 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Кроме того, по мнению административных истцов, новая редакция Устава лишает их права быть избранными на должность главы Кондопожского городского поселения, поскольку в соответствии со статьёй 30 Устава глава Кондопожского городского поселения избирается Советом Кондопожского городского поселения на заседании Совета из своего состава.
В судебном заседании административные истцы и их представители поддержав исковые требования по изложенным в административном исковом заявлении и дополнениях к нему основаниям, суду пояснили, что не оспаривают непосредственно положений Устава Кондопожского городского поселения, в том числе положений статьи 23, регламентирующих изменения в структуре органов местного самоуправления и в порядке избрания Главы Кондопожского городского поселения.
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 8 октября 2018 года в удовлетворении заявленного иска отказано.
В апелляционной жалобе административные истцы Калинин Ю.Ю., Рожнов П.Ю. просят отменить решение суда первой инстанции, указывая на неправильное применение норм материального права, просят принять по административному делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Разрешая вопрос о законности оспариваемого правового регулирования, суд пришёл к выводу о том, что решение об Уставе Кондопожского городского поселения принято в пределах полномочий и в соответствии с компетенцией представительного органа муниципального образования, с соблюдением требований законодательства к форме и виду данного муниципального правового акта, процедуре его принятия, правилам введения в действие и опубликования.
Выводы суда о соответствии оспариваемого решения федеральному законодательству соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оценёнными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Судом достоверно установлено, что проект Устава утверждён решением Совета Кондопожского городского поселения, опубликован в газете "Новая Кондопога", прошёл публичные слушания, принят большинством голосов депутатов Кондопожского городского поселения, подписан Главой Кондопожского городского поселения, опубликован в газете, после проведённой Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия проверки Устав включён в государственный реестр уставов муниципальных образований с присвоением государственного регистрационного номера, что в полной мере согласуется с требованиями статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
При этом вступление в силу оспариваемого решения после его официального опубликования (обнародования) за исключением положений Устава Кондопожского городского поселения, изменяющих структуру органов местного самоуправления Кондопожского городского поселения, разграничение полномочий между органами местного самоуправления Кондопожского городского поселения и Кондопожского муниципального района, не может рассматриваться несоответствующим требованиям названного выше Федерального закона, поскольку статья 47 данного федерального закона содержит прямое указание на то, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Вступление в силу положений статьи 23 Устава Кондопожского городского поселения, изменяющих структуру органов местного самоуправления Кондопожского городского поселения и разграничивающих полномочия между органами местного самоуправления Кондопожского городского поселения и Кондопожского муниципального района, после истечения срока полномочий Совета Кондопожского городского поселения III созыва, также не свидетельствует о снижении уровня правовых гарантий избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, к чему фактически сводятся доводы административных истцов. Такой порядок направлен на установление переходного и адаптационного периода в организации и функционировании органов местного самоуправления в новых условиях и не лишает прав граждан избирать и быть избранными в Совет Кондопожского городского поселения, затем выдвигать свою кандидатуру на пост Председателя Совета и Г лавы Кондопожского городского поселения.
Очевидно, из этого исходит федеральный законодатель, говоря в статье 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" о том, что изменения и дополнения, внесённые в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, разграничение полномочий между органами местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, городского округа (часть 8).
Исходя из изложенного и принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Карелия от 8 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административных истцов Калинина Юрия Юрьевича, Рожнова Павла Юрьевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 февраля 2019 г. N 75-АПГ18-12
Текст определения официально опубликован не был