Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 декабря 2018 г. N 7-АПГ18-11
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Водосети" о признании недействующим постановления департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 декабря 2017 г. N 177-Т/11 "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии для потребителей ООО "Водосети" (г. Южа) на 2018 год" по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Водосети" на решение Ивановского областного суда от 17 августа 2018 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Водосети" Розова И.В., представителя департамента энергетики и тарифов Ивановской области Карика О.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Водосети" (далее - ООО "Водосети", общество) обратилось в Ивановский областной суд с заявлением о признании не действующим постановления департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 декабря 2017 г. N 177-Т/11 "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии для потребителей ООО "Водосети" (г. Южа) на 2018 год".
Решением Ивановского областного суда от 17 августа 2018 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, регулирующих данные правоотношения, и принять новое решение об удовлетворении заявления.
Относительно апелляционной жалобы прокуратура Ивановской области представила возражения.
В судебное заседание представители прокуратуры Ивановской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075, которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении (далее - Правила регулирования цен (тарифов), а также приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 N 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее - Методические указания N 760-э).
Согласно пунктам 4, 5.1 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность) и тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям.
Статьей 7 названного закона установление тарифов, в том числе на тепловую энергию (мощность), отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
Департамент энергетики и тарифов Ивановской области (далее - департамент по тарифам) в соответствии с постановлением Правительства Ивановской области от 25 декабря 2014 г. N 577-п является органом исполнительной власти Ивановской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на территории Ивановской области.
Постановлением департамента по тарифам от 20 декабря 2017 г. N 177-Т/11 установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии для потребителей ООО "Водосети" (г. Южа) на 2018 год с видом теплоносителя горячая вода: на период с 1 января 2018 по 30 июня 2018 г. - 650,69 руб. за 1 Гкал (без НДС), на период с 1 июля 2018 г. по 31 декабря 2018 г. - 657,12 руб. за 1 Гкал (без НДС).
Указанный нормативный правовой акт официально опубликован в печатном издании "Ивановская газета" от 29 декабря 2017 г. N 103(6102).
В обоснование заявленного требования общество указало, что оспариваемое постановление противоречит нормативным правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере теплоснабжения имеющим большую юридическую силу. По мнения заявителя, органом регулирования необоснованно уменьшены расходы на арендную плату, исключены суммы выпадающих доходов, суммы задолженности по арендной плате перед ООО "Интерком", не учтенной в тарифах за 2017 год, а также расходы по уплате государственной пошлины.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий, не противоречит федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Расчет затрат по статьям расходов произведен органом регулирования в соответствии с нормативными актами в сфере государственного регулирования тарифов на тепловую энергию.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
Исходя из пунктов 32, 33 Основ ценообразования, при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 настоящего документа.
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов: топливо; прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; сырье и материалы; ремонт основных средств; оплата труда и отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств и нематериальных активов; прочие расходы в соответствии с пунктом 44 настоящих Основ.
В силу пункта 33 Правил регулирования цен (тарифов) орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.
Согласно пунктам 14, 15, 16, 20, 28 Правил регулирования цен (тарифов) установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов). В случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установления цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных Правилами регулирования цен (тарифов), орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Водосети" осуществляет эксплуатацию тепловых сетей в системе теплоснабжения от котельной ООО "Объединенные котельные" в г. Южа Ивановской области на основании договора аренды муниципального имущества от 20 сентября 2010 г. N 03 А/10, заключенного с комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Южского городского поселения (далее - КУМИ), и договора аренды объектов недвижимости от 1 января 2015 г. N 1, заключенного с ООО "Интерком".
В соответствии с пунктом 1.3 договора аренды от 1 января 2017 г. N 1 объект передается арендатору за плату в размере 130 639 руб. в месяц, без НДС.
Общество 27 апреля 2017 г. обратилось в орган регулирования тарифов с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям на 2018 год методом экономически обоснованных расходов.
Согласно пояснительной записке, обществом к включению в тариф на 2018 год предложены расходы на арендную плату в размере 1 989 528 руб., из которых плата по договору с КУМИ составила 421 860 руб., по договору с ООО "Интерком" - 1 567 668 руб.
Согласно пункту 45 Основ ценообразования арендная плата, включается в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.
По результатам произведенной экспертизы, расходы по статье затрат "Арендная плата, концессионная плата, лизинговые платежи" учтены в тарифе на тепловую энергию в размере 421 860 руб. - расходы по договору от 20 сентября 2010 г. N 03 А/10.
Расходы по плате за аренду по договору от 1 января 2015 г. N 1 исключены из расчета тарифов в связи с тем, что арендная плата по данному договору установлена в форме периодических платежей в фиксированной форме без выделения в ее структуре части, приходящейся на обязательные платежи (суммы амортизации и иные обязательные платежи), связанные с владением имуществом, переданным в аренду. Расчет размера арендной платы ни в материалы тарифного дела ни в судебное заседание административным истцом не представлялись.
Доводы истца о том, что орган регулирования обязан самостоятельно произвести необходимые расчеты арендной платы, обоснованно отвергнуты судом первой инстанции со ссылкой на пункт 20 Правил регулирования цен (тарифов).
Кроме того, согласно экспертному заключению, составленному ООО "Консалт-Эксперт" в 2017 году, объект, переданный по договору от 1 января 2015 г. N 1 полностью самортизирован, остаточная стоимость объекта на 1 января 2017 г. по данным бухгалтерского учета равна "0".
Поскольку представленный договор аренды не содержал сведений, позволяющих определить экономически обоснованный размер арендной платы в соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования, орган регулирования обоснованно исключил расходы на арендную плату по названному договору из расчета тарифов на услуги по теплоснабжению на 2018 год.
Также являются несостоятельными доводы ООО "Водосети" о неправомерном исключении органом регулирования из состава необходимой валовой выручки выпадающих доходов общества в размере 288 751 руб., составляющих разницу между фактическими расходами по арендной плате по договору, заключенному с ООО "Интерком" за 2016 год и учтенным в тарифе на этот же году.
Согласно экспертному заключению об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения ООО "Водосети" на 2016 год орган регулирования при установлении указанного тарифа в качестве экономически обоснованных приняты расходы по арендной плате в размере 1 700 777 руб., из которых по договору с ООО "Интерком" относятся 1 278 917 руб., против заявленных обществом 1 989 528 руб.
При расчете тарифов на 2017 год расходы на арендную плату по договору с ООО "Интерком" также не учитывались в связи с отсутствием экономического обоснования.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что установленные на 2016 и 2017 годы тарифы обществом в установленном порядке не оспаривались, заявленные обществом суммы арендной платы за указанные годы как выпадающие доходы обоснованно не учтены органом регулирования при расчете тарифов на 2018 год.
Согласно пункту 50 Основ ценообразования по итогам расчетного периода регулирования орган регулирования исключает из необходимой валовой выручки регулируемой организации, используемой при установлении тарифов на следующий период регулирования, произведенные регулируемой организацией в течение расчетного периода за счет поступлений от регулируемой деятельности необоснованные расходы, выявленные на основании анализа представленных регулируемой организацией бухгалтерской и статистической отчетности (в том числе первичных документов бухгалтерского учета, раскрывающих порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности), а также договоров, актов выполненных работ и платежных документов, подтверждающих факт понесения расходов по этим договорам.
В соответствии с пунктом 9 Основ ценообразования и пункта 13 Методических указаний N 760-э орган регулирования исключает из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) полученные в предыдущем периоде регулирования экономически необоснованные расходы регулируемой организации.
Согласно пояснениям административного ответчика, разница между фактической величиной необходимой валовой выручки за 2016 год, признанной департаментом по тарифам экономически обоснованной и фактической выручкой от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности за 2016 год составила "минус" 2 774 013 руб., которая будет полностью исключена из необходимой валовой выручки общества в течение трех лет. В 2018 году из состава необходимой валовой выручки исключению подлежит сумма 924 674 руб.
Выявленная при рассмотрении спора арифметическая ошибка в сумме излишне полученных обществом средств по итогам 2016 года в откорректированном органом регулирования размере составляет 2 419 961 руб., и не влияет на сумму избытка, исключенную из тарифной выручки на 2018 год.
Учитывая изложенное, постановление департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 декабря 2017 г. N 177-Т/11 "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии для потребителей обществом с ограниченной ответственностью "Водосети" (г. Южа) на 2018 год" соответствует нормативным правовым актам, регулирующим правоотношения и имеющим большую юридическую силу, в связи с чем правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ивановского областного суда от 17 августа 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водосети" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 декабря 2018 г. N 7-АПГ18-11
Текст определения официально опубликован не был