Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 января 2019 г. N 18-АПГ18-57
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Зинченко И.Н.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Франзениус Медикал Кеа Кубань" (далее - Общество) о признании недействующим со дня принятия отдельных положений подпункта 15 пункта 3.4 раздела 3 Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования на территории Краснодарского края от 13 декабря 2017 года по апелляционной жалобе административного истца на решение Краснодарского краевого суда от 20 августа 2018 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителей Общества Николаева А.Н. и Берестовой М.В., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края и представителя Комиссии по разработке Территориальной программы обязательного медицинского страхования Краснодарского края Мурадовой Л.К., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Негановой Г.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
13 декабря 2017 года Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Краснодарского края согласовано Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования на территории Краснодарского края (далее - Тарифное соглашение), размещённое 15 декабря 2017 года на сайте Министерства здравоохранения Краснодарского края www.minzdravkk.ru.
Тарифное соглашение в третьем разделе определяет размер и структуру тарифов на оплату медицинской помощи (пункты 3.1 - 3.3), а также содержит пункт 3.4, содержащий перечень расходов, которые в структуру тарифа на оплату медицинской помощи не включаются, и не подлежат оплате из средств обязательного медицинского страхования, в частности, согласно подпункту 15 - расходы на уплату государственных пошлин и судебных издержек, исполнением обязательств по судебным делам, не связанным с деятельностью медицинских организаций по выполнению территориальной программы ОМС; возврат средств ОМС, использованных не по целевому назначению.
Общество обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим подпункта 15 пункта 3.4 Тарифного соглашения в части слов "возврат средств ОМС, использованных не по целевому назначению" со дня его принятия ввиду его несоответствия в оспариваемой части предписаниям статьи 30 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), Требованиям к структуре и содержанию тарифного соглашения, утверждённым приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 18 ноября 2014 года N 200 (далее - Требования).
По мнению административного истца, действующее законодательство не содержит ограничений на возврат средств ОМС, используемых не по целевому назначению, оспариваемая региональная норма нарушает его права на исполнение судебных решений по оплате финансовых санкций и других аналогичных расходов.
Решением Краснодарского краевого суда от 20 августа 2018 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить судебный акт первой инстанции, как постановленный с нарушением норм материального права, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Краснодарского края, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Краснодарского края, участвующий в деле прокурор представили на апелляционную жалобу возражения, в которых просили оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, Судебная коллегия считает решение суда первой инстанции правильным, основания для его отмены не находит.
Суд первой инстанции, признавая доводы административного истца несостоятельными, правомерно не усмотрел несоответствия в оспариваемой части подпункта 15 пункта 3.4 Тарифного соглашения имеющим большую силу нормативным правовым актам.
Позиция суда основана на правильном применении норм материального права, регулирующих отношения в области установления тарифов на оплату медицинской помощи, соответствует фактическим обстоятельствам.
Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (часть 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), которая наряду с другими вопросами устанавливает порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы её оплаты (преамбула Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 года N 1492, далее - Федеральная программа).
В разделе IV Федеральной программы указано, что порядок формирования и структура тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливаются в соответствии с Законом N 326-ФЗ.
Согласно статье 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчёта тарифов на оплату медицинской помощи (далее - тарифы), утверждённой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 1), устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьёй 76 Федерального закона N 323-ФЗ, и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включёнными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 поименованного Федерального закона (часть 2).
Методика расчёта тарифов определена в разделе XI Правил обязательного медицинского страхования, утверждённых приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 года N 158н (далее - Правила).
Приложением N 1 к Правилам утверждено Положение о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - Комиссия), согласно подпункту 3 пункта 4 которого Комиссия наряду с другими вопросами осуществляет рассмотрение тарифов и формирование тарифного соглашения в соответствии с требованиями к структуре и содержанию тарифного соглашения, её персональный состав утверждается нормативным правовым актом высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 10).
Статьёй 36 Закона N 326-ФЗ определено, что в состав Комиссии входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций, представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций или их ассоциаций (союзов) и профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций), осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, на паритетных началах, а также предусмотрено, что Комиссия формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с названным выше Положением (часть 9).
Суд первой инстанции, установив, что Тарифное соглашение согласовано протоколом заседания комиссии по разработке Территориальной программы обязательного медицинского страхования от 13 декабря 2017 года, которая сформирована в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 декабря 2011 года N 1609 "О комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования", обоснованно констатировал, что Тарифное соглашение принято компетентным органом в пределах предоставленных полномочий с соблюдением процедуры.
Федеральный законодатель полномочия по установлению требований к структуре и содержанию тарифного соглашения предоставил Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (часть 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ).
На момент принятия Тарифного соглашения действовали Требования к структуре и содержанию тарифного заключения, установленные приказом названного выше органа от 18 ноября 2014 года N 200 (далее - Требования), пунктами 12-13 которого определено содержание раздела "Размер и структура тарифов на оплату медицинской помощи".
Действительно, приведённый федеральный нормативный правовой акт не предусматривает установление в тарифном соглашении перечня расходов, не включаемых в тариф и не подлежащих оплате из средств обязательного медицинского страхования.
Между тем данное обстоятельство не свидетельствует о несоответствии оспариваемого предписания имеющим большую силу нормативным правовым актам, поскольку действующее законодательство не предусматривает возможность включения средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, в структуру тарифа.
Статьёй Закона N 326-ФЗ установлено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организацию питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу (часть 7).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца пропущена часть текста. Имеется в виду статьёй 35 Закона N 326-ФЗ
В части 8 названной статьи предусмотрено, что дополнительные элементы структуры тарифа на оплату медицинской помощи к установленным названным федеральным законом вправе устанавливать Правительство Российской Федерации при утверждении базовой программы обязательного медицинского страхования.
Об установлении структуры тарифов на оплату медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации указано в пункте 13 Требований, в котором также приводится тот же перечень расходов, что и в части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ.
Предписание о том, что тарифы включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, содержится и в пункте 156 Правил.
Правила, определяя конкретные виды расходов, подлежащие включению в тарифы (пункт 157, 157.1, 157.2-157.7), закрепляют основной принцип таких расходов - учитываются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе её предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинских организаций в целом (пункт 158), раскрывают содержание названных затрат, относя к иным (прочим) затратам исключительно затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) (158.1), затраты на общехозяйственные нужды, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом (158.3, 158.12).
Приведённые федеральные нормы опровергают утверждение административного истца о том, что в тарифы могут включаться любые прочие услуги.
Несостоятелен довод об отсутствии в федеральном законодательстве каких-либо ограничений на возврат средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению.
Так, в статье 38 Закона N 326-ФЗ о договоре о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, на основании которого страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счёт целевых средств, установлено, что за использование не по целевому назначению страховой медицинской организацией целевых средств страховая медицинская организация обязана уплатить территориальному фонду за счёт собственных средств штраф в размере 10 процентов от суммы средств, использованных не по целевому назначению (часть 11), и возместить эти средства за счёт собственных в течение 10 дней со дня предъявления требования территориальным фондом (часть 12).
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени, а также эти средства возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (часть 9 статьи 39 названого федерального закона).
Исходя из изложенного суд первой инстанции правомерно признал административный иск необоснованным, не усмотрев нарушений прав и законных интересов подпунктом 15 пункта 3.4 Тарифного соглашения в оспариваемой части.
Утверждения Общества, содержащиеся в апелляционной жалобе, о несоответствии оспариваемого предписания пункту 5 части 2 статьи 20 и части 1 статьи 30 Закона N 326-ФЗ, пунктам 158.1 и 158.3 Правил, пункту 13 Требований, части 1 статьи 7 Закона Краснодарского края от 20 декабря 2017 года N 3709-KЗ "О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Краснодарском крае на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", разделу IV Федеральной программы являются несостоятельными ввиду неправильного толкования норм материального права, поскольку перечисленные федеральные и региональные нормы, регламентируя структуру тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, не относят к исключительной компетенции федерального или регионального органа власти регулирование вопроса о расходах, которые не включаются в структуру тарифа, следовательно, оснований для признания подпункта 15 пункта 3.4 Тарифа в оспариваемой части недействующим не имеется.
Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие в судебном акте правовой оценки положениям статьи 30 и иным статьям Закона N 326-ФЗ не может быть принята во внимание, поскольку данное обстоятельство, как не повлёкшее принятие неправильного решения, не является основанием для отмены правильного решения суда.
При таком положении решение суда является законным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, поскольку её доводы не опровергают выводы суда первой инстанции и не содержат предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения судебного решения.
Ввиду изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Краснодарского краевого суда от 20 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Франзениус Медикал Кеа Кубань" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 января 2019 г. N 18-АПГ18-57
Текст определения официально опубликован не был