Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 февраля 2019 г. N 11-АПГ18-21
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А., Горчаковой Е.В.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 14 сентября 2018 года, которым удовлетворен коллективный административный иск Бикташевой Е.Ю., Керпель В.И., Никифоровой И.А., Китова А.В., Ершовой Г.А., Ершовой Ю.А., Изотовой Е.А., Исмагиловой Р.И., Хасановой Р.И., Галиуллиной Г.Р., Галиуллина И.Ф., Валиевой М.И., Валиева Р.И., Валиевой Р.Р., Галимова А.З., Герасимовой Н.Б., Хаертдиновой Т.М., Шигаповой З.А., Сунгатовой Л.И., Алеевой З.Р., Хамитовой И.А., и других о признании недействующими части положений Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 марта 2018 года N 149.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Кабинета Министров Республики Татарстан Мухамадиевой Ф.М., руководителя исполнительного комитета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Сафиуллина Н.С., представителя Министерства строительства архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан Шилькрот А.Р., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы Керпель В.И. и представителя административных истцов Сычева С.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мухиной О.В., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 марта 2018 года N 149 утверждена Территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами Республики Татарстан.
Данное постановление, Территориальная схема опубликованы на официальном портале правовой информации Республики Татарстан 26 марта 2018 года, а также в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан" 30 марта 2018 года.
Бикташева Е.Ю. и др., являющиеся жителями Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан и примыкающего к нему городского округа Казани, обратились в суд с коллективным административным иском о признании недействующими положений Территориальной схемы, предусматривающих: строительство на территории поселения мусоросжигательного завода, производительностью 550 тысяч тонн твердых отходов; создание полигона промышленных отходов, иных объектов по утилизации отходов, а также положения Территориальной схемы о нормативах накопления, о потоках твердых коммунальных отходов, о расположении и развитии инфраструктуры обращения с твердыми коммунальными отходами, о правилах обращения с твердыми коммунальными отходами в части из раздельного накопления и сбора.
Заявители полагали, что оспариваемый нормативный правовой акт в части определения нормативов накопления, потоков твёрдых коммунальных отходов, расположения и развития инфраструктуры обращения твёрдых коммунальных отходов содержит внутренние противоречия, что свидетельствует о неопределённости правового регулирования; считали, что Территориальная схема принята с нарушением процедуры принятия нормативного акта, а именно без проведения общественного обсуждения.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 14 сентября 2018 года административное исковое заявление удовлетворено частично, оспариваемый акт признан не действующим в части положений: предусматривающих строительство в Осиновском сельском поселении Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан объекта по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов (мусоросжигательного завода), производительностью 550 тысяч тонн твёрдых коммунальных отходов; предусматривающих создание полигона промышленных отходов для размещения золошлаковых отходов, образуемых заводом по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов и других объектов по утилизации и обезвреживанию отходов в западной зоне действия регионального оператора; о нормативах накопления, о потоках твёрдых коммунальных отходов; о расположении и развитии инфраструктуры обращения с твёрдыми коммунальными отходами; о правилах обращения с твёрдыми коммунальными отходами в части их раздельного накопления и сбора.
В апелляционной жалобе представители Кабинета Министров Республики Татарстан полагают решение суда незаконным и необоснованным, просят его отменить в части удовлетворения административного иска и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
Относительно доводов апелляционной жалобы заместителем Казанского межрайонного природоохранного прокурора представлено возражение.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение не подлежащим отмене.
По мысли федерального законодателя под общественным обсуждением понимается обсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, с обязательным участием в таком обсуждении уполномоченных лиц указанных органов и организаций, представителей граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются соответствующим решением. Общественное обсуждение проводится с привлечением к участию в нем представителей различных профессиональных и социальных групп, в том числе лиц, права и законные интересы которых затрагивает или может затронуть решение, проект которого выносится на общественное обсуждение. Общественное обсуждение проводится публично и открыто. Организатор общественного обсуждения заблаговременно обнародует информацию о вопросе, выносимом на общественное обсуждение, сроке, порядке его проведения и определения его результатов, и обеспечивает всем участникам общественного обсуждения свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся вопроса, выносимого на общественное обсуждение (статья 24 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации).
В силу предписаний статей 1, 2, 3, 4.1, 9, 12, 13.2-13.4, 17, 18, 19, 20, 21, 24.8-24.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с последующими изменениями) принципами государственной политики в области обращения с твёрдыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации являются: охрана здоровья человека; поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия; научно обоснованное сочетание и экономических и экологических интересов общества; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот; соблюдение прав каждого человека на получение достоверной информации о деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
При этом Территориальная схема обращения с отходами является одним из базовых нормативных документов, на основе которого предусматривается стратегическое планирование деятельности по обращению с отходами, образующимися в результате потребления товаров (продукции), осуществляется деятельность регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и других операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, устанавливаются предельные тарифы в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, разрабатываются и проводятся конкретные мероприятия по реконструкции и модернизации и строительству объектов размещения, захоронения, хранения, обезвреживания отходов и иных объектов, необходимых в области обращения с отходами, создаются места накопления твёрдых коммунальных отходов, разрабатываются мероприятия по предотвращению, снижению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Социальной значимостью территориальной схемы обращения с отходами предопределены требования к составу и содержанию этого документа, а также к порядку его разработки и принятия, в том числе требование о том, что территориальная схема обращения с отходами разрабатывается, проходит процедуру общественного обсуждения, включающую представление заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений, замечаний к проекту этой территориальной схемы и подготовку органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по результатам рассмотрения таких предложений и замечаний соответствующего заключения, утверждается и корректируется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 13.3 Федерального закона от 26 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции от 31 декабря 2017 года N 503-ФЗ).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 89-ФЗ следует читать как "от 24 июня 1998 г."
Поскольку судом достоверно установлено, что, несмотря на размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте органа государственной власти проекта нормативного правового акта, информация о проведении общественных обсуждений, сроках обсуждений, порядке и адресе принятия предложений и замечаний и по окончании установленного срока представления заключения по результатам рассмотрения таких предложений и замечаний или сообщения об отсутствии таковых, не размещалась, суд справедливо пришёл к выводу о непроведении процедуры общественного обсуждения этого проекта, и, как следствие, признал недействующим оспариваемое правовое регулирование по этому основанию.
Исходя из изложенного и принимая во внимание, что в апелляционной жалобе доводов, влекущих безусловную отмену решения, не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 14 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 февраля 2019 г. N 11-АПГ18-21
Текст определения официально опубликован не был