Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 января 2019 г. N 1-АПГ18-20
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Зинченко И.Н.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Скурихина А.С. на решение Архангельского областного суда от 6 сентября 2018 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об оспаривании отдельного положения Порядка обеспечения за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц на территории Архангельской области, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 4 октября 2011 года N 351-пп.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением правительства Архангельской области от 4 октября 2011 года N 351-пп утвержден Порядок обеспечения за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц на территории Архангельской области, согласно пункту 13 которого (в редакции постановления правительства Архангельской области от 10 мая 2016 года N 149-пп) при предоставлении гражданам в соответствии с настоящим Порядком единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 12 настоящего Порядка, и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения, ежеквартально определяемой для Архангельской области федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на дату утверждения министерством строительства и архитектуры Архангельской области списка получателей единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, с учетом пунктов 14 и 15 настоящего Порядка.
Согласно пункту 12 этого же Порядка обеспечения жилыми помещениями граждан норматив общей площади жилого помещения для расчета размера единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения устанавливается в следующем размере: 33 квадратных метра - для одиноко проживающего гражданина; 42 квадратных метра - на семью из двух человек; по 18 квадратных метров на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, учитывается норма дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 квадратных метров. При наличии права на дополнительную площадь по нескольким основаниям размер такой площади не суммируется.
Скурихин А.С. обратился в Архангельский областной суд с административным исковым заявлением о признании пункта 13 названного выше Порядка обеспечения жилыми помещениями граждан недействующим с 1 января 2014 года, ссылаясь в обоснование своего административного искового требования на то, что указанная норма противоречит положениям пункта 16 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 405-ФЗ) и пункта 2 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года N 76.
Решением Архангельского областного суда от 6 сентября 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Скурихин А.С. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение.
Относительно доводов апелляционной жалобы правительством Архангельской области и заместителем прокурора Архангельской области представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему выводу.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что постановление правительства Архангельской области, которым утвержден оспариваемый Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, принято в пределах полномочий правительства Архангельской области с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие. Решение Архангельского областного суда в указанной части не обжалуется.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции правильно исходил из того, что правила определения размера единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения установлены абзацем шестым пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которому при предоставлении в соответствии с настоящим федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего федерального закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" норматив общей площади жилого помещения при предоставлении в соответствии с настоящим федеральным законом жилищной субсидии, норматив общей площади жилого помещения при предоставлении в соответствии с настоящим федеральным законом единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и норматив общей площади жилого помещения при выдаче в соответствии с настоящим федеральным законом государственных жилищных сертификатов определяются Правительством Российской Федерации с учетом права на дополнительную общую площадь жилого помещения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.
Подпунктом "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 года N 303 "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением субвенций субъектам Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что при расчете размера единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предоставляемой гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам, применяются нормативы общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты, установленные пунктом 16 и абзацами первым-третьим пункта 16(2) Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, для участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Согласно пункту 16 названных выше Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения устанавливается в следующем размере: 33 квадратных метра - для одиноко проживающего гражданина; 42 квадратных метра - на семью из 2 человек; по 18 квадратных метров на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения, учитывается норма дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 квадратных метров (в том числе в отношении категории граждан, указанной в подпункте "к" пункта 5 настоящих Правил). При наличии права на дополнительную общую площадь по нескольким основаниям размер такой площади не суммируется.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые по настоящему административному делу положения Порядка обеспечения жилыми помещениями граждан соответствуют абзацу шестому пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в связи с чем, оснований для признания данных положений противоречащими федеральному законодательству не имеется.
Отклонив доводы административного истца, ссылавшегося на противоречие оспариваемых положений Порядка обеспечения жилыми помещениями граждан положениям пункта 16 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 405-ФЗ), суд первой инстанции правомерно указал на неверное истолковании административным истцом норм материального права, поскольку положениями пункта 16 статьи 15 данного федерального закона определены условия предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 этой же статьи, а не единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предоставляемой гражданам, указанным в абзаце первом пункта 2.1 этой же статьи. При этом, несмотря на то, что по своей правовой природе и социальному предназначению названные формы обеспечения граждан жильем (предоставление субсидии для приобретения или строительства жилого помещения и предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения) схожи, Федеральный закон "О статусе военнослужащих" разграничивает как граждан, которые могут претендовать на обеспечение жильем в названных формах, так и правила определения размера субсидии для приобретения или строительства жилого помещения и единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. В этой связи суд первой инстанции также правомерно отклонил и доводы административного истца, ссылавшегося на противоречие оспариваемых положений Порядка обеспечения жилыми помещениями граждан Правилам расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года N 76 в соответствии с абзацем вторым пункта 16 статьи 15 данного федерального закона, согласно которому порядок расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения утверждается Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о том, что обжалуемое решение Архангельского областного суда является законным и обоснованным, оснований для отмены данного решения суда не имеется. Доводы, приведенные Скурихиным А.С. в апелляционной жалобе на указанное решение суда, полностью повторяют его правовую позицию, изложенную им в суде первой инстанции и основанную, как было сказано выше, на неверном истолковании норм материального права. Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, основанными на правильном применении Федерального закона "О статусе военнослужащих", Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не установила.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Архангельского областного суда от 6 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Скурихина А.С. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 января 2019 г. N 1-АПГ18-20
Текст определения официально опубликован не был