В ходе проведения коллективно-договорной кампании в 2017 году были решены задачи по доведению МРОТ до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения, по восстановлению индексации заработной платы работников федеральных государственных учреждений на ближайшие три года и другие.
В отчетном периоде было заключено Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2018-2020 годы, в которое удалось включить основные требования профсоюзов, федеральное соглашение по Уральскому федеральному округу на 2018-2020 годы, а также дополнительное соглашение о внесении изменений и дополнений в соглашение по Центральному федеральному округу на 2017-2018 годы.
Также на федеральном уровне было заключено 27 отраслевых соглашений и 6 дополнительных соглашений о внесении изменений в отраслевые соглашения. На уровне субъектов Российской Федерации было заключено 26 региональных трехсторонних соглашений и 8 дополнительных - о продлении действия соглашений на срок от 1 до 3 лет.
Всего в настоящее время действуют 6 федерально-окружных соглашений, 61 отраслевое соглашение на федеральном уровне, 1065 отраслевых соглашений, заключённых на региональном уровне, 3534 отраслевых соглашений, заключённых на территориальном уровне, 79 региональных трёхсторонних соглашений, 1814 территориальных трёхсторонних соглашений, 130727 коллективных договоров. По отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений действует 1629 соглашений.
В 2018 году завершается срок действия двух федерально-окружных соглашений, 13 отраслевых соглашений, заключённых на федеральном уровне; 28 региональных трёхсторонних соглашений.
В 2017 году охват коллективными договорами организаций (предприятий), в которых созданы первичные профсоюзные организации, увеличился на 0,4 п.п. по отношению к 2016 году и составил 92,9%. Охват коллективными договорами членов профсоюзов организаций, в которых действуют первичные профсоюзные организации, увеличился на 4,5 п.п. и составил 95,6%.
Анализ результатов коллективно-договорной кампании 2017 года показал, что основные задачи, определенные Постановлением Исполкома ФНПР N 4-2 от 31 мая 2017 года "Об итогах коллективно-договорной кампании 2016 года и задачах на предстоящий период", были решены.
В 2018 году коллективно-договорная кампания проходит в условиях изменения состава Правительства Российской Федерации, формирования новой социально-экономической политики, ключевые цели и задачи которой определены в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской федерации на период до 2024 года" и отражают ключевые цели и задачи профсоюзов России.
В этих условиях целями предстоящей коллективно-договорной кампании в 2018 году должны стать:
- содействие реализации задач по обеспечению устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции, снижения в два раза уровня бедности в Российской Федерации, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
- профсоюзный контроль за укреплением и развитием социального партнерства на всех уровнях, а также за соблюдением трудового законодательства и выполнением условий коллективных договоров и соглашений;
- сохранение уровня социально-трудовых прав и гарантий членов профсоюзов при заключении новых коллективных договоров и соглашений;
- проведение в политике каждого общероссийского профсоюза принципа "Нет коллективного договора - нет первичной профсоюзной организации!".
Исполнительный комитет ФНПР постановляет:
1. Принять к сведению информацию, выводы и предложения, содержащиеся в информационной записке "Итоги коллективно-договорной кампании 2017 года" (приложение N 1, Таблица N 1-2, Таблица N 3).
2. Принять к сведению информацию о минимальной заработной плате в субъектах Российской Федерации по состоянию на 1 января 2018 г. (Приложение N 2).
3. Членским организациям ФНПР и их структурам в предстоящей коллективно-договорной кампании основываться на целях и задачах, установленных в Программе ФНПР "Достойный труд - основа благосостояния человека и развития страны" и стандартах достойного труда, формализованных решениями коллегиальных органов ФНПР 2012 года, а также определённых постановлением Генерального Совета ФНПР от 18 апреля 2018 года "О задачах профсоюзов в современных социально-экономических условиях",
Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2018-2020 годы, Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской федерации на период до 2024 года", и добиваться включения в соглашения и коллективные договоры обязательств, обеспечивающих:
3.1. В области экономической политики:
3.1.1. участие профсоюзов в разработке и обсуждении проектов стратегий, государственных программ и приоритетных проектов в области социально-экономического развития отраслей, регионов, организаций (предприятий);
3.1.2. участие профсоюзов в рассмотрении проектов основных направлений бюджетной политики с целью определения её приоритета в виде повышения уровня реальной заработной платы и сохранения социальных обязательств;
3.1.3. участие профсоюзов в формировании регулируемых цен и тарифов на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий и организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, в том числе с целью обеспечения учёта экономически обоснованных затрат на персонал, обусловленных отраслевыми соглашениями;
3.1.4. соблюдение социально-трудовых прав и сохранение гарантий для работников при проведении процедур приватизации, реорганизации и банкротства;
3.1.5. осуществление повышения производительности труда за счет совершенствования технологий производства и технического оснащения рабочих мест, а не за счет интенсификации труда работников и снижения уровня заработной платы;
3.2. в области заработной платы:
3.2.1. установление конкретных сроков и величин повышения заработной платы с целью реализации государственной гарантии по повышению уровня реального содержания заработной платы независимо от экономической ситуации и изменений производительности труда в организациях;
3.2.2. установление минимальных тарифных ставок, минимальных окладов (должностных окладов) на уровне не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;
3.2.3. сохранение или повышение соотношений заработных плат отдельных категорий работников бюджетной сферы, установленных на 2018 год в Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
3.2.5. увеличение доли вознаграждения за труд (тарифной ставки, оклада, должностного оклада) в структуре заработной платы;
3.2.6. разработку и реализацию мер по предотвращению и/или сокращению задолженности по заработной плате;
3.2.7. установление в организациях всех форм собственности соотношения средней заработной платы работников к средней заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров не более чем 1 к 8;
3.2.8. начисление районных коэффициентов и процентных надбавок на все три составные части заработной платы лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
3.2.9. установление систем оплаты труда;
3.2.10. установление, пересмотр и замену норм труда только по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации;
3.3. в области занятости населения:
3.3.1. прогнозирование потребности в рабочей силе в профессионально-квалификационном разрезе на долгосрочный период;
3.3.2. разработку и реализацию мер по предотвращению массовых высвобождений работников;
3.3.3. установление более жёстких критериев массового увольнения работников по сравнению с действующим законодательством;
3.3.4. опережающую профессиональную подготовку и переподготовку работников за счёт средств работодателей и государства в случае высвобождения работников;
3.3.5. дополнительные гарантии при увольнении работников по сокращению численности или штата;
3.3.6. подготовку работников (профессиональное образование и профессиональное обучение), получение ими дополнительного профессионального образования, а также прохождение независимой оценки квалификации за счет средств работодателей;
3.3.7. сохранение места работы (должности) и средней заработной платы, оплату командировочных расходов и дополнительные гарантии при направлении работодателем работника на профессиональное обучение, дополнительное профессиональное образование, а также на прохождение независимой оценки квалификации;
3.3.6. реализацию принципа приоритетного трудоустройства граждан Российской Федерации;
3.3.7. контроль за трудоустройством иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию, как на основании визы (с учетом установленных квот на выдачу разрешений на работу), так и в безвизовом порядке (работающих на основании патентов), а также с учетом устанавливаемой Правительством Российской Федерации допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами в отдельных видах экономической деятельности.
3.3.8. участие в конкурсах "Российская организация высокой социальной эффективности" и "Лучший по профессии";
3.4. в области социальной политики:
3.4.1. сохранение объёма социальных гарантий для работников;
3.4.2. не снижение уровня ранее установленных дополнительных социальных льгот и выплат и развитие системы дополнительной поддержки и мотивации работников;
3.4.3. распространение социальных программ, направленных на поддержание здоровья работников, включая прохождение диспансеризации, развитие системы добровольного медицинского страхования и информирование работников о правах в системе обязательного медицинского страхования;
3.4.4. предупреждение дискриминации и защиту прав ВИЧ-инфицированных работников;
3.4.5. реализацию мероприятий, направленных на улучшение здоровья работающих, организацию отдыха и лечения, создание достойных условий для приёма пищи, частичную или полную компенсацию работником стоимости обеда;
3.5. в области охраны труда:
3.5.1. разработку планов мероприятий по проведению специальной оценки условий труда, информированию работников о возможности реализации их права на участие в специальной оценке условий труда;
3.5.2. контроль за практической реализацией запланированных мероприятий по результатам СОУТ с целью снижения воздействия вредных и опасных производственных факторов на работающих или полному их устранению;
3.5.3. включение в состав комиссий по специальной оценке условий труда представителей профсоюзов, прошедших обучение по охране труда и основам законодательства по СОУТ в обучающих организациях;
3.5.4. обучение представителей профсоюзов, направляемых в комиссии по специальной оценке условий труда, в научных учреждениях ФНПР, имеющих соответствующую компетенцию;
3.6. в области гарантий профсоюзной деятельности:
3.6.1. оплату в размере не ниже средней заработной платы за счёт средств работодателей времени участия не освобождённых от основной работы членов выборных органов профсоюзных организаций в работе созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, в работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов, а также краткосрочной профсоюзной учёбы;
3.6.2. исключение применения дисциплинарного взыскания в отношении работников, входящих в состав выборных органов профсоюзных организаций, без предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа либо вышестоящего профсоюзного органа;
3.6.3. деятельность профсоюзных организаций, профсоюзных представителей и взаимодействие представителей профсоюза с представителями работодателя;
3.7. в области развития социального партнёрства:
3.7.1. согласование принимаемых работодателем локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, с выборным органом первичной профсоюзной организации;
3.7.2. участие работников в управлении предприятием (организацией) в различных формах;
3.7.3. установление индикаторов выполнения обязательств соглашений и коллективных договоров;
3.7.4. обучение представителей сторон социального партнерства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений за счет средств государства и работодателей.
4. Членским организациям ФНПР:
4.1. содействовать проведению коллективных переговоров в организациях (предприятиях), где созданы первичные профсоюзные организации, но не заключены коллективные договоры;
4.2. обеспечивать рассмотрение вопроса о выполнении соглашений и коллективных договоров на заседаниях коллегиальных органов организаций профсоюзов, инициировать обсуждение указанного вопроса на заседаниях комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;
4.3. обеспечивать организационно-методическое и правовое сопровождение коллективно-договорного регулирования на территориальном и локальном уровнях социального партнерства;
4.4. осуществлять профсоюзный контроль за проведением СОУТ в отношении членов профсоюзов;
4.5. проводить обучение руководителей профсоюзных комитетов всех уровней, правовых инспекторов, технических инспекторов труда профсоюзов по вопросам регулирования социально-трудовых отношений, в том числе по специальной оценке условий труда;
4.6. оказывать помощь членам профсоюза и выборным органам первичных профсоюзных организаций по вопросам проведения специальной оценки условий труда;
4.7. представить в Департамент социально-трудовых отношений и социального партнёрства Аппарата ФНПР в письменном и/ или электронном виде информацию о выполнении коллективных договоров и соглашений и об итогах коллективно-договорной кампании 2018 года не позднее 1 марта 2019 года.
5. Общероссийским (межрегиональным) профсоюзам добиваться включения в соглашения обязательств, обеспечивающих:
5.1. разработку отраслевых систем оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов) дифференцированных по уровням квалификации, размеры компенсационных выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий, увеличении объема работ, расширении зон обслуживания, работе в выходные и нерабочие праздничные дни, ночное время, сверхурочной работе и др., а также размеры стимулирующих выплат (доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат);
5.2. проведение мониторинга ситуации на рынке труда и прогнозирование потребности в рабочей силе на долгосрочный период в рамках определенного вида экономической или профессиональной деятельности (отрасли);
5.3. развитие внутрипроизводственного обучения работников организаций, а также опережающее профессиональное обучение работников, подлежащих высвобождению, за счет средств работодателей и государства;
5.4. участие представителей профсоюзов в деятельности советов по профессиональным квалификациям, в том числе в смежных видах профессиональной деятельности;
5.5. профсоюзный контроль над применением профессиональных стандартов с целью недопущения повышения интенсификации труда, необоснованного изменения трудовых функций работников, необоснованных увольнений или переводов на другую работу, снижения размера заработной платы;
5.6. принцип приоритетного трудоустройства граждан Российской Федерации;
5.7. ежегодную подготовку предложений по установлению допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами в отдельных видах экономической деятельности.
6. Территориальным объединениям организаций профсоюзов добиваться включения в соглашения обязательств, обеспечивающих:
6.1. в области экономической политики:
6.1.1. участие профсоюзов в разработке бюджетной политики, направленной на устойчивый экономический рост, увеличение инвестиций в инфраструктуру, высокотехнологичные отрасли, науку и социальную сферу, повышение уровня жизни граждан;
6.1.2. согласованность тарифной и ценовой политики с динамикой денежных доходов населения;
6.2. в области заработной платы:
6.2.1. установление региональными соглашениями о минимальной заработной плате размеров минимальной заработной платы в субъектах Российской Федерации в абсолютном выражении на уровне, превышающем величину минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, без учета компенсационных и стимулирующих выплат, в том числе для работников бюджетного сектора экономики;
6.2.2. осуществление контроля за выполнением региональных соглашений о минимальной заработной плате всеми работодателями;
6.2.3. разработку методики исчисления величины минимального (восстановительного) потребительского бюджета трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации как величины, обеспечивающей удовлетворение необходимых материальных и духовных потребностей работника без учета семейной нагрузки.
6.3. в области занятости:
6.3.1. разработку региональных программ содействия занятости населения, направленных на сохранение и создание рабочих мест, предотвращение массовых увольнений, осуществление опережающей профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников за счёт средств государства и работодателей, финансирование внутрирегиональной мобильности граждан за счёт средств государства и работодателей;
6.3.2. осуществление мониторинга ситуации на рынке труда и прогнозирование потребности в рабочей силе в профессионально-квалификационном разрезе на долгосрочный период;
6.3.3. приоритетное трудоустройство отечественных работников на вакантные рабочие места;
6.3.4. рассмотрение в рамках трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации вопросов о привлечении иностранных граждан, прибывших на территорию субъекта Российской Федерации в целях осуществления трудовой деятельности в порядке, требующем получения визы и в порядке, не требующем получения визы; об установлении стоимости патента; о возможности установлении запрета на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории субъекта Российской Федерации, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности; об установлении на территории субъекта Российской Федерации допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами; об установлении квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу;
6.3.5. разработку и осуществление контроля над реализацией комплексных инвестиционных планов в моногородах;
6.3.7. разработку и реализацию мер по снижению численности граждан, занятых наемным трудом без оформления трудовых отношений;
6.4. в сфере социального партнёрства:
6.4.1. установление критериев мотивированного отказа работодателей от присоединения к соглашениям, заключаемым на региональном и территориальном уровнях;
6.4.2. включение в инвестиционные договоры, заключаемые субъектом Российской Федерации с иностранным инвестором, условия о присоединении к действующим региональным трехсторонним соглашениям (в том числе к соглашению о минимальной заработной плате) и об участии в системе социального партнёрства.
6.4.3. включение в региональные трехсторонние соглашения условия о регулярном (не реже одного раза в два месяца) проведении заседаний трёхсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации;
6.4.4. проведение процесса переговоров по заключению региональных трехсторонних соглашений до формирования бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации;
6.4.5. создание электронных баз данных, содержащих действующие отраслевые соглашения, заключённые на региональном и территориальном уровнях, а также действующие коллективные договоры;
6.4.6. проведение конкурсов на лучший коллективный договор с подведением итогов и награждений на заседаниях трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации.
7. Секретарям ФНПР, представителям ФНПР в федеральных округах представить в Департамент социально-трудовых отношений и социального партнёрства Аппарата ФНПР в письменном и/или электронном виде информацию о выполнении федерально-окружных соглашений и об итогах переговоров по заключению новых федерально-окружных соглашений не позднее 1 марта 2019 г.
8. Секретарям ФНПР, представителям ФНПР в федеральных округах, вести мониторинг установления размера минимальной заработной платы по субъектам Российской Федерации и направлять его результаты в Департамент социально-трудовых отношений и социального партнёрства Аппарата ФНПР раз в полугодие.
9. Общероссийским профсоюзам и территориальным объединениям организаций профсоюзов направлять в течение 10 дней со дня регистрации тексты заключенных соглашений в Департамент социально-трудовых отношений и социального партнерства Аппарата ФНПР.
10. Департаменту социально-трудовых отношений и социального партнёрства Аппарата ФНПР обобщать и публиковать данные мониторинга установления размера минимальной заработной платы по субъектам Российской Федерации на сайте ФНПР.
11. Правовому Департаменту Аппарата ФНПР обобщить практику подписания отдельных (дополнительных) соглашений, содержащих дополнительные льготы только для членов профсоюзов, подготовить разъяснения и довести их до сведения профсоюзных организаций.
12. Академии труда и социальных отношений на основе подготовленных членскими организациями ФНПР макетов коллективных договоров и предложений основных структурных подразделений Аппарата ФНПР разработать унифицированный макет коллективного договора для широкого использования членскими организациями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Исполнительного комитета Федерации независимых профсоюзов России от 11 июля 2018 г. N 4-3 "Об итогах коллективно-договорной кампании 2017 года и задачах на предстоящий период"
Текст постановления официально опубликован не был