Определение Верховного Суда РФ от 25 февраля 2019 г. N 305-ЭС18-15072
Судья Верховного Суда Российской Федерации Золотова Е.Н.,
изучив по материалам дела N А40-237570/2016, истребованного из Арбитражного суда города Москвы, кассационную жалобу ассоциации "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство" (НОСТРОЙ) (Москва, далее - заявитель, НОСТРОЙ) на определение Арбитражного суда города Москвы от 15.01.2018, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2018 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.06.2018, принятые по указанному выше делу по вопросу о замене должника в порядке процессуального правопреемства,
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гриван СПб" (Санкт-Петербург, далее - истец, общество, взыскатель) к саморегулируемой организации "Спецстройнадзор" (Москва, далее - ответчик, ассоциация "Спецстройнадзор", должник),
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, саморегулируемой организации ассоциация компаний строительного комплекса "Союзпетрострой-Стандарт" (Санкт-Петербург, далее - третье лицо, СРО А КСК "Союзпетрострой-Стандарт")
об обязании перевести средства компенсационного фонда общества в соответствии с уведомлением от 12.10.2016 N 162/16, установил:
истец, ссылаясь на положения Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", статей 55.6, 55.7, 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статью 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ), обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к ассоциации "Спецстройнадзор" об обязании перевести средства компенсационного фонда общества в СРО А КСК "Союзпетрострой-Стандарт" в соответствии с уведомлением от 12.10.2016 N 162/16.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.07.2017 (с учетом определения об исправлении опечаток от 22.06.2018) заявленные истцом требования удовлетворены: на ассоциацию "Спецстройнадзор" возложена судом обязанность перевести средства компенсационного фонда за общество в СРО А КСК "Союзпетрострой-Стандарт" в соответствии с уведомлением от 12.10.2016 N 162/16. Судебный акт в апелляционном и кассационном порядке не обжаловался, вступил в законную силу; обществу выдан исполнительный лист ФС N 017606950.
В связи с тем, что приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) от 17.02.2017 N СП-4 сведения об ассоциации "Солидарность" исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций, общество обратилось в суд первой инстанции с заявлением о замене должника по исполнительному листу на НОСТРОЙ, ссылаясь на положение пункта 14 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Определением от 15.01.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2018 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 09.06.2018, заявление общества удовлетворено, в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) произведена замена должника - ассоциации "Спецстройнадзор" - на НОСТРОЙ.
Удовлетворяя заявление взыскателя, суды исходили из того, что НОСТРОЙ является правопреемником прав и обязанностей ассоциация "Спецстройнадзор", исключенной из реестра саморегулируемых организаций, поскольку к заявителю перешли права на средства компенсационного фонда должника и, следовательно, на НОСТРОЙ в силу положений части 16 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации лежит обязанность перечислить третьему лицу денежные средства, внесенные взыскателем в компенсационный фонд исключенной из реестра саморегулируемой организации.
Заявитель, не согласившись с судебными актами, принятыми судами всех трех инстанций, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, указывая на то, что у судов отсутствовали основания для замены стороны в порядке процессуального правопреемства на стадии исполнения судебного акта, поскольку НОСТРОЙ не заменяет исключенную саморегулируемую организацию во всех или в отдельных материально-правовых отношениях, существовавших до момента исключения ее из реестра и, соответственно, не является ее правопреемником; НОСТРОЙ не вправе отказать исключенной из реестра саморегулируемой организации в зачисления средств компенсационного на свой специальный банковский счет и не может распоряжаться указанными денежными средствами в иных случаях и порядке, кроме предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации и приказом от 08.09.2015 N 643/пр Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - приказ N 643/пр). Также заявитель указывает на то, что средства компенсационного фонда, поступившие к нему не в полном объеме (из 520 700 000 рублей сформированного компенсационного фонда поступило 4 200 000 рублей), распределены в соответствии с заявлениями бывших членов исключенной саморегулируемой организации, исходя из даты и времени поступления таких заявлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Кодекса).
Доводы, приведенные заявителем в настоящей жалобе, заслуживают внимания, в связи с чем судья усматривает основания для передачи кассационной жалобы учреждения для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.9 Кодекса, судья определил:
кассационную жалобу ассоциации "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство" (НОСТРОЙ) на определение Арбитражного суда города Москвы от 15.01.2018, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2018 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.06.2018 по делу N А40-237570/2016 передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить рассмотрение кассационной жалобы на 02 апреля 2019 года в 11 часов 00 минут в помещении Верховного Суда Российской Федерации по адресу: г. Москва, ул. Поварская, д. 15, зал N 3048 (подъезд 5).
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Е.Н. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 25 февраля 2019 г. N 305-ЭС18-15072 по делу N А40-237570/2016
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8236/18
21.03.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-8971/18
10.05.2017 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-237570/16
10.02.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-4837/17
18.01.2017 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-237570/16