Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 января 2019 г. N 4-АПГ18-30
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Зинченко И.Н.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бабушкиной Нины Семеновны о признании не действующими в части пункта 1 приложения N 1 к решению Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 23 июня 2016 года N 5/35 "Об установлении с 1 июля 2016 года порядка определения размера платы граждан за предоставленные жилищно-коммунальные услуги" и пункта 135 приложения N 1 к решению Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 20 июня 2017 года N 1/46 "Об установлении с 1 июля 2017 года порядка определения размера платы граждан за предоставленные жилищно-коммунальные услуги" по апелляционным жалобам Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области, акционерного общества "Управление жилищного хозяйства" и Бабушкиной Н.С. на решение Московского областного суда от 3 августа 2018 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Бабушкиной Н.С.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области, администрации городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области Калининой Е.Г., представителя АО "Управление жилищного хозяйства" Хотеенковой Л.В., поддержавших доводы своих апелляционных жалоб, Бабушкиной Н.С. и ее представителя адвоката Бабушкина К.А., поддержавшего доводы своей апелляционной жалобы и возражавшего против удовлетворения апелляционных жалоб Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области и АО "Управление жилищного хозяйства", заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, установила:
23 июня 2016 г. Советом депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области принято решение N 5/35 "Об установлении с 1 июля 2016 года порядка определения размера платы граждан за предоставленные жилищно-коммунальные услуги", которое опубликовано в печатных изданиях "Одинцовская неделя" от 1 июля 2016 г. N 26 и "Новые рубежи" от 14 июля 2016 г. N 27 (указанный муниципальный правовой акт действовал до 1 июля 2017 г.).
В приложении N 1 к указанному решению Совета депутатов установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в зависимости от уровня благоустройства для нанимателей муниципального жилищного фонда и для собственников помещений, которые на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, проживающих в многоквартирных жилых домах на территории городского поселения Одинцово, обслуживание которых осуществляется управляющими организациями АО "Управление жилищного хозяйства" и ОАО "СЭУ трасинжстрой".
Решением Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 20 июня 2017 г. N 1/46 "Об установлении с 1 июля 2017 года порядка определения размера платы граждан за предоставленные жилищно-коммунальные услуги" утвержден размер платы за содержание жилого помещения, в зависимости от уровня благоустройства, для нанимателей муниципального жилищного фонда и для собственников помещений, которые на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, проживающих в многоквартирных жилых домах на территории городского поселения Одинцово, обслуживание которых осуществляется управляющей организацией АО "Управление жилищного хозяйства", согласно приложению N 1.
Этим же решением Совета депутатов вышеназванное решение Совета депутатов от 23 июня 2016 г. N 5/35 признано утратившим силу с 1 июля 2017 г.
Бабушкина Н.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими:
пункта 1 приложения N 1 к решению Совет депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 23 июня 2016 г. N 5/35 в части утверждения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в зависимости от уровня благоустройства,
пункта 135 приложения N 1 к решению Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 20 июня 2017 г. N 1/46 в части установления платы в размере 41,2 руб./кв.м в месяц за содержание жилого помещения в зависимости от уровня благоустройства для собственников помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: ...
В обоснование заявленных требований Бабушкина Н.С. сослалась на то, что ей на праве собственности принадлежит квартира по адресу: г. ... Собственники помещений многоквартирного жилого дома по указанному адресу решение о способе управления многоквартирным домом не принимали. Дом находится в управлении АО "Управление жилищного хозяйства" в соответствии с договором N 1 управления многоквартирным домом от 16 сентября 2015 г., заключенным по результатам открытого конкурса с Управляющей организацией для управления многоквартирным домом, проведенного конкурсной комиссией, созданной постановлением администрации городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 20 апреля 2015 г. N 164.
Цена договора управления установлена конкурсной документацией в размере 37,91 руб./кв.м, в месяц.
1 июля 2016 г. Управляющая компания, руководствуясь пунктом 2 решения Совета депутатов городского поселения Одинцово от 23 июня 2016 г. N 5/35, в одностороннем порядке увеличила размер платы за содержание и ремонт жилого помещения до 39,62 руб./кв.м, а с 1 июля 2017 г. на основании пункта 2 решения Совета депутатов от 20 июня 2017 г. N 1/46 - до 41,20 руб./кв.м, в месяц.
По мнению административного истца, оспариваемые ею нормы не соответствуют пункту 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", в соответствии с которым в случае, если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления по результатам конкурса, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
Поскольку орган местного самоуправления не является стороной договора управления, то в силу пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации он не вправе вмешиваться в договорные отношения между сторонами сделки, которыми являются Управляющая организация и собственник помещения в многоквартирном доме, и менять цену договора.
Решением Московского областного суда от 3 августа 2018 г. административное исковое заявление Бабушкиной Н.С. удовлетворено. Признаны не действующими со дня принятия:
пункт 1 приложения N 1 к решению Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 23 июня 2016 г. N 5/35 в части утверждения платы за содержание и ремонт жилого помещения в зависимости от уровня благоустройства для жилых домов, имеющих все виды благоустройства, не оборудованные газовыми приборами, в размере 39,62 руб.,
пункт 135 приложения N 1 к решению Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 20 июня 2017 г. N 1/46 в части установления платы в размере 41,2 руб./кв.м в месяц за содержание жилого помещения в зависимости от уровня благоустройства для собственников помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: ...
На решение Московского областного суда поступили апелляционные жалобы Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области, АО "Управление жилищного хозяйства" и Бабушкиной Н.С.
В апелляционных жалобах Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области и АО "Управление жилищного хозяйства" поставлен вопрос об отмене решения Московского областного суда от 3 августа 2018 года, в апелляционной жалобе представителя Бабушкиной Н.С. - Бабушкина К.А. поставлен вопрос об изменении мотивировочной части решения суда первой инстанции с оставлением без изменения резолютивной части решения суда.
Совет депутатов и АО "Управление жилищного хозяйства" в своих апелляционных жалобах ссылаются на то, что оспариваемые административным истцом решения Совета депутатов были приняты Советом депутатов в соответствии с действующим законодательством и направлены на установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей и собственников помещений, которые на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Для расчета необходимого увеличения размера платы за содержание жилого помещения были учтены: анализ фактических финансовых затрат на содержание жилого помещения в многоквартирных домах, расположенных в городском поселении Одинцово, которые имеют разный уровень благоустройства, индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
Совет депутатов, кроме того, ссылается на то, что согласно постановлению Правительства Московской области от 1 декабря 2015 г. N 1155/46 утвержден предельный (максимальный) индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2016 год в городском поселении Одинцово, составляющий 6,1%, а индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на 2017 год составил 4%. Указывает, что необходимость повышения размера платы за коммунальные услуги обусловлена экономической ситуацией в стране, ростом цен, при этом повышение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения не превышает установленного уровня инфляции.
Представитель АО "Управление жилищного хозяйства" в апелляционной жалобе не соглашается с выводом суда о необоснованности примененного ответчиком расчета размера платы за содержание жилого помещения, указывая, что суд не обладает специальными знаниями для признания расчета по увеличению размера платы за жилое помещение необоснованным. Кроме того, полагает, что в спорный период времени какого-либо законодательно закрепленного алгоритма установления размера платы за содержание жилого помещения органами местного самоуправления не имелось, положения Жилищного кодекса Российской Федерации также не содержат указаний на необходимость учета методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Относительно доводов апелляционных жалоб прокурором представлены возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражения относительно них, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда исходя из следующего.
Разрешая заявленные требования, суд, сославшись на части 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), статью 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 4.1 статьи 12 Устава городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области, пришел к выводу о том, что Совет депутатов имел основания и полномочия для утверждения размера платы за содержание и ремонт помещений для собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: ...
Удовлетворяя административное исковое заявление Бабушкиной Н.С. и признавая недействующими оспариваемые положения нормативных правовых актов, в соответствии с которыми на соответствующий период установлена плата за содержание и ремонт помещений в многоквартирном доме, суд исходил из того, что одним из принципов образования платы за содержание и ремонт общего имущества является экономическая обоснованность, то есть расчет фактического объема затрат, необходимых на содержание и ремонт помещений многоквартирного дома, в то время как Советом депутатов городского поселения Одинцово экономического обоснования расчета размера установленной платы суду представлено не было.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с решением суда об удовлетворении заявленных требований согласна, но не может согласиться с выводом суда первой инстанции, положенным судом в основу удовлетворения требований административного истца лишь на том основании, что отсутствует экономическое обоснование расходов, необходимых на содержание и ремонт жилого помещения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в период действия оспариваемых нормативных правовых актов, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Согласно пункту 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, в случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что указанные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
Следовательно, в том случае, когда управляющая компания назначена по результатам проведенного органами местного самоуправления конкурса, первоначальная стоимость размера платы за содержание жилого помещения устанавливается в конкурсной документации и соответствует цене договора управления многоквартирным домом.
В соответствии с положениями части 5 статьи 161, пункта 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации с управляющей компанией, назначенной по результатам проведенного конкурса, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления многоквартирным домом, в котором указывается стоимость платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу пункта 2 части 5 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления многоквартирным домом в случае назначения управляющей компании по результатам конкурса заключается на срок не менее чем один год, но не более чем три года.
Часть 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что изменение договора управления многоквартирным домом осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, то есть в соответствии с главой 29 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Договорные отношения регулируются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (главы 27-29).
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422) (пункты 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Порядок изменения и расторжения договора предусмотрен главой 29 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, применительно к данному случаю, если одна из сторон договора управления многоквартирным домом предлагает изменить условия договора в части размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, соответствующее решение должно быть принято решением собственников помещений многоквартирного дома. В случае отсутствия такого решения, а также намерения управляющей компании продолжить свою деятельность, договор управления многоквартирным домом считается пролонгированным на тех же условиях.
Согласно пункту 35 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, размер платы за содержание жилого помещения должен быть соразмерен указанному в конкурсной документации перечню обязательных услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, являющегося объектом конкурса, объемам и качеству указанных услуг и работ, исходя из сложившихся в муниципальном образовании рыночных цен на аналогичные услуги и работы.
Судом установлено, что в соответствии с договором управления, заключенным по итогам открытого конкурса, проведенного органом местного самоуправления, акционерное общество "Управление жилищного хозяйства" обязалось оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с приложением N 2 к настоящему договору (п. 3.1.2).
Стоимость работ по содержанию и ремонту многоквартирного дома установлена в размере 37 руб. 91 коп. за кв.м в месяц. Какие-либо положения об индексации стоимости услуг по содержанию и ремонту общего имущества в тексте договора и приложениях к нему отсутствуют.
Таким образом, поскольку по обстоятельствам настоящего дела акционерное общество "Управление жилищного хозяйства" органом местного самоуправления назначено управляющей компанией дома N ... по ул. ... по результатам проведенного конкурса, собственниками помещений указанного дома с этой управляющей компанией заключен договор управления, в котором определена стоимость платы за жилое помещение и ремонт в размере 37,91 руб./кв.м в месяц, в соответствующей части какого-либо иного решения собственниками помещений дома не принималось, то предусмотренных законом правовых оснований для увеличения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, расположенных в ..., до 39,62 руб./кв.м, в месяц с 1 июля 2016 г. и до 41,20 руб./кв.м, в месяц с 1 июля 2017 г. у Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области не имелось.
Несостоятельна содержащаяся в апелляционной жалобе Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области ссылка на часть 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации о праве органа местного самоуправления устанавливать размеры платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Из содержания данной нормы следует, что она распространяется на случаи, когда не выбрана управляющая компания, однако в ней не содержится положений о том, что она также распространяется на случаи, когда управляющая компания была определена по результатам конкурса, и собственниками помещений с указанной компанией заключены договоры на обслуживание.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450-453 ГК РФ).
При таких обстоятельствах у Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области не имелось полномочий на принятие решений об увеличении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, расположенных в д. ..., в связи с чем отсутствовала и необходимость выяснения судом первой инстанции вопроса о наличии расчета экономической обоснованности измененного размера платы за содержание и ремонт помещений.
С учетом изложенного соответствующий вывод суда, послуживший основанием к удовлетворению требований административного истца, свидетельствует о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Вместе с тем, поскольку окончательный вывод суда об обоснованности требований Бабушкиной Н.С. и необходимости удовлетворения её требований является правильным по основаниям, приведенным в настоящем определении, оснований для отмены обжалуемого решения суда Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает, вследствие чего апелляционные жалобы Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области и акционерного общества "Управление жилищного хозяйства" подлежат оставлению без удовлетворения.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 177, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, у определила:
решение Московского областного суда от 3 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области, акционерного общества "Управление жилищного хозяйства" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 января 2019 г. N 4-АПГ18-30
Текст определения официально опубликован не был