В целях реализации полномочий, установленных Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Типовую программу инспекции системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации.
2. Признать утратившим силу приказ Ростехнадзора от 25 октября 2007 г. N 729 "Об утверждении и введении в действие Типовой программы целевой инспекции системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организациях, осуществляющих обращение с указанными веществами и отходами".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Ростехнадзора А.В. Ферапонтова.
Руководитель |
А.В. Алёшин |
УТВЕРЖДЕНА
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 25 февраля 2019 г. N 80
Типовая программа
инспекции системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации
I. Общие положения
1. Типовая программа инспекции системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации (далее - Типовая программа) разработана в соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, Положением о федеральном государственном надзоре в области использования атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. N 1044, Положением об организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2016 г. N 542, Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утвержденным приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2011 г. N 703 (далее - Административный регламент), федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации" (НП-067-16) (далее - Основные правила), утвержденными приказом Ростехнадзора от 28 ноября 2016 г. N 503.
2. Типовая программа предназначена для работников центрального аппарата Ростехнадзора, межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора (далее - территориальные органы Ростехнадзора), организующих и осуществляющих плановые и внеплановые проверки системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организациях, их территориально обособленных подразделениях, филиалах (далее - организации), осуществляющих обращение с указанными веществами и отходами, в том числе в рамках комплексных проверок и при осуществлении постоянного государственного надзора (далее - проверка СУиК РВ и РАО).
3. Программа проверки СУиК РВ и РАО составляется и оформляется в соответствии с приложением N 1 к настоящей Типовой программе.
4. При определении объема проверки СУиК РВ и РАО следует исходить из того, что она может проводиться как по всем предусмотренным в Типовой программе направлениям, так и по некоторым из них. При этом конкретный объем проверки СУиК РВ и РАО определяет должностное лицо Ростехнадзора, утверждающее программу ее проведении.
В случае выявления при проверке нарушений в учете и контроле РВ и РАО могут быть проверены дополнительные вопросы, не предусмотренные программой проверки СУиК РВ и РАО, для определения причин возникновения данных нарушений.
5. Проверка СУиК РВ и РАО может проводиться как в отношении всей организации, осуществляющей обращение с РВ и РАО, так и в отношении ее отдельных подразделений (филиалов), осуществляющих обращение с РВ и РАО.
6. Порядок проведения, оформление результатов проверки СУиК РВ и РАО и применение установленных законодательством Российской Федерации мер в отношении выявленных фактов нарушений установленных требований осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Административного регламента.
7. В Типовой программе используются понятия, определенные Положением об организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2016 г. N 542.
II. Направления проверки СУиК РВ и РАО
8. Устанавливаются следующие направления проверки СУиК РВ и РАО:
8.1. Нормативная и организационно-распорядительная документация в организации.
8.2. Постановка на учет и снятие с учета РВ и РАО в организации.
8.3. Меры контроля доступа к РВ и РАО.
8.4. Система измерений и контроль качества измерений РВ и РАО.
8.5. Передача РВ и РАО.
8.6. Инвентаризация РВ и РАО.
8.7. Действия при обнаружении аномалий и нарушений в учете и контроле РВ и РАО.
8.8. Административный контроль.
8.9. Учетные и отчетные документы.
8.10. Подготовка персонала, осуществляющего учет и контроль РВ и РАО.
8.11. Выполнение работ по устранению нарушений, отмеченных в актах и предписаниях Ростехнадзора.
8.12. Установление наличия РВ и РАО, в том числе с применением технических средств.
III. Типовые перечни вопросов, подлежащих проверке по направлениям учета и контроля РВ и РАО
9. По направлению "Нормативная и организационно-распорядительная документация в организации" проверке подлежат:
9.1. Приказы руководителя организации о назначении должностных лиц, ответственных за учет и контроль РВ и РАО в подразделениях, об организации централизованной службы (назначении структурного подразделения) по учету и контролю РВ и РАО (приказ о назначении должностного лица, ответственного за учет и контроль РВ и РАО).
9.2. Распорядительные документы организации о назначении ответственных за организацию работ по применению пломб, за учет и хранение пломб в организации, за учет, хранение и обращение с пломбами в подразделениях.
9.3. Наличие и содержание Положения (Инструкции) по учету и контролю РВ и РАО в организации (далее - Положение).
9.4. Наличие и содержание программы применения пломб в организации (или соответствующего раздела в Положении).
9.5. Наличие и содержание программы измерений РВ и РАО в организации (или соответствующего раздела в Положении).
9.6. Наличие и содержание программы контроля качества измерений РВ и РАО или соответствующего раздела в программе измерений РВ и РАО (в организациях, осуществляющих учетные измерения РВ и РАО).
9.7. Наличие и содержание инструкций по учету и контролю РВ и РАО для каждого структурного подразделения (при наличии в организации трех и более подразделений, обращающихся с РВ и РАО).
Перечисленные в настоящем пункте организационно-распорядительные документы проверяются на предмет их наличия, правильности оформления (подписания, согласования, утверждения), соответствия изложенных в них требований положениям законодательных актов, организационно-распорядительных документов в области государственного учета и контроля РВ и РАО, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии. При этом в отношении каждого из вышеуказанных организационно-распорядительных документов должна быть проведена проверка выполнения изложенных в них требований на практике.
10. По направлению "Постановка на учет и снятие с учета РВ и РАО в организации" проверке подлежат:
10.1. Соблюдение организацией установленных Основными правилами критериев (по минимально значимой активности и минимально значимой удельной активности радионуклидов) при постановке РВ на учет в системе государственного учета и контроля РВ и РАО.
10.2. Соблюдение организацией критериев отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к РАО и критериев классификации удаляемых РАО, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2012 N 1069, при постановке на учет в системе государственного учета и контроля РВ и РАО.
10.3. Своевременность постановки РВ на государственный учет и обоснованность их снятия с государственного учета.
10.4. Своевременность постановки РАО на государственный учет и обоснованность их снятия с государственного учета.
10.5. Порядок определения содержания РВ в отработавшем ядерном топливе (далее - ОЯТ) (при обращении организации с ОЯТ).
11. По направлению "Меры контроля доступа к РВ и РАО" проверке подлежат:
11.1. Соответствие используемых организацией пломб в учете и контроле РВ и РАО требованиям национальных стандартов Российской Федерации.
11.2. Соответствие фактического порядка обращения с пломбами в организации порядку, установленному программой применения пломб.
11.3. Документы, отражающие результаты проверки состояния и целостности пломб в период между инвентаризациями.
11.4. Журналы учета пломб, журналы установки и снятия пломб в подразделениях.
11.5. Перечни лиц, имеющих право обращения с пломбами (получение, хранение, применение, утилизация).
11.6. Выборочно - наличие и правильность установки пломб на объекты пломбирования подразделений.
11.7. Установление в документах организации порядка применения и документальной регистрации результатов применения систем наблюдения в целях контроля доступа к РВ и РАО (в случае их использования для целей учета и контроля).
12. По направлению "Система измерений и контроль качества измерений РВ и РАО" проверке подлежат:
12.1. Порядок проведения учетных измерений РВ и РАО в организации (при осуществлении в организации учетных измерений).
12.2. Наличие аттестованных методик измерений РВ и РАО (при необходимости).
12.3. Свидетельства о метрологической аттестации стандартных образцов (при их использовании в целях учета и контроля РВ и РАО).
12.4. Поверка средств измерений, используемых в системе измерений РВ и РАО.
12.5. Работоспособность средств измерений, используемых в системе измерений РВ и РАО.
12.6. Документальное оформление результатов измерений РВ и РАО.
13. По направлению "Передача РВ и РАО" проверке подлежат:
13.1. Своевременность и порядок оформления входного контроля и постановки на учет (снятия с учета) РВ и РАО при выполнении процедур их передачи между организациями (подразделениями).
13.2. Порядок оформления и содержание сопроводительной документации, а также паспортов на закрытые радионуклидные источники (ЗРИ), учетные единицы не в виде ЗРИ, РАО при их передачах между организациями.
13.3. Своевременность оформления предварительных уведомлений и подтверждений о получении при передаче РВ и РАО между организациями.
13.4. Порядок оформления передачи РВ в ОЯТ (при обращении организации с ОЯТ).
13.5. Документы, регистрирующие передачу РВ между ответственными лицами, с одной технологической операции на другую, а также между сменами и подразделениями.
13.6. Документы, регистрирующие передачу РАО между ответственными лицами, с одной технологической операции на другую, перемещение из одного пункта хранения в другой пункт хранения, а также между подразделениями.
14. По направлению "Инвентаризация РВ и РАО" проверке подлежат:
14.1. Соблюдение сроков и соответствие порядка фактического проведения плановых инвентаризаций РВ и РАО порядку, установленному в Положении.
14.2. Распорядительные документы руководителя организации о проведении инвентаризации, о назначении инвентаризационных комиссий.
14.3. Проведение внеплановой инвентаризации РВ и РАО в установленных Основными правилами случаях.
14.4. Акты инвентаризационных комиссий о проведении предыдущих (плановых и внеплановых) инвентаризаций РВ и РАО.
14.5. Списки наличного количества РВ и РАО, списки фактически наличного количества РВ и РАО, акты инвентаризации РВ и РАО по подразделениям.
14.6. Результаты подтверждающих измерений характеристик РВ и РАО, оценка результатов применения средств контроля доступа при проведении инвентаризации.
15. По направлению "Действия при обнаружении аномалий и нарушений в учете и контроле РВ и РАО" проверке подлежат:
15.1. Соблюдение установленного порядка проведения расследования при выявлении аномалий и нарушений в учете и контроле РВ и РАО.
15.2. Документальное оформление результатов расследования аномалий и нарушений в учете и контроле РВ и РАО.
16. По направлению "Административный контроль" проверке подлежат:
16.1. Соответствие порядка фактического проведения административного контроля состояния учета и контроля РВ и РАО порядку, установленному в Положении.
16.2. Документальное оформление результатов административного контроля состояния учета и контроля РВ и РАО.
17. По направлению "Учетные и отчетные документы" проверке подлежат:
17.1. Наличие в журналах учета по РВ и РАО обязательных сведений, предусмотренных Основными правилами.
17.2. Своевременная регистрация учетных данных в учетных документах по РВ и РАО.
17.3. Журналы учета и другие учетные документы по ЗРИ, наличие документов об установлении категорий ЗРИ по радиационной опасности, соблюдение установленной Основными правилами методики категорирования ЗРИ по радиационной опасности.
17.4. Журналы учета и другие учетные документы по РВ не в составе ЗРИ.
17.5. Журналы учета и другие учетные документы по РВ в ОЯТ.
17.6. Журналы учета и другие учетные документы по РАО.
17.7. Журналы учета радионуклидов, выбрасываемых в атмосферу.
17.8. Журналы учета радионуклидов, сбрасываемых со сточными водами.
17.9. Сроки, полнота и правильность предоставления организацией отчетных документов по РВ и РАО, а также по ЗРИ с ядерными материалами, подлежащими учету в системе государственного учета и контроля ядерных материалов.
17.10. Порядок внесения исправлений в учетные и отчетные документы по РВ и РАО.
18. По направлению "Подготовка персонала, осуществляющего учет и контроль РВ и РАО" проверке подлежат:
18.1. Наличие документов, в которых зарегистрированы результаты обучения, проверки знаний процедур учета и контроля РВ и РАО для различных категорий работников (персонала) организации и допуска их к выполнению должностных обязанностей.
18.2. Наличие у должностных лиц, ответственных за организацию учета и контроля РВ и РАО, документов о прохождении в установленные сроки переподготовки или повышения квалификации.
18.3. Наличие у руководящего персонала организации, ответственного за учет и контроль РВ и РАО, разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии.
19. По направлению "Выполнение работ по устранению нарушений, отмеченных в актах и предписаниях Ростехнадзора" проверке подлежат:
19.1. Наличие, содержание и выполнение планов мероприятий по устранению выявленных нарушений.
19.2. Представление уведомлений об устранении выявленных нарушений в установленные сроки.
20. По направлению "Установление наличия РВ и РАО, в том числе с применением технических средств" проверке подлежат:
20.1. Соответствие количества и местонахождения учетных единиц РВ и РАО данным (записям) в учетных документах.
20.2. Атрибутивные признаки и состояние учетных единиц, их соответствие сведениям в учетных документах.
20.3. Целостность, правильность установки и соответствие установленных на контейнеры (хранилища) с РВ и РАО пломб данным учетных документов.
При установлении наличия РВ и РАО могут проводиться инспекционные измерения РВ и РАО.
Приложение N 1
к Типовой программе инспекции системы
учета и контроля радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов
в организации, утвержденной приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 25 февраля 2019 г. N 80
Порядок
составления и оформления программы проверки СУиК РВ и РАО
1. Программа проверки СУиК РВ и РАО (далее - Программа) составляется на основе приведенных в Типовой программе перечней вопросов по направлениям проверки СУиК РВ и РАО в соответствии с намечаемыми целями, исходя из имеющейся информации о состоянии системы учета и контроля РВ и РАО в организации (актов предыдущих инспекций, предписаний, отчетов организации о текущем состоянии учета и контроля РВ и РАО) с обязательным учетом фактических условий и особенностей обращения с РВ и РАО в инспектируемой организации.
2. В программе должны быть определены:
наименование программы;
сроки проведения инспекции;
цели проведения инспекции;
направления проведения инспекции и перечни подлежащих проверке вопросов по отдельным направлениям;
перечень структурных подразделений и служб организации, подлежащих инспектированию (при необходимости);
состав информации, которая должна быть подготовлена администрацией организации в виде отчетов, справок и представлена комиссии в установленный программой срок (приложение N 2 к настоящей Типовой программе).
3. В части инспектирования системы учета и контроля РВ и РАО в организации в Программу рекомендуется включать направления, определенные пунктом 8 настоящей Типовой программы.
4. Предусматриваемые в программе мероприятия, а также методы и способы их реализации в процессе проведения инспекции должны учитывать соблюдение требований технической, пожарной, радиационной безопасности и мер по защите информации.
5. Программу составляет должностное лицо, назначенное председателем комиссии для проведения инспекции в срок, обеспечивающий своевременное направление программы в проверяемую организацию.
Приложение N 2
к Типовой программе инспекции системы
учета и контроля радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов
в организации, утвержденной приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 25 февраля 2019 г. N 80
Состав
информации, подготавливаемой администрацией организации перед проверкой
1. Положение (Инструкция) по учету и контролю РВ и РАО в организации.
2. Инструкции по учету и контролю РВ и РАО в подразделениях.
3. Приказы по организации системы учета и контроля РВ и РАО.
4. Документы по организации измерений и контролю качества измерений РВ и РАО.
5. Документы по организации системы контроля доступа к РВ и РАО, применению пломб, систем наблюдения.
6. Документы по организации инвентаризации РВ и РАО.
7. Учетные документы по РВ и РАО.
8. Документы по применению средств контроля доступа к РВ и РАО, документы по проверке состояния и целостности пломб.
9. Отчетные документы в рамках системы государственного учета и контроля РВ и РАО.
10. Документы по осуществлению административного контроля состояния учета и контроля РВ и РАО.
11. Документы по обучению и проверке знаний персонала, осуществляющего учет и контроль РВ и РАО, сведения по наличию разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии у руководящего персонала организации, ответственного за учет и контроль РВ и РАО.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ростехнадзор разработал новую Типовую программу инспекции системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов. Ведомство уточнило:
- направления инспектирования;
- перечни прорабатываемых вопросов;
- порядок составления программ проверки.
Прежняя типовая программа утратила силу.
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 февраля 2019 г. N 80 "Об утверждении и введении в действие Типовой программы инспекции системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации"
Текст приказа официально опубликован не был